Свод правил СП 79.13330.2012
"СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний"
Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 273)
16 декабря 2016 г.
Bridges and culverts. Rules of examination and test
Дата введения 1 января 2013 г.
Части настоящего документа были включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Настоящий документ был включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в введение внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
Введение
Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности людей в зданиях и сооружениях и сохранности материальных ценностей в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также с целью повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.
Настоящий свод правил содержит нормы и правила по проведению обследований и испытаний мостовых сооружений и труб под насыпями.
Работа выполнена авторским коллективом: ОАО "ЦНИИС" (д-р техн. наук А.А. Цернант; кандидаты техн. наук Ю.В. Новак, Ю.М. Егорушкин - ответственный исполнитель, Э.А. Балючик, А.А. Сергеев, B.C. Мыцик; инженер Р.И. Рубинчик) при участии: ЗАО "ИМИДИС", МАДИ (д-р техн. наук А.И. Васильев), ФГУП "РОСДОРНИИ" (д-р техн. наук В.И. Шестериков, канд. техн. наук М.И. Шейнцвит), МАДИ (В.Н. Кухтин).
Работа над изменением N 1 выполнена: АО ЦНИИС (кандидаты техн. наук Ю.М. Егорушкин - ответственный исполнитель, Н.B. Илюшин, Ю.В. Новак, А.Д. Соколов; инженеры В.В. Одинцов, Н.Ю. Новак, А.А. Гладков, Р.И. Рубинчик) при участии: ЗАО "Институт "ИМИДИС" (д-р техн. наук A.И. Васильев, канд. техн. наук А.С. Бейвель), ООО "Автодор-Инжиниринг" (канд. техн. наук А.В. Анисимов), ЗАО "НИЦ "Мосты" (канд. техн. наук Э.А. Балючик, А.А. Сергеев, B.C. Мыцык).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на обследования, статические и динамические испытания и обкатку мостовых сооружений (мостов, путепроводов, виадуков, эстакад и т.д.) - далее мосты и водопропускных труб под насыпями - далее трубы, запроектированных под подвижные временные нагрузки и расположенных на железных дорогах, линиях метрополитена и трамвая, автомобильных дорогах (включая дороги промышленных предприятий), на улицах и дорогах городов и населенных пунктов, а также мостов и труб, запроектированных под особые виды нагрузок (от трубопроводов, каналов и др.):
обследования и испытания, выполняемые после завершения строительства (реконструкции, капитального ремонта) при приемке сооружений в эксплуатацию;
обследования и испытания сооружений, находящихся в эксплуатации.
Свод правил не распространяется:
на исследовательские обследования, проводимые проектными, научно-исследовательскими и другими организациями;
на исследовательские испытания, проводимые до стадии разрушения конструкций;
на контрольные обследования и испытания конструкций, узлов и деталей, выполняемые при их изготовлении и монтаже.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в раздел 2 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы следующие ссылки на нормативные документы:
ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков
ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 52804-2007 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Методы испытаний
ГОСТ Р 51694-2000 Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия
ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования
ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия
ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение
ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости
ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии
ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
ГОСТ 17625-93 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры
ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа
ГОСТ 22362-77 Конструкции железобетонные. Методы измерения силы натяжения арматуры
ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
ГОСТ 23858-79 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки
ГОСТ 26589-94 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний
ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ 30244-94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть
ГОСТ 30247.0-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования
ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции
СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
СП 35.13330.2011 СНиП 2.05.03-84* "Мосты и трубы"
СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы".
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на указанный документ, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем нормативном документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.1 безопасность движения: Возможность безопасного (безаварийного) движения по мосту (под мостом) транспортных средств и пешеходов, обеспеченная надежностью его конструкции.
3.2 грузоподъемность моста: Характеристика, соответствующая наибольшему классу эксплуатационной нагрузки заданной структуры, при которой исчерпывается несущая способность конструкции.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.3 дефект: Несоответствие элемента нормативным и проектным требованиям, образовавшееся до ввода сооружения в эксплуатацию.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.4 износ: Показатель состояния мостового сооружения или его частей, отражающий степень снижения потребительских свойств в связи с накоплением повреждений.
3.5 испытательная нагрузка: Нагрузка определенной величины, создаваемая, как правило, транспортными средствами, расставляемыми по заранее установленным схемам.
3.6 компьютерная измерительная система: Комплект электронных приборов, коммуникаций, электронных вычислительных средств и программ для регистрации и обработки результатов измерений.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.7 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.7 конструктивный коэффициент: Отношение измеренных значений исследуемого параметра напряженно-деформированного состояния конструкции при загружении испытательной нагрузкой к расчетным значениям от той же нагрузки.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.8 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.8 мониторинг технического состояния: Система наблюдения и контроля во времени технического состояния сооружения, в том числе инструментальными методами, с целью поддержания необходимого уровня его потребительских свойств.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.9 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.9 обкатка моста: Вид испытания моста под рельсовый и большегрузный транспорт.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.10 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.10 обследование: Исследование технического состояния конструкций, включающее ознакомление с технической документацией, осмотр сооружения, инструментальные измерения, выполняемые с целью оценки уровня потребительских свойств сооружения и выработки рекомендаций по его эксплуатации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.11 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.11 осмотр моста (трубы): Визуальное освидетельствование сооружения с составлением ведомости дефектов и повреждений.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.12 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.12 остаточный срок службы: Прогнозируемый срок службы сооружения от момента обследования до момента прекращения его эксплуатации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.13 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.13 повреждение: Несоответствие конструкции установленным требованиям, возникшее в процессе эксплуатации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.14 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.14 потребительские свойства: Параметры, отражающие функциональные (грузоподъемность, пропускная способность, безопасность движения и долговечность), технологические, социально-экономические, экологические, противопожарные и другие свойства мостового сооружения.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.15 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.15 предпроектное обследование: Обследование мостового сооружения или трубы, включающее дополнительные исследования, необходимые для разработки рекомендаций по способам и объемам восстановительных работ.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.16 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.16 силовая трещина: Трещина в конструкции, образовавшаяся вследствие воздействия нагрузки.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.17 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.17 температурная трещина: Трещина в бетоне, возникающая в результате воздействия температуры.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.18 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.18 температурно-усадочная трещина: Трещина, возникающая в бетоне на стадии твердения и эксплуатации в результате воздействия температуры и усадки.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 3.19 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
3.19 техническое состояние: Фактический уровень потребительских свойств мостового сооружения.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, раздел 3 дополнен пунктом 3.20, вступающим в силу с 17 июня 2017 г.
