Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 16 апреля 2013 г.
(Дело N 1-7/2-2013)
Cм. решение Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 24 июня 2013 г.
16 апреля 2013 года в здании Суда Евразийского Экономического Сообщества (Республика Беларусь, г. Минск) Коллегия Суда Евразийского Экономического Сообщества в составе судей Алимбекова М.Т., Нешатаевой Т.Н., Смирнова Е.А. под председательством судьи-докладчика по делу Нешатаевой Т.Н. при секретаре судебного заседания Дьяченко Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" об оспаривании решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе", установила:
2 апреля 2013 года в адрес Суда Евразийского экономического сообщества (далее - Суд ЕврАзЭС) поступило заявление публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" (Украина; далее - ПАО "НКМЗ") об оспаривании решения Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) от 9 декабря 2011 года N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе" (далее - Решение N 904).
В заявлении ПАО "НКМЗ" указало следующее.
В соответствии с Решением N 904 сроком по 26 июня 2014 года включительно установлена антидемпинговая пошлина в размере 26 процентов от таможенной стоимости в отношении ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза стальных кованых валков для прокатных станов, происходящих из Украины и классифицируемых кодами 8455 30 310 0 и 8455 30 390 0 ТН ВЭД ТС.
Отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории Таможенного союза, регулирует Соглашение от 25 января 2008 года "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" (далее - Соглашение от 25 января 2008 года). Согласно пункту 1 статьи Соглашения от 25 января 2008 года введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с данным Соглашением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 3 Соглашения от 25 января 2008 г. "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам"
Свои требования ПАО "НКМЗ" основывает на том, что принятию Решения N 904 не предшествовало проведение расследования в соответствии с Соглашением от 25 января 2008 года. Оспариваемое Решение принято по результатам пересмотра Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов", проведенного в соответствии с Соглашением "О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода" от 19 ноября 2010 года (далее - Соглашение от 19 ноября 2010 года). Упомянутым Постановлением сроком на 3 года была установлена антидемпинговая пошлина на стальные кованые валки для прокатных станов, происходящие из Украины и ввозимые на территорию Российской Федерации, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8455 30 310 0 и 8455 30 390 0, в размере 26 процентов таможенной стоимости.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 19 ноября 2010 года специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, применяемые в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении импорта товаров из третьих стран на территории государств - членов Таможенного союза, подлежат пересмотру на предмет установления доли производства национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования), для которых был установлен ущерб либо угроза ущерба, в общем объеме производства государств - членов Таможенного союза. На основании данной нормы ПАО "НКМЗ" делает вывод о том, что пересмотру подлежат только те антидемпинговые меры, которые применялись в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза, то есть в каждом государстве-члене Таможенного союза. Между тем, оспариваемая антидемпинговая мера действовала лишь на территории Российской Федерации.
ПАО "НКМЗ" также обосновывает свое требование ссылкой на то обстоятельство, что Решение N 904 не соответствует статье 1 Соглашения о применении статьи IV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года, хотя в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года, с 22 августа 2012 года положения Соглашения ВТО являются частью правовой системы Таможенного союза.
В связи с изложенным ПАО "НКМЗ" просит признать Решение N904 нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Заслушав судью-докладчика Нешатаеву Т.Н., проанализировав международные договоры, действующие в рамках Евразийского экономического сообщества, решения органов Евразийского экономического сообщества, договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, Коллегия Суда полагает возможным принять заявление к рассмотрению исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом в) пункта 2 статьи 14 Статута Суда ЕврАзЭС Суд рассматривает дела в рамках Таможенного союза по заявлению хозяйствующих субъектов.
В силу пункта 3 статьи 14 Статута Суда ЕврАзЭС хозяйствующие субъекты вправе обратиться в Суд в соответствии с Договором об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года (далее - Договор).
На основании подпункта 1) пункта 1 статьи 2 Договора Суд рассматривает дела по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений.
