Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Письму Ассоциации российских банков
от 25 января 2013 г. N А-02/1Кор-27
Замечания и предложения
по формату реализации кредитными организациями проекта Положения Банка России "О представлении кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее письменным запросам дополнительной информации об операциях клиентов кредитных организаций, информации о движении денежных средств по счетам (вкладам) клиентов кредитной организации в электронном виде"
1. Данный Проект и планы Росфинмониторинга относительно автоматизации взаимодействия по запросам значительно меняют объем, формат и структуру предоставляемой кредитными организациями информации по запросам уполномоченного органа. В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность поэтапного перехода на предлагаемую функциональность, в частности:
- поэтапный ввод логического контроля полноты и корректности заполнения отдельных полей электронного сообщения (как это было ранее при реализации "Положения о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 20.12.2002 N 207-П, а впоследствии и Положения "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 29.08.2008 N 321-П, (далее - Положение 321-П);
- предусмотреть возможность, при наличии объективных обстоятельств, направлять информацию на бумажных и электронных носителях прежним способом - по почте (или курьером);
- возможность предоставления вложений в ином, отличном от установленного Проектом Положения, формате.
2. В Проекте Положения отсутствует описание процедуры получения Кредитными Организациями (далее - "КО") запроса. В наименовании и преамбуле Проекта Положения упоминаются "письменные запросы" Росфинмониторинга, а в дальнейшем по тексту указывается "файл запроса Росфинмониторинга", формат и структура которого не определены.
Поэтому, если запрос будет поступать в электронном виде, тогда считаем необходимым рассмотреть вопрос о юридическом аспекте, связанном с определением и подтверждением полномочий лица, направившего запрос в КО в электронном виде, а также вопрос правомочности и достаточности использования электронной подписи/ЭЦП/КА/СКЗИ самого запроса Росфинмониторинга, а также ответа КО, без фактического подписания документа лицом, имеющим на это право на основании Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом"(далее Положение 245).
В соответствии с новой функциональностью следует зафиксировать в Проекте Положения:
- либо что исполнение запроса будет осуществляться без проверки КО полномочия на его направление,
- либо обязательного вложения в электронный запрос скан-копии бумажного запроса, подписанного уполномоченным на это лицом от Росфинмониторинга.
3. При подключении КО к описываемой в Проекте Положения системе электронного документооборота, в целях оптимизации процесса передачи информации целесообразно объединить АРМ отправки ОЭС по Положению 321-П в Росфинмониторинг с данным ЭДО. При этом будут использоваться те же самые криптографические ключи СКЗИ "Верба-OW", обеспечение информационной безопасности при использовании СКЗИ, как указано в Главе 4 Положения 321-П, осуществляется в порядке, установленном приложением 1 к указанному Положению.
Предлагаем также рассмотреть еще одну возможность построения взаимодействия Росфинмониторинга с КО - посредством канала системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), что со стороны КО потребует создание единой системы приема-отправки электронных сообщений. Данная система использует канал СМЭВ для получения-отправки шифрованных сообщений, в СМЭВ форматы сообщений стандартизованы. Наше предложение обосновывается тем, что во многих КО сейчас прорабатываются проекты по организации обмена сообщениями с различными государственными структурами, министерствами и ведомствами (например, подключение Банка к ГИС ГМП (Федеральный закон N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", организация электронного обмена сообщениями с ФСПП и др.)
4. Общие замечания и предложения по формату и структуре вложений к Проекту Положения.
4.1. По нашему мнению, нельзя требовать предоставления информации за период, отличный от текущего года, в определенно установленном формате. Это обусловлено рядом причин. В частности, обычно ПО КО (особенно в крупных банках) архивируется и не может быть доработано для выгрузки в новом формате, в промышленной версии (которую можно доработать в соответствии с новыми требованиями) имеется только текущий год, либо текущий квартал. Кроме того, старое ПО может уже не поддерживаться компаниями-разработчиками, вследствие чего, его доработка будет невозможна.