3.20 усталостная трещина: Трещина в материале конструкции, возникающая вследствие многократного воздействия нагрузки.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, раздел 3 дополнен пунктом 3.21, вступающим в силу с 17 июня 2017 г.
3.21 электронная измерительная система: Комплект электронных приборов, коммуникаций, электронных вычислительных средств и программ для регистрации и обработки результатов измерений.
4 Основные положения
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 4.1 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
4.1 При приемке в эксплуатацию все мосты и трубы должны быть обследованы; мосты и трубы, указанные в 4.5, должны быть, кроме того, испытаны, а мосты, указанные в 4.7, - обкатаны.
Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ (без проведения испытаний).
Испытания и обкатку сооружений следует проводить только после выполнения обследований с учетом полученных результатов.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 4.2 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
4.2 Работы по обследованиям и испытаниям мостов и труб должны выполняться специализированными организациями, независимыми от проектных и строительных организаций, обеспеченными необходимым контрольно-измерительным оборудованием и квалифицированными специалистами.
Обследования и испытания мостов и труб следует проводить по предварительно разработанным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций. Программы обследований и испытаний мостов и труб, должны быть согласованы с заказчиком и утверждены руководителем организации-исполнителя работ. Программы обследований и испытаний мостов и труб, впервые принимаемых в эксплуатацию или принимаемых в эксплуатацию после проведения реконструкции, согласовываются с организацией, разработавшей проект.
Программы для мостов, принимаемых в эксплуатацию, должны быть согласованы с заказчиком и проектной организацией и утверждены руководителем организации-исполнителя работ.
В программах должны быть отражены общая цель и основные задачи предпринимаемых работ, приведены содержание и объемы работ по обследованию, намечены конструкции и их элементы (сечения), подвергаемые исследованию при испытаниях, указаны нагрузки для статических и динамических испытаний, определены виды и состав отчетных технических документов.
Положения программ в части определения величины испытательной нагрузки и намечаемых схем загружений следует разрабатывать на основании расчетного анализа с учетом дефектов и повреждений несущей конструкции.
При наличии на мосту нескольких одинаковых конструкций (пролетных строений, опор), изучение работы которых требуется по 4.5 или 4.6, испытания в полном объеме допускается проводить на одной из конструкций. Остальные конструкции могут подвергаться (выборочно) менее подробным испытаниям (измерение прогибов).
4.3 Руководитель работ может, учитывая особенности объекта, а также местные условия, конкретизировать и дополнить отдельные положения предварительно разработанной программы: наметить проведение отдельных дополнительных видов работ (см. 5.4), определить состав и объем подготовительных работ, уточнить степень подробности осмотра конструкций и объем контрольных измерений, уточнить места установки измерительных приборов и схемы загружения моста испытательной нагрузкой, наметить наиболее рациональный порядок загружения моста при испытаниях.
Уточнения и дополнения должны быть согласованы с заказчиком.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 4.4 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
4.4 При проведении специальных обследований, при необходимости, организации-исполнители привлекают к совместной работе соответствующие профильные организации (водолазные станции, буровые партии, грунтовые лаборатории, группы по контролю технического состояния и правильности эксплуатации электрических и контактных сетей и др.).
Привлекаемые организации должны работать под общим методическим руководством организации, проводящей обследования, а полученные данные (материалы) следует учитывать при принятии решений.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 4.5 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
4.5 Испытаниям при приемке в эксплуатацию следует подвергать мосты с впервые применяемыми конструкциями, технологиями и материалами; мосты сложных статически неопределимых систем (в том числе вантовые и висячие); совмещенные и разводные мосты; стальные мосты - с пролетами свыше 100 м, сталежелезобетонные мосты - с пролетами свыше 60 м, железобетонные мосты - с пролетами свыше 50 м; пешеходные мосты; мосты и трубы из композитных материалов.
Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большую повторяемость основных несущих элементов, а также при возникновении в процессе обследований опасений за надежность конструкций и т.д.) проводят по решениям приемочных комиссий, по требованиям проектных и эксплуатирующих организаций. Необходимость проведения испытаний в этих случаях должна быть обоснована.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 4.6 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
4.6 Испытания эксплуатируемых сооружений следует проводить в случаях, когда грузоподъемность сооружения не может быть определена по результатам обследования.
Необходимость проведения испытаний обосновывает организация, выполняющая обследование. Решение о проведении испытаний принимает организация, осуществляющая эксплуатацию сооружения, по результатам проведенного обследования.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 4.7 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
4.7 Вводимые в эксплуатацию и не подвергаемые испытаниям железнодорожные мосты, мосты под пути метрополитена, автодорожные мосты под нагрузки АБ (см. СП 35.13330) должны быть обкатаны.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 4.8 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
4.8 Обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, следует проводить регулярно (в плановом порядке). Периодичность обследования установлена в документах по текущему содержанию сооружений [1-3, 7-10].
4.9 Подготовительные работы, связанные с проведением обследований и испытаний (устройство временных подмостей и смотровых приспособлений с выделением необходимых материалов и рабочей силы, предоставление испытательной нагрузки, регулирование движения на мосту и под мостом в период испытаний и др.), должны выполняться:
на вновь построенных сооружениях - строительной организацией;
на эксплуатируемых сооружениях - организацией, в ведении которой находится объект.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 4.10 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
4.10 Обследования и испытания мостов и труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки, возможно выполнение требований по технике безопасности работ и охране труда персонала, занятого на работах.
Не допускается проводить обследования и испытания: при температуре наружного воздуха при испытаниях ниже минус 20°С и при обследовании ниже минус 25°С, при наличии на обследуемых конструкциях снежного покрова, инея, наледи, а также над рекой во время ледостава и ледохода.
