Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства образования и науки РФ
от 13 февраля 2013 г. N 82
Информация
о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Результаты проведенных в 2012 году выездных проверок деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - соответственно региональные операторы, государственный банк данных о детях), в 10 субъектах Российской Федерации, мониторинга информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, а также проверок, проведенных органами прокуратуры, и обобщения Верховным Судом Российской Федерации практики применения законодательства в сфере усыновления свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности региональных операторов, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выявлены случаи ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства, региональными операторами требований законодательства Российской Федерации в части оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Имеют место факты несоблюдения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 21 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно которому предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
В частности, одним из оснований, по которому Костромской областной суд отказал в удовлетворении заявления гражданки США об усыновлении ребенка, явилось то, что органами опеки и попечительства не были приняты необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан Российской Федерации. Как установил суд, в течение длительного времени по истечении шести месяцев со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - федеральный банк данных о детях), ребенок российским гражданам не предлагался, работа по его устройству в семью российских граждан фактически была прекращена.
Не всегда принимаются исчерпывающие меры по установлению родственников детей, оставшихся без попечения родителей, и возможности принятия ими детей на воспитание в свои семьи (Республика Карелия, Удмуртская Республика, Забайкальский, Камчатский и Хабаровский края, Омская область).
Так, при рассмотрении Хабаровским краевым судом заявления об усыновлении ребенка гражданами Испании было установлено, что его бабушка готова принять внука на воспитание. Омским областным судом отказано в удовлетворении заявления гражданки США об удочерении несовершеннолетней, поскольку родственники в судебном заседании не отрицали возможность принятия ребенка в семью.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменено решение Камчатского краевого суда, которым было удовлетворено заявление граждан Испании об удочерении несовершеннолетней. Как установлено судом кассационной инстанции, в официальном заключении органов опеки и попечительства отсутствовали сведения как о родственниках усыновляемого ребенка, так и о мерах, принятых уполномоченными должностными лицами для их установления с целью передачи ребенка в семью родственников. В результате прокурорской проверки были получены сведения о том, что у несовершеннолетней имеются родственники, которые проживают на территории Камчатского края, которые возражают против ее удочерения иностранными гражданами, при этом тетя согласна принять девочку на воспитание в свою семью.
Калининградским областным судом было прекращено производство по делу в связи с отказом граждан США от заявления об усыновлении двоих детей, поскольку, как было установлено, у детей имелись родственники и дети были переданы под опеку этим родственникам.
Вопреки требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 (далее - Правила ведения государственного банка данных о детях), региональными операторами допускается принятие решений о постановке граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) на учет и предоставление им сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в отсутствие необходимых документов (Удмуртская Республика, Камчатский край, Кемеровская и Кировская области).
По результатам выездных проверок, проведенных во исполнение приказа Минобрнауки России от 22 февраля 2012 г. N 129 "Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере формирования, ведения и использования государственного банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей" Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент) выявлено наличие задолженностей, а также нарушения сроков предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами, представительствами иностранных органов и организаций, имеющими соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению на территории Российской Федерации (далее - представительства иностранных организаций). При этом региональные операторы не информировали Минобрнауки России о случаях нарушения законодательства Российской Федерации (Амурская и Кировская области).
В соответствии с пунктом 4 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации дети могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях. Нарушение установленных сроков представления иностранным гражданам сведений о детях, которые могут быть переданы в семьи граждан, выявлено в Ставропольском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области.
Минобрнауки России неоднократно указывало на обязательность заполнения гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, заявления об ознакомлении со сведениями о ребенке (детях), подлежащем(их) устройству в семью (приложение N 23 к Административному регламенту Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. N 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2009 г., регистрационный N 13289). Данное требование не соблюдалось региональными операторами Республики Мордовия, Чувашской Республики, Амурской и Кировской областей.
В случае обращения граждан для оказания содействия в подборе ребенка для оформления опеки (попечительства) с согласия супруга в нарушение статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ региональным оператором Кировской области документирование информации производилось на двух супругов.
Согласно пункту 16 Правил ведения государственного банка данных о детях направление выдается на посещение одного ребенка. Региональным оператором Чувашской Республики направление выдавалось на посещение одновременно нескольких детей.
Согласно пункту 7 Правил ведения государственного банка данных о детях при изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, орган опеки и попечительства и региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального и федерального операторов.
