Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Гигиена на транспорте
5.1. Санитарно-гигиеническая обстановка
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт не только отрасль, перемещающая грузы, а в первую очередь межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободной экономической деятельности, обеспечивающей целостность России и ее национальную безопасность, улучшения условий и жизни населения.
Основанная на положениях Конституции и других законодательных актов Российской Федерации "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.", утвержденная приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. N 45, во исполнение протокольного решения заседания Правительства от 28 апреля 2005 г. N 17 определяет основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 103 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
Практическая реализация вышеперечисленных и других директивных документов в конечном итоге должна способствовать оптимизации условий труда работников транспорта и, соответственно, сохранению их здоровья.
На территории Российской Федерации функционируют все отрасли транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный), водный и воздушный. Основу транспорта составляют транспортные средства (железнодорожные составы, автомобили, морские, речные суда, самолеты и вертолеты, транспортные средства на электротяге: составы метро, трамваи, троллейбусы) и объекты транспортной инфраструктуры, призванные обеспечить эксплуатацию транспортных средств (морские и речные порты, аэропорты, вокзалы, промышленные предприятия и базы технического обслуживания отраслей транспорта и др.).
Государственный контроль (надзор) на транспорте в 2010 г. осуществляли управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и его 15 территориальных отделов, 36 отделов надзора на транспорте и санитарной охране территорий и 4 территориальных отдела на транспорте управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Обеспечивали деятельность по надзору на объектах транспорта 18 отделов (отделений) на транспорте и 6 филиалов на транспорте ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и 125 филиалов ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту". Надзор за объектами транспорта проводился силами 1 745 специалистов территориальных управлений и 2 410 специалистов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, обеспечивающих их деятельность. Деятельность по надзору за транспортными средствами и объектами транспортной инфраструктуры осуществлялась в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации с учетом требований российских и международных нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность транспорта.
В соответствии с требованиями Международных медико-санитарных правил (2005 г.) в 2010 г. в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации было досмотрено 2 118 323 транспортных средства, в т.ч. 496 267 прибывших из стран, неблагополучных по карантинным заболеваниям.
В рамках санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) проведены проверки 35 869 транспортных средств, в т.ч. 7 237 судов водного транспорта, 4 166 воздушных судна, 1 177 составов железнодорожного транспорта, 102 составов метрополитена, 22 635 автотранспортных средств, 552 единицы электротранспорта, 11 236 объектов транспортной инфраструктуры.
В целом санитарно-эпидемиологическая обстановка на транспорте в Российской Федерации в 2010 г. продолжала оставаться стабильной.
5.2. Условия труда работников транспорта
Трудовая деятельность основных профессиональных групп: плавающего и лётного состава, водителей автомобильного транспорта, магистральных и маневровых электровозов и тепловозов связана с управлением транспортным средством и направлена на обеспечение безопасности людей, грузов и транспортного средства в целом. Известно, что в систему управления на транспорте входят 3 звена: человек, транспортное средство и окружающая среда, причем требования, предъявляемые к первому звену (человеку), представляют особую значимость, т. к. в основе большинства аварий (по различным источникам до 80%) лежит человеческий фактор (ошибочные действия лица, управляющего транспортным средством).
Условия труда на транспортных средствах, регламентируемые санитарными правилами и нормами, должны обеспечить надежность как человека-оператора, так и системы в целом.
Перечень объектов, обеспечивающих транспортные перевозки, включает: береговые объекты водного транспорта, наземные объекты воздушного транспорта, объекты обслуживания автомобильного и железнодорожного транспорта и метрополитена.
Трудовая деятельность основного контингента работников связана с воздействием неблагоприятных факторов производственной среды различной степени интенсивности.
В основу анализа материалов, характеризующих условия труда на транспорте в Российской Федерации, положены данные отчетных форм государственного статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" и отраслевого статистического наблюдения N 28-06 "Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры", а также материалы докладов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту.
5.2.1. Водный транспорт
Несмотря на разнообразие видов судов (морские суда, суда внутреннего и смешанного ("река-море") плавания, рыбопромысловые суда, морские нефтегазовые сооружения и др.), следует дать судну, как объекту надзора, общую гигиеническую характеристику. Судно является автономным движущимся производственным объектом и представляет собой искусственную среду обитания, приспособленную для длительного пребывания и труда малого изолированного коллектива людей в условиях водной стихии. Многие производственные факторы (шум, вибрация, микроклимат и др.) и факторы внешней среды (качка, климат и т. п.) оказывают воздействие на плавсостав не только во время работы, но и в период всего пребывания на судне. Следует отметить, что условия труда на судне зависят от профессии, рода и места работы.
В 2010 г., как и в предыдущие годы, особенное внимание при проведении санитарного надзора на судах уделялось мероприятиям, направленным на снижение воздействия вредных производственных факторов судовой среды - шума, вибрации, освещенности, микроклимата, являющихся факторами риска, способствующих возникновению и развитию профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости.
Анализ показателей, характеризующих состояние рабочих мест на судах в 2010 г., свидетельствует, что доля рабочих мест на морских, речных и рыбопромысловых судах, не соответствующих требованиям санитарного законодательства, продолжает оставаться высокой.
Анализ показателей, характеризующих состояние рабочих мест на судах в 2010 г., свидетельствует о некотором снижение доли рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам, доля рабочих мест с превышением ПДУ по таким ведущим физическим факторам судовой среды, как шум, вибрация, освещенность продолжает оставаться относительно высокой (табл. 86 и 87).
Таблица 86
Доля рабочих мест на судах водного транспорта, не отвечающих санитарным нормам по шуму и вибрации, %
Объекты надзора |
Физические факторы |
|||||
шум |
вибрация |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Морские суда |
12,87 |
6,47 |
12,51 |
4,85 |
3,04 |
7,00 |
Речные суда |
17,89 |
10,47 |
9,57 |
18,52 |
10,04 |
12,31 |
Рыбопромысловые суда |
9,45 |
10,75 |
6,21 |
2,2 |
3,47 |
1,63 |
Значительное превышение среднероссийского показателя удельного веса рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам по шуму (12,51%), отмечается: на морских судах, дислоцированных в Астраханской области (35,51%), г. Санкт-Петербурге (15,71%), на речных судах в г. Москве (26,35%), Иркутской области (24,86%), при среднероссийском показателе для речных судов 9,57%.
Отмечается превышение среднего показателя по Российской Федерации доли рабочих мест плавсостава, не отвечающих санитарным нормам по вибрации по речным судам, дислоцированным в Ростовской области (60,93%), Иркутской области (24,53%), Республике Татарстан (15,45%), при среднероссийском показателе 12,31%.
В 2010 г. доля рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам по микроклимату, на морских судах практически осталась без изменений (3,66% - в 2009 г. и 3,21% - в 2010 г.). На речных судах данный показатель ухудшился примерно в 2,5 раза (1,84% - в 2009 г. и 4,71% - в 2010 г.).
При этом в ряде субъектов Российской Федерации продолжала оставаться относительно высокая доля рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам по микроклимату (табл. 87). Так, на морских судах в Архангельской области она составляла 10,79%, в г. Санкт-Петербурге - 10% при среднероссийском показателе 3,21%.
На речных судах доля рабочих мест плавсостава, не отвечающих санитарным нормам микроклимата, составила в Иркутской области 22,56% при среднероссийском показателе для данного вида судов 4,71%.
Таблица 87
Доля рабочих мест на судах водного транспорта, не отвечающих санитарным нормам по параметрам микроклимата и по уровням освещенности, %
Объекты надзора |
Физические факторы |
|||||
микроклимат |
освещенность |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Морские суда |
3,79 |
3,66 |
3,21 |
14,87 |
9,45 |
7,27 |
Речные суда |
5,75 |
1,84 |
4,71 |
11,49 |
4,11 |
4,18 |
Рыбопромысловые суда |
1,59 |
0,28 |
1,37 |
5,19 |
7,81 |
6,83 |
Доля рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам по уровням освещенности, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократилась на морских судах с 9,45% в 2009 г. до 7,27% в 2010 г. На речных судах данный показатель практически не изменился: 4,11% - в 2009 г. и 4,18% - в 2010 г.
Однако при этом доля рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам, оставалась высокой на морских судах, дислоцированных в Архангельской области -22,56% и г. Санкт-Петербурге - 25,71%. На речных судах доля рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам, существенно превышала среднероссийский показатель (4,18%) на судах, дислоцируемых в Иркутской области - 16,15%, г. Санкт-Петербурге - 24,39%.
Источниками химических загрязнений на судах являются выхлопные газы судовых двигателей и попадание в воздух судовых помещений паров и газов перевозимых грузов. При работе судовых двигателей в одном кубометре выхлопных газов, поступающих в воздушную среду, содержится: 560-2 000 мг окиси углерода, 1 370- 1 880 мг окислов азота, 720-1 130 мг углеводородов и 260-437 мг сернистого газа.
Максимальное значение этих выбросов отмечается при изменении режима работы двигателей, что происходит, как правило, при прохождении узкостей, входе и выходе судна из порта. В этих условиях в машинных отделениях судов уровень вредных примесей в воздухе превышает ПДК для рабочей зоны в два-три и более раз.