4.11 Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СНиП 12-03, и правил, приведенных в разделе 9.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 4.12 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
4.12 Пожарная безопасность обеспечивается средствами профилактики возгорания и пожаротушения, которые должны быть предусмотрены при проектировании и осуществляться в процессе строительства и эксплуатации транспортных сооружений согласно требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
4.13 При выполнении работ по обследованию и испытаниям законченных строительством, реконструированных, отремонтированных и эксплуатируемых мостов и труб следует руководствоваться требованиями СП 35.13330 и СП 46.13330.
5 Обследование мостов и труб
Общие требования
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 5.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
5.1 Основной задачей обследования мостов и труб перед вводом их в эксплуатацию является установление соответствия сооружений утвержденному проекту и требованиям действующих нормативных документов. Обследование может включать испытания (полные или частичные) с целью уточнения напряженно-деформированного состояния и фактической грузоподъемности.
Основными задачами обследований эксплуатируемых мостов и труб являются выявление их фактического состояния, проверка соответствия установленным требованиям, уточнение их грузоподъемности, определение условий дальнейшей эксплуатации. Обследования эксплуатируемых сооружений следует проводить также для решения специальных задач (разработки проектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции сооружений, пропуска тяжеловесных транспортных средств и т.д.).
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 5.2 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
5.2 Различают следующие виды обследований:
- приемочные, после завершения строительства (реконструкции, капитального ремонта);
- периодические (в том числе диагностика), регулярно - не реже одного раза в 5-7 лет, в зависимости от сложности конструкций и состояния моста или трубы, для выявления их фактического состояния, проверки соответствия установленным требованиям, уточнения их грузоподъемности и определения условий дальнейшей эксплуатации;
- с целью разработки проекта ремонта, капитального ремонта или реконструкции и определения объемов ремонтных работ;
- специальные, для оценки состояния отдельных конструктивных элементов (в том числе фундаментов) или поведения моста под неоговоренными СП 35.13330 нагрузками и воздействиями (пропуск тяжеловесных транспортных средств, возможность устройства температурно-неразрезной системы и т.д.).
5.3 При обследовании мостов и труб выполняются следующие основные виды работ:
а) ознакомление с технической документацией;
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, подпункт "б)" изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
б) визуальный осмотр с составлением ведомостей дефектов, недоделок и повреждений;
в) контрольные измерения и инструментальные съемки;
г) обработка и анализ результатов с выдачей рекомендаций до эксплуатации сооружения.
Характерные дефекты и повреждения, встречающиеся в различных конструкциях мостов и труб, с указанием наиболее вероятных причин их происхождения, приведены в приложении А.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 5.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
5.4 В зависимости от состояния сооружения и поставленных при обследовании задач выполняют дополнительные виды работ:
а) оценку потребительских свойств материалов с помощью неразрушающих методов;
б) местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах (для выявления состояния арматуры, а также подтверждения результатов, полученных посредством неразрушающих методов);
в) изъятие образцов материалов для определения физико-химических свойств;
г) лабораторные исследования изъятых образцов материалов;
д) изучение состояния русла;
е) организация длительных наблюдений за состоянием конструкций;
ж) местные вскрытия элементов мостового полотна (верхнего строения пути) для уточнения их толщины и состояния защитного покрытия;
и) определение типа и глубины заложения фундаментов с помощью неразрушающих методов либо путем устройства шурфов;
к) другие работы, в том числе проводимые с участием привлекаемых специализированных организаций.
Изъятие образцов материалов следует проводить из второстепенных и ненапряженных частей и элементов сооружения. Места в конструкции, где изъяты образцы, должны быть восстановлены (заделаны).
Методы исследования материалов мостовых сооружений приведены в приложении Г.
5.5 При обследовании мостов и труб следует применять систему обозначений и нумерацию элементов сооружения, принятую в технической документации или используемую эксплуатирующей организацией. Эта система должна применяться как в полевых, так и в отчетных документах по обследованию.
Ознакомление с технической документацией
5.6 При выполнении обследований и испытаний заказчик представляет исполнителю всю имеющуюся техническую документацию.
5.7 При ознакомлении с технической документацией законченных строительством сооружений, как правило, следует обращать внимание на:
обоснованность и правильность оформления отступлений от утвержденного проекта и действующих нормативных документов;
соответствие характеристик использованных строительных материалов требованиям проекта и нормативных документов;
наличие и качество оформления промежуточной приемки отдельных конструкций (балок сборных пролетных строений, блоков опор и др.), а также выполненных на месте ответственных скрытых работ.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 5.8 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
5.8 Ознакомление с технической документацией эксплуатируемых мостов и труб должно включать также изучение материалов и результатов ранее проведенных обследований и испытаний. При этом следует выявить, в какой степени выполнены выданные ранее рекомендации по поддержанию сооружения в исправном состоянии.
Кроме того, должны быть изучены материалы, касающиеся выполнения работ по текущему содержанию (в том числе по выявлению дефектов и повреждений), ремонтам и мониторингу.
Осмотр сооружений
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 5.9 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
5.9 При осмотре сооружения основное внимание следует уделять выявлению в элементах конструкций дефектов и повреждений (например, трещин, сколов, погнутостей и выпучиваний, расстройств в стыковых соединениях и прикреплениях элементов, коррозионных повреждений, разрушений откосов конусов, струенаправляющих и берегоукрепительных дамб, повреждений водоотвода, гидроизоляции, деформационных швов, уравнительных приборов и других элементов мостового полотна или верхнего строения пути). Необходимо также выявлять в конструкциях места, где вследствие неизбежного скопления грязи, воды, снега, льда возможно интенсивное развитие различных неблагоприятных явлений (коррозионных процессов, замораживания и оттаивания бетона, гниения древесины и др.).
5.10 При осмотре мостов и труб, расположенных в районах распространения вечной мерзлоты, а также в селеопасных и сейсмически опасных районах, необходимо обращать внимание на состояние и работу имеющихся защитных устройств и конструкций.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 5.11 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
5.11 Обнаруженные дефекты и повреждения должны быть с необходимой полнотой описаны в материалах обследований с указанием времени выявления и возможных причин появления. Наиболее опасные, а также характерные повреждения и дефекты должны быть отражены в эскизах (фотографиях).
