Дата вступления в силу: 14.12.2012
Настоящие Методические рекомендации по отбору и экспертизе инновационных проектов ОАО "РЖД" на территории стран ЕврАзЭС (далее - Методические рекомендации) направлены на углубление интеграционных процессов в области развития железнодорожного транспорта на евразийском пространстве.
Методические рекомендации отражают положения Концепции основ законодательства ЕврАзЭС об инновационной деятельности, Концепции формирования Единого транспортного пространства ЕврАзЭС, разработаны с учетом положений об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, о Совете по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, опыта функционирования Инновационного центра ЕврАзЭС в сфере железнодорожного транспорта (далее - Инновационный центр ЕврАзЭС).
Основные термины, применяемые в настоящих Методических рекомендациях, определены стандартами ОАО "РЖД" в области инновационной деятельности, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 26 июня 2012 г. N 1267р.
1. Общие положения
Основополагающими нормативными правовыми актами ЕврАзЭС в области инновационного развития и в области развития транспорта, одобренными Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС, первостепенное значение уделено повышению эффективности регулирования инновационной деятельности, поддержке инноваций, осуществлению мер поддержки международной научно-технической кооперации и трансфера технологий.
Для реализации целей и задач ЕврАзЭС создан Интеграционный Комитет, являющийся исполнительным органом, основными функциями которого являются обеспечение интеграционных процессов по различным направлениям развития, обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС с правительствами государств-членов и третьими странами, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным Советом ЕврАзЭС, подготовка предложений по формированию бюджета Сообщества и контроль за его исполнением.
Интеграционный Комитет при необходимости создает комиссии и советы по конкретным направлениям сотрудничества.
Решением Интеграционного Комитета создан Совет по транспортной политике, который является органом, координирующим деятельность государственных органов государств-членов ЕврАзЭС в сфере транспортной деятельности в целях формирования Единого транспортного пространства государств-членов ЕврАзЭС.
В рамках своей компетенции Советом по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС создан Инновационный центр ЕврАзЭС.
Участниками Инновационного центра ЕврАзЭС являются:
- от имени Российской Федерации - открытое акционерное общество "Российские железные дороги";
- от имени Республики Беларусь - государственное объединение "Белорусская железная дорога";
- от имени Республики Казахстан - акционерное общество "Национальная компания "Казахстан темир жолы".
Инновационный центр ЕврАзЭС организует отбор, проведение научно-технической экспертизы и создает условия для реализации инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта, привлечения государственных и частных инвестиций для реализации инновационных проектов.
2. Требования к структуре и содержанию инновационных проектов
Структура и содержание инновационного проекта, планируемого к реализации на территории стран ЕврАзЭС, должны удовлетворять требованиям, установленным распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2009 года N 2752р "О формировании требований к инновационным проектам и техническим решениям в области железнодорожного транспорта".
Учитывая нормы Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2011 года N 254 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", содержание инновационного проекта следует дополнить разделом, содержащим комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение экономического эффекта инноваций.
Порядок оценки эффективности инновационного проекта определен СТО РЖД 08.005-2011 "Инновационная деятельность в ОАО "РЖД". Порядок оценки эффективности инновационных проектов".
В дополнение к требованиям и порядку, изложенным в вышеуказанных документах, инновационный проект, планируемый к реализации на территории стран ЕврАзЭС, должен носить межгосударственный характер и обладать интеграционным эффектом, направленным на формирование единого железнодорожного пространства ЕврАзЭС.
3. Проведение научно-технической экспертизы инновационных проектов
Организацию проведения научно-технической экспертизы инновационных проектов, планируемых к реализации на территории стран ЕврАзЭС, осуществляет Центр инновационного развития - филиал ОАО "РЖД" (далее - ЦИР) в соответствии с регламентом его взаимодействия с подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", структурными подразделениями и филиалами ОАО "РЖД" по вопросам инновационного развития.
При необходимости ЦИР организует проведение независимой научно-технической экспертизы с привлечением квалифицированных экспертов, в том числе с привлечением других организаций.
Порядок проведения независимой экспертизы определен СТО "РЖД" 08.015.-2011 "Инновационная деятельность в ОАО "РЖД". Порядок рассмотрения инновационных проектов".
При положительном результате научно-технической экспертизы ЦИР инициирует подготовку технико-экономического обоснования, необходимого для организации дальнейшей работы по реализации проекта.
ЦИР формирует и ведет реестр поступивших инновационных проектов с результатами экспертизы и обеспечивает представление этих сведений в Инновационный центр ЕврАзЭС.
4. Порядок разработки технико-экономического обоснования инновационного проекта
Содержание и структура технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) не регламентированы официальными нормативно-правовыми документами и полностью зависит от целей и задач проекта, для которого оно разрабатывается.
Разработку ТЭО рекомендуется выполнять на основании технического задания, учитывающего особенности и специфику проекта.
В общем виде ТЭО для инновационных проектов в области железнодорожного транспорта, рекомендуемых к реализации на территории стран ЕврАзЭС, может выглядеть следующим образом.
1. Общие сведения о проекте.
Наименование проекта, краткая характеристика проекта, описание продукции (услуг), участники проекта, анализ спроса-предложения, текущее состояние и среднесрочные перспективы рынка продукции (услуг), оценка емкости рынка, основные потребители продукции (услуг), основные конкуренты, обоснование региона размещения проекта, мощность (объем услуг) предприятия.
2. Капитальные затраты.
Представляется смета капитальных затрат, необходимых для реализации проекта.
3. Эксплуатационные затраты.
