Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 10 апреля 2013 г. N 87
Доклад
Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году"
Список
сокращений, использованных в докладе
Сокращение |
Расшифровка |
БК РФ |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
ГК РФ |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
Государственная Дума |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации |
ГПК РФ |
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации |
ГрК РФ |
Градостроительный кодекс Российской Федерации |
ГрК Москвы |
Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" |
ДЗР |
Департамент земельных ресурсов города Москвы |
ДСЗН |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
ДСиМП |
Департамент семейной и молодежной политики города Москвы |
Дума |
Московская городская Дума |
ЕНВД |
единый налог на вмененный доход |
ЖК РФ |
Жилищный кодекс Российской Федерации |
ЖКХ |
жилищно-коммунальное хозяйство |
ЗК РФ |
Земельный кодекс Российской Федерации |
Избирательный кодекс города Москвы |
Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" |
КоАП Москвы |
Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" |
КоАП РФ |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
Конституция РФ |
Конституция Российской Федерации |
КСП Москвы |
Контрольно-счетная палата Москвы |
Молодежная палата |
Молодежная палата при Московской городской Думе |
НК РФ |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
ООПТ |
особо охраняемые природные территории |
органы местного самоуправления |
органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве |
Правительство РФ |
Правительство Российской Федерации |
Президент РФ |
Президент Российской Федерации |
Совет Федерации |
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации |
субъект РФ |
субъект Российской Федерации |
ТК РФ |
Трудовой кодекс Российской Федерации |
ТБО |
твердые бытовые отходы |
Торговая палата |
Московская торгово-промышленная палата |
УК РФ |
Уголовный кодекс Российской Федерации |
ФОМС |
Московский городской фонд обязательного медицинского страхования |
Введение
Начиная с 2007 года итоговым документом работы Думы по правовому мониторингу являются ежегодные доклады о состоянии законодательства города Москвы, работа над которыми - важная составная часть процесса совершенствования законотворчества в столице Российской Федерации.
Доклад о состоянии законодательства города Москвы в 2012 году направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и жителей города Москвы систематизированной информацией об актуальных проблемах законодательного регулирования и перспективах развития столичного законодательства.
Задачами настоящего доклада являются анализ состояния и оценка реализации законов города Москвы в отдельных сферах жизнедеятельности города, подготовка предложений о необходимости принятия новых законодательных актов, внесения изменений в правовые акты или признания их утратившими силу.
Особое внимание в 2012 году уделялось правовому обеспечению принятого на высшем политическом уровне решения об увеличении территории города Москвы в целях размещения на присоединяемой территории федеральных органов государственной власти, а также создания международного финансового центра. На основании статьи 67 Конституции РФ и в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 6 Закона города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" Дума постановлением от 7 декабря 2011 года N 372 утвердила Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года.
С учетом решений органов государственной власти субъектов РФ - города федерального значения Москвы и Московской области об изменении границы между этими субъектами РФ Совет Федерации постановлением от 27 декабря 2011 года N 560-СФ утвердил указанное изменение в соответствии с согласованными городом Москвой и Московской областью картографическим изображением и картографическим описанием линии границы. До 1 июля 2012 года был установлен переходный период, в течение которого требовалось осуществить нормотворческие, организационные и иные мероприятия, необходимые для полноценного обеспечения жизнедеятельности населения и осуществления в полном объеме полномочий органов государственной власти города Москвы на присоединяемых территориях.
С 1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась на 148,98 тысячи гектаров, а численность населения - на 223 тысячи человек. В результате в состав города Москвы было включено 21 муниципальное образование, в том числе 2 городских округа, 19 городских и сельских поселений, что потребовало пересмотра действующего и формирования нового законодательства, обеспечивающего необходимую основу для системной и комплексной работы. Для решения столь значимой задачи был осуществлен детальный анализ законодательства города Москвы, а также его сопоставление с законодательством Московской области.
В связи с присоединением новых территорий особое внимание было уделено разработке и принятию нормативных правовых актов. Дума оперативно внесла в столичное законодательство целый ряд изменений. В целях сохранения всех гарантий для жителей присоединяемых к Москве территорий в первую очередь был принят Закон города Москвы от 28 июля 2011 года N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
Основная работа по созданию необходимой правовой базы для новых территорий началась в 2012 году. Было принято 23 закона города Москвы, внесены необходимые изменения в бюджет города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, осуществлено приведение законов города Москвы в соответствие с Федеральным законом от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятым в связи с расширением города Москвы.
Доклад 2012 года состоит из трех разделов. Раздел I содержит обзор законов города Москвы, принятых Думой в 2012 году.
