См. ответ, приведенный в письме Банка России от 27 мая 2013 г. N 011-31-3/2129
Ассоциация российских банков обращалась в адрес Банка России по вопросу о необходимости решения проблемы, связанной с практическим применением банками статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) (наш исх. N А-02/5-630 от 30.10.2012 г.).
В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
При применении банками части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве возникли следующие вопросы.
1. Как следует понимать термин "последний периодический платеж"? Применяется ли он только к заработной плате, выплачиваемой должнику-гражданину каждый месяц, либо под ним понимается также зачисление иного дохода на счет должника-гражданина?
2. Какими критериями в целях исполнения рассматриваемой нормы Закона об исполнительном производстве следует руководствоваться при решении вопроса о том, является платеж периодическим или нет?
3. Кроме заработной платы на текущий счет должника-гражданина могут зачисляться иные платежи, как носящие, так и не носящие периодический характер (авторский гонорар, доход по любому гражданско-правовому договору, премии, алименты, пенсии, пособия, возмещение вреда, возмещение убытков и т.п.). В связи с этим не ясно, какие иные виды доходов гражданина-должника, кроме заработной платы, подпадают под действие статьи 99 Закона об исполнительном производстве? Если не все поступления денежных средств на счет должника-гражданина включаются в сферу действия статьи 99 Закона об исполнительном производстве, каким образом кредитная организация должна различать указанные платежи, учитывая, что кредитная организация не обладает всей необходимой информацией для этой цели?
4. Должны ли применяться правила части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве в случае направления в кредитную организацию, в которой открыт счет должника-гражданина, исполнительного документа непосредственно взыскателем (статья 8 Закона об исполнительном производстве);
5. Применяются ли предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве ограничения размеров удержания при наложении судебным приставом-исполнителем ареста на сумму последнего периодического платежа?
6. Как понимать норму части 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве: последний периодический платеж освобождается от обращения взыскания независимо от его размера или на последний периодический платеж можно обратить взыскание в размере 100%, не считаясь с ограничениями, установленными частями 1 - 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве?
С целью решения указанных вопросов 15 февраля 2013 года в Ассоциации состоялось заседание Рабочей группы АРБ по вопросам совершенствования законодательства об исполнительном производстве, на котором присутствовали представители Банка России. По итогам заседания было принято следующее решение.
В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ заработная плата перечисляется работодателем на указанный работником счет в банке. На этот же банковский счет гражданина наряду с заработной платой поступают иные, в т.ч. периодические платежи (пособие, алименты, перечисления третьих лиц и прочее).
В целях исполнения требований статьи 99 Закона при обращении взыскания на денежные средства должника-гражданина в настоящее время банки вынуждены в ручном режиме проводить анализ всех поступлений на счет должника, что с развитием зарплатных проектов и переходом на безналичные расчеты без автоматизации практически невозможно.
Представляется, что решение этой проблемы может быть найдено посредством дополнения Положения ЦБ РФ от 16.07.2012 г. N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 385-П) нормой о новом балансовом счете для физических лиц с ограниченным правовым режимом.
По нашему мнению, этот счет должен быть предназначен для безналичного зачисления поступающих денежных средств "социального" характера (заработная плата, пенсии, пособия и иные выплаты социального характера) только со счетов юридических лиц и государственных органов, осуществляющих выплаты социального характера.
В графе "назначение платежа" расчетного документа, составленного плательщиком, должно быть прямо указано, что денежные средства являются заработной платой, пенсией или иными социальными выплатами.
Расходование денежных средств с рассматриваемого счета должно осуществляться без ограничений.
При обращении взыскания на денежные средства физического лица, зачисленные на указанный "социальный" счет, "иммунитет", предусмотренный частью 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве будет распространяться только на "последний периодический платеж".
Данный подход позволит банкам, исполняющим содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств за счет средств физического лица, не осуществлять анализ поступлений на счет должника, а производить исполнение исполнительного документа в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, ориентируясь только на конкретный номер счета.
Кроме того, при предоставлении в службу судебных приставов информации о наличии счетов судебный пристав - исполнитель также будет знать о природе денежных средств, поступающих на данный счет должника (заработная плата, пенсия или выплаты социального характера).
Банки будут иметь возможность беспрепятственно определить природу платежа и осуществлять списание средств в погашение задолженности должника при соблюдении гарантий прав должника, установленных Законом об исполнительном производстве.
Таким образом, введение нового балансового счета в Положение N 385-П позволит автоматизировать процесс исполнения исполнительных документов с учетом ограничений, установленных статьей 99 Закона об исполнительном производстве.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание практическую значимость решения поставленных задач, просим Вас рассмотреть вопрос о возможности дополнения Положения N 385-П новым балансовым счетом социального характера.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 17 апреля 2013 г. N А-02/5-233 "О дополнении Положения ЦБ РФ от 16.07.2012 N 385-П новым балансовым счетом социального характера"
Текст письма официально опубликован не был