Контрольные измерения и инструментальные съемки
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 5.12 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
5.12 Контрольные проверки генеральных размеров сооружения и размеров поперечных сечений, стыков и прикреплений проводятся для оценки соответствия фактических геометрических характеристик сооружения характеристикам, указанным в проектной, исполнительной или эксплуатационной технической документации.
Вид и необходимый объем проводимых контрольных измерений назначает руководитель работ после ознакомления с технической документацией и осмотра сооружения.
5.13 При обследовании мостов съемки с помощью геодезических инструментов проводят в целях:
оценки условий движения по сооружениям (или под ними) транспортных средств и определения соответствия этих условий установленным требованиям;
выявления качества монтажных работ (на вновь построенных сооружениях);
проверки величин уклонов, предусмотренных в сооружении;
геодезического закрепления положения отдельных частей и элементов сооружения для фиксации при последующих обследованиях изменений (в том числе деформаций), возникающих в процессе эксплуатации сооружения.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 5.14 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
5.14 С помощью геодезических инструментов в характерных точках сооружения следует устанавливать:
а) на железнодорожных мостах и на мостах под пути метрополитена:
продольный профиль рельсового пути (по каждой нитке);
план рельсового пути (с привязкой его к оси моста или к осям пролетных строений);
продольные профили главных ферм (балок) пролетных строений;
план главных ферм (балок) пролетных строений при приемке мостов в эксплуатацию и в других случаях при обнаружении их смещения в плане;
высотное расположение характерных частей опор моста (подферменников, ригелей, обрезов фундаментов и пр.);
б) на автодорожных и городских мостах:
продольные профили проезжей или прохожей части (на пешеходных мостах);
поперечные профили проезжей (прохожей) части и тротуаров;
продольные профили главных ферм (балок) пролетных строений;
план главных ферм (балок) пролетных строений;
высотное расположение характерных частей опор моста.
Необходимые виды инструментальных съемок, количество створов, поперечников и точек, по которым проводят съемки, намечают в программе обследований и уточняют на месте с учетом указаний, содержащихся в 5.13, а также задач, поставленных в программе, конструктивных особенностей сооружения, наличия и результатов проведенных ранее инструментальных съемок и других обстоятельств.
5.15 При проверке высоты подмостового габарита путепроводов и эстакад следует проводить непосредственные замеры с выявлением минимальных значений.
5.16 Инструментальные съемки следует проводить по надежно зафиксированным точкам или по долговременным маркам (в случае длительных специальных наблюдений) и при благоприятных погодных условиях (4.10).
Высотные отметки следует, как правило, увязывать с постоянными геодезическими реперами.
В материалах по инструментальным съемкам необходимо указывать время проведения съемок, погодные условия, типы и точность применяемых геодезических инструментов, использованные реперы.
5.17 В необходимых случаях (например, при обнаружении просадок или наклонов опор, смещении пролетных строений, развитии трещин, возрастании овальности круглых труб и др.) организация, эксплуатирующая сооружение, устанавливает специальные долговременные марки для ведения мониторинга.
Виды и периодичность измерений устанавливаются специальной программой работ в зависимости от характера и прогнозируемой скорости протекания изучаемых явлений.
5.18 Контрольные измерения и инструментальные съемки при обследовании водопропускных труб следует проводить, руководствуясь приложением А.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
6 Испытания мостов
Общие требования
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 6.1 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
6.1 Испытания мостов и труб проводят с целью контроля их напряженно-деформированного состояния, выявления особенностей работы и соответствия их проектным параметрам и расчетам.
Различают следующие виды испытаний: статические, динамические и обкатка.
6.2 До начала испытаний или обкатки должно быть проведено обследование сооружения в объеме, позволяющем:
установить возможность загружения сооружения испытательной нагрузкой (отсутствие недоделок, снижающих несущую способность сооружения, препятствий на пути передвижения нагрузки и др.);
определить предельно допустимую величину испытательной нагрузки (с учетом норм проектирования и имеющихся в конструкциях дефектов и повреждений);
зафиксировать состояние сооружения для возможности выявления изменений, произошедших в результате проведенных загружений;
наметить условия движения нагрузки при динамических испытаниях (с учетом плана и профиля пути, наличия и расположения на проезде неровностей и др.).
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 6.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
6.3 Параметры применяемых механических приборов и электронных измерительных систем (точность, пределы измерений, частотные характеристики и др.), способы их установки и используемые установочные приспособления должны позволять получать стабильные показания измеряемых величин с необходимой точностью.
6.4 При испытаниях следует защищать приборы от механических, климатических и других воздействий. Если при испытаниях нельзя устранить влияние изменения температуры воздуха на показания приборов, то это влияние следует учитывать установкой специальных датчиков или расчетным путем при обработке показаний приборов.
6.5 Перед проведением испытаний руководителем работ должны быть разработаны и переданы организациям-исполнителям (см. 4.9) перечни мероприятий по обеспечению безопасного проведения испытаний, а также движения транспортных средств и пешеходов на участках дороги, примыкающих к мосту.
Если во время работ, связанных с проведением испытаний, движение по мосту полностью не прекращается, то должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности движения транспортных средств в стесненных условиях и по перекрытию движения на периоды снятия показаний приборов.
6.6 В случаях, когда показания по установленным измерительным приборам превышают предполагаемые расчетные значения, а также при обнаружении неожиданных изменений в состоянии конструкции (например, при возникновении трещин и выпучиваний в стальных элементах и их соединениях, при появлении признаков выкалывания или раздробления бетона в железобетонных элементах и др.) по решению руководителя работ испытания должны быть прекращены и испытательная нагрузка удалена за пределы испытываемой конструкции.
Дальнейшие испытания могут проводиться только после тщательного обследования состояния конструкций, выяснения причин возникших явлений и оценки их опасности, что должно быть зафиксировано в акте, подписанном компетентными представителями заказчика, проектной организации и организации, проводящей испытания.
Статические испытания
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 6.7 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
6.7 В процессе статических испытаний измеряются параметры напряженно-деформированного состояния в характерных сечениях конструкций.