Результаты исследования воздушной среды в закрытых помещениях на судах свидетельствуют, что в 2010 г. удельный вес проб воздуха рабочей зоны, превышающих ПДК, составил по содержанию паров и газов на морских судах - 0,38%, на речных судах - 0,79%. Столь невысокий удельный вес проб в воздухе рабочей зоны, превышающих ПДК, свидетельствует о достаточно эффективной работе систем приточной и вытяжной вентиляции на судах (табл. 88).
Таблица 88
Характеристика воздушной среды закрытых помещений, воздуха рабочей зоны на судах водного транспорта
Объекты надзора |
Доля проб воздуха рабочей зоны (%), превышающих ПДК по содержанию |
|||||
паров и газов |
пыли и аэрозолей |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Суда водного транспорта, всего |
0,5 |
0,56 |
0,81 |
2,33 |
3,59 |
2,71 |
Морские суда |
0,16 |
0,21 |
0,38 |
0 |
1,26 |
3,61 |
Речные суда |
0,3 |
0,23 |
0,79 |
3,76 |
1,22 |
3,15 |
Рыбопромысловые суда |
0 |
0,08 |
0,06 |
0 |
0 |
0 |
Общая характеристика судов водного транспорта по группам санэпидблагополучия свидетельствует, что основное количество судов относилось ко 2-й группе санэпидблагополучия - 68,11% (в 2009 г. - 68,3%). Доля судов водного транспорта, относящихся к 1-й группе санэпидблагополучия - 20,51%, была близка к уровню 2009 г. -18,57%, при этом доля судов, относящихся к 3-й группе санэпидблагополучия составила в 2010 г. - 11,39%, что значительно превысило среднероссийский показатель по всем транспортным средствам (6,67%).
Основными причинами неблагоприятных условий труда на судах являются длительные сроки их эксплуатации.
Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 N 103 "О Федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг." приводятся следующие данные:
- транспортные суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, имеют возраст более 18 лет;
- речной флот в настоящее время насчитывает 9 тыс. судов, средний возраст которых составляет более 28 лет. В ближайшие 5-10 лет около 90% этих судов будут списаны по техническому состоянию;
- рыбопромысловый флот России состоит из более 2,5 тыс. судов различного назначения, причем возраст более половины из них превышает 20 лет, а около 60% судов эксплуатируются сверх нормативного времени.
Средний срок эксплуатации судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в 2010 г. составил 24 года.
В соответствии со "Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г." (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-Р) планируется:
- пополнение транспортного флота новыми судами основных типов, в т.ч. для перевозок больших объемов нефтепродуктов, сжиженного газа, контейнерных и специализированных грузов, смешанных "река-море" перевозок;
- развертывание крупномасштабного строительства судов рыбопромыслового флота для стабилизации и расширения промысла в перспективных районах Мирового океана;
- строительство природоохранного флота для осуществления контрольно-надзорной деятельности и выполнения природоохранных мероприятий.
Пополнение российского флота новыми современными судами позволит обеспечить благоприятные условия труда и обитаемости плавсостава.
5.2.2. Воздушный транспорт
При выполнении профессиональных обязанностей летные экипажи подвергаются воздействию целого комплекса неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. Ведущими факторами полета, определяющими условия труда летного персонала, уровень общей и профессиональной заболеваемости, являются шум, повышенные уровни вибрации. К сопутствующим факторам относятся различные виды излучений: электромагнитные, космические; кислородное голодание, перепады давления, ряд химических факторов: озон, оксид углерода, суммарные углеводороды, оксид азота, а для персонала, занятого на авиационно-химических работах, - пестициды, ядохимикаты и др. летная деятельность по своему характеру является гиподинамической, отличается недостаточной мышечной активностью. Пилоты в течение нескольких часов, особенно на высокоавтоматизированных судах, не покидают рабочего кресла. Профессии летчика свойственно повышенное нервное напряжение, а порой и стрессы, когда возникают опасные полетные ситуации.
Основными вредными факторами труда членов экипажей воздушных судов продолжают оставаться:
- высокие уровни авиационных шумов и повышенные уровни вибрации;
- колебание атмосферного давления при взлетах, посадках, наборе высоты и снижении, пониженное парциальное давления кислорода в кабинах;
- температурный дискомфорт в кабинах;
- неудовлетворительный физический и химический состав вдыхаемого воздуха;
- болтанки в воздушной среде;
- повышенное радиационное (фоновое) облучение, повышенные ЭМП, воздействие знакопеременных перегрузок, СВЧ-излучение от наземного и бортового оборудования.
Вследствие старения авиационной техники состояние рабочих мест на воздушных судах из года в год ухудшается. Доля рабочих мест на воздушных судах, не соответствующих требованиям санитарного законодательства по шумовой нагрузке, остается высокой и имеет тенденцию к росту (табл. 89).
Таблица 89
Доля рабочих мест на воздушных судах, не отвечающих санитарным нормам по отдельным физическим факторам, %
Физические факторы окружающей среды |
2008 |
2009 |
2010 |
Шум |
67,32 |
40 из 64 |
36 из 48 |
Вибрация |
40 из 64 |
5 из 37 |
2 из 33 |
Микроклимат |
5 из 53 |
4 из 46 |
4 из 16 |
Освещенность |
9 из 56 |
4 из 47 |
3 из 10 |
Несмотря на небольшой объем замеров физических факторов, характеризующих условия труда на воздушных судах, четко определяется негативная тенденция. Так, из 14 обследованных самолетов в Саратовской области во всех из них уровни шума на рабочих местах летного состава превышали санитарные нормы. Аналогичное и близкое к указанным выше соотношение числа замеров и число превышений предельно допустимых уровней шума регистрировалось и на вертолетах в Камчатском крае (5 из 5), Республике Саха (Якутия) (4 из 5), Магаданской области (3 из 3).
Характеристика воздушных судов по группам санэпидблагополучия в 2010 г. показала, что удельный вес воздушных судов, относящихся к 1-й группе, год от года сокращается: 22,18% - в 2008 г., 19,19% - в 2009 г. и 18,79% - в 2010 г. Данный показатель значительно ниже среднероссийского по транспорту - 33,49%.
Основная масса воздушных судов в 2010 г., как и в предыдущие годы, относилась ко 2-й группе санэпидблагополучия - 69,30% (69,98% в 2009 г.).
Следует отметить, что в 2010 г. все замеры физических факторов на воздушных судах носили единичный характер, в связи с этим дать обоснованный анализ состояния рабочих мест летного состава как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и в целом не представляется возможным.
5.2.3. Автомобильный транспорт
Основными вредными производственными факторами на рабочих местах водителей являются общая вибрация, шум, микроклимат, освещенность, а также фиксированная рабочая поза. Степень воздействия данных факторов зависит от технического состояния автотранспортных средств, рельефа местности и состояния дорожного покрытия, а также длительности рабочей смены, соблюдения режима труда и отдыха, организации питания водителей.
Доля рабочих мест водителей, не соответствующих требованиям санитарного законодательства по основным факторам риска - шуму, вибрации, микроклимату, на протяжении ряда лет остается стабильно высокой. В 2010 г. доля рабочих мест водителей, не соответствовавших санитарным нормам, по шуму составляла 26,62%, по вибрации - 15,58% (табл. 90).
Таблица 90
Доля рабочих мест на автомобильном транспорте, не отвечающих санитарным нормам по отдельным физическим факторам, %
Физические факторы окружающей среды |
2008 |
2009 |
2010 |
Шум |
29,56 |
29,38 |
26,62 |
Вибрация |
24,32, |
14,62 |
15,58 |
Микроклимат |
5,5 |
4,91 |
6,28 |
Освещенность |
3,41 |
1,99 |
4,91 |
Электромагнитные поля |
7,82 |
0 из 12 |
15,94 |
В 2010 г. превышение среднего показателя доли рабочих мест водительского состава автомобильного транспорта, не соответствующих гигиеническим нормативам по шуму, составило по Российской Федерации 26,62%, при этом превышение ПДУ шума составило на рабочих местах водителей в Псковской области - 62%, Удмуртской Республике - 60%, Калужской области - 57,43%, Республике Адыгея - 49,06%.
При среднероссийском показателе превышения санитарных норм вибрации на рабочих местах водителей - 15,58%, в Псковской области этот показатель составлял 30,94%, а в Удмуртской Республике он достигал 49,65%.
По данным лабораторно-инструментального контроля, выполненного на предприятиях автотранспорта, было установлено, что в Республике Адыгея санитарные нормы микроклимата на рабочих местах водителей были превышены на 13,12%, а в Саратовской области - на 10,68% (при среднероссийском показателе - 6,28%).
Доля рабочих мест с превышением санитарных норм освещенности на рабочих местах водителей автотранспорта в Сахалинской области составляла 29,19%, при среднероссийском показателе - 4,91%.