В разделе II анализируются наиболее актуальные для города Москвы проблемы законодательного обеспечения реформирования системы государственного управления и финансов, проблемы законодательства в сфере развития городского хозяйства и охраны окружающей среды, проблемы социального законодательства, а также пути их решения. Проведен анализ правовых актов в указанных сферах правового регулирования, определено соответствие законов города Москвы федеральному законодательству, обобщены выявленные проблемы и сформулированы предложения по их законодательному решению.
С одной стороны, необходимо дальнейшее развитие федерального законодательства, из-за пробелов в котором московские законы не всегда способны в должной мере решать возникающие проблемы. С другой стороны, и в московском законодательстве имеются недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные внутренними причинами, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений.
Подраздел 1 раздела II посвящен анализу проблем, связанных с развитием бюджетного и налогового законодательства, а также реализацией новой модели системы управления в городе. С учетом исполнения государственных программ рассмотрены вопросы законодательного регулирования в сфере экономической политики, науки и промышленности. Проблемам правового обеспечения защиты жилищных прав москвичей и реформирования системы ЖКХ, состоянию законодательства в сфере имущественно-земельных отношений, а также экологическим вопросам и их законодательному решению посвящен подраздел 2 раздела II. В подразделе 3 указанного раздела рассматриваются проблемы правового обеспечения социальной сферы в части модернизации систем здравоохранения, образования, социальной защиты инвалидов, развития физкультуры и спорта, молодежной политики и других областей, от которых зависит качество жизни москвичей. При этом особое внимание обращено на состояние законодательства в сфере религиозных отношений.
Раздел III содержит сведения об использованных Думой для анализа правоприменительной практики актах прокурорского реагирования, судебных решениях, рекомендациях иных органов в отношении правовых актов города Москвы, а также информацию о формах контроля за исполнением законов города Москвы ("круглых столах", общественных слушаниях, научно-практических конференциях по вопросам реализации законов, депутатских запросах и других материалах), позволяющих изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики.
В заключении обобщены результаты проведенного анализа состояния действующего законодательства города Москвы, выявлены правовые пробелы и недостатки законодательства, правоприменительной практики, обозначены задачи в сфере развития законодательства города Москвы на последующие периоды.
Данные законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы.
Практика применения законов освещена с учетом информации, поступившей в Думу из различных общественных организаций, а также на основании материалов мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого комиссиями Думы, экспертными советами, Молодежной палатой, общественным консультативным советом политических партий при Московской городской Думе.
Также при подготовке доклада была использована информация, поступившая из других организаций, имеющих практику применения московских законов, в ответ на обращения Думы.
Заключение
В Москве традиционно к приоритетам законодательного процесса относится обеспечение устойчивого функционирования всего городского хозяйства, социальной сферы, включая поддержку незащищенных слоев населения. Сочетание разнообразных функций, которые выполняет Москва, находит отражение в сложной системе управления городом, специфике городского хозяйства с присущим ему переплетением многочисленных направлений. Анализ возникающих в связи с этим проблем и их дальнейшее законодательное решение являются необходимой составляющей эффективного и устойчивого развития сформированной в Москве системы управления, включающей в себя все органы государственной власти и органы местного самоуправления в городе.
В 2012 году объем задач, которые необходимо было решить, увеличился в связи со значительным расширением границ города за счет присоединения территорий Московской области - соседнего субъекта РФ, в котором действовала иная система управления, учитывающая специфику данного региона. В связи с этим большое значение приобрело законодательное обеспечение эффективного функционирования сложного механизма управления столичным мегаполисом в целях создания достойного уровня и повышения комфортности проживания в городе Москве как "старых", так и "новых" москвичей.
Для решения возникших коллизий крайне важную роль сыграл Федеральный закон от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый в связи с расширением столицы.
В Москве как городе федерального значения система организации местного самоуправления имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью сохранения единства городского хозяйства. Однако с учетом того, что в результате присоединения новых территорий в состав города вошли фактически самостоятельные муниципальные образования, потребовалось внесение соответствующих изменений в московское законодательство, суть которых - введение трех типов внутригородских муниципальных образований, обладающих собственными наименованиями и собственной компетенцией.
В связи с появлением новых типов муниципальных образований в городе Москве изменен порядок правового регулирования передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий. При включении муниципального образования в состав внутригородской территории органы местного самоуправления присоединенных муниципальных образований сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, также сохраняют свою силу и служебные контракты муниципальных служащих.
Вместе с тем передаваемые государственные полномочия должны реализовываться органами местного самоуправления на всей территории города единообразно, поэтому их правовое регулирование должно осуществляться законами и иными правовыми актами города Москвы. Принятие указанных актов необходимо в случаях, установленных законами города Москвы. Московской городской Думой принят ряд изменений в законы города Москвы, которые наделяют органы местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы.
