Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 г. N 91-АПГ13-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и В.И. Анишиной
при секретаре М.Д. Тихонове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Хальзовой Е.Г. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части Закона Псковской области от 7 июля 2006 года N 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области", постановления Администрации Псковской области от 14 августа 2006 года N 326 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Положения о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных Постановлением Администрации Псковской области от 14 августа 2006 года N 326 по апелляционной жалобе Хальзовой Е.Г. на решение Псковского областного суда от 14 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности Псковского областного Собрания Депутатов В.В. Ефимовой, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Собранием депутатов Псковской области 29 июня 2006 года принят Закон N 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области", который 7 июля 2006 года подписан Губернатором Псковской области и официально опубликован в газете "Псковская правда" от 19 июля 2006 года.
Во исполнение названного закона Администрацией Псковской области принято постановление N 326 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", которым утверждены Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и Положение о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Хальзова Е.Г., являясь ветераном, участником Великой Отечественной войны, инвалидом 3 группы по общему заболеванию, обратилась в Псковский областной суд с заявлением об оспаривании Закона Псковской области от 7 июля 2006 года N 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области" в части слов:
"вставшим на учет до 1 января 2005 года", а также в части ссылки в преамбуле закона на Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пункта 1 постановления Администрации Псковской области от 14 августа 2006 года N 326 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в части утверждения Положения о комиссии при администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение и строительство жилых помещений отдельным категория граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пункта 2 - в части поручения заместителю губернатора области утвердить состав комиссии при администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявительница просила суд признать недействующим в части пункта 1 - ограничения категорий граждан, имеющих право на получение субсидии лицами, вставшими на учет до 1 января 2005 года, в части пункта 2 - требований о предоставлении выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, пунктов 4, 5, 6, 8 - в части указания на сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пунктов 14, 15, 16 - в части ссылок на Комиссию при администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий при рассмотрении документов участников Великой Отечественной войны и принять решение о предоставлении субсидий.
Кроме того, заявительница просила признать недействующими составы комиссий при администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований, Хальзова Е.Г. указала на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям Федерального Закона "О ветеранах", ст.ст. 13, 14, 49, 50, 51, 52, 54 Жилищного Кодекса РФ, ст. 128 Гражданского Кодекса РФ, Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и нарушают ее право на постановку на учет в целях получения жилищной субсидии.
В судебном заседании представитель Хальзовой Е.Г. - Шустов Н.Г. поддержал заявленные суду требования.
Представитель Псковского областного Собрания депутатов, представитель администрации Псковской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Псковского областного суда от 14 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Хальзовой Е.Г. ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оспариваемый в настоящем деле Закон Псковской области от 7 июля 2006 года N 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области" принят во исполнение Федерального Закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федерального Закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и регулирует правоотношения по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (преамбула Закона).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 23.2 Федерального Закона "О ветеранах", согласно которой Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого же федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В то же время в соответствии с абзацем 1 статьи 28.2 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органам власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, при этом абзацем 8 названной статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки также определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые нормы приняты субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Заявителем названный закон оспаривается в части ссылки в преамбуле на Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Областной суд пришел к обоснованному выводу о том, что ссылка на Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает прав заявителя, поскольку закон распространяет свое действие на категории лиц, относящихся к инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, в связи с чем законодатель субъекта РФ в преамбуле правильно сослался на федеральный закон, предоставляющий право социальной поддержки указанной категории граждан.
При рассмотрении вопроса о соответствии указания в оспариваемом законе на то, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий "вставшим на учет до 1 января 2005 года", суд правильно учел, что пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 года N 30 внесены изменения в Указ Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 - исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 года" и "и вставших на учет до 1 марта 2005 года". Законом Псковской области от 02.03.2010 года N 957-ОЗ также были внесены изменения и в закон области N 563-ОЗ в части исключения требований о постановке на учет до указанной даты отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны.
Требование о постановке на учет до 1 января 2005 года относится только к лицам и семьям, указанным в подпунктах 1.2, 1.4, 1.5, 1.18-1.26 пункта 1, в подпунктах 2.1, 2.2 пункта 2 перечня, прилагаемого к Закону Псковской области и соответствует пункту 1 статьи 23.2 Федерального Закона "О ветеранах" и абзацу первому статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, указанное требования на заявителя не распространяется и не нарушает его прав и законных интересов.
Проверяя на предмет соответствия федеральному законодательству оспариваемого пункта 1 Постановления Администрации Псковской области от 14 августа 2006 года N 326 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", которым утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и Положение о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, областной суд правильно исходил из того, что в соответствии со статьей 22 Закона Псковской области от 19.02.2002 года N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" к государственно-властным полномочиям исполнительно-распорядительного характера в сфере административного управления Администрации области отнесено право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы при Администрации области.
Таким образом, утверждение Порядка предоставления мер социальной поддержки и создание комиссии с целью его реализации при Администрации области предусмотрено законодательством области, при отсутствии на это каких-либо запретов, установленных федеральным законодательством.
Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию со списками граждан, постановленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядка постановки на эту очередь. Между тем, указанные доводы не могут быть предметом рассмотрения в настоящем деле, поскольку предметом заявленных требований является соответствие нормативных правовых актов субъекта РФ положениям федерального законодательства в порядке главы 24 ГПК Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 14 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хальзовой Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 г. N 91-АПГ13-1
Текст определения официально опубликован не был