В процессе статических испытаний следует измерять:
общие перемещения и деформации сооружения и его частей (пролетных строений, опор и т.д.);
относительные деформации, характеризующие напряжения;
местные деформации (раскрытие трещин и швов, смещения в соединениях и т.п.).
Кроме того, в зависимости от вида конструкций и их состояния и в соответствии с задачами испытаний, могут производиться измерения угловых и взаимных перемещений частей сооружения, усилий в элементах (вантах, шпренгелях) и т.п.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 6.8 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
6.8 В качестве нагрузки при статических испытаниях мостов под рельсовый транспорт следует использовать: локомотивы и подвижной состав железных дорог, поезда метрополитена и трамвая; под нагрузку АБ - автомобили особо большой грузоподъемности; под нагрузку АК - как правило, трех- и четырехосные автомобили полной массой 20-35 т. Пешеходные мосты загружают штучными грузами (блоками, мешками с песком и т.д.) или группами людей.
В некоторых случаях (например, при испытании отдельных элементов моста, при определении жесткости конструкции и др.) нагрузка при испытаниях может быть создана домкратами, лебедками, отдельными грузами с фиксацией создаваемых усилий.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 6.9 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
6.9 Усилия, возникающие в несущих элементах автодорожных и городских мостов от испытательной нагрузки, должны зависеть от величины усилий, создаваемых нормативной автомобильной нагрузкой, принятой в проекте, с учетом коэффициента надежности по нагрузке, равного единице, и динамического коэффициента не более:
- при приемочных испытаниях: для металлических и композитных мостов - 90%, для железобетонных и сталежелезобетонных мостов - 80%;
- при испытаниях эксплуатируемых мостов, рассчитанных по предельным состояниям, - 80%, по допускаемым напряжениям - 100%.
При испытаниях сооружений с пониженной несущей способностью и сооружений, на которые отсутствует техническая документация, максимальные усилия от испытательной нагрузки определяют путем расчета по действующим нормативным документам с учетом фактического состояния конструкций.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 6.10 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
6.10 Усилия от испытательной нагрузки должны быть не менее:
- в элементах автодорожных и городских мостов - 60% усилий от принятой в проекте нормативной нагрузки с учетом динамического коэффициента;
- в элементах мостов под рельсовый и большегрузный транспорт - усилий от наиболее тяжелой обращающейся нагрузки.
Статические испытания пешеходных мостов допускается проводить путем построения экспериментальных линий влияния измеряемых параметров.
6.11 Весовые характеристики транспортных средств, используемых при испытаниях, следует перед проведением работ уточнять. Погрешность определения весовых характеристик должна быть не более 5%.
Массу локомотивов и незагруженного подвижного состава железных дорог, метрополитена, трамвая допускается принимать по паспортным данным.
Перед началом испытаний руководитель работ проводит, при необходимости, уточнение предусмотренных программой схем загружения моста, учитывая фактический состав и массу испытательной нагрузки.
6.12 Первое загружение конструкции испытательной нагрузкой следует проводить постепенно, с контролем за работой сооружения на разных этапах по показаниям отдельных измерительных приборов.
6.13 Время выдержки испытательной нагрузки в каждом из положений следует определять по стабилизации показаний измерительных приборов, по возможности, исключив влияние сторонних факторов.
При необходимости достижения наибольших деформаций конструкции под нагрузкой время выдержки следует назначать в зависимости от наблюдаемого прироста деформаций, материала сооружения, вида и состояния стыковых соединений, предшествующих загружений.
6.14 Загружения конструкций испытательной нагрузкой следует, при необходимости, повторять. Количество повторных загружений определяет руководитель работ.
Динамические испытания
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 6.15 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
6.15 Динамические испытания проводят в следующих целях:
выявление величин динамических воздействий, создаваемых реальными подвижными нагрузками;
определение основных динамических характеристик сооружения - периодов и форм собственных колебаний, характеристик декремента затухания колебаний.
Динамические коэффициенты для пешеходных мостов не определяются.
6.16 Для испытаний с целью выявления величин динамических воздействий, создаваемых подвижными нагрузками, следует использовать тяжелые нагрузки, которые могут реально обращаться по сооружению и способны при имеющихся неровностях пути или проезжей части вызывать появление в конструкциях колебаний, ударных воздействий, местных перегрузок и др.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 6.17 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
6.17 Для определения динамических характеристик сооружений следует использовать подвижные, ударные, вибрационные, ветровые и другие нагрузки, способные вызвать появление устойчивых колебаний (в том числе свободных).
При динамических испытаниях пешеходных мостов возбуждение собственных колебаний конструкций следует производить посредством раскачки, сбрасывания грузов, движения (ходьбы и прыжков) по мосту отдельных пешеходов или групп их и т.д.
Места приложения возмущающих нагрузок, а также места измерения следует выбирать с учетом ожидаемых видов и форм колебаний.
При возбуждении колебаний конструкции посредством ударов падающих грузов должны быть приняты меры, предохраняющие конструкцию от местных повреждений (устройство песчаных подушек, распределительного настила и т.п.).
6.18 Усилия в частях и элементах конструкций от подвижной временной вертикальной нагрузки при динамических испытаниях не должны превышать значений, установленных в 6.9.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 6.19 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
6.19 При испытаниях автодорожных и городских мостов в необходимых случаях (например, для выявления динамических характеристик сооружения, для оценки влияния неровностей, возможных на проезжей части и др.) динамическое воздействие подвижной нагрузки может быть усилено применением искусственных неровностей: порожков высотой 4-5 см, выполненных из досок и уложенных поперек проезда.
6.20 При динамических испытаниях сооружения временной подвижной нагрузкой заезды следует выполнять с различными скоростями, что позволяет выявить характер работы сооружения в диапазоне возможных скоростей движения нагрузки.
Скорости движения нагрузки во время заездов, а также количество заездов с той или иной скоростью в каждом конкретном случае устанавливает руководитель работ.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 6.21 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
6.21 Динамические испытания следует проводить с использованием электронных измерительных систем с записью показаний электронных измерительных приборов в течение времени, достаточного для получения устойчивых диаграмм колебаний и возможности их анализа.