Результаты исследования воздуха рабочей зоны на автотранспорте на содержание в нем паров и газов, а также пыли и аэрозолей показали (табл. 91), что доля рабочих мест с превышением ПДК на содержание паров и газов в 2010 г. составила 0,75%, что превысило показатели 2009 г. - 0,69%. Доля проб воздуха рабочей зоны на содержание паров и газов 1-го и 2-го классов опасности, превышающих ПДК, в 2010 г. составила 0,94%, что существенно превысило показатели 2009 г. (0,65%).
Таблица 91
Характеристика воздушной среды закрытых помещений, воздуха рабочей зоны на автотранспорте
Объекты надзора |
Доля проб воздуха рабочей зоны (%), превышающих ПДК по содержанию |
|||||
паров и газов |
пыли и аэрозолей |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Автотранспорт |
0,66 |
0,69 |
0,75 |
2,26 |
6,09 |
3,45 |
|
Доля проб воздуха рабочей зоны 1-го и 2-го классов опасности (%), превышающих ПДК по содержанию |
|||||
паров и газов |
пыли и аэрозолей |
|||||
Автотранспорт |
0,28 |
0,65 |
0,94 |
1,33 |
0,46 |
0,15 |
При анализе показателей доли проб воздуха рабочей зоны, превышающих ПДК по содержанию паров и газов, на автомобильном транспорте в субъектах Российской Федерации было установлено, что при среднероссийском показателе в 2010 г. - 0,75%, в Удмуртской Республике он составил 5,01%, а в Иркутской области - 4,85%.
Доля проб воздуха рабочей зоны 1-го и 2-го классов опасности, превышающих ПДК, при среднероссийском показателе - 0,94% в Иркутской области достигла - 21,43%.
В 2010 г. в целом по Российской Федерации доля автомобильного транспорта, относящегося к 1-й группе санэпидблагополучия, составила - 34,33%, ко 2-й группе - 58,86% и к 3-й группе - 6,4%.
5.2.4. Транспорт метрополитена
В 2010 г. перевозки пассажиров метрополитеном осуществлялись в 7 крупных городах Российской Федерации (г.г. Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Свердловск, Самара).
Основными видами деятельности на метрополитенах являются: перевозка пассажиров эскалаторами и поездами; ремонт и обслуживание подвижного состава, наземных и подземных сооружений метрополитена.
Преобладающими вредными факторами производственной среды как факторами риска для здоровья работников метрополитена, связанных с обеспечением безопасности движения (диспетчеры, машинисты, дежурные по станциям, по отправлению поездов), являются: шум, вибрация, работа в подземных условиях без естественного освещения; высокая напряженность трудового процесса; выделение вредных веществ в воздух рабочей зоны при проведении ремонта и технического обслуживания подвижного состава.
В 2010 г. парк подвижного состава метрополитена по Российской Федерации составил 877 составов, из которых было обследовано 102.
Доля рабочих мест водительского состава поездов метро, не соответствующих требованиям санитарного законодательства, остается достаточно значимой.
Как следует из представленной табл. 92, в 2010 г. отмечался рост числа рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам по таким факторам производственной среды, как шум. Из 75 обследованных рабочих мест в 55 случаях уровни шума превышали действующие нормы. По сравнению с 2009 г. увеличилось число рабочих мест, на которых параметры микроклимата превышали действующие санитарные нормы - 38 из 44 обследованных (в 2009 г. - 2,24%).
Таблица 92
Доля рабочих мест на подвижном транспорте метрополитена, не отвечающих санитарным нормам по отдельным физическим факторам, %
Физические факторы окружающей среды |
2008 |
2009 |
2010 |
Шум |
19 из 49 |
39 из 75 |
55 из 75 |
Вибрация |
0 из 4 |
0 из 24 |
0 из 52 |
Микроклимат |
3 из 94 |
2,24 |
38 из 44 |
Освещенность |
0 |
0 |
0 из 28 |
Исследование воздушной среды закрытых помещений на подвижном транспорте метрополитена в 2010 г. показало, что доля проб воздуха, превышающих ПДК на содержание паров и газов, составила 69,77%, что значительно превысило показатели 2009 г. (0 из 45). В этой связи определенный интерес представляет сравнение качества воздушной среды подвижного состава метрополитенов, расположенных в различных городах Российской Федерации.
Так, доля проб воздуха рабочей зоны, превышающих ПДК, в Московском метрополитене составила - 88,24%, тогда как в г. Новосибирске 0 из 27 обследованных рабочих мест, что можно объяснить старением подвижного состава, особенно на Московском метрополитене, осуществляющем перевозки длительный период времени.
В 2010 г. в целом по Российской Федерации доля подвижного транспорта метрополитена, относящегося к 1-й группе санэпидблагополучия, составила 9%, ко 2-й группе - 89,56% и к 3-й группе - 6,4%.
Обращает на себя внимание крайне низкий процент подвижного состава метрополитена, относящегося к 1-й группе санэпидблагополучия (среднероссийский показатель по всем транспортным средствам составляет 33,49%).
5.2.5. Железнодорожный транспорт
Основными на железнодорожном транспорте являются профессии машинистов и помощников машиниста магистральных и маневровых электровозов и тепловозов.
Труд локомотивных бригад протекает без значительных физических усилий, но требует большого нервно-эмоционального напряжения со значительной загрузкой сенсорных систем. Основными факторами производственного вреда для локомотивных бригад являются метеорологические условия, шум, вибрация, загрязнение воздушной среды.
Летом при высокой наружной температуре воздуха повышается температура воздуха в кабине до 30-34°С, а в южных районах страны и до более высоких цифр.
Зимой в кабинах отмечается перепад температуры воздуха более чем на 10°С.
Источниками шума и вибрации на локомотиве являются силовые установки и вспомогательные машины, а также соударение колес с рельсами. Наиболее интенсивен шум на тепловозах. Уровень шума в машинных отделениях тепловозов иногда достигает 118-120 дБ. В кабине большинства магистральных тепловозов шум на стоянке может составлять 75-96 дБ, а при движении со скоростью 75-100 км/ч - 99-108 дБ. Шум в кабине электровоза колеблется в пределах 80-95 дБ.
Вибрации в кабинах электровозов и тепловозов нередко превышают допустимые величины.
Воздух рабочей зоны кабин тепловозов загрязняется сернистым ангидридом, окислами азота, окисью углерода, углеводородами.
В 2010 г. доля рабочих мест локомотивных бригад, не отвечающих гигиеническим нормативам, снизилась от уровня 2009 г.: по шуму с 3,02 до 2,06%. Одновременно увеличилось число рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам, по таким факторам, как микроклимат - с 2,36% в 2009 г. до 5,22% в 2010 г. и освещенность - с 5,34% в 2009 г. до 6,10% в 2010 г. (табл. 93).
Таблица 93
Доля рабочих мест на железнодорожных составах, не отвечающих санитарным нормам по отдельным физическим факторам, %
Физические факторы окружающей среды |
2008 |
2009 |
2010 |
Шум |
5,53 |
3,02 |
2,06 |
Вибрация |
1,03 |
0,73 |
0,81 |
Микроклимат |
1,8 |
2,36 |
5,22 |
Освещенность |
3,41 |
5,34 |
6,10 |
В 2010 г. доля рабочих мест локомотивных бригад, не соответствовавших гигиеническим нормативам по содержанию паров и газов, составила 0,83% (в 2009 г. - 0,45%), а по содержанию пыли и аэрозолей - 0,36% (в 2009 г. - 1,99%) (табл. 94).
Таблица 94
Характеристика воздушной среды закрытых помещений, воздуха рабочей зоны на железнодорожном транспорте
Объекты надзора |
Доля проб воздуха рабочей зоны (%), превышающих ПДК по содержанию |
|||||
паров и газов |
пыли и аэрозолей |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Железнодорожный транспорт |
0,43 |
0,45 |
0,83 |
2,45 |
1,99 |
0,36 |
|
Доля проб воздуха рабочей зоны 1-го и 2-го классов опасности (%), превышающих ПДК по содержанию |
|||||
паров и газов |
пыли и аэрозолей |
|||||
Железнодорожный транспорт |
0,20 |
0,10 |
2,66 |
0 |
0 |
0 |
По данным Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, в 2010 г. проводились обследования кабин локомотивных бригад действующего парка локомотивов. Проведены замеры шума в 331 кабине действующего подвижного состава (не отвечают гигиеническим нормативам 20,2% кабин). Обследовано 42 кабины на уровни инфразвука; 275 - на уровни вибрации; 93 - на уровни электромагнитных полей; 457 - на уровни искусственного освещения; 481 кабина по параметрам микроклимата. Не отвечают гигиеническим нормативам 16,7% кабин по вибрации, 1,9% - по освещённости, 8,5% - по параметрам микроклимата. Наибольший процент кабин, не отвечающих санитарным правилам по шуму, выявлен на Куйбышевской и Восточно-Сибирской железных дорогах - 55 и 67% соответственно.
Обследовано 120 кабин локомотивов после капитального ремонта (не отвечают гигиеническим нормативам 39,2% кабин). Обследованы 10 кабин на уровни инфразвука; 93 - на уровни вибрации; 58 - на уровни электромагнитных полей; 117 - на уровни искусственного освещения; 116 кабин на параметры микроклимата. Не отвечают гигиеническим нормативам 2,9% кабин по вибрации, 1,9% - по освещённости, 2,3% - по параметрам микроклимата. Локомотивы с неудовлетворительными параметрами инфразвука, электромагнитного излучения и уровнями освещённости не выявлены.
