Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Физическая безопасность
Санитарно-эпидемиологический надзор за источниками потенциально опасных физических факторов неионизирующей природы осуществляется на предприятиях, на территории вокруг промышленных объектов, на территории населенных мест; в жилых и общественных зданиях, в учебных заведениях, детских и лечебно-профилактических учреждениях.
Как показали отчетные материалы, в 2010 г. сохранялась тенденция к увеличению числа объектов - источников физических факторов неионизирующей природы (рис. 12).
Рис. 12. Динамика общего числа объектов - источников физических факторов, находящихся под надзором
Рис. 13. Динамика числа объектов - источников различных физических факторов, находящихся на учете в органах Роспотребнадзора
На рис. 13 представлена динамика изменений числа объектов - источников отдельных физических факторов в целом по Российской Федерации. Видно, что за последние три года их число в целом возросло. Увеличение происходило равномерно для различных факторов неионизирующей природы.
Структура объектов с источниками физических факторов неионизирующей природы в Российской Федерации в целом представлена на рис. 14 и соответствует таковой в предшествовавшие годы.
Рис. 14. Структура объектов с источниками физических факторов неионизирующей природы
Больше всего объектов требуют проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и инструментального контроля по показателям освещенности и микроклимата, далее следует шум, электромагнитные поля, вибрация.
Неблагоприятное воздействие физических факторов наиболее выражено в условиях производства.
На рис. 15 представлена динамика числа обследованных рабочих мест по параметрам физических факторов.
Рис. 15. Динамика числа обследованных в Российской Федерации рабочих мест по параметрам физических факторов
За последние 4 года число измерений физических факторов на рабочих местах снизилось примерно в 1,5 раза, что, по-видимому, связано с общим уменьшением числа надзорных мероприятий, обусловленным изменениями в законодательстве Российской Федерации.
Число рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по отдельным физическим факторам, за 5 лет по Российской Федерации имело тенденцию к увеличению - табл. 103. По факторам шума, вибрации и освещенности отмечено повышение, особенно по сравнению с 2009 г. По факторам микроклимата и ЭМП отмечено снижение этого показателя. Так как наиболее часто встречающимся источником ЭМП на рабочих местах является вычислительная техника, то уменьшение числа рабочих мест, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в основном обусловлено использованием более современной техники, имеющей лучшие гигиенические показатели.
Таблица 103
Доля рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по физическим факторам, %
Фактор |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Шум |
16 |
15 |
15,70 |
14,72 |
17,05 |
Вибрация |
10 |
11 |
12,30 |
8,86 |
11,09 |
Освещенность |
8 |
11 |
6,83 |
6,69 |
9,92 |
Микроклимат |
8 |
7 |
11,00 |
10,23 |
7,72 |
ЭМП* |
12 |
11 |
11,00 |
9,96 |
8,57 |
*- электромагнитные поля |
В 2010 г. по России в целом доля объектов (промышленности, пищевых, транспорта и др.), не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по физическим факторам, так же, как и рабочих мест, несколько выросла, за исключением электромагнитных полей (рис. 16).
Рис. 16. Динамика относительного числа производственных объектов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по физическим факторам
Для промышленных предприятий число рабочих мест, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по физическим факторам, за исключением вибрации, было выше и составило 24,47% - по шуму, 14,03% - по вибрации, 9,53% - по микроклимату, 8,77% - по ЭМП и 16,19% - по освещенности.
Наиболее выраженное неблагоприятное воздействие физических факторов, прежде всего шума и вибрации, на работающих, как и в предыдущие годы, наблюдается в горно-добывающей промышленности, тяжелом машиностроении, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, черной металлургии, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, строительной промышленности, тракторной, химической и полиграфической промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте.
Следствием воздействия физических факторов на работающих являются повышенные уровни профессиональной заболеваемости. В ряде субъектов Российской Федерации (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Московская, Брянская, Воронежская, Калининградская области и др.) из хронических профессиональных заболеваний наиболее распространены шумовая и вибрационная болезнь. Сохраняющаяся в некоторых из них неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка ведет к возрастанию профессиональной заболеваемости. В Печенгском, Мончегорском и Кандалакшском районах Мурманской области на крупных горно-добывающих и перерабатывающих предприятиях ряд рабочих мест неразрывно связан с высокими уровнями шума. Это сопряжено с ростом профессиональной патологии, имеющей в своей основе воздействие указанных физических производственных факторов (рис. 17).