Представляется смета эксплуатационных (ежегодных) затрат с разбивкой по статьям затрат.
4. Производственная программа.
Описание всех видов продукции (услуг), которые планируется выпускать (предоставлять) в рамках рассматриваемого проекта, с указанием объемов производства и цен реализации. Обоснование ценовых показателей.
5. Финансирование проекта.
Представляется схема финансирования проекта с описанием источников получения заемных средств, условий их использования и погашения.
6. Оценка коммерческой целесообразности реализации проекта.
На базе исходных данных, принятых для экономической оценки проекта, проводятся расчеты основных экономических показателей, позволяющих оценить целесообразность реализации проекта.
7. Анализ правовых аспектов реализации проекта.
Организация и регистрация предприятий с иностранными инвестициями (совместных предприятий) на территории реализации проекта (при необходимости).
Правовые аспекты владения и участия в эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта.
Возможности для инвестиций частного сектора.
Законодательные ограничения в государствах, на территории которых реализуются проекты.
5. Организация рассмотрения инновационных проектов
Материалы инновационного проекта, планируемого к реализации на территории стран ЕврАзЭС, оформленные в соответствии с пунктом 2 настоящих Методических рекомендаций, вместе с заявлением об их рассмотрении направляются в ЦИР. Комплект материалов подлежит передаче в печатном виде и одновременно в электронном виде на магнитном носителе.
ЦИР организует рассмотрение и научно-техническую экспертизу поступивших материалов. При рассмотрении материалов ЦИР вправе при необходимости запрашивать у заявителей дополнительную информацию, привлекать к проведению научно-технической экспертизы независимых экспертов.
Для решения вопросов, связанных с подготовкой заключений о целесообразности, возможности, необходимых мерах по дальнейшей реализации проекта, по согласованию участников Инновационного центра ЕврАзЭС могут создаваться рабочие группы. Решение о создании рабочих групп принимается Правлением Инновационного центра ЕврАзЭС.
6. Представление проекта на рассмотрение Правления Инновационного центра ЕврАзЭС и Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС
Инновационный проект, соответствующий требованиям, предъявляемым к инновационным проектам, прошедший научно-техническую экспертизу и получивший положительную оценку, представляется на рассмотрение Правления Инновационного центра ЕврАзЭС с целью принятия решения о вынесении на заседание Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС вопроса об одобрении данного инновационного проекта и рекомендации по его реализации на территории заинтересованных стран-участниц ЕврАзЭС.
Организация подготовки материалов по инновационному проекту для его рассмотрения на Правлении Инновационного центра ЕврАзЭС, включение указанного вопроса в повестку дня заседания Правления и подготовка проекта решения по данному вопросу осуществляется Инновационным центром ЕврАзЭС с привлечением специалистов ЦИР и специалистов других участников Инновационного центра ЕврАзЭС (при необходимости).
В случае поддержки инновационного проекта членами правления Инновационного центра ЕврАзЭС решение о вынесении проекта на очередное заседание Совета по транспортной политике оформляется протоколом заседания Правления Инновационного центра ЕврАзЭС.
7. Ресурсное обеспечение инновационных проектов ОАО "РЖД", прошедших процедуру отбора и рекомендованных к реализации на территории стран ЕврАзЭС
Участники Инновационного центра ЕврАзЭС разрабатывают план совместных мероприятий, необходимых для реализации инновационных проектов, одобренных Советом по транспортной политике, для чего могут заключаться специальные соглашения и создаваться совместные рабочие группы. При этом каждая сторона следует своим собственным правилам, положениям и процедурам.
Вопрос о степени участия ОАО "РЖД", об источниках и формах финансирования инновационных проектов, планируемых к реализации на территории стран ЕврАзЭС, решается менеджментом ОАО "РЖД".
Финансирование инновационных проектов может быть осуществлено, как за счет собственных средств участников Инновационного центра ЕврАзЭС, так и за счет заемного финансирования.
При принятии решения об участии ОАО "РЖД" в реализации инновационного проекта за счет собственных средств в установленном порядке формируются соответствующие заявки на финансирование, например, в рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД", плана научно-технического развития ОАО "РЖД", программы информатизации ОАО "РЖД".
В случае недостаточности собственных средств ОАО "РЖД" или невозможности финансирования в рамках лимитов той или иной программы, может быть принято решение о привлечении заемного финансирования.
Объем привлечения заемных средств подлежит отражению в финансовом плане ОАО "РЖД".
При этом вопрос выбора финансовых учреждений для привлечения средств на финансирование инновационных проектов находится в компетенции Департамента корпоративных финансов и в каждом конкретном случае определяется индивидуально, исходя из срока реализации, требуемого объема привлекаемых заемных средств и специфики конкретного инновационного проекта.
Принятие решений ДЗО ОАО "РЖД" о степени их участия, об источниках и формах финансирования инновационных проектов находится в компетенции менеджмента и Совета директоров таких ДЗО. ДЗО руководствуются внутренними положениями, в частности, по вопросам привлечения заемного финансирования - Единым корпоративным стандартом холдинга ОАО "РЖД" по сделкам заемного финансирования для обеспечения денежными ресурсами инвестиционной и текущей деятельности и утвержденными в соответствии с ним внутренними нормативными документами.
Финансовые условия сделок привлечения заемного капитала для целей реализации инновационных проектов ОАО "РЖД" на территории стран ЕврАзЭС, подлежат предварительному согласованию с Департаментом корпоративных финансов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по отбору и экспертизе инновационных проектов ОАО "РЖД" для реализации на территории стран ЕврАзЭС (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 14 декабря 2012 г. N 2569р)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был