При проверке кабин локомотивов выявлены следующие нарушения: неисправности вентиляции в 6,4% от числа обследованных локомотивов; отопления - в 6,4%; кресел машинистов - в 62,8% кабин (отсутствие амортизаторов в 32,4% кабин, отсутствие подлокотников в 28,7%; невозможность регулировки по высоте в 24,5%; нарушение обивки сидений в 38% кабин). Устройства для обогрева окон отсутствуют в 8,3% случаев. Неисправности санузлов выявлены в 9,7% кабин, холодильников - в 6,6%.
В 2010 г. в целом по Российской Федерации доля подвижного состава железнодорожного транспорта, относящегося к 1-й группе санэпидблагополучия, составила 28,65%, ко 2-й группе - 66,33%. Доля составов, отнесенных к 3-й группе санэпидблагополучия, несколько увеличилась - до 5,02% по сравнению с 2009 г. (4,3%), по-видимому, за счет перехода из 2-й группы санэпидблагополучия.
5.2.6. Береговые объекты водного транспорта
К береговым предприятиям водного транспорта относятся судостроительные и судоремонтные заводы, морские и речные порты, предприятия, обеспечивающие деятельность флота.
Основными факторами производственного вреда на судостроительных и судоремонтных заводах являются: загазованность воздуха рабочей зоны при проведении сварочных, котельных и малярных работ, шум, вибрация, напряженность зрения при станочных и кузнечных работах, неблагоприятные климатические условия при работах на открытых промышленных площадках.
Изучение условий труда на промышленных предприятиях водного транспорта в 2010 г. (табл. 95) показало, что доля рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарного законодательства, продолжает оставаться высокой, хотя отмечается некоторое снижение значений ряда вредных физических факторов производственной среды по сравнению с 2009 г. Так, удельный вес рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам по шуму, составил 18,33% (в 2009 г. - 25,44%), по вибрации - 16,04% (в 2009 г. - 19,44%), по освещенности - 8,55% (в 2009 г. - 26,21%), по электромагнитным излучениям - 11,37% (в 2009 г. - 21,43%).
Наиболее неблагоприятная обстановка по влиянию шумовой нагрузки на работников промышленных предприятий водного транспорта отмечалась в Республике Татарстан, где доля рабочих мест с превышением допустимого уровня шума составила 35,66%.
Таблица 95
Доля рабочих мест на береговых объектах водного транспорта, не отвечающих санитарным нормам, %
Физические факторы окружающей среды |
Наименование объектов надзора |
||||||||
морские и речные порты |
промышленные предприятия водного транспорта |
предприятия и базы технического обслуживания водного транспорта |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Шум |
14,74 |
19,12 |
32,30 |
31,55 |
25,44 |
18,33 |
27,66 |
23,51 |
24,12 |
Вибрация |
23,88 |
20,88 |
27,10 |
24,45 |
19,44 |
16,04 |
24,37 |
14,67 |
12,41 |
Микроклимат |
6,9 |
3,35 |
10,37 |
8,66 |
12,3 |
13,61 |
7,46 |
11,17 |
11,41 |
Освещенность |
16,5 |
19,17 |
15,54 |
21,21 |
26,21 |
8,55 |
13,66 |
21,01 |
21,08 |
Электромагнитные излучения |
18,63 |
13,65 |
12,32 |
12,26 |
21,43 |
11,37 |
22,14 |
26,97 |
6,85 |
Основными вредными производственными факторами, воздействующими на работников порта, являются: тяжесть и напряженность труда, шум, вибрация, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, неблагоприятные метеоусловия. Результаты изучения условий труда работников морских и речных портов свидетельствуют, что в 2010 г., также как и в предыдущие годы, значительный удельный вес рабочих мест не отвечал требованиям санитарных норм.
В целом по Российской Федерации доля рабочих мест в портах, не соответствующих санитарным нормам, составила: по шуму - 32,3% (в 2009 г. - 19,12%), по вибрации - 27,1% (в 2009 г. - 20,88%), по микроклимату - 10,37% (в 2009 г. - 3,35%).
При этом в 2010 г. в морских портах Приморского края по сравнению с 2009 г. в 2,8 раза вырос удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню шума - с 7,7 до 21,9%. В 2,9 раза вырос удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню ЭМИ - с 2,8 до 8,1%. Показатели загрязнения воздуха рабочей зоны остались на уровне прошлого года и составили 3,6% рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам. В то же время, показатели параметров микроклимата улучшились в 2,6 раза (с 12,8 до 4,9%), вибрации - в 1,4 раза (с 23,2 до 16,7%), освещённости - в 1,1 раза (с 12,1 до 11,1%).
По всем случаям выявленных в 2010 г. нарушений санитарного законодательства при обследовании в рамках мероприятий по надзору 63 береговых объектов водного транспорта Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю применялись меры административного принуждения. Всего по данному направлению деятельности наложено 54 штрафа (в 2009 г. - 32 штрафа).
5.2.7. Наземные объекты воздушного транспорта
На наземных объектах воздушного транспорта выполняются работы по оперативному и периодическому (профилактический и текущий ремонт) техническому обслуживанию воздушных судов. Техническое обслуживание судов осуществляется как в специализированных ангарах, так и на открытом воздухе.
Работники наземных служб аэропортов, обеспечивающие грузовые и пассажирские перевозки воздушным транспортом (авиационно-технические базы (АТБ), радиотехнические объекты, подразделения спецтранспорта), в течение всей рабочей смены подвергаются вредному воздействию производственного шума от авиационных и вспомогательных силовых установок (взлет, руление, посадка и др.), ветровых и тепловых машин, средств наземной механизации и вспомогательного оборудования. Загазованность закрытых помещений на участках обеспечения полетов в АТБ и службах спецтранспорта также оказывает существенное влияние на состояние воздушной среды рабочих зон на этих объектах. Зачастую работа проводится на высоте и связана с применением агрессивных жидкостей - авиационное топливо, керосин, масла, нефриз.
Наиболее высокие показатели неудовлетворительного состояния рабочих мест на протяжении многих лет регистрируются на предприятиях и базах технического обслуживания и заводах, выполняющих ремонт авиационной техники, в аэропортах (табл. 96).
Таблица 96
Доля рабочих мест на наземных объектах воздушного транспорта, не отвечающих санитарным нормам, %
Физические факторы окружающей среды |
Наименование объектов надзора |
|||||||||||
аэропорты |
аэровокзалы |
промышленные предприятия воздушного транспорта |
предприятия и базы технического обслуживания воздушного транспорта |
|||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Шум |
43,73 |
31,78 |
25,23 |
11,3 |
0из41 |
17 из 72 |
31,21 |
19,89 |
26,76 |
34,69 |
28,3 |
33,48 |
Вибрация |
10,15 |
18,35 |
9,24 |
0 из 23 |
0 из 2 |
0 из 2 |
10,53 |
16,75 |
25,77 |
6,6 |
10 из 56 |
22,07 |
Микроклимат |
9,52 |
6,54 |
23,20 |
7,48 |
5,63 |
2,32 |
8,44 |
8,13 |
6,46 |
8,33 |
11,5 |
3,85 |
Освещенность |
17,33 |
12,19 |
26,83 |
25,78 |
9,42 |
15,13 |
24,07 |
17,95 |
11,21 |
16,03 |
15,32 |
10,53 |
Электромагнитные излучения |
8,86 |
13,22 |
18,83 |
12,58 |
8 из 67 |
6,20 |
14,18 |
9,37 |
10,59 |
16,74 |
10,17 |
14,70 |
Анализ результатов исследования условий труда на наземных объектах воздушного транспорта (аэропорты, аэровокзалы, предприятия и базы технического обслуживания воздушного транспорта) показал, что, как и в предыдущие годы, основными вредными факторами производственной среды остаются производственный шум, общая вибрация, параметры микроклимата (повышенная и пониженная температура воздуха), низкая освещенность рабочих мест.
В 2010 г. в аэропортах на рабочих местах отмечалась некоторая тенденция снижения негативного влияния таких факторов производственной среды, как шум и вибрация.
В 2010 г. доля рабочих мест с превышением предельно допустимого уровня шума составляла 25,23% (в 2009 г. - 31,78%), вибрации - 9,24% (в 2009 г. - 18,35%). Одновременно увеличился удельный вес рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам, по таким показателям, как микроклимат - 23,2% (в 2009 г. - 6,54%), освещенность - 26,83% (в 2009 г. - 12,19%) и электромагнитные излучения - 18,83% (в 2009 г. - 13,22%).
В 2010 г. отмечалось существенное ухудшение условий труда на промышленных предприятиях воздушного транспорта и базах технического обслуживания воздушного транспорта. Существенно возрос удельный вес рабочих мест с превышением предельно допустимых уровней шума и вибрации. Так, на промышленных предприятиях воздушного транспорта превышение санитарных норм шума отмечалось на 26,76% рабочих мест (в 2009 г. - 19,89%) и, соответственно, на базах технического обслуживания на 33,48% рабочих мест (в 2009 г. - 28,3%).