Минобрнауки России постоянно указывает на нарушения сроков обновления фотографий детей. Кроме того, по результатам мониторинга, проведенного в 3 квартале 2012 г., Министерством направлены региональным операторам письма об устранении нарушений до 15 ноября 2012 года. Однако к 30 декабря 2012 г. нарушения не устранены региональными операторами Республики Дагестан, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Мордовия, Республики Тыва, Чувашской Республики; Камчатского, Пермского и Ставропольского краев; Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Московской, Орловской, Смоленской областей; Еврейской автономной области; Москвы.
Нарушения, связанные с актуализацией фотографий, информацией о состоянии здоровья детей, выявлялись прокурорами в Камчатском крае, Костромской, Мурманской, Смоленской и Тверской областях.
Помимо нарушения сроков обновления фотографий несовершеннолетних выявлены анкеты детей, содержащие фотографии ненадлежащего качества: с нечетким изображением, с чужой фотографией или обрезанные так, что у ребенка отсутствует часть головы или лица (Пермский край, Архангельская, Амурская и Челябинская области).
Выявлены ошибки в заполнении анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - анкета ребенка). К примеру, в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Брянской области, Москве в ряде анкет детей дата выдачи свидетельства о рождении указана более ранняя, чем дата рождения ребенка. В некоторых анкетах детей, состоящих на учете в региональных банках данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный банк данных о детях), Республики Тыва, Ставропольского края, Волгоградской области, Москвы, выявлены ошибки при заполнении графы "Пол ребенка".
В соответствии с пунктом 32 Правил ведения государственного банка данных о детях региональный оператор ежегодно проверяет соответствие количества детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
При проведении выездных проверок Департаментом было установлено, что указанные проверки региональными операторами Амурской и Оренбургской областей проводились неэффективно. Так, в Амурской области анкеты детей были сняты с учета в государственном банке данных о детях 30 ноября 2011 г. и 9 декабря 2011 г., при этом документы, устанавливающие основания для прекращения учета сведений о детях в государственном банке данных о детях, датированы 18 апреля 2003 г. и 3 июля 2002 г. соответственно, кроме того, в анкетах детей имеется информация об обновлении фотографий в 2007 году.
Во многих регионах выявлены случаи несоблюдения установленных Семейным кодексом Российской Федерации и Правилами ведения государственного банка данных о детях сроков предоставления региональными операторами сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в федеральном банке данных о детях.
Согласно статье 7 Федерального закона N 44-ФЗ документированная информация о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, создается в целях учета сведений о таких гражданах в государственном банке данных о детях и обеспечения доступа таких граждан к содержащейся в региональном банке данных о детях документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
В нарушение данного требования в Республике Карелия и Амурской области не осуществлялся учет граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Органами опеки и попечительства, а также региональными операторами в нарушение статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не обеспечивается защита конфиденциальной информации, содержащейся в анкетах детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих взять на воспитание детей в семью. Так, кабинеты сотрудников департамента по образованию и науке Смоленской области, занимающихся вопросами усыновления, не оборудованы металлическими шкафами-сейфами для хранения документов, вследствие чего документы, содержащие конфиденциальную информацию, находятся в деревянных шкафах и в картонных ящиках, к которым имеется свободный доступ посторонних лиц. В ряде органов опеки и попечительства Чувашской Республики личные дела усыновленных детей также хранились в местах, доступных для посторонних лиц.
Таблица анализа нарушений, допущенных региональными операторами при заполнении анкет детей, состоящих на федеральном учете в государственном банке данных о детях, приведена в приложении к настоящей Информации.
До настоящего времени в ряде субъектов Российской Федерации (Красноярский край, Амурская, Кировская, Оренбургская области) не устранены нарушения в части несоответствия положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации регламентирующих деятельность по ведению государственного банка данных о детях, законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, отмеченные в Информации о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (приложение N 2 к приказу Минобрнауки России от 25 января 2010 г. N 70 "Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей").
В ряде случаев органами опеки и попечительства, региональными операторами не обеспечивается в необходимом объеме доступность информации о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи, устанавливаются неоправданно ограниченные сроки приема граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей этой категории. В частности, при проведении проверки деятельности регионального оператора Республики Мордовия выявлено, что прием граждан региональным оператором осуществлялся только 2 раза в неделю по 2 часа.
По результатам проведенных Департаментом выездных проверок региональным операторам направляются письма, в которых содержатся рекомендации по совершенствованию работы регионального оператора и указывается на необходимость представления информации о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверок нарушений. До настоящего времени региональным оператором Республики Мордовия не представлена в Департамент информация о принятых мерах по устранению указанных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.