1. Сведения об условиях исполнения государственного контракта, указанные в заявках участников размещения заказа, являющиеся критериями оценок заявок на участие в Конкурсе, конкурсная комиссия заказчика обязана занести в протокол вскрытия конвертов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, выразившимися, в том числе, тем, что протокол вскрытия конвертов с заявками участие в Конкурсе участников размещения заказа не содержит информации по критерию "Срок предоставления гарантии качества работ", а именно: предложения участников Конкурса по обеспечению гарантийных сроков.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 21.09.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 293 392 010 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Конкурсе допущено 3 участника размещения заказа;
5) победителем Конкурса признано ЗАО "Дорожник" с предложением о цене контракта 1 293 392 010 рублей.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона о размещении заказов при вскрытии конвертов конкурсной комиссией объявляются условия исполнения государственного контракта, указанные в заявке участников размещения заказа, являющиеся критериями оценок заявок на участие в конкурсе, данные сведения заносятся в протокол вскрытия конвертов.
Согласно пункту 17.1 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "цена государственного контракта"; "сроки выполнения работ"; "качество работ"; "срок предоставления гарантии качества работ".
На заседании Комиссии установлено, что в нарушение части 5 статьи 26 Закона о размещении заказов протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 07.12.2012 N 0302100003012000102-1 не содержит сведений об условиях исполнения контракта, в части предложений участников Конкурса по обеспечению гарантийных сроков по критерию "срок предоставления гарантии качества работ", указанных в заявках участников размещения заказа на участие в Конкурсе и подлежащих оценке в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены в Конкурсной документации.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила, в том числе, признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 26 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 20.12.2012 г. по делу N К-2489/12)
2. Организатор торгов, Заказчик несет ответственность за точное указание в извещении о проведении торгов в форме открытого аукциона в электронной форме суммы обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона на право заключения контрактов на поставку бортового оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS для санитарного транспорта лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Брянской области.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в непредоставлении возможности Заявителю подать заявку на участие в Аукционе, по причине недостаточности у Заявителя денежных средств на счете, открытом Оператором электронной площадки для проведения операции по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (далее - Счет Заявителя), в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Как указывает Заявитель, для участия в Аукционе на счет Заявителя 16.08.2012 Заявителем были переведены денежные средства в размере 701 000 рублей, что составляет 5% от общей суммы контракта 14 020 000 рублей, согласно информационной карте документации об Аукционе, но программное обеспечение Оператора электронной площадки 16.08.2012 при подаче заявки на участие в Аукционе выдавало сообщение о недостаточности денежных средств на Счете Заявителя для обеспечения заявки на участие в Аукционе. Помимо этого 17.08.2012 в 10:05 Заявителем были дополнительно перечислены денежные средства для обеспечения заявки на участие в Аукционе в размере 1 рубль.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 закона о размещении заказов внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее:
01.08.2012 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 14 020 000,00 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок - 17.08.2012 09:00, дата окончания срока рассмотрения заявок - 23.08.2012, дата проведения Аукциона - 27.08.2012.
На участие в Аукционе подано 4 заявки от участников размещения заказа. По результатам рассмотрения первых частей заявок все участники размещения заказа не допущены к участию в Аукционе. В соответствии с частью 21 статьи 41.8 и частью 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно части 2 статьи 41.8 Закона о размещении заказов участие в открытом аукционе в электронной форме возможно при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренный документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, установлено, что течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику размещения заказа, в том числе в случае отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Закона о размещении заказов.
Согласно документации об Аукционе Заказчика по Аукциону являются тридцать два государственных бюджетных учреждения здравоохранения г. Брянска и Брянской области.
В соответствии с пунктом 12 "Размер обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме" раздела 2 Информационной карты документации об Аукционе составляет (5 %), в соответствии с Извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме размер обеспечения заявки указывается конкретной суммой в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта каждого Заказчика индивидуально. При этом, точная итоговая сумма размера обеспечения заявки на участие в Аукционе не указана.
Представителем Оператора электронной площадки на заседании Комиссии даны пояснения по жалобе Заявителя, а также документы и сведения о том, что заявка Заявителя не принята и возвращена Заявителю в связи с недостаточностью на Счете Заявителя, денежных средств, в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, а именно 701 000,11 рублей. Дополнительно, перечисленные Заявителем 1 рубль в счет пополнения счета для проведения операций по обеспечению участия в Аукционах, поступил на счет Оператора электронной площадки после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а именно 17.08.2012 10:05.
Учитывая, что на счете Заявителя было недостаточно средств для обеспечения заявки на участие в Аукционе, а именно 701 000,00 рублей Оператором электронной площадки правомерно была возвращена заявка Заявителю на основании пункта 3 части 13 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Оператор электронной площадки при проведении Аукциона действовал в соответствии с Законом о размещении заказов и довод Заявителя о том, что действия Оператора электронной площадки не позволили Заявителю подать заявку на участие в Аукционе по причине недостаточности денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация, об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 5 статьи 41.1 Закона о размещении заказов.