Требования к содержанию заявления хозяйствующего субъекта сформулированы в статье 18 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, утвержденного Решением Суда от 22 мая 2012 года N 12 (далее - Регламент).
Заявление ПАО "НКМЗ" соответствует требованиям, указанным в статье 18 Регламента, подписано уполномоченным лицом по смыслу абзаца 1 пункта 1 статьи 16 Регламента. Основания для отказа в принятии заявления, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 Регламента, отсутствуют.
Представленными документами подтверждается факт предварительного обращения ПАО "НКМЗ" в Евразийскую экономическую комиссию (далее - ЕЭК) в целях досудебного урегулирования спора в порядке административной процедуры (пункт 1 статьи 4 Договора, пункт 1 статьи 17 Регламента) и отсутствия ответа ЕЭК до даты направления заявления в Суд ЕврАзЭС.
На основании изложенного Коллегия Суда считает, что имеется достаточно оснований для принятия заявления ПАО "НКМЗ" к рассмотрению.
В целях полного и объективного рассмотрения дела Суд ЕврАзЭС считает необходимым запросить документы и сведения у ПАО "НКМЗ" и ЕЭК, публичного акционерного общества "Энергомашспецсталь" (Украина) - второго экспортера стальных кованых валков для прокатных станов из Украины, а также у открытого акционерного общества "ОРМЕТО-ЮУМЗ" и открытого акционерного общества "Уралмашзавод" - лиц, по инициативе которых было проведено расследование Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и вынесено Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406.
На основании изложенного, а также руководствуясь статьями 28, 43 и 50 Регламента Суда, Коллегия Суда постановила:
Принять к рассмотрению заявление публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод" об оспаривании решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе".
Разбирательство по делу назначить на 4 июня 2013 года в 11 часов 00 минут в открытом судебном заседании в здании Суда Евразийского экономического сообщества с участием заявителя и Евразийской экономической комиссии.
Евразийской экономической комиссии в срок не позднее 25 мая 2013 года представить в адрес Суда Евразийского экономического сообщества:
- возражения на заявление публичного акционерного общества "Новокраматорский машиностроительный завод";
- сведения о цене, по которой стальные кованые валки для прокатных станов реализуются на мировых рынках, на рынке Европейского союза, Таможенного союза и Украины;
- материалы антидемпингового расследования, на основании которого принято Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406;
- материалы пересмотра антидемпинговой меры, по результатам которого принято решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 904 "О мерах по защите экономических интересов производителей стальных кованых валков для прокатных станов в Таможенном союзе";
- сведения о том, был ли Комиссией таможенного союза утвержден регламент проведения уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в Комиссию Таможенного союза.
Публичному акционерному обществу "Новокраматорский машиностроительный завод" в срок не позднее 25 мая 2013 года представить в адрес Суда Евразийского экономического сообщества:
- сведения о цене, по которой стальные кованые валки для прокатных станов реализуются на мировых рынках, на рынке Европейского союза, Таможенного союза и Украины;
- протокол Наблюдательного совета N1 от 18 марта 2010 г. об избрании Председателем Правления Сукова Г. С.
Отрытому акционерному обществу "ОРМЕТО-ЮУМЗ", открытому акционерному обществу "Уралмашзавод", публичному акционерному обществу "Энергомашспецсталь" (Украина) в срок не позднее 25 мая 2013 года представить в адрес Суда Евразийского экономического сообщества сведения о цене, по которой стальные кованые валки для прокатных станов реализуются на мировых рынках, на рынке Европейского союза, Таможенного союза и Украины.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Судья-докладчик |
Т.Н. Нешатаева |
Судьи |
М.Т. Алимбеков |
|
Е.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Суда Евразийского экономического сообщества от 16 апреля 2013 г. (Дело N 1-7/2-2013)
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит
Текст постановления опубликован на сайте Суда Евразийского экономического сообщества (http://www.sudevrazes.org) 16 апреля 2013 г.