Рис. 17. Динамика удельного веса профзаболеваний, связанных с воздействием шума и вибрации, у работников горно-добывающих предприятий Мурманской области
В Архангельской области удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню шума, составил 41,4% (рост на 7,5%); по уровню вибрации - 28,4% (рост на 7,2%).
В Кировской области удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню шума, составил 35,1%; по уровню вибрации - 16,7%. Данный показатель объясняется наличием большого количества шумящего оборудования на предприятиях машиностроения, деревообработки, где проводились измерения.
Основные нарушения, которые выявлялись в ходе проведения проверок, - это отсутствие организации производственного контроля за условиями труда, периодических медицинских осмотров работающих с вредными условиями труда в центре профпатологии, контроля за использованием средств защиты и специальной одежды, за работой систем вентиляции.
В структуре профессиональной заболеваемости за 2010 г. 12,2% занимают профессиональные заболевания от воздействия шума и 10,2% - от воздействия вибрации.
Самыми распространенными профессиями среди лиц, получивших хроническое профессиональное заболевание в 2010 г., являются трактористы, водители автомобилей. Заболеваемость среди этой профессиональной группы составила 28,6%.
По фактору шума особенно неблагоприятная обстановка на рабочих местах промышленных предприятий наблюдалась в следующих субъектах федерации:
Субъект федерации |
Процент рабочих мест, не отвечающих нормативам |
Амурская область |
63,11 |
Чукотский АО |
61,00 |
Магаданская область |
56,00 |
Республика Адыгея |
50,25 |
Республика Карелия |
47,69 |
По фактору вибрации наибольший процент рабочих мест, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, зарегистрирован в следующих субъектах федерации:
Субъект федерации |
Процент рабочих мест, не отвечающих нормативам |
Чукотский АО |
56,00 |
Ярославская область |
45,08 |
Смоленская область |
41,77 |
Удмуртская Республика |
31,38 |
Кемеровская область |
26,20 |
Главными причинами превышения допустимого уровня физических факторов на рабочих местах по-прежнему являются несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки технологического оборудования и инструментов, их физический износ, а также недостаточная ответственность работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда.
Эффективного снижения неблагоприятного воздействия физических факторов в условиях производства, как и улучшения условий труда в целом, можно добиться лишь при взаимодействии органов Роспотребнадзора, органов государственной власти, профсоюзов и предпринимателей. Примером такого взаимодействия может служить "Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2011-2013 гг.", которое заключили правительство Санкт-Петербурга, Ленинградская федерация профсоюзов и Союз промышленников и предпринимателей г. Санкт-Петербурга в целях создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для достижения параметров достойного труда, гармоничного развития отраслей экономики и социальной сферы.
В результате проведенной работы удалось добиться положительного решения ряда важнейших вопросов, включая вопросы продолжения реконструкции и технического перевооружения многих промышленных предприятий.
Важнейшим направлением в деятельности Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу в 2010 г. являлось практическое решение задач в рамках социально-гигиенического мониторинга, в первую очередь - в части дальнейшего формирования базы данных по состоянию условий труда.
В результате выполнения представлений, предписаний и постановлений территориального отдела Управления Роспотребнадзора, планов и программ по оздоровлению условий труда за отчётный период удалось добиться определённого улучшения условий труда работающих.
Так, в ЗАО "Петросталь" изъяты из работы рубильные молотки марки РМ 20А, сокращен объем работ с применением отбойных молотков на 60% за счет механизации на базе машины "БРОКК", обеспечено выполнение установленных режимов труда. Замена базовых отбойных молотков МО-5ПМ, МО-6ПМ, М0-7ПМ на молотки МО-3 позволила значительно снизить уровни шума на рабочих местах.
В ООО "Равенство" ремонт и замена станочного оборудования позволили снизить уровни шума на рабочих местах токарей и фрезеровщиков до предельно допустимых.
В ОАО "Санкт-Петербургский Газетный комплекс" на системах вентиляции установлены трубчатые шумоглушители.
В ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" для снижения профзаболеваемости при работе с виброинструментом приобретены и внедрены установки сухо-воздушного обогрева и микромассажа рук "УСОМР". Произведена замена старого виброинструмента на инструмент облегченных типов с меньшими уровнями вибрации.
На ООО "Петро" в 2009 и 2010 гг. проведены мероприятия по снижению уровней производственного шума на рабочих местах папиросно-сигаретного производства. В апреле 2010 г. завершена аттестация рабочих мест, по результатам которой будет разработан план мероприятий по снижению уровней производственного шума на рабочих местах.
