Письмо Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
от 27 декабря 2007 г. N 43-01-02-25/5396
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора с целью установления единых подходов к выявлению, документированию случаев нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, принятию мер по реализации материалов проверок сообщает.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Нецелевое использование, отраженное в статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является следствием нарушения принципов целевого характера бюджетных средств и (или) принципа адресности.
Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 24 ноября 2006 г. N 09-06-182.
В свою очередь практика показала, что нарушения целевого характера бюджетных средств являются следствием двух типов нарушений бюджетного законодательства:
1. Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов (в том числе несанкционированное перемещение средств федерального бюджета по статьям экономической классификации расходов, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов).
Как правило, нарушения условий получения бюджетных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, допускаются главными распорядителями, распорядителями и другими получателями бюджетных средств:
при несанкционированном перемещении средств с нарушением бюджетной классификации, когда средства, выделенные на цели, установленные одной конкретной позицией бюджетной классификации (раздел, подраздел, вид расходов, статья и подстатья), направляются и используются на цели, предусмотренные другой позицией бюджетной классификации;
при направлении и расходовании бюджетных средств по установленной позиции бюджетной классификации, но с превышением предусмотренного объема средств;
при направлении и расходовании бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой доходов и расходов, в том числе при оплате из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов расходов, подлежащих финансированию за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
2. Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами министерств, носящими нормативный правовой характер, соглашениями, контрактами, договорами и иными документами, принятыми или заключенными в соответствии с нормативными правовыми документами.
При этом, как правило, нецелевое использование допускается в случаях, когда бюджетные средства направляются и используются без сметы доходов и расходов или при их отражении в смете, но при нарушении дополнительных условий, определенных указанными документами.
Такие случаи нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов наиболее часто встречаются при использовании субсидий и субвенций в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и, в частности, при использовании средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов.
Случаи нецелевого использования бюджетных средств, допущенные вследствие нарушения принципа адресности, можно также разделить на два основных типа:
1. Направление и расходование бюджетных средств на объекты, финансирование которых не предусмотрено условиями получения этих средств, определенными нормативными правовыми документами, соглашениями, договорами, контрактами и иными документами, принятыми или заключенными в соответствии с нормативными правовыми документами.
2. Направление бюджетных средств ненадлежащим получателям юридическим или физическим лицам, которые не предусмотрены как получатели в нормативных правовых документах, соглашениях, контрактах, договорах и иных документах, принятых или заключенных в соответствии с нормативными правовыми документами.
Необходимость выделения указанных типов нецелевого использования бюджетных средств подтверждается содержанием писем Минфина России от 24 ноября 2006 г. N 09-06-182 (Приложение N 1) и 07 февраля 2007 г. N 02-08-08/259 (Приложение N 2).
Примеры нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов приведены в Приложении 3.
Также следует отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в указанных письмах обращает внимание на другие (помимо блокировки расходов) меры принуждения, которые могут быть применены к нарушителям, допустившим нецелевое использование бюджетных средств.
Минфин России прямо указывает, что в случаях направления средств федерального бюджета, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, оплату расходов и работ на объектах не пострадавших в результате стихийного бедствия, а также выделения денежных средств лицам, не пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, и использования денежных средств на мероприятия, не связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, полученные средства подлежат возврату в федеральный бюджет.
Это соответствует требованиям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации: возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" при использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предусмотренных на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, суммы средств, подлежащие перечислению в федеральный бюджет;
1) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
2) взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по разделу "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, за исключением средств федерального фонда компенсаций, государственных капитальных вложений, направляемых на стройки и объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) собственности муниципальных образований в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, и субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городков и поселков.
Статьи аналогичного содержания имеются в других законах о федеральных бюджетах на соответствующий год.
Из этого следует, что при нецелевом использовании средств федерального бюджета, включенных по доходам и расходам в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, применяется другой (кроме блокировки расходов) механизм возврата средств в федеральный бюджет.
Отдельный механизм взыскания субвенций, выделенных субъектам Российской Федерации из федерального фонда компенсаций и израсходованных не по целевому назначению, предусмотрен Правилами расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций (утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2005 N 625): средства взыскиваются в бюджет субъекта Российской Федерации для последующей передачи в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако в настоящее время отсутствуют нормативные правовые документы, определяющие как порядок взыскания субвенций из федерального фонда компенсаций, так и в целом порядок возврата в федеральный бюджет субсидий и субвенций, выделенных из федерального бюджета и использованных не по целевому назначению органами исполнительной власти и бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В этой связи в случаях нецелевого использования субсидий и субвенций, выделенных из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, должны применяться следующие меры принуждения:
- вынесение представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в случаях невыполнения в срок законного предписания (представления).
Кроме того, территориальные управления должны использовать другие возможности применения мер воздействия на нарушителей бюджетного законодательства:
- направление материалов проверок в правоохранительные органы, в том числе в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- направление представления и (или) материалов проверок в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, уполномоченные на принятие, мер принуждения, сокращения лимитов бюджетных обязательств;
- информирование главного распорядителя средств федерального бюджета о фактах нецелевого использования субсидий и субвенций.
В настоящее время к нецелевому использованию средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов не относятся переплата и иные расходы, вследствие которых нанесен материальный ущерб (примеры в Приложении N 4).
При выявлении указанных видов нарушений территориальные управления должны осуществлять следующие меры:
- вынесение представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- направление руководителю организации, допустившей переплату или иное расходование бюджетных средств, вследствие которого нанесен материальный ущерб организации, предписания о возмещении средств путем взыскания с лиц, получивших средства неправомерно или с виновных лиц;
- в случае невыполнения в срок законного предписания - привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- направление материалов проверок в правоохранительные органы в случаях наличия признаков уголовно наказуемых деяний и (или) при непринятии мер по возмещению материального ущерба;
- направление представления и (или) материалов проверок в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, уполномоченные на принятие мер принуждения;
- направление представления либо информации о выявленном нарушении главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств.
Приложение: на 23 л. в 1 экз.
Руководитель |
С.Ю. Павленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 27 декабря 2007 г. N 43-01-02-25/5396
Текст письма официально опубликован не был