Уровни вибрации превышали санитарные нормы на промышленных предприятиях воздушного транспорта на 25,77% рабочих мест (в 2009 г. - 16,75%) и, соответственно, на базах технического обслуживания воздушного транспорта на 22,07% рабочих мест (в 2009 г. - на 10 из 56 обследованных рабочих мест).
Крупнейшим и одним из наиболее перспективных аэропортов России, занимающим лидирующие позиции в стране по объему перевозок пассажиров и грузов, является международный аэропорт Домодедово.
На территории аэропортового комплекса Домодедово осуществляют деятельность 130 субъектов (467 объектов надзора). В 2010 г. проверено 53 объекта, из них планово - 35, внепланово - 18. С применением лабораторных методов обследовано 18 объектов.
Удельный вес лабораторно-инструментальных исследований, выполненных на рабочих местах работников аэропортового комплекса Домодедово и не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, составлял: по шуму - 41,7% (в 2009 г. - 4,76%, в 2008 г. - 14,3%, в 2007 г. - 34,0%), микроклимату - 5,9% (в 2009 г. - 11,7%, в 2008 г. - 10,1%, в 2007 г. - 22,0%), освещенности - 14,3% (в 2009 г. - 25,6%, в 2008 г. - 35%, в 2007 г. - 35,0%), воздуху закрытых помещений и рабочей зоны на пары и газы - 6,8% (в 2009 г. - 5,6%, в 2008 г. - 6,7%, в 2007 г. - 4,4%).
5.2.8. Объекты обслуживания автомобильного транспорта
Основными вредными производственными факторами на объектах, обеспечивающих перевозки, и промышленных предприятиях автомобильного транспорта, являются: повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, производственный шум, недостаточная освещенность, электромагнитные излучения.
Анализ показателей, характеризующих условия труда работников автотранспортных предприятий, свидетельствует, что в последние годы наибольшая доля рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам по различным параметрам физических факторов, регистрировалась на промышленных предприятиях.
В 2010 г. по сравнению с уровнем 2009 г. произошло некоторое снижение количества рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам, на промышленных предприятиях автомобильного транспорта. Так, удельный вес рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам, составил: по шуму - 17,45% (в 2009 г. - 23,04%), по вибрации - 10,29% (в 2009 г. - 13,43%).
Что касается таких вредных факторов производственной среды, как микроклимат, освещенность и электромагнитные излучения, то удельный вес рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам, практически не изменился по сравнению с 2009 г. (табл. 97).
Таблица 97
Доля рабочих мест на объектах автомобильного транспорта, не отвечающих санитарным нормам, %
Физические факторы окружающей среды |
Наименование объектов надзора |
||||||||
автовокзалы |
промышленные предприятия автомобильного транспорта |
предприятия и базы технического обслуживания воздушного транспорта |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Шум |
13,04 |
0 из 24 |
0 из 28 |
21,51 |
23,04 |
17,45 |
13,23 |
14,78 |
12,48 |
Вибрация |
9 из 49 |
0 из 3 |
0 из 2 |
15,22 |
13,43 |
10,29 |
7,85 |
13,24 |
9,61 |
Микроклимат |
3,95 |
5,19 |
11,41 |
8,27 |
6,33 |
6,59 |
6,56 |
4,92 |
5,94 |
Освещенность |
13,82 |
26,54 |
9,44 |
13,61 |
11,99 |
11,65 |
13,65 |
11,39 |
10,62 |
Электромагнитные поля |
9,93 |
14 из 81 |
14 из 65 |
17,18 |
15,19 |
15,67 |
15,79 |
13,54 |
12,81 |
Наиболее неблагоприятная обстановка по влиянию шумовой нагрузки на работников промышленных предприятий автомобильного транспорта наблюдалась в нескольких регионах, где доля рабочих мест с превышением допустимого уровня по шуму составила: по Республике Мордовия - 41,99%, Ханты-Мансийскому АО - 32,3%, Кемеровской области - 32,01% и Иркутской области - 26,67% (при среднероссийском показателе - 17,45%).
Доля рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам по вибрации, на промышленных предприятиях автомобильного транспорта значительно превышала среднероссийский показатель (10,29%) в Республике Мордовия - 21,26%, Ханты-Мансийском АО - 30,11% и Кемеровской области - 19,05%.
Остается высоким доля рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарных норм по микроклимату. При среднероссийском показателе по данному фактору - 6,59% по Мурманской области он составил - 29,63% и по Ямало-Ненецкому АО - 27,11%.
5.2.9. Объекты обслуживания метрополитена
Исследование условий труда работников метрополитена на станциях, промышленных предприятиях и базах технического обслуживания, проведенное в 2010 г., показало, что доля рабочих мест персонала станций метрополитена, не отвечающих требуемым санитарным нормам, по сравнению с 2009 г. существенно сократилась. В 2010 г. доля рабочих мест персонала станций метрополитена, не отвечающих требуемым санитарным нормам, составила: по шуму - 3,88%, что почти в 3 раза меньше, чем в 2009 г. (9,42%), по освещенности - 6,01 (в 2009 г. - 9,03%). Однако удельный вес рабочих мест, превышающих санитарную норму по микроклимату, возрос до 15,37% (в 2009 г. - 8,79%) (табл. 98).
Таблица 98
Доля рабочих мест на объектах метрополитена, не отвечающих санитарным нормам, %
Физические факторы окружающей среды |
Наименование объектов надзора |
||||||||
станции метрополитена |
промышленные предприятия метрополитена |
предприятия и базы технического обслуживания метрополитена |
|||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Шум |
30,37 |
9,42 |
3,88 |
27,59 |
39,34 |
15,18 |
15 из 68 |
3 из 57 |
16 из 75 |
Вибрация |
8 из 44 |
0 из 97 |
0 из 79 |
23 из 81 |
0 из 70 |
3 из 56 |
0 из 57 |
0 из 46 |
3 из 54 |
Микроклимат |
14,29 |
8,79 |
15,37 |
2,71 |
2,51 |
7,58 |
2,01 |
1 из 79 |
6,39 |
Освещенность |
9,41 |
9,03 |
6,01 |
7,05 |
7,13 |
7,82 |
6,08 |
5 из 77 |
12,28 |
Электромагнитные поля |
0 из 28 |
0,00 |
0 из 38 |
0,00 |
3,94 |
1,69 |
0 из 73 |
3 из 14 |
2 из 58 |
В 2010 г. большое внимание уделялось условиям перевозки пассажиров. Так, на Московском метрополитене ежеквартально на 20 станциях проводились лабораторно-инструментальные исследования по мониторингу, а также плановые исследования (за 2009 г. - 26 станций). Проводились лабораторные исследования на содержание в воздухе пассажирских и служебных помещений химических веществ (оксида углерода, диоксида азота, диоксида углерода, диоксида серы и пыли), бактериологические исследования воздуха станций, исследования по параметрам микроклимата, уровням освещенности, уровням шума, вибрации, ЭМП, измерялась мощность дозы гамма-излучений.
Эквивалентные уровни шума на всех контрольных станциях не отличаются от данных 2007-2009 гг. и превышают ПДУ от 21 до 29 дБА. Максимальный уровень шума превышает ПДУ, установленные СП 2.5.1337-03 "Санитарные правила эксплуатации метрополитена", на всех станциях мониторинга от 19 до 26 дБА.
Исследования показали, что вентиляция пассажирских и служебно-бытовых помещений находилась в рабочем состоянии. В 2010 г. проводилась большая работа по внедрению новых режимов и схем тоннельной и станционной вентиляции, разработке методов предварительного охлаждения подаваемого в тоннель воздуха в теплый период года. Вместо используемых до недавнего времени 2 режимов работы тоннельной вентиляции (зимний и летний) на данный момент используется 7 режимов, в зависимости от наружных температур, т.е. график включения вентиляционных систем стал более гибким и эффективным, что позволяет достигнуть оптимальных температурных параметров. Графики работы тоннельной вентиляции были согласованы с отделом надзора на транспорте Управления Роспотребнадзора по г. Москве.
В 2010 г. на объектах ГУП "Петербургский метрополитен" продолжена работа по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами:
- в целях обеспечения нормативных параметров микроклимата, в первую очередь на рабочих местах под землей, продолжены работы по установке сплит-систем и кондиционеров;
- продолжена работа по оборудованию комнат отдыха машинистов в электродепо и на линиях, комнат приема пищи в структурных подразделениях метрополитена новым современным оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил. Выполнен ремонт комнат отдыха машинистов на станции метро "Петроградская".
По требованию территориального отдела на транспорте:
- разработаны типовые рабочие места для билетных кассиров службы сбора доходов, оборудованные ПЭВМ и соответствующие требованиям санитарных правил 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" по эргономическим показателям. В 2009 - 2010 гг. оборудованы типовые рабочие места билетных кассиров на станциях "Горьковская", "Волковская", "Звенигородская", "Спасская", "Обводный канал";
- проведен ремонт помещений для пайки мелких изделий в службе сигнализации, централизации и блокировки в электродепо "Московское".