Динамика объема инструментальных исследований физических факторов неионизирующей природы, проведенных учреждениями Роспотребнадзора на территории населенных пунктов, представлена в табл. 104.
Таблица 104
Количество точек измерения физических факторов на территории населенных пунктов
Физические факторы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Динамика за 5 лет |
Динамика к 2009 г., % |
|
абс. |
% |
|||||||
Шум |
128 447 |
131 777 |
120 634 |
113 852 |
86 961 |
-41 486 |
-36,44 |
-23,62 |
Вибрация |
23 475 |
21 333 |
19 400 |
18 709 |
15 195 |
-8 280 |
-44,26 |
-18,78 |
ЭМП |
176 505 |
186 203 |
172 984 |
207 393 |
192 496 |
15 991 |
7,71 |
-7,18 |
Всего |
328 427 |
339 313 |
313 018 |
339 954 |
294 652 |
-33 775 |
-9,94 |
-13,33 |
За последние 5 лет объем исследований шума и вибрации снизился. По сравнению с 2009 г. также имело место снижение числа исследований шума, вибрации и ЭМП. Причины уменьшения числа исследований обусловлены снижением объема заданий по обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора.
На рис. 18 представлена структура измерений физических факторов неионизирующей природы в населенных пунктах. Из рисунка видно, что в общем объеме исследований, следовательно, и источников, доминируют электромагнитные поля (ЭМП) - 65%
Рис. 18. Структура инструментальных исследований физических факторов неионизирующей природы в населенных пунктах
Если исходить из числа обоснованных жалоб населения, то наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека, продолжает оставаться акустический шум. Так, в Мурманской области доля жалоб граждан на акустическое воздействие в процентах от общего количества обращений на нарушение условий проживания и состояние окружающей среды колеблется от 15 до 20%. Воздействию шума с уровнем, превышающим предельно допустимый, в России подвергаются несколько миллионов человек.
Относительное число измерений акустического шума, в которых превышены гигиенические нормативы, от различных источников на территории населенных мест представлено на рис. 19.
Как следует из рисунка, наиболее значимыми источниками шума в населенных пунктах по-прежнему являются объекты транспорта. Они требуют самого пристального внимания с точки зрения контроля. Ухудшение акустической обстановки отмечается в подавляющем числе городов Российской Федерации. Выявлению нарушений санитарного законодательства, касающихся уровня шума на территории жилой застройки, способствует проводимый мониторинг акустического шума в населенных пунктах.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Мурманской области совместно со специалистами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" подготовлены и проведены в крупных городах области мероприятия по исследованию уровней шума. В первую очередь измерения проводились в жилых домах и на прилежащей территории.
Измерения уровней шума в 2010 г. дали следующие результаты: на территориях, прилегающих к основным транспортным магистралям, уровни шума, превышающие нормативные, зафиксированы в 34,3% случаев измерений, из них превышения допустимых уровней шума в 22,0% случаев составляют 10 дБ А и более.
Полученные результаты исследований свидетельствуют о необходимости совершенствования транспортной инфраструктуры крупных городов области: формирования системы магистралей скоростного и непрерывного движения, улучшения планировочной структуры существующей сети, повышения транспортно-эксплуатационных качеств улично-дорожной сети за счет внедрения новых технологий строительства, содержания и ремонта дорог.
Рис. 19. Относительное число измерений, не отвечающих гигиеническим нормативам, от объектов - источников акустического шума на территории населенных мест
В населенных пунктах источниками шума для жилых помещений являются также отдельно стоящие насосные для подкачки воды, насосы, установленные в подвалах жилых домов, инженерные коммуникации, автотранспорт, лифты, встроенно-пристроенные объекты, проводимая перепланировка и ремонты квартир, строительство магазинов, музыка из смежных квартир, предприятия торговли и общественного питания (холодильное оборудование, средства малой механизации, технологическое оборудование, музыкальные комплексы). По числу жалоб населения эти объекты опережают транспортный шум.
Анализ результатов инструментальных исследований уровней шума, выполненных в 2010 г. по предписаниям Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу в связи с жалобами граждан на негативное шумовое воздействие, выявил, что на первом месте шум от источников, встроенных в эксплуатируемые жилые здания (64%); шум транспорта занимает в структуре жалоб 9%, шум прочих внешних источников -27% (рис. 20).
