1. Требование, установленное в документации об Аукционе, о сохранении кодов телефонных номеров при оказании Заказчику услуг по предоставлению телефонной связи влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи.
Согласно доводам, изложенным в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование, выраженное в обеспечении возможности сохранения существующих телефонных номеров Заказчика в рамках исполнения контракта на оказание услуг связи, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников размещения заказа.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) 30.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона;
2) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.12.2012 в 11:00;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 913 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 (одна) заявка от участника размещения заказа, по результатам рассмотрения первой части которой, единственный участник допущен аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) к участию в Аукционе;
5) в соответствии с частью 7 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся;
6) по результатам рассмотрения второй части заявки единственного участника Аукциона ЗАО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ" Аукционной комиссией принято решение о признании указанной заявки соответствующей требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать, в том числе требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Как следует из пунктов 1.1, 1.2 проекта контракта документации об Аукционе предметом контракта является оказание оператором абоненту (Заказчику) услуг по предоставлению местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи в соответствии с техническим заданием.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к предоставляемым услугам, в том числе функциональные и качественные характеристики услуг телефонной связи.
Так, согласно пункту 2.2.1 технического задания документации об Аукционе услуги связи должны предоставляться с использованием 20 номеров в коде АВС=495 г. Москвы в цифровом потоке EI (30 соединительных линий).
При этом имеющаяся у абонента (Заказчика) нумерация в коде АВС=495 с 987-03-80 по 987-03-89 должна быть сохранена.
Вместе с тем, статья 26 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) определяет, что регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Выделение ресурса нумерации оператору связи осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом о связи. Только федеральный орган исполнительной власти в области связи имеет право в случаях, установленных Законом о связи, изменять, изымать полностью или частично нумерации, выделенные оператору связи.
Пунктом 19 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N 350 (далее - Правила распределения ресурсов нумерации) установлено, что оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи.
Следовательно, каждый оператор связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости.
В соответствии с выпиской из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи (http://www.rossvyaz.ru), телефонные номера в коде АВС=495 с 987-00-00 по 987-10-09 закреплены за оператором связи ЗАО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное в техническом задании требование о сохранении телефонной нумерации в коде АВС=495 с 987-03-80 по 987-03-89, присвоенной в рамках предыдущего договора на оказание услуг связи, ограничивает количество участников размещения заказа до одного участника, которому этот ресурс нумерации и принадлежит, и является неисполнимым для любого другого участника размещения заказа, в том числе и для Заявителя.
При этом закрепленная в Правилах распределения ресурса нумерации возможность передачи номерной емкости другому оператору связи не свидетельствует об исполнимости требований Заказчика иными операторами, кроме ЗАО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ", поскольку по смыслу пункта 17 Правил распределения ресурса нумерации, оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи.
Кроме того, согласно пункту 12 Правил распределения ресурса нумерации, решение о выделении ресурса нумерации принимается уполномоченным органом в срок, не превышающий 50 дней со дня получения заявления оператора, желающего передать свой ресурс нумерации, что в свою очередь, превышает срок начала оказания услуг по контракту - 01.01.2013, учитывая, что размещение заказа осуществлено Заказчиком 30.11.2012.
Довод представителей Заказчика о том, что в совокупности положения пунктов 4.1.15 проекта контракта и 2.2.1 технического задания не исключают возможности смены номеров и соответственно не влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа признается Комиссией несостоятельным, поскольку порядок смены номеров, установленный в пункте 4.1.15 проекта контракта не исключает спорного требования о сохранении телефонных номеров Заказчика.
Таким образом, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, требование о сохранении у Заказчика нумерации в коде АВС=495 с 987-03-80 по 987-03-89, влекущее ограничение количества участников размещения заказа, не соответствует части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила, в том числе, признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов, передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 13.12.2012 по делу N К-2428/12)
2. Установление возможности представления обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства в документации об Аукционе после 23 июля 2012 года является нарушением положений Закона о размещении заказов.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию и строительство клинико-хирургического комплекса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии Заказчика принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика сообщили, что Заявитель не допущен Единой комиссией Заказчика к участию в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
21.12.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 973 241 885,67 рублей.
Согласно указанному извещению, а также документации об Аукционе дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.01.2013 в 09:00, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 18.01.2013, дата проведения Аукциона - 21.01.2013.
На участие в Аукционе подано 3 заявки от участников размещения заказа. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию в Аукционе допущен 1 участник размещения заказа, в связи, с чем Аукцион признан несостоявшимся.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.
При этом в статье 7 "Обязательства Генерального подрядчика" проекта государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе: "В рамках Цены Контракта, указанной в Статье 3 Контракта, Генеральный подрядчик обязан предоставить Заказчику обеспечение надлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Контракту в виде банковской гарантии по Контракту, Контракта поручительства".
Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в Закон о размещении заказов, в том числе в части исключения обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства, указанные изменения вступили в силу 23.07.2012.
Заказчиком документация об Аукционе утверждена после 23.07.2012 и опубликована на Официальном сайте 21.12.2012.
Таким образом, Заказчик, включив в документацию об Аукционе положения о возможности представления обеспечения исполнения контракта в форме контракта поручительства нарушил пункт 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила, в том числе, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 25.01.2013 по делу N К-116/13)
3. Участник размещения заказа для зачисления на свой счет денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме обязан в расчетных документах корректно указывать свои реквизиты, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального района.
По мнению Заявителя, 19.12.2012 Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств сайта Оператора электронной площадки, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность участия в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе участника размещения заказа, подавшего такую заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику размещения заказа в случае отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом о размещении заказов.
На заседание Комиссии Заявитель пояснил, что 18.12.2012 в 11:35 платежным поручением N 33 были перечислены денежные средства в размере обеспечения заявки по Аукциону.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 19.12.2012 13:00.
Представитель Оператора электронной площадки представил сведения, в соответствии с которыми зачисление денежных средств Заявителя произведено 20.12.2012.
В соответствии с пунктом 7.8.2. "Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" идентификация физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется по ФИО и ИНН, указанным в ЭЦП пользователя.
Вместе с тем, Оператор электронной площадки пояснил, что поскольку получено платежное поручение N 772526 от 19.12.12 без указания ИНН Заявителя, Оператор электронной площадки не осуществил в срок блокирование операций по счету в отношении денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Необходимо так же отметить, что согласно пункту 2.1 приложения N 5 "Регламента открытия и ведения счетов Оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме" соглашения о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 09.08.2010 на счет участника зачисляются денежные средства, перечисленные с любого счета.
При этом, согласно пункту "г" части 2.10 главы 2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации утвержденного Банком России от 03.10.2002 N 2-П расчетные документы должны содержать следующие реквизиты: наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств сайта Оператора электронной площадки, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 14.01.2013 по делу N К-52/13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов за март 2013 г.
Так, при размещении заказа на услуги связи в конкурсной документации недопустимо требовать сохранение телефонной нумерации, присвоенной в рамках предыдущего договора. Это ограничивает количество участников размещения заказа. Выполнить требования заказчика в такой ситуации сможет только 1 участник - тот, которому принадлежит этот ресурс нумерации.
Утверждение конкурсной документации, предусматривающей обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства, после 23 июля 2012 г. квалифицируется как административное правонарушение. Это обусловлено изменениями в Законе о размещении заказов. Согласно им указанный договор исключен из перечня видов обеспечения исполнения контракта.
Участник размещения заказа должен указывать в платежных документах все необходимые реквизиты: наименование плательщика, его ИНН и номер счета. Денежные средства для обеспечения участия в открытом аукционе могут быть несвоевременно зачислены на счет участника, если им в платежном поручении не указан ИНН.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.