Следует отметить, что на Петербургском метрополитене среди эксплуатируемых пассажирских вагонов количество вагонов со сроками эксплуатации до 10 лет составляет 87 (6,0%), до 20 лет - 313 (22,0%), свыше 20 лет - 998 (72,0%). Таким образом, среди эксплуатируемых пассажирских вагонов 72% составляют пассажирские вагоны со сроками эксплуатации более 20 лет, которые подлежат капитальному ремонту в ближайшие годы. Для проведения в полном объеме модернизации старых вагонов начата реконструкция электродепо "Дачное", которое осуществляет текущий, средний и капитальный ремонты и модернизацию старых пассажирских вагонов. За последние 3 года получено 88 новых вагонов. В 2007-2010 гг. получено 55 новых вагонов. Все пассажирские вагоны, эксплуатируемые на Петербургском метрополитене, изготовлены на ЗАО "Вагонмаш" (бывший вагоностроительный завод им. Егорова).
В целом на Московском, Петербургском метрополитенах и метрополитенах других городов планируются и осуществляются мероприятия по улучшению условий перевозки пассажиров и обеспечению безопасных условий труда работников метрополитена.
5.2.10. Объекты обслуживания железнодорожного транспорта
Одним из существенных факторов, определяющих состояние здоровья работающих и характер их заболеваемости, в т.ч. и профессиональной, является состояние производственной среды.
По результатам исследований физических факторов производственной среды на промышленных предприятиях железнодорожного транспорта по Российской Федерации, не соответствуют нормативам по шуму - 23,33% рабочих мест, по вибрации -8,57%, микроклимату - 3,79%, по освещенности - 17,81%, по электромагнитным полям - 21,58%. Таким образом, удельный вес рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам по физическим факторам, в 2010 г. был близок к уровню 2009 г. (табл. 99).
Таблица 99
Доля рабочих мест на объектах железнодорожного транспорта, не отвечающих санитарным нормам, %
Физические факторы окружающей среды |
Наименование объектов надзора |
|||||||||||
железнодорожные станции |
железнодорожные вокзалы |
промышленные предприятия железнодорожного транспорта |
предприятия и базы технического обслуживания |
|||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Шум |
12,11 |
12,35 |
11,12 |
1,93 |
3,51 |
3,63 |
24,87 |
24,46 |
23,33 |
24,86 |
24,9 |
23,19 |
Вибрация |
7,22 |
10,82 |
8,67 |
0,92 |
0,17 |
6,49 |
17,46 |
15,43 |
8,57 |
41,01 |
13,36 |
5,41 |
Микроклимат |
3,52 |
4,44 |
5,07 |
3,22 |
3,15 |
4,67 |
7,47 |
6,31 |
3,79 |
13,59 |
5,65 |
6,03 |
Освещенность |
15,65 |
20,59 |
15,58 |
9,83 |
10,21 |
9,71 |
18,45 |
18,53 |
17,81 |
7,14 |
17,32 |
22,79 |
Электромагнитные излучения |
22,8 |
30 |
15,99 |
7,81 |
12,95 |
16,18 |
19,74 |
22,9 |
21,58 |
18,68 |
21,56 |
23,95 |
В условиях неблагоприятного воздействия вредных и опасных веществ и производственных факторов работает 550 863 человека (57,1%). К 3-й группе относятся 1 121 промышленное предприятие (23,15% от общего количества предприятий), в 2009 г. процент объектов, относящихся к третьей группе, составлял 27,03.
Эксплуатация технологического оборудования и подвижного состава, ремонт, замена пути сопровождаются высоким пылеобразованием, выделением различных химических веществ, интенсивным шумом, вибрацией, наличием больших физических и нервно-эмоциональных нагрузок, различным микроклиматическим и микробиологическим воздействием.
По данным лабораторных исследований воздуха рабочей зоны промышленных предприятий, в 2010 г. количество проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составило 4,28% - по парам и газам, 11,7% - по пыли и аэрозолям. Для сравнения, в 2009 г. воздух рабочей зоны промышленных предприятий железнодорожного транспорта, по результатам лабораторных исследований, характеризовался превышением ПДК в 4,06% проб на пары и газы и 11,8% проб, превышающих ПДК, на пыли и аэрозоли.
В 2010 г. на рабочих местах на заводах по ремонту подвижного состава и в депо отобрано 35 972 пробы воздуха на пары и газы и 30 023 пробы на пыль и аэрозоли. Не соответствуют санитарным нормам 19,12% проб по парам и газам (в 2009 г. - 5,31%) и 26,0% проб по пыли и аэрозолям (в 2009 г. - 12,9%). Превышения концентраций вредных веществ на рабочих местах имеются на всех заводах по ремонту подвижного состава и в депо.
Не уделяется достаточное внимание профилактике воздействия вредных веществ на организм работающих:
- не производится своевременная замена устаревшего производственного оборудования, его модернизация, герметизация (пескосушильные печи, установки для обезжиривания в отделениях чистки рабочей одежды и пр.);
- в малярных цехах при окраске подвижного состава используются токсичные лакокрасочные материалы, медленно внедряются современные технологии, безопасные для здоровья работающих;
- на сварочных участках повсеместно отсутствует общеобменная вентиляция. Местная вытяжная вентиляция оборудуется без учёта особенностей производственных процессов.
Результаты лабораторно-инструментальных исследований показывают, что условия труда могут служить причиной роста профессионально обусловленной заболеваемости среди рабочих.
За отчётный период проведена аттестация 133 762 рабочих мест, на которых занято 283 016 работающих. Из них аттестовано 45% рабочих мест. Условно аттестованы 55% рабочих мест.
В 2010 г. выведены из под воздействия неудовлетворительных условий труда 16 179 рабочих мест (30 127 работающих). Частично улучшены условия труда у 140 470 работающих.
Несмотря на принятые меры по оптимизации рабочих мест, условия труда на большинстве промышленных предприятий по-прежнему остаются неудовлетворительными. Процент работников, связанных с воздействием вредных и опасных веществ и производственных факторов, очень высок. В результате недостаточной выявляемости профессиональных заболеваний растёт число осложнённых случаев, что приводит к ранней инвалидизации работников.
5.3. Профессиональная заболеваемость на транспорте
В 2010 г. тенденция роста профессиональной заболеваемости среди работников отраслей транспорта продолжилась. Показатель профессиональной заболеваемости на 10 000 работников по разделу "Транспорт и связь" (по классификации ОКВЭД) от уровня 2008 г. вырос в 2010 г. на 16% (с 1,76 до 2,90) и превысил средний показатель по Российской Федерации (табл. 100).
Таблица 100
Показатели профессиональной заболеваемости по видам экономической деятельности (на 10 000 работающих)
Виды экономической деятельности |
Показатель на 10 000 работников |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
1,52 |
1,79 |
1,73 |
Раздел I "Транспорт и связь" |
1,76 |
2,67 |
2,90 |
Наибольшее число случаев профессиональной заболеваемости по разделу ОКВЭД "Транспорт и связь" в 2010 г. зарегистрировано по г.г. Москве (120), Санкт-Петербургу (184), Московской (43), Самарской (57) областям, Республике Саха (Якутия) (75).
Единичные случаи профессиональных заболеваний регистрировались на предприятиях транспорта и транспортной инфраструктуры Калининградской, Магаданской, Сахалинской областей, Камчатского края.
В 2010 г. в целом по Российской Федерации среди работников водного транспорта был зарегистрирован 21 случай профессиональных заболеваний. Из общего числа профессиональных заболеваний, зарегистрированных в 2010 г., на плавающий состав судов пришлось 13 случаев, на работников предприятий береговой инфраструктуры водного транспорта - 8 случаев. Наибольшее число случаев профессиональных заболеваний было зарегистрировано управлениями Роспотребнадзора по Омской области (6 случаев), Приморскому краю (4 случая).
В 2010 г., как и в предыдущие годы, первое место среди профессиональной патологии занимает "нейросенсорная тугоухость". Из 9 случаев данного заболевания - 6 приходится на плавсостав и 3 случая - на профессии работников береговых предприятий.
На втором месте по числу случаев находится "вибрационная болезнь" - 7 случаев, из них 5 случаев приходится на плавсостав и 2 случая - на береговые профессии.
Чаще всего профессиональные заболевания выявлялись у лиц, имеющих контакт с вредным производственным фактором свыше 35 лет.
Показатели профессиональной заболеваемости работников водного транспорта (на 10 000 работников) за период с 2008 по 2010 гг., представленные в табл. 101, свидетельствуют о том, что в 2010 г., как и в предыдущие годы, уровень профессиональной заболеваемости работников водного транспорта был выше среднего показателя по Российской Федерации.