Рис. 20. Структура обоснованных жалоб населения на шум от различных источников в г. Санкт-Петербурге
Основным источником шума, оказывающим негативное воздействие на акустическую обстановку в жилых помещениях, как и в прошлые годы, является разнообразное оборудование встроенных объектов. Первое место среди таких объектов занимают предприятия общественного питания и торговли, имеющие значительное количество вентиляционного, холодильного оборудования, наружные блоки системы кондиционирования и охлаждения. На втором месте стоят объекты культурно-зрелищные, спортивно-оздоровительные учреждения, предприятия отдыха и развлечений (бильярдные, дискотеки, клубы). Основными источниками шума по данной группе объектов являются музыка, оборудование систем вентиляции и кондиционирования. Подавляющая часть объектов сферы развлечения, размещенных в первых и цокольных этажах жилых зданий, работает в ночное время суток, что в ряде случаев вызывало беспокойство населения. В перечень источников, вызывающих обоснованные жалобы в связи со сверхнормативным акустическим воздействием на условия проживания населения, входят встроенные в здания объекты инженерного обеспечения и сантехническое оборудование зданий (индивидуальные тепловые пункты, насосные, трансформаторные подстанции).
В Мурманской области значительным остается количество жалоб граждан на работу инженерно-технологического оборудования жилых домов (лифты, насосные и др.). В 50-70% случаев жалобы обоснованы, что подтверждается данными инструментальных исследований. Возможные причины: низкое качество реализации проектных решений и отсутствие надлежащего контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических показателей при вводе жилых домов в эксплуатацию.
В Калининградской области шумы, проникающие в квартиры от деятельности объектов общественного питания, внутридомовых технологических систем жизнеобеспечения, систем вентиляции и кондиционирования магазинов, холодильного оборудования торговых центров, встроенных котельных, по-прежнему являются основными причинами жалоб населения в территориальный орган Роспотребнадзора. Из 312 таких жалоб и обращений, поступивших в Управление и его территориальные отделы в 2010 г., 73% связаны с неблагоприятным воздействием шума от деятельности ночных клубов, магазинов, офисов, кафе. По сравнению с 2009 г. количество жалоб увеличилось на 135.
В Кировской области в последнее время регистрируются жалобы населения на работу звуковоспроизводящих устройств (в основном звуковой рекламы), которые устанавливаются в непосредственной близости от жилых домов. В администрацию г. Кирова направлена информация о необходимости соблюдения требований санитарного законодательства при размещении звуковоспроизводящих устройств на территории жилой застройки.
В Республике Башкортостан шум от эксплуатации предприятий (кафе, ресторанов, магазинов и др.) превышает предельно допустимые уровни на 5-10 дБА для ночного времени, что обуславливает справедливые жалобы населения.
Работа в ночное время ресторанов, кафе, клубов, различных развлекательных учреждений, магазинов, расположенных во встроенно-пристроенных помещениях, часто является причиной жалоб жильцов на шум при работе холодильного и вентиляционного оборудования, кондиционеров, на музыку. При обследовании данных предприятий было выяснено, что при их размещении шумоизоляция помещений не предусмотрена. Доля жалоб населения на повышенный уровень шума в ночное время достигает 46%.
Установка большого количества бытовых и промышленных кондиционеров на жилых, общественных и промышленных зданиях без соблюдения правил шумо-виброизоляции привела к увеличению жалоб населения на шум.
Немало жалоб населения зафиксировано в отношении шума, создаваемого авиационным транспортом. "Авиационный" шум генерируется непосредственно над территорией жилой застройки. Этот шум имеет значительную интенсивность и содержит значительную долю низкочастотных составляющих и инфразвука, хорошо проникающих через стены жилых зданий. Установлено, что уровень шума, создаваемый воздушными судами на территории населенных пунктов, в ряде регионов Российской Федерации превышает допустимые значения в десятки раз по абсолютной величине звукового давления.
В среднем за последние четыре года существенных колебаний уровней шума в зоне расположения аэропортов не наблюдается. В то же время, в ряде регионов уровни шума снизились. Объяснить это можно несколькими причинами: заменой парка устаревших шумных самолетов, изменением маршрутов и регламентов полетов и др.
Во многих регионах, несмотря на расположение аэропортов в черте населенных пунктов и значительном количестве населения, подверженного воздействию авиационного шума, не проводится работа по его контролю на селитебной территории.
Согласно представленным данным на территории Российской Федерации расположены 245 активно функционирующих аэропортов, в том числе:
- 70 аэропортов международного значения;
- 46 аэропортов федерального значения;
- 129 аэропортов местного значения.
