Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов Комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Рахмедова Д.С.,
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бостанова М.А.,
при участии представителей Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Западного административного округа" Агольцовой Л.Ю. (доверенность от 05.12.2012 N 2102), Аксенова А.В. (доверенность от 05.12.2012 N б/н), представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Паненкова А.Ю. (доверенность от 16.08.2012 N 77-13-14/2-29), представителя ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" Асламазовой Я.А. (доверенность от 16.07.2012 N 2012-1607-1), представителя ООО "ГеоСтрой" Ивановой А.А. (доверенность от 06.12.2012 N 36),
рассмотрев жалобу ООО "ГеоСтрой" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юго-Западного административного округа" (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на "выполнение работ по комплексному содержанию территории ЮЗАО г. Москвы" (номер извещения 0173200001412001295) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки при проведении Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Оператора электронной площадки:
1) Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств сайта Оператора электронной площадки, в результате чего Заявитель не смог подать запрос на разъяснение положений документации об Аукционе.
2) В документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к участникам размещения заказа, в нарушение Закона о размещении заказов, в части излишне установленных требований к участникам размещения заказа, а именно:
- согласно пункту 1.3 приложения N 1 "Техническое задание на санитарно-техническое содержание объектов дорожного хозяйства в летний и зимний периоды" документации об Аукционе "Иметь в наличии необходимое (согласно нормативам) количество уборочной и ремонтной техники в соответствии с обслуживаемой площадью оснащенную системой позиционирования ГЛОНАСС/GPS (в том числе и на привлекаемую технику), а также базу для ее размещения";
- согласно подпункту 3 пункта 6.2.2 приложения N 1 "Техническое задание на санитарно-техническое содержание объектов дорожного хозяйства в летний и зимний периоды" документации об Аукционе "Обработка проезжей части твердыми противогололедными реагентами должна производиться машинами типа КУМ-5551, ITM оборудованными системами автоматического регулирования норм распределения";
- согласно пункту 15 проекта государственного контракта документации об Аукционе и приложению N 2 "Техническое задание по содержанию зеленых насаждений, в том числе, цветочному оформлению" документации об Аукционе "В зависимости от погодных условий, а также в связи с производственной необходимостью виды и кратность выполняемых работ могут изменяться в пределах нормативно-производственного регламента содержания зеленых насаждений I и II категории без увеличения общей стоимости работ по государственному контакту. В случае экстремальных погодных условий по поручению государственного Заказчика (в соответствии с рекомендациями контролирующих и вышестоящих организаций) подрядчик обязан за счет собственных средств производить дополнительные работы, а также работы по ликвидации последствий экстремальных погодных явлений".
3) Заказчиком объединены в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
4) Заказчиком на Официальном сайте размещены два проекта государственного контракта с различным наименованием файлов (государственный контракт (БК) и ПКГ КС 13-14г), что вводит в заблуждение участников размещения заказа и противоречит Закону о размещении заказов.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукционе, документацией об Аукционе:
1) Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 06.11.2012;
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 645 179 000 рублей;
3) На участие в Аукционе подано 5 (пять) заявок от участников размещения заказа;
4) Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 07.12.2012.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие что Заявитель не смог подать запрос на разъяснение положений документации об Аукционе по вине Оператора электронной площадки.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил документы и сведения, подтверждающие, что от участника размещения заказа - ООО "ГеоСтрой" с ИНН 7703762030 (Заявителя) в адрес Оператора электронной площадки запроса о разъяснении положений документации об Аукционе не поступало, программно-аппаратный комплекс Оператора электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств сайта Оператора электронной площадки, в результате чего Заявитель не смог подать запрос на разъяснение положений документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. По доводу жалобы Заявителя о том, что в документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к участникам размещения заказа, с нарушением Закона о размещении заказов, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что документация об Аукционе разработана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.10.2010 N 969-ПП "О готовности топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства города Москвы к работе в зимний и летний период" (далее - Постановление) и Регламентом комплексного содержания объектов дорожного хозяйства, являющегося приложением N 1 к распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 24.06.2011 N 05-14-367/1 "Об утверждении Регламентов и Технологических карт на работы по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства в зимний и летний периоды" (далее - Регламент).
- Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснили, что пунктом 18 Постановления установлены требования в обязательном порядке при проведении Аукционов на право заключения контрактов по содержанию объектов дорожного хозяйства предусмотреть обязательства подрядных организаций по оборудованию дорожно-уборочной техники системами спутникового позиционирования с подключением к системе АСУ ОДС.
Руководствуясь пунктом 18 Постановления Заказчиком в Техническом задании документации об Аукциона установлено требование о том, что подрядчик должен выполнять работы в строгом соответствии с Регламентом: "...иметь в наличии необходимое (согласно нормативам) количество уборочной и ремонтной техники в соответствии с обслуживаемой площадью оснащенную системой позиционирования ГЛОНАСС/GPS (в том числе и на привлекаемую технику), а также базу для ее размещения".
