Письмо Федеральной налоговой службы от 22 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/7524@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу образования на территории Российской Федерации постоянного представительства, сообщает следующее
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденные приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, содержат исчерпывающий перечень оснований для постановки иностранных организаций на учет в налоговых органах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 приказа Минфина России от 30.09.2010 N 117н заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьей 246 НК РФ признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Положениями статей 306-308 НК РФ устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации.
При этом, следует понимать, что "постоянное представительство иностранной организации" для целей применения главы 25 НК РФ имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.
Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 306 НК РФ).
Как следует из обращения иностранной организации, физическим лицам предоставляются помещения, оборудование и технические средства для осуществления их деятельности - таким образом на территории Российской Федерации создаются рабочие места для сотрудников, что, согласно статье 11 НК РФ, подпадает под понятие "обособленное подразделение организации" (т.е. любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места).
При этом, учитывая, что между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994 года (далее - Соглашение) следует учитывать положения содержащие исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых деятельность компании одного договаривающегося государства может рассматриваться в качестве ее постоянного представительства в другом договаривающемся государстве (статья 5).
В связи с изложенными обстоятельствами, деятельность Компании через нанятых в Российской Федерации физических лиц может быть квалифицирована как образующая постоянное представительство.
Что касается ссылки в обращении на пункт 6 статьи 5 Соглашения, что лицо одного Договаривающегося Государства не имеет постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве только в силу того, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной предпринимательской деятельности, то необходимо учитывать следующее.
Является ли лицо независимым от представляемого им предприятия, зависит от диапазона обязательств этого лица в отношении предприятия. Там, где коммерческая деятельность лица, действующего от имени предприятия, подвергается подробным инструкциям или общему контролю предприятия, такое лицо не может считаться независимым от предприятия. Нельзя сказать о лицах, что они действуют в рамках своей обычной деятельности, если они осуществляют деятельность на рабочих местах предприятия, проводя деятельность, которая экономически принадлежит сфере предприятия, и имеет мало общего со своими собственными деловыми операциями (пункт 38 Комментарий ОЭСР к статье 5 Модельной конвенции по налогам на доход и капитал).
Соответственно, определение того, что деятельность нанятых сотрудников отвечает признакам по образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации, зависит в первую очередь от квалификации отношений, в которые вступают стороны в связи с осуществлением конкретных хозяйственных операций.
Учитывая изложенное, для решения вопроса об образовании постоянного представительства в результате совершения рассматриваемых хозяйственных операций, необходимы более полные сведения об объеме прав и обязанностей сторон в рамках взаимоотношений КОО и международной организацией, имеющий свой головной офис в городе Хельсинки. Также необходима более полная информация об объеме прав и обязанностей сторон в рамках взаимоотношений КОО и субподрядчиками (физическими лицами) и иная информация о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Приложение: на 7 л. в третий адрес.
Действительный государственный советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 22 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/7524@
Текст письма официально опубликован не был