Значительная часть аэропортов - 92 (37,6%) - расположены в черте населенных пунктов, их деятельность оказывает вредное акустическое воздействие на население.
В ряде субъектов Российской Федерации в черте населенных пунктов расположены достаточно крупные аэропорты с большим объемом перевозок как международных, так и внутренних направлений, например в г. Москве (аэропорт Внуково), Московской области (аэропорт Домодедово), Республике Коми (аэропорт г. Сыктывкар), Краснодарском крае (аэропорты г.г. Сочи, Анапа, Краснодар, Геленджик), Ставропольском крае (аэропорт Минеральные Воды), Свердловской области (аэропорт Кольцово) и ряде других субъектов Российской Федерации. К сожалению, в зоне крупных курортов также имеются аэропорты, оказывающие неблагоприятное влияние не только на население этой местности, но и на отдыхающих.
Достаточно часто в зоне влияния аэропорта находится несколько населенных пунктов. Так, в зоне расположения 92 аэропортов находятся 4 787 населенных пунктов.
По данным представленных отчетов, сверхнормативному воздействию шума подвергается около 1,5 млн человек, проживающих в зоне московского авиаузла.
Критерием правомерности жилищного строительства в зоне аэропортов являются обоснованные и четко обозначенные границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ). В последние годы наметилась определенная тенденция в увеличении числа аэропортов, находящихся в границах населенных пунктов, для которых установлена СЗЗ. Так, в 2006-2007 гг. таких аэропортов было 12%; в 2008 г. - 37% и в 2009-2010 гг. - 44,5%. Тем не менее по состоянию на 1.01.2011 для более чем половины аэропортов, находящихся в границах населенных пунктов, СЗЗ не установлена (рис. 21).
Рис. 21. Процент аэропортов, расположенных в черте населенных пунктов, для которых установлена санитарно-защитная зона
Следует отметить, что для ряда объектов СЗЗ установлена давно и требует пересмотра в связи с изменившимися условиями (изменения интенсивности полетов, парка воздушных судов и реконструкцией аэропортов).
Для половины аэропортов, находящихся в черте населенных пунктов, размеры СЗЗ определены в период 1975-1998 гг. Так, например, в Республике Мордовия - в 1975 г., Чувашской Республике - в 1979 г., Ямало-Ненецком АО - в 1995 г., Белгородской области - в 1997 г., Брянской области - в 1994 г., Нижегородской области - в 1980 г., Сахалинской области - в 1998 г.
В период 2003-2010 гг. в ряде субъектов Российской Федерации органами Роспотребнадзора были выданы предписания по организации СЗЗ вокруг аэропортов: Свердловской, Иркутской, Курганской, Калининградской, Московская, Омской, Томской, Самарской областей, Республики Саха (Якутия), Ставропольского, Краснодарского краев и др.
Так, в Свердловской области ведется разработка проекта "Организация и благоустройство СЗЗ" ОАО "Аэропорт Кольцово" - период окончания 1 квартал 2011 г.
Разработан проект "Организация и благоустройство СЗЗ" по 2-й очереди аэровокзального комплекса.
В настоящее время предприятием производится разработка и согласование проекта установленной СЗЗ. Срок исполнения указанных мероприятий установлен Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области до 1.03.2011.
В Курганской области в ходе плановой проверки ОАО "Аэропорт Курган" было выдано предписание по разработке проекта СЗЗ аэропорта г. Кургана. В настоящее время ведется разработка проекта СЗЗ.
В Краснодарском крае по предписанию, выданному в 2009 г. Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю руководству ОАО "Международный аэропорт "Краснодар", работы не проводились.
В 2010 г. должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Анапа выдано предписание ОАО "Международный аэропорт Анапа" на разработку проекта организации СЗЗ аэропорта и корректировку существующей программы производственного контроля с учетом проводимой реконструкции указанного объекта. По состоянию на 31.12.2010 указанное предписание не выполнено. Проект находится в стадии разработки. Аэропорт Анапа закрыт на реконструкцию и не эксплуатируется.
По обращениям (жалобам) граждан, проживающих в зоне влияния ОП ОАО "МАКр Аэропорт Геленджик", в 2010 г. проводились измерения уровней авиационного шума, по результатам которых установлено несоответствие их санитарному законодательству. Результаты измерений для принятия мер прокурорского реагирования направлены в органы прокуратуры.
В Томской области проект санитарно-защитной зоны для ООО "Аэропорт Томск" находится в стадии разработки с 2008 г.