Согласно части 5 статьи 41.1 Закона о размещении заказов Заказчиком, уполномоченным органом должно быть установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе не может быть менее чем 0,5 процента и не может превышать пять процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем в ходе заседания Комиссией установлено, что Уполномоченным органом в Извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме в редакции N 2 от 01.08.2012 неверно указаны суммы обеспечения заявки на участие в Аукционе в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта каждого Заказчика:
1 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
2 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
3 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
4 |
573 490,40 |
28 674,52 |
28 674,520 |
0,000 |
0,00 |
28 674,52 |
5 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
6 |
619 232,10 |
30 961,61 |
30 961,605 |
0,005 |
0,01 |
30 961,60 |
7 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
8 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
9 |
415 114,80 |
20 755,74 |
20 755,740 |
0,000 |
0,00 |
20 755,74 |
10 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
11 |
415 114,80 |
20 755,74 |
20 755,740 |
0,000 |
0,00 |
20 755,74 |
12 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
13 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
14 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
15 |
415 114,80 |
20 755,74 |
20 755,740 |
0,000 |
0,00 |
20 755,74 |
16 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
17 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
18 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
19 |
207 557,40 |
10 377,87 |
10 377,870 |
0,000 |
0,00 |
10 377,87 |
20 |
415 114,80 |
20 755,74 |
20 755,740 |
0,000 |
0,00 |
20 755,74 |
21 |
485 447,30 |
24 272,37 |
24 272,365 |
0,005 |
0,01 |
24 272,36 |
22 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
23 |
2 220 189,20 |
111 009,46 |
111 009,460 |
0,000 |
0,00 |
111 009,46 |
24 |
415 114,80 |
20 755,74 |
20 755,740 |
0,000 |
0,00 |
20 755,74 |
25 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
26 |
390 523,90 |
19 526,20 |
19 526,195 |
0,005 |
0,01 |
19 526,19 |
27 |
482 007,20 |
24 100,36 |
24 100,360 |
0,000 |
0,00 |
24 100,36 |
28 |
415 114,80 |
20 755,74 |
20 755,740 |
0,000 |
0,00 |
20 755,74 |
29 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
30 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
31 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
32 |
344 782,30 |
17 239,12 |
17 239,115 |
0,005 |
0,01 |
17 239,11 |
Итого |
14 020 000,00 |
701 000,11 |
701 000,00 |
0,11 |
0,11 |
700 999,89 |
В приведенной таблице установлен результат арифметической погрешности расчета суммы обеспечения заявки на участие в Аукционе в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта каждого Заказчика.
Между тем в Информационной карте документации об Аукционе установлено обеспечение заявки на участие в Аукционе в размере 5%.
В результате неточного указания Уполномоченным органом в извещении о проведении Аукциона сумм обеспечения заявки на участие в Аукционе в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта каждого Заказчика общая сумма обеспечения заявки участника размещения заказа составила 701 000,11 рублей.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения части 5 статьи 41.1 Закона о размещении заказов, что содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила, в том числе, признать в действиях Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 41.1 Закона о размещении заказов, выдать Уполномоченному органу, аукционной комиссии Уполномоченного органа, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2012 г. по делу N К-1654/12)
3. Выбор различных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в точном соответствии с Правилами формирования начальных (максимальных) цен контрактов установленными постановлением Правительства Российской Федерации N 881 от 03.11.2011.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены в том числе следующими действиями Заказчика: обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 19.11.2012;
2) начальная (максимальная) цена контракта 65 500 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник размещения заказа - ООО "Медицинская компания ЮНИКС";
5) в соответствии с частью 11 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, Аукцион признан несостоявшимся.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила в том числе следующее.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881.
В соответствии с пунктом 6 Правил выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
Согласно пункту 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1.7 информационной карты документации об Аукционе обоснование начальной (максимальной) цены содержится в приложении N 3 документации об Аукционе. Между тем, согласно приложению N 3 документации об Аукционе, Заказчик направил запрос о цене одному производителю медицинского оборудования.
Таким образом, действия Заказчика при формировании начальной (максимальной) цены, направившего единственный запрос о цене на медицинское оборудование, не соответствуют пункту 7 Правил, вследствие чего, положение документации об Аукционе в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта сформировано с нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила в том числе признать жалобу Заявителя обоснованной в части не надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного органа, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Передать материалы дела от 07.12.2012 N К-2367/12 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Удмуртской Республике для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 07.12.2012 г. по делу N К-2367/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов за февраль 2013 г.
Так, конкурная комиссия обязана заносить в протокол вскрытия конвертов сведения об условиях исполнения госконтракта, указанные в заявках участников размещения заказа. Это необходимо, если такие данные являются критериями оценок заявок, установленными в конкурсной документации. Отсутствие таких сведений в протоколе является нарушением Закона о размещении заказов.
Оператор электронной площадки вправе возвратить заявку лицу, ее подавшему, при недостаточности средств для её обеспечения, в т. ч. при несвоевременном пополнении счета. Между тем заказчик должен указать в извещении о проведении открытого аукциона точную сумму обеспечения участия в нем. Ошибки при указании такой информации недопустимы и являются нарушением закона.
Заказчик, уполномоченный орган должны выбирать производителя взаимозаменяемого медоборудования в точном соответствии с Правилами формирования начальных (максимальных) цен контрактов, установленными Правительством РФ. Так, недопустимо определять начальную (максимальную) цену контракта путем направления 1 запроса о цене на медоборудование. Такие запросы с одинаковым содержанием должны направляться одновременно всем производителям, удовлетворяющим потребностям заказчика.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.