Обкатка
6.22 Обкатку моста производят с целью оценки поведения конструкций под воздействием наиболее тяжелых эксплуатационных нагрузок, обращающихся на данной линии или дороге, взамен подробных статических и динамических испытаний.
Обкатку железнодорожных мостов и мостов под пути метрополитена производят тяжелыми поездами, а обкатку мостов, запроектированных под автомобильную нагрузку АБ, - тяжелыми автомобилями.
При обкатке проводят визуальные наблюдения за состоянием конструкции, а также, при необходимости, выполняют измерения прогибов в серединах пролетов, в том числе, простейшими средствами (например, нивелированием).
6.23 Обкатку железнодорожных мостов и мостов под пути метрополитена рекомендуется выполнять посредством челночного движения поезда. Общее количество проездов нагрузки с различными скоростями следует назначать, как правило, не менее 12. Первые два-три проезда следует пропускать с малой скоростью (5-10 км/ч); при необходимости измерений прогибов делают остановки поезда.
6.24 При обкатке мостов, запроектированных под автомобильные нагрузки АБ и имеющих две или более полос движения, на одну из крайних полос в пределах обкатываемой конструкции устанавливают колонну автомобилей с расстояниями между задними и передними осями соседних автомобилей 10 м. По другой свободной полосе осуществляют движение одиночных автомобилей со скоростью 10-40 км/ч. Количество проездов принимают, как правило, не менее пяти.
После визуального осмотра сооружения колонну автомобилей устанавливают на другую крайнюю полосу, а движение одиночных автомобилей производят по освободившейся полосе.
При обкатке однополосных мостов используют только проезд одиночных автомобилей.
7 Оценка сооружений по данным обследований и испытаний
7.1 Оценку состояния сооружения следует производить путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании и испытаниях. При оценке наиболее характерных дефектов и повреждений следует использовать приложение Б.
7.2 Полученные при обследовании данные по контрольным измерениям и съемкам сопоставляют с допускаемыми отклонениями на изготовление и монтаж конструкций, указанными в СП 46.13330, и с результатами предшествовавших обследований.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 7.3 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
7.3 Обнаруженные при обследовании дефекты и повреждения конструкций следует оценивать с точки зрения их влияния на потребительские свойства сооружения
по следующим основным показателям:
грузоподъемность в виде классов расчетных нагрузок по действующим нормам с учетом фактического состояния конструкций в соответствии с приложением В. Определение грузоподъемности приведено в [4-6];
долговечность эксплуатируемых сооружений - в виде предполагаемого остаточного ресурса в годах, определяемого путем экспертной оценки;
безопасность и комфортность движения транспортных средств и пешеходов с учетом состояния мостового полотна и железнодорожного пути.
7.4 Контрольную оценку состояния материалов и конструкций проводят путем инструментальных измерений с использованием (при возможности) статистических методов обработки результатов с обеспеченностью 0,95.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 7.5 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
7.5 По материалам проведенных обследований и испытаний и результатам оценки расчетной грузоподъемности сооружения следует, при необходимости, разрабатывать рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации сооружения, в том числе:
проведение различных видов ремонтных работ;
усиление отдельных элементов, введение ограничений для обращающихся нагрузок (в том числе уменьшение количества полос движения или увеличение интервалов между транспортными единицами на автодорожных и городских мостах);
ограничение скорости движения, массы транспортных средств и осевых нагрузок изменение габаритов проезда.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, раздел 7 дополнен пунктом 7.6, вступающим в силу с 17 июня 2017 г.
7.6 В тех случаях, когда невозможно достоверно установить причины возникновения и влияния на потребительские свойства мостового сооружения, дефекта, выявленного на стадии приемки моста, должен быть организован мониторинг сооружения в процессе его плановой эксплуатации в течение времени, необходимого для подтверждения проектного режима использования моста.
8 Оформление результатов обследований и испытаний
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 8.1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
8.1 Результаты обследований и приемочных испытаний вновь построенных, реконструированных или отремонтированных мостов и труб оформляют в виде заключений и научно-технических отчетов.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 8.2 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
8.2 Заключения по результатам обследований и испытаний вновь построенных, реконструированных или отремонтированных сооружений составляются организациями при необходимости передачи полученных данных в сжатые сроки. Кроме того, заключения могут составляться организациями по результатам работ локального характера.
Заключения по результатам обследований и испытаний должны содержать:
краткое описание объекта обследования и испытаний;
перечень выполненных работ;
ведомость дефектов;
основные результаты работ и их краткий анализ;
выводы о возможности пропуска нагрузок по сооружению.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, пункт 8.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
8.3 Научно-технические отчеты составляют после полной обработки и анализа всех полученных материалов и данных. Отчеты должны содержать:
- описание конструкций сооружения и необходимые сведения из проектной и другой технической документации по сооружению, использованные для обоснования выводов;
- краткое описание технологии строительства с указанием имеющихся отступлений, а также дефектов, возникших на стадии строительства;
- результаты контрольных измерений и инструментальных съемок;
- результаты осмотра сооружения с указанием состояния отдельных его частей и описанием обнаруженных дефектов и повреждений;
- ведомость дефектов и повреждений;
- результаты расчета сооружения на испытательную нагрузку;
- результаты испытаний и их сравнение с расчетными данными;
- анализ результатов обследования и испытаний с оценкой грузоподъемности и долговечности конструкций, а также безопасности движения транспорта и пешеходов:
- рекомендации по устранению обнаруженных дефектов и повреждений и по дальнейшей эксплуатации сооружения;
- выводы о состоянии сооружения и о соответствии его работы расчетным предпосылкам.
При необходимости проведения повторных обследований и испытаний (в том числе для изучения работы сооружения по истечении некоторого срока эксплуатации) или длительных наблюдений в выводах следует разместить соответствующую информацию.
8.4 Исключен с с 17 июня 2017 г.
См. текст пункта 8.4
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 8.5 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
8.5 В научно-технический отчет необходимо включать чертежи, схемы, фотографии и другие иллюстрационные материалы. Вспомогательные материалы, расчетные таблицы и т.п. следует приводить в приложениях.