В ряде регионов Российской Федерации проекты СЗЗ аэропортов по шуму были разработаны с нарушениями, поэтому отклонены от согласования санитарной службой и направлены на доработку.
Так, в Московской области проект организации СЗЗ аэропорта Остафьево направлен на доработку. Медленно ведутся работы по проекту СЗЗ для аэропорта Домодедово.
В отношении юридического лица, представляющего аэропорт Быково, было вынесено постановление об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ за отсутствие организации санитарно-защитной зоны аэропорта.
В г. Москве на проект СЗЗ аэропорта Внуково выдано экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" о несоответствии проекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В Республике Башкортостан разработанный ЗАО "Центр экологической безопасности гражданской авиации" (г. Москва) проект "Организация санитарно-защитной зоны международного аэропорта Уфа" отклонен от согласования и возвращен на доработку.
В ряде субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Коми, Красноярский, Пермский края, Астраханская, Новосибирская, Калининградская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская области) проводится работа с целью минимизации неблагоприятного воздействия авиационного шума на население:
- исключение из регламента работы аэропорта ночной (с 22:00 до 07:00) эксплуатации воздушных судов (ВС);
- изменение схем захода на посадку ВС;
- ограничение эксплуатации наиболее шумных типов воздушных судов (Ан-26, Ту-134, Ил-62М и ИЛ-76Т) за счет оптимизации по шуму парка эксплуатируемых ВС на аэродроме;
- внедрение специальных мероприятий по снижению шума: малошумной методики взлета, скорректированного маршрута вылета воздушного судна;
- переселение жителей из зоны влияния аэропорта (Красноярский край).
В результате проведенного анализа полученных данных можно сделать вывод, что, несмотря на проводимую работу по снижению неблагоприятного воздействия авиационного шума на население, ее объем нельзя считать достаточным. К сожалению, в настоящее время не внедряется система постоянного производственного контроля за уровнем шума, создаваемого воздушными судами на территории, прилегающей к аэропортам.
Среди источников электромагнитных полей радиочастотных диапазонов, воздействующих на население, ведущее место занимают различные передающие радиотехнические объекты (далее - ПРТО) связи, вещания и радионавигации.
В минувшем году продолжался рост числа ПРТО на территории населенных пунктов, главным образом, числа базовых станций сотовой связи (БССС). Рост числа объектов связи (в первую очередь мобильной) обусловлен как развитием структуры операторов связи, так и реконструкцией имеющихся базовых станций. При этом темп ввода в действие новых БССС уменьшился. Реконструкция же БССС с целью введения в эксплуатацию системы передачи данных 3G идет полным ходом.
В табл. 105 представлены сводные данные по надзору за ПРТО различных типов.
Таблица 105
Мероприятия по надзору за передающими радиотехническими объектами
Показатели |
РЛС* |
Телецентры |
Радиоцентры |
БС** |
Прочее |
Всего |
Общее число объектов надзора |
6 794 |
4 858 |
5 089 |
95 384 |
3 634 |
115 759 |
Число объектов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям |
17 |
19 |
6 |
635 |
2 |
679 |
Общее число рассмотренных документов |
238 |
1 213 |
378 |
35 337 |
294 |
37 460 |
В т.ч. жалоб |
4 |
15 |
4 |
852 |
20 |
895 |
Число проектов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям |
4 |
12 |
17 |
295 |
4 |
332 |
Выдано предписаний |
2 |
24 |
25 |
87 |
24 |
162 |
Вынесено предупреждений |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
Число наложенных штрафов |
3 |
46 |
33 |
73 |
28 |
183 |
Передано дел в правоохранительные органы |
1 |
4 |
4 |
2 |
0 |
11 |
Устранено нарушений на объектах |
2 |
32 |
23 |
88 |
21 |
166 |
Число экспертиз объектов |
292 |
1 692 |
440 |
33 391 |
1 819 |
37 634 |
Общее число выполненных измерений |
5 941 |
21 433 |
9519 |
487 494 |
13311 |
537 698 |
* РЛС - радиолокационные станции. * * БС - базовые станции мобильной связи. |
В 2010 г. несколько снизилось число РЛС, что обусловлено их реконструкцией, и число "прочих" объектов. Количество же центров радио-телевещания и БССС возросло. Это объясняется развитием радио-телевещания, в т.ч. цифрового, и развитием систем мобильной связи. Число объектов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в минувшем году уменьшилось для всех категорий ПРТО, за исключением БССС.