Таблица 101
Показатели профессиональной заболеваемости работников водного транспорта (на 10 000 работников)
|
2008 |
2009 |
2010 |
Российская Федерация |
1,52 |
1,79 |
1,73 |
Раздел I "Транспорт и связь" |
1,76 |
2,67 |
2,90 |
Деятельность водного транспорта |
3,42 |
2,81 |
2,56 |
Анализ данных профессиональной заболеваемости работников водного транспорта за 2010 г. позволяет сделать следующие выводы:
1. Уровень профессиональной заболеваемости работников водного транспорта (на 10 000 работников) составил 2,56 и был выше среднего показателя по Российской Федерации (1,73). Наибольшее число случаев профессиональных заболеваний приходилось на возрастную группу 55-59 лет при длительности контакта с вредным производственным фактором, преимущественно составляющей свыше 35 лет.
2. Ведущими неблагоприятными факторами, способствующими развитию профессиональных заболеваний на судах, являются шум и вибрация. Соответственно, основными формами профессиональной патологии были "нейросенсорная тугоухость" и "вибрационная болезнь".
3. Сопоставляя крайне неудовлетворительные условия труда плавсостава морских и речных судов, которые ежегодно фиксируются в отчетных статистических формах и в годовых докладах управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в которых приводятся фактические значения ведущих неблагоприятных факторов судовой среды с данными регистрируемой профзаболеваемости плавсостава, можно предположить, что выявленные уровни профессиональных заболеваний не отражают истинную ситуацию на флоте.
4. Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлено недостатками организации и качества проведения медицинских осмотров работающих. Существующая практика проведения медицинских осмотров позволяет связать те или иные патологические изменения у обследуемого с условиями и характером его труда, в связи с этим многие заболевания трактуются как общие и одной из причин является отсутствие документации, подтверждающей воздействие на обследуемого производственных вредностей судовой среды. До сих пор отсутствуют учетные формы, необходимые для работы комиссий по медицинскому обследованию плавсостава (КМОП), в которые ежегодно вносились бы фактические параметры всех профессиональных вредностей и длительность контакта с ними за истекший срок.
5. Основными документами для количественной оценки производственных вредностей у плавсостава должны стать результаты плановых и внеплановых обследований судов, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда. Данные сведения позволят врачам-специалистам и профпатологам КМОП на более ранних стадиях диагностировать профессиональные заболевания и принимать решения о лечении, реабилитации или отстранении от работы во вредных условиях (или переводе на работу, исключающую контакт с вредным фактором) членов экипажей морских и речных судов.
В 2010 г. в целом по Российской Федерации среди работников авиационного транспорта было зарегистрировано 800 случаев профессиональных заболеваний, что составляет 72,07% от общего числа профессиональных заболеваний по разделу "Транспорт и связь".
Наибольшее число случаев профессиональных заболеваний среди работников воздушного транспорта было зарегистрировано по г.г. Москве (115), Санкт-Петербургу (136), Ханты-Мансийскому АО (55), Московской области (43).
Основной причиной возникновения профессионального заболевания является воздействие физических факторов, прежде всего, это шум: у 795 заболевших была диагностирована "нейросенсорная тугоухость", у 2 - "вибрационная болезнь".
Профессиональная заболеваемость в основном устанавливалась у старших возрастных групп: 50-54 года - 29,54%, 55-59 лет - 33,29% и свыше 60 лет - 16,52%. Таким образом, 79,35% случаев профессиональных заболеваний приходится на возрастные группы старше 50 лет.
Распределение профессиональных заболеваний у работников воздушного транспорта, контактирующих с вредным производственным фактором, по длительности работы составляет: при стаже работы свыше 25-29 лет - 18,27%, 30-34 лет - 29,91%, выше 35 лет-28,16%.
Известно, что неудовлетворительные условия труда создают предпосылки для ухудшения здоровья работающих, формирования профессиональных заболеваний, роста первичной инвалидизации, преждевременного выхода на пенсию.
Так, за последние девять лет зарегистрировано 363 случая впервые установленного диагноза профессионального заболевания у летного состава авиапредприятий Московской области (2002 г. - 1, 2003 г. - 10, 2004 г. - 6, 2005 г. - 40, 2006 г. - 73, 2007 г. - 56, 2008 г. - 68, 2009 г. - 73, 2010 г. - 36). Уровень профессиональной заболеваемости указанного контингента по сравнению с периодом 2006-2009 гг. существенно сократился.
Расследованием случаев профессиональной патологии установлено, что заболевания возникли в результате длительной работы пилотов в условиях воздействия интенсивного производственного шума при невозможности использования средств индивидуальной защиты, конструктивных особенностей летательных аппаратов. Отрицательной динамике развития патологии органов слуха способствовало отсутствие ограничений к полетному времени у лиц с начальными признаками нарушения слуховой функции, отсутствие жалоб летного персонала при медицинском освидетельствовании (желание продолжить летную работу), увеличенная продолжительность месячной нормы полетного времени, прием на работу лиц с начальными явлениями нарушения слуховой функции (недостаточное количество летного состава, способного обеспечить бесперебойную деятельность авиаперевозчиков).
Следует отметить, что число зарегистрированных заболеваний не отражает истинную ситуацию профессиональной патологии. Выявляемость, как правило, происходит на поздних стадиях развития заболевания. Это обусловлено отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний работодателями и недостатками организации и проведения периодических медицинских осмотров.
В нарушение СанПиН 2.5.1.2423-08 "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации" при приеме на работу лиц с уже выявленными показателями (аудиометрия) снижения уровня слуха отсутствовало ограничение норм полётного времени, не проводился производственный контроль за обеспечением условий труда летного состава.
Проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами воздушного транспорта затруднено из-за недостаточно разработанных механизмов реализации положений санитарного законодательства при организации и проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, не соответствия проводимого медицинского освидетельствования летного состава действующему законодательству Министерства здравоохранения и социального развития, организации производственного контроля на воздушных судах. Не в полном объеме определяются вредные факторы и перечень профессий (работ), при выполнении которых проводятся периодические медицинские осмотры. Не всегда проводятся необходимые лабораторно-диагностические исследования.
Анализ расследованных случаев профессиональной патологии выявил ряд основных причин возникновения заболеваний, связанных:
- с эксплуатацией большинства воздушных судов выпуска 80-90-х годов;
- с длительностью работы в условиях воздействия интенсивного производственного шума вследствие выполнения полётов на "шумной" авиатехнике, превышающей допустимые уровни;
- с превышением месячных норм полетных часов;
- с отсутствием ограничений к полетному времени у лиц с начальными признаками нарушения слуховой функции;
- с отсутствием жалоб летного персонала при медицинском освидетельствовании (желание летного состава продолжить летную работу);
- с сокрытием от расследований и регистрации случаев профессиональных заболеваний;
- с приемом на работу лиц с начальными явлениями нарушения слуховой функции (недостаточное количество летного персонала, способного обеспечить бесперебойную деятельность авиаперевозчиков).
Основными вредными производственными факторами на рабочих местах водителей автотранспорта является: общая вибрация, шум, тяжесть трудового процесса, фиксированная рабочая поза. В результате их воздействия большинство профессиональных заболеваний водителей составляет патология опорно-двигательного аппарата.
В 2010 г. среди водителей автотранспорта было зарегистрировано 146 случаев профессиональных заболеваний, что составляет 13,15% от всех случаев профзаболеваний по разделу I "Транспорт и связь". Наибольшее число профессиональных заболеваний было зарегистрировано управлениями Роспотребнадзора по Кемеровской (38 случаев), Томской (37 случаев) и Самарской (28 случаев) областям.
Как и в предыдущие годы, первое место среди профессиональных заболеваний занимают болезни опорно-двигательного аппарата: пояснично-крестцовая радикулопатия - 70 случаев и радикулопатия - 13 случаев, на втором месте вибрационная болезнь - 37 случаев.
Профессиональная заболеваемость устанавливалась в основном в старших возрастных группах: 45-49 лет - 15,65%, 50-54 года - 48,3%, 55-59 лет - 29-25% и свыше 60 лет - 3,4%.
Таким образом, 80,95% случаев профессиональных заболеваний у водителей приходится на возрастные группы старше 50 лет.
Распределение заболеваемости по длительности контакта с вредным производственным фактором, вызвавшим профессиональное заболевание, составило при стаже работы свыше 15-19 лет - 5,44%, 20-24 года - 13,61%, 25-29 лет - 31,29%, 30-34 года - 29,25% и свыше 35 лет - 19,05%.
Таким образом, наибольшее количество профессиональных заболеваний приходится на стажевые группы свыше 25 лет - 80%.
Анализ профессиональной заболеваемости по сети железных дорог за 2010 г. показал, что в течение года на железнодорожном транспорте вновь выявлено и зарегистрировано 138 случаев профессиональных заболеваний и отравлений. Общее число заболевших 143 (рис. 11), из которых 14 женщин (по ОАО "РЖД" - 117 случаев, с числом заболевших 122, из них 12 женщин, что составляет 84,8%). По сравнению с 2009 г. число лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями и отравлениями увеличилось на 14 человек. В 2010 г. среди работников железнодорожного транспорта в целом показатель профессиональной заболеваемости на 10 000 населения составил 1,48. Показатель профессиональной заболеваемости по Российской Федерации в 2010 г. составил 1,73. В 2010 г. по сети железных дорог выявлено 3 случая острых заболеваний с числом заболевших 8 человек и 135 случаев хронических заболеваний с числом заболевших 135 человек.