9 Правила охраны труда и техники безопасности при выполнении работ по обследованиям и испытаниям мостов и труб
9.1 К выполнению работ по обследованиям и испытаниям мостов и труб допускаются работники, прошедшие обучение и проверку знаний, инструктажи по охране труда в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.0.010.
9.2 До начала полевых работ по обследованиям и испытаниям все участвующие в них работники должны быть проинструктированы их руководителями о безопасных методах проведения работ с учетом особенностей конкретного объекта и о действиях в случаях обнаружения отклонений от нормальной работы сооружения.
Для выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, ответственному исполнителю работ выдается наряд-допуск на производство работ повышенной опасности согласно требованиям ГОСТ 12.4.011. Работающие должны быть обучены безопасным методам и приемам ведения таких работ по типовым программам.
9.3 Для возможности проведения обследований и испытаний (осмотра, инструментальных измерений, установки и снятия приборов и взятия отсчетов по ним) организация, в ведении которой находится сооружение, обязана осуществлять меры, обеспечивающие безопасные условия работы.
9.4 Контроль выполнения требований охраны труда и техники безопасности сотрудниками организации при проведении полевых работ по обследованию и испытаниям должен осуществлять ее руководитель.
9.5 Работы по обследованиям и испытаниям мостов и труб, движение по которым прекращается частично, не должны нарушать безопасность движения транспорта, а организация работ должна обеспечивать безопасность работающих. Разработка необходимых мероприятий по обеспечению безопасности работающих и их осуществление производятся организацией, в ведении которой находится сооружение.
9.6 При производстве работ по обследованиям и испытаниям мостов и труб в случаях наличия на них или вблизи них высоковольтных линий электропередачи (в том числе контактной сети железных дорог) запрещается приближаться или подносить какие-либо предметы на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети. Особенно внимательно за этим необходимо следить при работах с предметами большой длины (штангами, металлическими рулетками, отрезками проволоки и т.д.).
При невозможности соблюдения этого требования линия по согласованию с организацией, в ведении которой она находится, должна быть обесточена.
9.7 К работе с ручными электрическими машинами при напряжении сети более 42 В могут допускаться только специально проинструктированные работники, знающие безопасные методы работы, меры защиты при работе с электрическим током и приемы оказания первой помощи при поражении им.
9.8 Работа с лебедками, домкратами и другими специальными приспособлениями при проведении обследований и испытаний должна производиться под руководством работника, отвечающего за безопасное производство работ и имеющего соответствующую квалификацию и опыт.
9.9 Одновременное проведение работ в двух или более ярусах по одной вертикали может быть разрешено только при принятии мер обеспечения безопасности работающих внизу.
9.10 При производстве работ, связанных с передвижением по воде, сотрудники организаций должны быть обеспечены спасательными средствами (спасательными жилетами, кругами, шарами, веревками и т.п.).
9.11 Работа людей со льда допускается при его толщине не менее 15 см (без учета толщины снежного покрова) и расстоянии до кромки льда не менее 5 м.
9.12 На мостах через реки шириной более 100 м (по урезу меженных вод) руководитель работ обязан до начала обследования проверить наличие спасательных средств. На воде должны находиться подготовленные плавсредства.
9.13 Работу на вновь антисептированных мостах, а также работу с клеями из полимерных составляющих следует производить в резиновых перчатках. При попадании антисептика или клея на открытые части тела их необходимо немедленно обильно смыть водой. По окончании работ необходимо вымыть теплой водой с мылом открытые части тела (руки, лицо).
9.14 Работники организаций, выезжающие на объекты обследований и испытаний, должны быть снабжены аптечкой с набором необходимых медикаментов и средств оказания первой помощи.
9.15 Работники организаций, участвующие в работах на объектах обследований и испытаний, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями) согласно ГОСТ 12.4.011. Работы следует выполнять в тщательно заправленной одежде, не имеющей порванных мест, свисающих пол и концов, в нескользской обуви.
9.16 При работе на объектах в зимних условиях должны приниматься меры по обеспечению возможности периодического обогрева работающих.
9.17 Подмости и смотровые ходы, расположенные над землей, водой или конструкцией на расстоянии 1 м и более, должны быть ограждены перилами.
9.18 Подъем и спуск людей на подмости разрешается только по надежно закрепленным лестницам. Запрещается установка лестниц на различных подкладках.
9.19 При обследовании сооружений, особенно в стесненных условиях (между балками, в коробах, на ригелях опор и т.п.), все работающие должны быть предельно внимательны, чтобы не удариться о конструктивные элементы или о выступающие из них штыри, остатки опалубки и т.д. Не следует делать резких движений и перемещаться бегом.
9.20 При простукивании болтов и заклепок, зашлакованных сварных швов, поржавевших металлических элементов, поверхности бетона следует пользоваться защитными очками или козырьками.
9.21 При производстве работ на объекте сотрудники организаций должны иметь защитные каски, а при работе на проезжей части сооружений, находящихся в эксплуатации, обязаны надевать сигнальные жилеты.
9.22 При обследовании сооружений, не полностью законченных строительством, необходимо соблюдать особую осторожность в связи с возможностью возникновения повышенной опасности.
9.23 При работах на старых деревянных сооружениях и настилах следует соблюдать особую осторожность в связи с тем, что в них могут быть элементы, утратившие прочность вследствие загнивания, элементы с нарушенными прикреплениями и т.п.
9.24 На время испытаний подходы к автодорожным и городским мостам должны быть ограждены в соответствии с требованиями действующих правил дорожного движения.
9.25 Во время проведения испытаний нахождение на сооружении и под ним не занятых в испытаниях людей запрещается.
Работники, непосредственно участвующие в испытаниях, должны находиться на своих рабочих местах: сотрудники организаций - в местах, указанных руководителем работ; водители транспортных средств, загружающих конструкцию, - в кабинах транспортных средств; другие работники (например, составители поездов, дежурные электрики и т.п.) - в местах, указанных их непосредственными руководителями.
9.26 При проведении вибрационных испытаний запрещается приближаться к незащищенным эксцентрикам работающей вибромашины на расстояние менее 1,5 м.