При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии указали, что в документации об Аукционе запрет на привлечение субподрядных организаций при выполнении подрядчиком работ по государственному контракту Заказчиком не установлен, как и запрет на использование арендной техники, которая располагается на специализированных базах и стоянках в соответствии с Правилами дорожного движения, действующими на территории Российской Федерации. Вместе с тем, использование систем позиционирования ГЛОНАСС/GPS, подразумевает использование либо ГЛОНАСС либо GPS, эквиваленты данных систем на сегодняшний день не существуют.
- Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования к конкретным наименованиям техники и оборудования в документации об Аукционе Заказчиком не установлены.
Согласно подпункту 3 пункта 6.2.2 приложения N 1 "Техническое задание на санитарно-техническое содержание объектов дорожного хозяйства в летний и зимний периоды" документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "Обработка проезжей части твердыми противогололедными реагентами должна производиться машинами типа КУМ-5551, ITM (или аналогичной техникой), оборудованными системами автоматического регулирования норм распределения".
- Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что положение документации об Аукционе о том, что "В зависимости от погодных условий, а также в связи с производственной необходимостью виды и кратность выполняемых работ могут изменяться в пределах нормативно-производственного регламента содержания зеленых насаждений I и II категории без увеличения общей стоимости работ по государственному контакту. В случае экстремальных погодных условий по поручению государственного Заказчика (в соответствии с рекомендациями контролирующих и вышестоящих организаций) подрядчик обязан за счет собственных средств производить дополнительные работы, а также работы по ликвидации последствий экстремальных погодных явлений" Заказчиком установлено в соответствии с пунктом 2.5.5. Регламента, согласно которому "Роторная уборка свежевыпавшего снега с объектов дорожного хозяйства, на которых Сводным титульным списком улиц и проездов, обслуживаемых дорожно-эксплуатационными службами города, данная технологическая операция не предусмотрена, допускается в случаях экстремальных погодных условий. Роторная уборка производится в период обильных снегопадов по согласованию с оперативным городским штабом, в соответствии с утвержденным в установленном порядке Регламентом уборки свежевыпавшего снега с городских дорог и магистралей роторными (шнекороторными) снегоочистителями".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что указанное положение документации об Аукционе установлено Заказчиком в строгом соответствии с положениями Регламента, которым установлена роторная уборка снега.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе вышеуказанных требований к участникам размещения заказа являются излишними, не нашел своего подтверждения.
3. По доводу жалобы Заявителя о том, что "Заказчиком объединены в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа" представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили следующее: при выполнении работ по содержанию зеленых насаждений, комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства, содержанию парков и скверов, памятников, применяется одна и та же техника и оборудование, а также персонал, и все перечисленные элементы содержания, являются элементами объектов дорожного хозяйства, в соответствии с паспортами улиц, на основании которых составляются титульные списки и на которых указываются четкие границы, и объемы элементов объектов дорожного хозяйства. Кроме того, работы по комплексному содержанию территории включают в себя работы непрерывного цикла в течение года, а как установлено Регламентом данные работы выполняются с сопутствующими работами, а именно: ремонт МБО, ремонт ИН, текущий ремонт газона, цветочное оформление и прочие.
При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии указали, что в документации об Аукционе Заказчиком не установлен запрет на привлечение субподрядных организаций.
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства того, что Заказчиком объединенные в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой.
Таким образом, по мнению представителей Заказчика, Уполномоченного органа положения установленные Заказчиком в документации об Аукционе не влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком объединены в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, не нашел своего подтверждения.
4. По доводу жалобы Заявителя о том, что Заказчиком на Официальном сайте размещены два проекта государственного контракта с различным наименованием файлов (государственный контракт (БК) и ПКГ КС 13-14г) представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что два проекта государственного контракта, размещенные на Официальном сайте в точности повторяют друг друга, и различие в их названии не изменяет сути, предмета, цены и объемов выполняемых работ в рамках Аукциона. Сводная таблица по титульному списку объектов дорожного хозяйства (в составе проекта государственного контракта) не входит в состав заявки на участие в Аукционе, и, следовательно, не влияет на допуск потенциального участника размещения заказа к участию в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что размещенные проекты государственного контракта с наименованием файлов (государственный контракт (БК) и ПКГ КС 13-14г) идентичны.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком на Официальном сайте размещены два различных проекта государственного контракта, не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом в соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте размещены "Техническое задание на санитарно-техническое содержание объектов дорожного хозяйства в летний и зимний периоды" и "Техническое задание по содержанию зеленых насаждений, в том числе, цветочному оформлению", являющиеся частью документации об Аукционе в формате pdf, ограничивающий возможность участникам размещения заказа ознакомления с документацией об Аукционе, что является нарушением части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470, установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ГеоСтрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о размещении заказов не повлияло на возможность подачи участниками размещения заказа заявок на участие в Аукционе, предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать.
4. Передать материалы дела от 06.12.2012 N К-2361/12 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
Члены Комиссии: |
Д.С. Рахмедов |
|
Ю.В. Горяинова |
|
Ю.А. Черкасова |
|
М.А. Бостанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2012 г. N К-2361/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 11 декабря 2012 г. N ГЗ/03969)
Текст решения официально опубликован не был