Данный вопрос очень актуален, т.к. в поступающих в настоящее время запросах, чаще всего в качестве периода, за который должна представляться информация/документы, указывается требование "представить информацию с даты открытия счета по дату запроса". При этом под "датой открытия счета" берется период с 2002 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", далее - ФЗ N 115-ФЗ). Таким образом, КО для подготовки ответа должны будут формировать информацию не только из своих действующих ПО (в которых возможны доработки, хотя и на это нужно время), но и из заархивированных ПО (которые дорабатываться не будут по указанным выше причинам).
В связи с этим, предлагаем указать в Проекте Положения возможность предоставления сведений по запросу вином формате данных с указанием причины.
Примечание (примеры изменения формата).
1. Данный Проект Положения, например, устанавливает требования по формату Архивного файла на текущий момент не совпадающие со структурой выписки по счету клиента, представляемой в соответствии с текущим требуемым форматом:
- добавлено новое поле "ШифрДок";
- "слиты" поля, содержащие информацию по плательщику и получателю;
- установлен иной формат указания суммы.
2. Сведения по валютно-обменным операциям должны быть представлены в формате XML, что не возможно реализовать по ряду сведений, хранимых в архивных ПО.
4.2. Согласно Проекту Положения вложения (копии документов) должны быть заверены должным образом. При этом, если на данный момент Председатель Правления, имеющий право подписи ответов на запросы Росфинмониторинга, подписывает сам ответ и заверяет общий сшив дополнительных документов, то в результате реализации предлагаемых требований он должен будет заверять каждый документ/каждый лист перед его сканированием и включением в Архивный файл.
Считаем такое требование нереализуемым, учитывая объем запросов и представляемых по ним документов. Данный вопрос можно было бы решить зафиксировав в Проекте Положения по аналогии с ОЭС, отправляемыми в соответствии с Положением 321-П, идентичность подписи: подписав Архивный файл, КО заверяет прилагаемые документы.
4.3. По тексту Проекта Положения не отражен вопрос: может ли быть запрошена иная информация, не приведенная в списке "Вид запрашиваемой информации"? Если да, то следует предусмотреть код, обозначающий "иную" информацию в Перечне кодов видов запрашиваемой информации. Положением 245 предоставление иной информации предусмотрено только по инициативе КО.
5. В соответствии с описанием в Проекте Положения процедуры обработки направленного Архивного файла и передачи по нему уведомлений ТУ и квитанций Росфинмониторинга, в случае непринятия файла КО узнает об этом достаточно поздно (срок направления квитанций доходит до 5 дней и выше).Таким образом, у КО отсутствует возможность (не предусмотрено время) исправить информацию/Архивный файл и соблюсти установленные ФЗ N 115-ФЗ 5 рабочих дней для направления информации. Предлагаем пересмотреть процедуру направления уведомлений/квитанций с указанием возможности отправки нового Архивного файла с устраненными недочетами и считать датой предоставления КО информации дату направления первоначального Архивного файла, при принятии исправленного файла в сроки для коррекции.
6. Предлагаем предусмотреть в Проекте Положения право КО направить запрос на продление сроков подготовки и направления ответа с указанием причины необходимости продления сроков в установленном Проектом Положения формате и, соответственно, согласование такого запроса/установление дополнительного срока Росфинмониторингом, что уже предусмотрено действующим законодательством.
7. Согласно пункту 1.3. Проекта Положения взаимодействие по запросам Росфинмониторинга ведется через головной офис КО. Из чего следует, что все запросы будут поступать только в головной офис КО.
Считаем целесообразным предусмотреть возможность направления запросов и получения Архивных файлов в филиалы в случаях, когда (если) филиалы КО самостоятельно отправляют отчетность по ПОД/ФТ в Росфинмониторинг.
8. В связи с необходимостью обеспечения КО настройки и приведения в соответствии с новыми требованиями своих программных комплексов для работы в новых условиях, устанавливаемых предлагаемым Проектом Положения, в случае утверждения данного Проекта Положения, целесообразно установить срок его вступления в силу не менее полугода с момента опубликования, а также рекомендовать территориальным учреждениям Банка России применять только предупредительные меры воздействия к КО, допустившим нарушения по выполнению требований Положения, в определенный (не менее года с даты вступления в силу) период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.