9.27 При проведении испытаний ударной нагрузкой запрещается приближаться к намеченному месту падения груза на расстояние менее 3 м.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, наименование изложено в новой редакции, вступающей в силу с 17 июня 2017 г.
10 Мониторинг технического состояния мостов и труб
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в пункт 10.1 внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
10.1 В необходимых случаях согласно СП 35.13330, ГОСТ Р 22.1.12 и ГОСТ 31937 в проектах с целью оценки фактической работы мостовых конструкций следует предусматривать мониторинг состояния мостов и труб в процессе строительства (реконструкции) и эксплуатации. Программы строительного и эксплуатационного мониторинга должны быть взаимоувязаны.
10.2 При строительстве (реконструкции) целью мониторинга является контроль деформаций и напряжений в элементах сооружения в процессе его возведения. Наиболее нагруженными в этом случае могут оказаться не те элементы, которые являются таковыми в эксплуатационный период. При этом контроль должен осуществляться синхронно с этапами строительства.
Мониторинг эксплуатируемых мостов и труб связан с необходимостью оценки напряженно-деформированного состояния конструкций, когда неизвестно начальное их состояние и предшествующая динамика развития повреждений. Кроме того, мониторинг следует проводить при возникновении и развитии повреждений, влияющих на грузоподъемность сооружений, вплоть до их устранения.
10.3 В общем случае мониторинг включает в себя следующие этапы:
периодические обследования и испытания;
регулярные инструментальные измерения отдельных физических характеристик (напряжения, усилия в элементах, их прогибы, раскрытие трещин и т.п.), разовые или в течение достаточно длительного промежутка времени;
анализ результатов непосредственно после их получения с целью принятия управленческих решений.
10.4 Для вантовых и висячих мостов, а также в других случаях, определяемых в задании на проектирование, следует составлять динамический паспорт моста, т.е. ведомость собственных частот колебаний несущих элементов с последующим мониторингом этих характеристик в период эксплуатации.
10.5 Мониторинг проводят по программам или методикам, в которых должны быть изложены следующие положения:
цели и задачи мониторинга;
объем намечаемых наблюдений и применяемые способы получения, фиксации и анализа результатов;
общие сроки наблюдений и интервалы между ними;
ответственные исполнители и источники финансирования;
оформление промежуточных и конечных результатов (акты, заключения, отчеты и др.).
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, раздел 10 дополнен пунктом 10.6, вступающим в силу с 17 июня 2017 г.
10.6 Мониторинг напряженно-деформированного состояния композитных мостов и труб, в том числе стыковых соединений конструктивных элементов, следует осуществлять в течение всего расчетного периода эксплуатации сооружения с рекомендуемыми сроками проведения испытаний, 1, 3, 5, 7, 10 и далее каждые 7-10 лет с момента начала эксплуатации.
Изменением N 1, утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр, в библиографию внесены изменения, вступающие в силу с 17 июня 2017 г.
Библиография
[1] ЦП-628 Инструкция по содержанию искусственных сооружений. МПС России, 1999.
[2] Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (взамен ВСН 24-88). - Минтранс России, 2004.
[3] ВСН 4-81 "Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах". - Минавтодор РСФСР, 1981.
[4] Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов. - МПС СССР, 1985.
[5] Руководство по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов. - МПС СССР, 1974.
[6] ВСН 32-89 Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов. - Минавтодор РСФСР, 1990.
[7] ОДМ 218.4.001-2008. Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Росавтодор, 2008.
[8] Требования к проекту эксплуатации моста. - ГП "Росдорнии", 2002.
[9] Руководство по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Росавтодор, 2005.
[10] ЦУКС-799 "Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта" (взамен ЦУКС/4007, 1981). - МПС России, 2000.
[11] Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - Минтранс России, 1996.
[12] Методика определения содержания хлоридов в железобетонных конструкциях мостовых сооружений. - М.: Минтранс России, 2002.
[13] Пособие по обследованию строительных конструкций зданий. - М.: АО "ЦНИИПромзданий", 2004.
[14] ОДМ 218.3.001-2010 Рекомендации по диагностике активной коррозии арматуры в железобетонных конструкциях мостовых сооружений на автомобильных дорогах методом потенциалов полуэлемента. - М.: Росавтодор, 2011.
[15] ВСН 1-83 Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. - М.: Минавтодор РСФСР, 1982.
[16] ОДМ 218.3.014-2011 Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - М.: Росавтодор, 2011.
[17] ОДМ 218.2.044-2014 Рекомендации по выполнению приборных и инструментальных измерений при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - М.: Росавтодор, 2014.
[18] ОДМ 218.3.042-2014 Рекомендации по определению параметров и назначению категорий дефектов при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах. - М.: Росавтодор, 2014.
[19] ОДМ 218.4.002-2008 Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений.
[20] Инструкция по оценке состояния и содержания искусственных сооружений на железных дорогах Российской Федерации/Департамент пути и сооружений ОАО "РЖД". - М., 2006. - 120 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свод правил СП 79.13330.2012 "СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний". Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 273)
Текст документа приводится по официальному изданию ФАУ "ФЦС" (Москва, 2012 г.)
Дата введения 1 января 2013 г.
Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86
Отдельные части настоящего документа включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2020 г. N 985), действующий по 31 августа 2021 г.
Настоящий документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"
1 Исполнитель - ОАО "ЦНИИС"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики
4 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 г. N 273 и введен в действие с 1 января 2013 г.
5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 79.13330.2011 "СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний"
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 2, утвержденное приказом Минстроя России от 22 ноября 2019 г. N 720/пр
Изменения вступают в силу с 23 мая 2020 г.
Изменение N 4, утвержденное приказом Минстроя России от 5 сентября 2018 г. N 561/пр
Изменения вступают в силу с 6 марта 2019 г.
Изменение N 3, утвержденное приказом Минстроя России от 26 декабря 2017 г. N 1717/пр
Изменения вступают в силу с 26 июня 2018 г.
Изменение N 1, утвержденное приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 962/пр
Изменения вступают в силу с 17 июня 2017 г.