Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки стали нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность за непредставление (в т. ч. в срок) сведений либо направление ложных данных в антимонопольный орган.

Речь идет о сведениях (информации), представление которых обязательно по закону либо которые затребованы антимонопольным органом.

Штраф за указанное нарушение для юрлиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Сомнения в конституционности возникли именно из-за величины указанной санкции.

Дело в том, что КоАП РФ не позволяет назначать наказание ниже минимального предела санкции, установленной за то или иное нарушение (т. е. в данном случае - менее 300 тыс. руб.). Между тем на практике величина такого штрафа оказывается непосильной для некоторых юрлиц (в особенности для малых предприятий).

КС РФ пришел к следующим выводам.

Сами нормы направлены на то, чтобы создать надлежащие условия для защиты конкуренции, свободы экономической деятельности, прав и свобод граждан, объединений. В этом аспекте положения являются конституционными.

Между тем нормы неконституционны в той мере, в какой предусмотренная ими значительная величина минимального штрафа не позволяет во всех случаях назначить справедливое и соразмерное наказание.

Так, положения с учетом указанных правил наказания не всегда позволяют принять во внимание характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юрлица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

КоАП РФ не допускает назначать наказание ниже минимального предела соответствующей санкции.

Поэтому на практике не исключается ситуация, когда указанный минимальный штраф превращается из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

С учетом этого в КоАП РФ должны быть внесены изменения.

До принятия поправок размер штрафа, назначаемого юрлицу за указанное правонарушение, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе данной позиции КС РФ.


Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт"


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 января 2013 г., в "Российской газете" от 30 января 2013 г. N 18, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 4 ст. 304