Общее число измерений электромагнитных полей при обследовании ПРТО прогрессивно возрастает (рис. 22).
Рис. 22. Количество измерений электромагнитных полей при обследовании ПРТО
Представленные данные свидетельствуют о возрастающей гигиенической значимости ПРТО как объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на население. Структура ПРТО представлена на рис. 23.
Рис. 23. Структура передающих радиотехнических объектов
Также, как и в минувшем году, наибольшую часть ПРТО составляют относительно маломощные базовые станции сотовой связи (83,0%), располагающиеся, однако, часто в пределах жилой застройки. Объектов радио-телевещания относительно немного (4,0%), но они, как правило, имеют большую мощность передатчиков и часто располагаются в черте жилой застройки.
В 2010 г. количество жалоб на ПРТО продолжало расти. Рост этот был обусловлен практически лишь увеличением числа жалоб на базовые станции сотовой связи - БССС (рис. 24), особенно при установке БССС на жилых зданиях. Однако в подавляющем числе случаев эти жалобы не обоснованы в связи с малой мощностью передатчиков БССС. Эффективному рассмотрению жалоб на ПРТО способствует сложившаяся система надзора за этими объектами с последовательной санитарно-эпидемиологической экспертизой возможности их размещения, а затем и эксплуатации.
Рис. 24. Количество жалоб населения в зависимости от вида ПРТО
Наибольшее число устраненных нарушений санитарного законодательства также приходится на базовые станции сотовой связи (рис. 25). В последние два года имеет место снижение числа этих нарушений, что коррелирует с уменьшением числа объектов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Рис. 25. Число устраненных нарушений санитарного законодательства
В соответствии с Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг. и Федеральной целевой программой "Развитие цифрового телевидения" предусмотрена масштабная реконструкция объектов телевизионного вещания. Так, в Алтайском крае планируется размещение 270 новых объектов телевизионного вещания. В Мурманской области планируется в 2011 г. не менее 30 согласований отвода земельных участков под новые передающие радиотехнические объекты цифрового телевещания.
В соответствии с концепцией развития телерадиовещания предполагается период поддержания трансляции телепередач в аналоговом и цифровом форматах одновременно до охвата 95% населения цифровым вещанием и предельного срока прекращения аналогового вещания после достижения 100% охвата цифровым вещанием населения. Это приведет к повышению интенсивности электромагнитных полей в зоне расположения телецентров в крупных городах. Уже в настоящее время во многих столицах субъектов федерации невозможно вводить в эксплуатацию новые передатчики на действующих башнях телецентров, т. к. это ведет к превышению уровней ЭМП над допустимыми значениями. Ситуацию усугубляет ведение многоэтажной застройки в зоне расположения многих телецентров.
В условиях детских и учебных заведений из физических факторов контролируются, главным образом, освещенность, микроклимат и электромагнитные поля. В течение 5 лет (табл. 106) наблюдается снижение процента обследованных детских и подростковых учреждений, не отвечающих гигиеническим нормативам. Не все из контролируемых гигиенических нормативов имеют одинаковую гигиеническую значимость. Контроль электромагнитных полей на соответствие действующим нормативам при оснащении школ новыми ПЭВМ становится неактуальным. Имеющие место случаи несоответствия гигиеническим нормативам частично обусловлены несовершенством методики измерений, частично - отсутствием заземления в электропроводке. По-прежнему актуален контроль параметров освещенности, т. к. недостаточная освещенность может вести к развитию аномалий рефракции органов зрения у детей. В среднем по России количество объектов, не соответствующих требованиям гигиенических нормативов по освещенности, остается достаточно высоким, хотя постепенно снижается. Однако в некоторых регионах оно значительно выше среднего по России. В Камчатской области наибольший удельный вес неудовлетворительных показателей по типам учреждений установлен в учреждениях социальной реабилитации - 100%, в общеобразовательных учреждениях - 40,8%, в дошкольных организациях - 30%.
Органы и организации Роспотребнадзора активно взаимодействуют с органами местной власти при выполнении региональных программ, направленных на улучшение условий обучения и воспитания детей (Курская, Новосибирская области, Хабаровский край и ряд других субъектов Федерации). Активное участие в адресной программе правительства Санкт-Петербурга по реконструкции систем искусственного освещения в образовательных учреждениях обусловило уменьшение доли неблагополучных учреждений по уровню искусственной освещенности за последние 3 года в 1,2 раза.
