Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 апреля 2013 г. N 03-11-11/14659
Вопрос: Физическое лицо в 2011 году в качестве дивидендов получило от ООО в собственность земельные участки. Сейчас это физическое лицо планирует зарегистрироваться в качестве предпринимателя (ИП) с применением УСН и объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, с видами деятельности: "подготовка к продаже собственного недвижимого имущества", "покупка и продажа собственного недвижимого имущества" и "строительство", ввиду следующего: на каждом из этих участков он, в качестве ИП, планирует построить объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом) с привлечением подрядной организации. После завершения строительства и регистрации права собственности на каждый жилой дом это лицо планирует продать покупателям земельные участки с построенными на них жилыми домами.
1. После продажи покупателю земельного участка и построенного на нем жилого дома, какой из налогов он должен будет заплатить с выручки от продажной стоимости земельного участка: НДФЛ или единый налог в связи с применением УСН, ведь земельный участок был в его собственности еще до регистрации в качестве ИП?
2. Если подлежит оплате единый налог в связи с применением УСН, будет ли он вправе при расчете налогооблагаемой базы учесть в расходах стоимость земельного участка (скажем, по сумме причитавшихся дивидендов или оценочной стоимости), хотя он получил участок еще до регистрации в качестве ИП?
3. Будет ли являться нарушением законодательства в форме осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в установленном порядке, если данное лицо без регистрации в качестве ИП силами подрядчиков построит на нескольких своих участках жилые дома и продаст их вместе с этими домами, а затем оплатит НДФЛ в установленном порядке?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке применения упрощенной системы налогообложения и, исходя из содержащейся в обращении информации, сообщает следующее.
Из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что к предпринимательской деятельности относится самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Уплата физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, налогов зависит от режима налогообложения, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса.
При этом, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 Кодекса).
Следовательно, доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, от реализации товаров, облагаются в рамках данного режима налогообложения
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
Так, согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 346.25 Кодекса установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при его переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения. Порядок учета расходов, произведенных индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, до его государственной регистрации, нормами главы 26.2 Кодекса не регулируется.
В рассматриваемом случае расходы индивидуального предпринимателя на приобретение земельных участков были произведены им до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и, соответственно, не были связаны с ведением предпринимательской деятельности.
В связи с этим индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы на приобретение земельных участков, осуществленные им до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.