В соответствии с приказом Федерального агентства по науке и инновациям от 11 августа 2009 г. N 202 "О мероприятиях Федерального агентства по науке и инновациям по устранению недостатков, отмеченных комиссией Счетной палаты Российской Федерации в ходе контрольного мероприятия" приказываю:
1. Утвердить временные методические рекомендации по оценке начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя федерального агентства Биленкину И.П.
Руководитель |
С. Мазуренко |
Временные методические рекомендации
по оценке начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"
(утв. приказом Федерального агентства по науке и инновациям от 31 декабря 2009 г. N 326)
1. Общие положения
1.1. Настоящие временные методические рекомендации (далее - Методические рекомендации) предназначены для использования структурными подразделениями Роснауки при выработке экономического обоснования начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) при размещении Федеральным агентством по науке и инновациям (далее - Заказчик) заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (далее - НИОКР) в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (далее - Программа).
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
1.3. Методические рекомендации определяют общий порядок оценки начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов).
1.4. В настоящих Методических рекомендациях применяется следующая терминология:
- заявка на формирование тематики и объемов финансирования работ (далее - Заявка на формирование тематики) - инициативное предложение представителей реального сектора экономики или научного сообщества на реализацию в рамках Программы проектов НИОКР и проектов по коммерциализации результатов законченных НИОКР;
- усредненные значения структуры затрат на выполнение НИОКР, ежегодно рассчитываемые на базе регулярной отчетности Росстата* по государственным и негосударственным научно-исследовательским и опытно-конструкторским организациям, научно-исследовательским отделам ВУЗов (далее - Макроэкономический народнохозяйственный норматив);
- усредненные значения структуры затрат на выполнение НИОКР в рамках Программы, рассчитываемые отдельно в разрезе НИР и ОКР по каждому из направлений реализации Программы и полученные путем статистической обработки данных о фактических затратах бюджетных средств, представленных исполнителями государственных контрактов на выполнение НИОКР, за период с 2005 по 2008 годы (далее - опытно-статистический норматив);
- срок бюджетной окупаемости - период времени, за который поступления в бюджеты всех уровней в виде суммы налогов (НДС, налог на прибыль, НДФЛ, налоги и сборы, базой формирования которых является оплата труда и др.), уплачиваемых производителем и продавцом инновационной продукции, созданной с использованием технологий, способов и методов, разработанных в ходе выполнения НИОКР в рамках Программы, сравняются с объемом бюджетного финансирования, выделенного на ее выполнение.
2. Методические основы оценки начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов)
2.1. Для определения начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) в практике используются несколько методов, среди которых наиболее распространенными являются:
- метод аналогий,
- метод запроса цен и предложений,
- метод экспертных оценок,
- сметно-нормативный (калькуляционный) метод.
2.2. Для НИОКР, направленных на разработку инноваций, не имеющих готовых аналогов на рынке, не существует количественных методов точного определения ожидаемого результата, равно как и методов его рыночной оценки.
Поэтому настоящие Методические рекомендации базируются на использовании при определении начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) положительных сторон всех применяемых методов с учетом микро- и макроэкономических критериев оценки НИОКР, а также специфики НИОКР.
3. Порядок расчета начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов)
3.1. Определение начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) для размещения заказа на выполнение НИОКР осуществляется на этапе подготовки рабочими группами Научно-координационного совета Программы (далее - Рабочая группа) предложений по тематике и объемам финансирования заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы.
3.2. Исходными данными для расчета начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) являются срок бюджетной окупаемости и сведения о структуре затрат, составе, объеме и стоимости видов работ, сроках выполнения НИОКР, объемах выпуска новой высокотехнологичной продукции, поступлениях в бюджеты всех уровней в виде суммы налогов (НДС, налог на прибыль, НДФЛ, налоги и сборы, базой формирования которых является оплата труда и др.), уплачиваемых производителем и продавцом инновационной продукции, созданной с использованием технологий, способов и методов, разработанных в ходе выполнения НИОКР в рамках Программы, представленные в проектах лотов, подготовленных Рабочей группой НКС на основе Заявок.
3.3. Оценка начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) осуществляется посредством анализа исходных данных, представленных в проектах лотов, по следующим этапам:
3.3.1. Сведения о составе, объеме и стоимости видов планируемых работ анализируются на предмет соответствия требованиям ГОСТов** (первый этап).
3.3.2. Сведения о структуре расходов на выполнение НИОКР и сроках выполнения НИОКР анализируются на соответствие макроэкономическому народно-хозяйственному нормативу (второй этап).
3.3.3. Сведения о структуре расходов на выполнение НИОКР анализируются на соответствие опытно-статистическому нормативу (третий этап).
3.3.4. Расчет начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) на основе сведений о налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней от выпуска и реализации новой высокотехнологичной продукции и об установленном сроке бюджетной окупаемости (четвертый этап).
Четвертый этап оценки начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) применяется в случае формирования заказа на выполнение НИОКР с фиксированным сроком бюджетной окупаемости.
3.4. При проведении первого этапа выявляются отклонения в составе и видах планируемых работ от требований ГОСТов.
В случае отсутствия в составе работ видов работ, необходимых для достижения планируемого результата начальная (максимальная) цена контрактов (цена лотов) определена быть не может.
В случае наличия в составе работ видов работ, не соответствующих требованиям ГОСТов, начальная (максимальная) цена контрактов (цена лотов) определяется без учета стоимости видов таких работ.
3.5. При проведении второго и третьего этапов начальная (максимальная) цена контрактов (цена лотов) определяется на основе анализа сведений о структуре и суммах расходов на выполнение НИОКР, которые анализируются по следующим статьям затрат:
- прямые материальные затраты;
- спецоборудование для научных (экспериментальных) работ;
- затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции;
- накладные расходы;
- командировочные расходы;
- затраты на проведение работ соисполнителями;
- прочие прямые расходы.
Необоснованное превышение суммы по какой-либо статье затрат приводится к нормативному значению.
3.6. При проведении четвертого этапа начальная (максимальная) цена контрактов (цена лотов) рассчитывается как сумма налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от выпуска и реализации новой высокотехнологичной продукции за установленный срок бюджетной окупаемости.
3.7. Минимальное значение начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов), полученное в ходе всех этапов оценки, является начальной (максимальной) ценой контрактов (ценой лотов).
Начальник Управления |
Г.В. Шепелев |
______________________________
* Российский статистический ежегодник 2008. Таблица 21.22. Внутренние затраты на исследования и разработки по видам затрат. Стр. 618.
** ГОСТ 15.101-98 "СРПП. Порядок выполнения научно-исследовательских работ"; ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки; ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение; ГОСТ 2.119-73 ЕСКД. Эскизный проект; ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства по науке и инновациям от 31 декабря 2009 г. N 326 "Об утверждении временных методических рекомендаций по оценке начальной (максимальной) цены контрактов (цены лотов) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ"
Текст приказа официально опубликован не был