Таблица 106
Доля обследованных детских и учебных заведений, не отвечающих гигиеническим нормативам по физическим факторам, %
Год |
ЭМП |
Освещенность |
Микроклимат |
2006 |
21,8 |
21,0 |
13,8 |
2007 |
19,5 |
19,4 |
11,8 |
2008 |
17,7 |
18,9 |
11,3 |
2009 |
16,7 |
17,0 |
10,3 |
2010 |
14,2 |
17,0 |
12,0 |
В 2010 г. было устранено 114 034 нарушения санитарного законодательства в отношении источников физических факторов на объектах против 43 233 в 2009 г. и 55 132 нарушений в 2008 г. Структура устраненных нарушений санитарного законодательства в отношении воздействия физических факторов в 2010 г. представлена на рис. 26. В наибольшем числе случаев были устранены нарушения нормативов шума (72%) и освещения (12%), далее следовали микроклимат (10%), электромагнитные поля (4%) и вибрация (1%).
Объем мер, принятых по нарушениям санитарного законодательства при надзоре за источниками физических факторов неионизирующей природы, представлен в табл. 107.
Рис. 26. Относительные доли устраненных нарушений санитарного законодательства по отдельным физическим факторам
Таблица 107
Меры, принятые к нарушителям санитарного законодательства (в части неблагоприятного воздействия физических факторов)
Принятые меры |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Выдано предписаний |
60 165 |
79 234 |
57 116 |
40 280 |
46 151 |
Наложено штрафов |
18 412 |
19 701 |
25 180 |
23 315 |
30 085 |
Как следует из табл. 107, в 2010 г. число принятых мер в отношении нарушителей санитарного законодательства возросло. Это указывает на активность органов Роспотребнадзора в деле устранения нарушений санитарного законодательства.
Число жалоб населения на воздействие физических факторов неионизирующей природы, рассмотренных органами Роспотребнадзора, в 2010 г. приблизилось к максимуму за пять лет и было существенно выше, чем в 2009 г. (рис. 27). Жалобы на воздействие физических факторов (шум, микроклимат, условия освещения) составляют значительную долю среди всех жалоб населения на неблагоприятные условия проживания. В Алтайском крае в 2010 г. в сравнении с 2006 г. отмечается рост на 48% количества жалоб от граждан на неудовлетворительные условия проживания в части отрицательного воздействия физических факторов. В Омской области число инструментальных исследований по жалобам на неблагоприятное воздействие физических факторов возросло в 2010 г. по сравнению с предыдущими годами вдвое.
Рис. 27. Динамика числа рассмотренных жалоб населения на неблагоприятное действие физических факторов
Рис. 28. Структура рассмотренных жалоб населения на неблагоприятное действие физических факторов
Структура жалоб населения на неблагоприятные физические факторы представлена на рис. 28. "Ведущими" среди жалоб остаются, как и в предыдущие годы, жалобы на акустический шум и микроклимат. Основные источники шума, обусловливающие жалобы населения, - это встроенные (пристроенные) предприятия, "крышные" котельные и шум от транспорта.
Представленные данные подчеркивают актуальность санитарно-эпидемиологического надзора за источниками акустического шума и причинами неблагоприятного воздействия микроклимата в жилых зданиях на население.
Одной из областей контрольной деятельности Роспотребнадзора является надзор за безопасностью продукции машиностроения и приборостроения бытового, производственного и медицинского назначения. Динамика исследований продукции, являющейся источником физических факторов неионизирующей природы, представлена на рис. 29.
Рис. 29. Динамика исследований продукции как источника физических факторов неионизирующей природы
Число этих исследований в последнее время прогрессивно снижается. В истекшем году оно было несколько выше, чем в 2008 г, но ниже, чем в 2007 и 2009 гг., и составило всего 0,56% от общего числа исследований.
Испытательные лабораторные центры ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации в области аккредитации все реже заявляют испытания продукции с целью санитарно-эпидемиологической экспертизы по параметрам физических факторов неионизирующей природы. Также не способствует проведению испытаний продукции устаревшая нормативная база.
Наиболее актуальными задачами для Роспотребнадзора в области обеспечения безопасности населения и надзора за источниками физических факторов являются:
- повышение уровня контроля за характеристиками шума в условиях производства, а также шума, создаваемого транспортом, в т.ч. авиационным, и встроенными в жилые дома предприятиями;
- повышение внимания к передающим радиотехническим объектам, особенно телецентрам, в период внедрения цифрового вещания;
- усиление контроля параметров освещения в детских и школьных учреждениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.