1. Документация о торгах не может содержать требования о предоставлении в составе заявки участника размещения заказа копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при этом в документации могут быть указаны виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимые при исполнении государственного контракта.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении при проведении Заказчиком открытого конкурса на выполнение проектных и изыскательских работ для реконструкции гостиницы. (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 26.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 54 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Конкурсе допущено 6 участников размещения заказа.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
В разделе II "Информационная карта" Конкурсной документации установлено требование к участнику размещения заказа о наличии в составе заявки на участие в конкурсе копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
На заседании Комиссии установлено, что 22.03.2013 Заявителем направлен в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений Конкурсной документации с требованием указать виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимые при исполнении государственного контракта.
На Официальном сайте размещен ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации, который содержит перечень видов работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, являющихся предметом Конкурса, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, Конкурсная документация, а также вышеуказанное разъяснение положений Конкурсной документации, не содержат требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу Заявителя необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 02.04.2013 по делу N К-433/13)
2. При установлении в Конкурсной документации содержания критерия "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" и показателей данного критерия, необходимо избегать создания преимуществ кому-либо из участников размещения заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на "Сопровождение и развитие автоматизированной системы взаимодействия с заявителями (АСВЗ) при оказании государственных услуг по кадастровому учету и государственной регистрации прав" (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в неправомерном установлении содержания критерия "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", которое создает преимущество одному из участников размещения заказа.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 13.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 22 000 000 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе 18.03.2013 10:00.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии с подпунктами 14 и 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 утверждены "Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление), предусматривающие порядок оценки заявок с использованием целого ряда критериев, в том числе, по качеству работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 5.1 раздела 1.3 Конкурсной документации установлены следующие показатели критерия "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг": "Предложенные участником размещения заказа организационно-технические решения, в т.ч. качество пояснительной записки на конкурс"; "Количество успешно выполненных государственных контрактов (контрактов, договоров), заключенных участником конкурса на разработку, модернизацию, внедрение и сопровождение автоматизированных информационных систем взаимодействия с заявителями, эксплуатируемых в государственных органах и в Росреестре в частности"; "Количество сотрудников выделяемых Исполнителем для выполнения работ по развитию функциональности и модернизации АСВЗ и имеющих подтвержденный практический опыт работ не менее 3 (трёх) лет по разработке, модернизации, доработке, внедрению и сопровождению, информационных систем, указанных в п. 2.2, сотрудников имеющих юридическое образование и обладающих практическим опытом не менее 5-ти лет в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 5.1 раздела 1.3 Конкурсной документации "опыт участника конкурса в области разработки, модернизации, доработки, внедрения и сопровождения автоматизированных информационных систем ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается справкой с перечнем государственных контрактов (контрактов, договоров) с краткой информацией о выполненных работах, заверенной руководителем компании-претендента и копиями актов приемки-сдачи выполненных работ по государственному контракту (контракту, договору) в целом или копиями актов приемки-сдачи выполненных работ по государственному контракту (контракту, договору) по последнему этапу и копиями первых и последних листов государственных контрактов (контрактов, договоров) (без приложений) на разработку, модернизацию, доработку, сопровождение и (или) внедрение автоматизированных информационных систем ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На заседании Комиссии представителем Заявителя представлена справка о заключенных контрактах, согласно которой наличие заключенных государственных контрактов на разработку, модернизацию, доработку, внедрение и сопровождение автоматизированных информационных систем ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть только у единственного участника размещения заказа, а именно: ЗАО "Ай-Теко".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.1 раздела 1.3 Конкурсной документации "наличие в штате организации разработчиков, инженеров и др. специалистов подтверждается справкой, заверенной руководителем компании-претендента, о наличии в штате компании-претендента разработчиков (программистов, системных аналитиков, др.), инженеров и др. специалистов, принимавших (-ющих) участие в реализации проектов разработки, модернизации, доработки, внедрения и сопровождения автоматизированной информационной системы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и копиями трудовых книжек данных сотрудников".
Соответственно, сотрудники, принимавшие участие в реализации проектов разработки, модернизации, доработки, внедрения и сопровождения автоматизированной информационной системы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также есть только у единственного участника размещения заказа.
Представителем Заказчика на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что государственные контракты на разработку, модернизацию, доработку, внедрение и сопровождение автоматизированных информационных систем ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним были ранее заключены с другими участниками размещения заказов, а также того, что сотрудники, имеющие практический опыт работ по разработке, модернизации, доработке, внедрению и сопровождению указанных выше систем имеются не только у единственного участника размещения заказа.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации таких показателей, как "Количество успешно выполненных государственных контрактов (контрактов, договоров), заключенных участником конкурса на разработку, модернизацию, внедрение и сопровождение автоматизированных информационных систем взаимодействия с заявителями, эксплуатируемых в государственных органах и в Росреестре в частности"; "Количество сотрудников выделяемых Исполнителем для выполнения работ по развитию функциональности и модернизации АСВЗ" и имеющих, в том числе, подтвержденный практический опыт работ не менее 3 (трёх) лет по разработке, модернизации, доработке, внедрению и сопровождению, информационных систем, указанных в п. 2.2 критерия "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" создает преимущественное условие участнику размещения заказа ЗАО "Ай-Теко" и не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта.
Применение указанных показателей не соответствует части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, является нарушением части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 11.03.2013 по делу N К-288/13)
3. Объединение в один лот различного по функциональным и технологическим характеристикам оборудования, при том, что каждому оборудованию соответствует отдельный функционирующий рынок, включающий различных производителей, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона на право заключения контракта на поставку единого комплекса для проведения лучевой терапии, лучевой диагностики и предлучевой подготовки пациентов на базе высокоэнергетического линейного ускорителя, трехмерной системы дозиметрического планирования и информационно управляющей системы, интегрирующая ускоритель с диагностической аппаратурой и аппараты для дистанционной и контактной гамма-терапии (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Заказчиком, в том числе утвердившим документацию об Аукционе ограничивающую количество участников размещения заказа.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 372 797 000 рублей;
2) извещение о проведении Аукциона размещено 31.08.2012;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников размещения заказа;
4) окончание срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе 24.09.2012.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В ходе рассмотрения жалобы, Заявителем приведен довод об ограничении количества участников размещения заказа, путем включения в состав одного лота поставки различного по функциональным и технологическим характеристикам оборудования.
Техническое задание документации об Аукционе содержит требование о поставке:
- Высокоэнергетического линейного ускорителя;
- Комбинированной системы ОФЭКТ/КТ интегрированная в единой гентри;
- Гамматерапевтического аппарата для дистанционной лучевой терапии;
- Аппарата гамма-терапевтического для контактного облучения;
- Магнитно-резонансный томографа.
При этом, по каждому из вышеуказанных медицинских аппаратов есть отдельный функционирующий рынок, включающий различных производителей. Также, Заказчиком не представлены подтверждения того, что данное оборудование необходимо поставить в едином комплексе.
Таким образом, объединение в один лот различного по функциональным и технологическим характеристикам оборудования влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Утверждение Заказчиком документации об Аукционе, несоответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о размещении заказов содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной в части объединения в один лот различного по функциональным и технологическим характеристикам оборудования, влекущее за собой ограничение количества участников размещения заказа. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об аннулировании торгов. Передать материалы дела от 20.09.2012 N К-1803/12 соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 20.09.2012 по делу N К-1803/12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.