Рис. 11. Число профессиональных заболеваний по сети железных дорог Российской Федерации (абс.)
Наибольшее количество профессиональных заболеваний и отравлений было зарегистрировано на Южно-Уральской (33 случая), Западно-Сибирской (22), Восточно-Сибирской (15), Куйбышевской (10) и Дальневосточной (10 случаев) железных дорогах (табл. 102).
Таблица 102
Профессиональная заболеваемость на 10 000 работающих по сети железных дорог
Филиалы ОАО "Российские железные дороги" |
Число выявленных случаев профзаболеваний (на 10 000 работающих) |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Октябрьская |
0,96 |
1,84 |
1,61 |
1,16 |
0,97 |
Московская |
1,06 |
0,44 |
0,53 |
0,18 |
0,30 |
Горьковская |
1,23 |
0,67 |
0,53 |
0,74 |
0,44 |
Северная |
0,72 |
0,69 |
0,86 |
1,21 |
1,00 |
Северо-Кавказская |
0,7 |
0,56 |
0,35 |
0,42 |
0,47 |
Юго-Восточная |
0,64 |
0,98 |
0,51 |
1,54 |
0,64 |
Приволжская |
1,75 |
1,29 |
1,35 |
1,63 |
1,08 |
Куйбышевская |
3,77 |
4,82 |
2,52 |
3,61 |
1,58 |
Свердловская |
0,37 |
0,8 |
0,46 |
0,44 |
0,37 |
Южно-Уральская |
0,1 |
0,95 |
0,4 |
0,6 |
3,30 |
Западно-Сибирская |
2,19 |
1,5 |
1,15 |
1,76 |
2,30 |
Красноярская |
1,19 |
1,3 |
1,02 |
0,2 |
0,68 |
Восточно-Сибирская |
5,07 |
2,08 |
3,63 |
4,37 |
2,72 |
Забайкальская |
2,22 |
0,53 |
0,56 |
2,7 |
1,12 |
Дальневосточная |
2,71 |
2,4 |
0,84 |
2,28 |
2,10 |
Итого по сети железных дорог |
1,0 |
1,2 |
0,76 |
1,03 |
1,19 |
Транспорт и связь |
1,38 |
1,67 |
1,76 |
2,67 |
2,90 |
Наименьшее количество профессиональных заболеваний зарегистрировано на Северо-Кавказской (4 случая), Красноярской (3 случая) и Московской (4 случая) железных дорогах.
По нозологическим формам профессиональные заболевания за 2010 г. распределились следующим образом: острые интоксикации - 3 случая (8 заболевших), нейросенсорная тугоухость - 84, заболевания пылевой этиологии - 27, вибрационная болезнь - 13, заболевания ПНС и опорно-двигательного аппарата - 9, аллергические заболевания - 2 случая (в 2009 г. зарегистрировано: нейросенсорная тугоухость - 82 случая, заболевания пылевой этиологии - 17, вибрационная болезнь - 11, заболевания ПНС и опорно-двигательного аппарата - 12, аллергические заболевания - 3, по одному случаю хронического ларингита и варикозного расширения вен, 2 случая хронических интоксикаций).
В 2010 г. на заводах по ремонту подвижного состава ОАО "РЖД" зарегистрировано 11 случаев профессиональных заболеваний, в локомотивном хозяйстве - 54, в вагонном хозяйстве - 15, в путевом хозяйстве - 24 (25 заболевших), в прочих объектах ОАО "РЖД" 13 случаев - 17 заболевших (в 2009 г. распределение профессиональных заболеваний по службам и хозяйствам ОАО "РЖД" составило соответственно 10, 51, 12, 22, 17 случаев). На объектах другой ведомственной принадлежности и других компаний в 2010 г. выявлен 21 случай профессиональных заболеваний, из них 17 случаев на заводах.
На заводах по ремонту подвижного состава ОАО "РЖД" выявлены следующие заболевания - 5 случаев нейросенсорной тугоухости, 4 - заболеваний пылевой этиологии, 1 - вибрационной болезни и 1 случай заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Наибольшее число профессиональных заболеваний на заводах по ремонту подвижного состава зарегистрировано на Люблинском литейно-механическом заводе Московской железной дороги - 4 случая (три случая - хронический бронхит, один случай - нейросенсорная тугоухость).
На заводах, не являющихся филиалами и дочерними зависимыми организациями ОАО "РЖД", наибольшее число случаев выявлено на Новосибирском электровозоремонтном заводе - 4 случая (все заболевания пылевой этиологии).
В локомотивном хозяйстве выявлено 45 случаев нейросенсорной тугоухости, 7 - вибрационной болезни, 2 случая заболевания пылевой этиологии.
Наибольшее число заболеваний зарегистрировано у помощников машинистов и машинистов электровозов и тепловозов - 51 случай из 54 (44 заболевших нейросенсорной тугоухостью, 7 - вибрационной болезнью).
Наибольшее число заболеваний зарегистрировано в локомотивном депо Иркутск Восточно-Сибирской железной дороги - 3 случая; локомотивном депо Челябинск Южно-Уральской железной дороги - 3 случая; локомотивном депо Уссурийск Дальневосточной железной дороги - 3 случая. Все случаи нейросенсорной тугоухости. Три случая выявлены у рабочих цехов - у токаря, слесаря по ремонту подвижного состава, электросварщика.
В вагонном хозяйстве выявлено 15 случаев профессиональных заболеваний (7 случаев - нейросенсорная тугоухость, 3 - заболевание пылевой этиологии, 1 - аллергическое заболевание, 1 - вибрационная болезнь, 3 случая - болезни опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы). Наиболее часто данные заболевания отмечены у электросварщиков - 3 случая, слесарей по ремонту подвижного состава - 3, машинистов тепловозов - 2, кузнецов ручной ковки - 2 случая. По одному случаю - у тракториста, маляра и пр.
В путевом хозяйстве зарегистрировано 24 случая профессиональных заболеваний (1 случай острой интоксикации - 2 заболевших, 18 случаев нейросенсорной тугоухости, 1 - заболевания пылевой этиологии, 1 - вибрационной болезни, 3 случая заболеваний ПНС и опорно-двигательного аппарата). Наибольшее число заболевших среди монтёров пути - 8 (1 случай острой интоксикации - 2 заболевших, 5 случаев нейросенсорной тугоухости и 1 случай заболеваний опорно-двигательного аппарата и ПНС).
Заболевания пылевой этиологии в 2010 г. выявлялись в основном у мужчин 51- 60 лет со стажем работы 10-25 лет, работающих электрогазосварщиками - 7 случаев.
Нейросенсорная тугоухость регистрировалась больше всего у мужчин, работающих машинистами электровозов и тепловозов, - 47 человек, а также у электросварщиков, монтёров пути, машинистов путевых машин.
Вибрационная болезнь наблюдается, как правило, у машинистов и помощников машинистов электровозов - 7 человек.
Профессиональные заболевания у женщин выявляются в основном в возрасте 51-60 лет (6 штукатуров-маляров, оператор компрессорной установки, машинист крана, изолировщик, медицинская сестра и пр.).
В 2010 г. выявлено 3 случая острых профессиональных отравлений с числом пострадавших 8 человек. В 2009 г. острых отравлений не регистрировалось. Первый случай зарегистрирован на Октябрьской железной дороге в дистанции гражданских сооружений водопользования и водоотведения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с числом заболевших три человека (все работники - маляры). Диагноз - острое отравление красками. Обстоятельства возникновения отравления: маляры производили окраску окон и дверей в закрытом помещении без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Второй случай зарегистрирован на Красноярской дистанции пути Красноярской железной дроги - филиала ОАО "РЖД" у двух монтёров пути. Диагноз - острое ингаляционное отравление оксидом углерода, токсическая энцефалопатия. Обстоятельства возникновения отравления: в пункте обогрева околотка N 4 станции "Енисей" при растопке стационарной кирпичной печи на твердом топливе (уголь) несвоевременно произвели закрытие заслонки вытяжной трубы, в результате чего и произошло отравление.
Третий случай зарегистрирован на Приволжской железной дороге (железнодорожная станция "Аксарайская-2") Дирекции управления движением. У трёх работников станции - двух операторов ПЭВМ и приёмщика поездов - выявлено острое отравление лёгкой степени неустановленным газообразным веществом. Отравление произошло из-за разгерметизации оборудования предприятия ООО "Газпром добыча Астрахань". В результате разгерметизации на установке У-171 произошел выброс в атмосферу неустановленных газообразных веществ общетоксического раздражающего действия. Облако неустановленных газообразных веществ достигло зоны железнодорожной станции "Аксарайская-2". Работникам станции "Аксарайская-2" организована выдача средств индивидуальной защиты и эвакуация.
В заключение следует отметить, что положение с выявлением больных с профессиональной патологией на железнодорожном транспорте остается очень тревожным. Уровень профессиональной заболеваемости остается очень низким и не отражает истинной ситуации исходя из высокого процента рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам. Низкая выявляемость профессиональных заболеваний неизменно приведет к росту числа осложнений случаев и инвалидизации работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.