Социальная направленность традиционно является сильной стороной законодательства города Москвы. Благодаря наличию обширной законодательной базы, эффективно обеспечивающей высокий уровень защиты нуждающихся в ней граждан, решен этот важнейший вопрос и для "новых" пожилых москвичей: в Троицком и Новомосковском административных округах для всех неработающих пенсионеров с 1 июля 2012 года региональные доплаты к пенсиям увеличены до установленного в Москве размера. Этот же принцип распространяется и на выплаты другим категориям граждан - многодетным семьям, приемным родителям и т.п. В новых округах открыты 4 районных управления социальной защиты, 4 центра социального обслуживания и 12 клиентских служб. С 1 июля 2012 года малоимущим жителям Троицкого и Новомосковского административных округов предоставляется субсидия на оплату услуг ЖКХ, при этом граждане, которые имеют доход менее 800 рублей в месяц, полностью освобождены от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Одна из насущных задач системы здравоохранения на присоединенных территориях - это лекарственное обеспечение 21 тыс. льготников из числа "новых" москвичей. Теперь все они включены в городской реестр, что обеспечит им выдачу бесплатных лекарств.
В то же время для решения ряда вопросов социальной защиты жителей Москвы нередко необходимо изменение федерального законодательства, в частности, при решении вопросов социальной защиты инвалидов. Наличие сложившейся региональной правовой базы по вопросам социальной защиты (реабилитации) инвалидов позволяет говорить о необходимости включения в компетенцию субъектов РФ также вопросов создания организационного механизма в данной области, утверждения и финансирования перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов РФ. Передача указанных полномочий обусловлена необходимостью создания для инвалидов более удобных условий получения технических средств реабилитации, реабилитационных мероприятий и услуг, оптимизации механизма управления этим процессом, придания большей прозрачности порядку финансового обеспечения данной деятельности.
Вместе с тем при дальнейшем расширении мер социальной поддержки должны учитываться не только текущие возможности, но и последующие перспективы их финансового обеспечения. Соответствующие изменения внесены в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка".
На развитие высокотехнологичных, инновационных производств, которые бы стимулировали развитие науки, обеспечивали создание новых рабочих мест и в конечном итоге - потенциал для качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики города Москвы, направлен Закон города Москвы "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве". Однако предусмотренные им меры поддержки и льготы не могут в полном объеме обеспечить развитие наукоемких и инновационных предприятий, если их продукция не будет востребована на рынке. Эффективной мерой решения этой задачи могло бы стать законодательное закрепление определенной квоты (например, 5%) для государственного заказа на закупку именно такого рода продукции. Но поскольку регулирование этого вопроса не относится к компетенции регионального законодателя, то его решение возможно только путем внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.
Способствовать решению указанной проблемы может также принятие поправок в главу 2 ГК РФ, посвященных государственному контракту на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и предусматривающих, что результаты указанных работ должны иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.
Необходимость законодательного обеспечения решения вопросов, связанных с расширением границ города Москвы, изменением федерального законодательства, в частности ЗК РФ, и реализацией Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика", обусловила изменение городского земельного законодательства. В частности, статья 1 Закона города Москвы "О контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" была дополнена нормой, установившей, что отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве муниципального земельного контроля за использованием земель, находящихся в муниципальной собственности, регулируются федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. В целях законодательного определения рамок полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов были внесены изменения в законы города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве"*(75) и "О землепользовании в городе Москве" *(76).
В то же время остается неурегулированным вопрос о механизмах обеспечения соблюдения земельного законодательства и направлениях совершенствования мер административной ответственности в целях пресечения неправомерного использования земельных участков, включая меры побуждения к надлежащему оформлению прав пользования земельными участками, вовлечению их в хозяйственный оборот и формированию базы для налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты различных уровней. В этой связи предлагается уточнить содержание ряда статей КоАП РФ, установив новое определение для понятия "распоряжение земельным участком", и др.
Законы, регулирующие отношения в сфере экологии, занимают одну из значимых позиций в законодательстве города Москвы. В условиях расширения границ города и в связи с угрозой ухудшения экологической обстановки в регионе их роль существенно возрастает. Это потребовало проведения полного анализа законодательства Москвы, в том числе регулирующего отношения в области экологии, с учетом специфики объектов, расположенных на присоединенных территориях.
Особенно острым, требующим принятия незамедлительных решений, является вопрос сбора, размещения и утилизации отходов производства и потребления. Несмотря на то, что федеральным законодательством запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, Федеральный закон от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ разрешил нахождение и эксплуатацию ранее созданных объектов размещения отходов в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы до 1 января 2025 года.
Таким образом, органам законодательной и исполнительной власти города Москвы предоставлена возможность в полном объеме оценить ситуацию с ТБО и выработать стратегию обращения с отходами в городе, что позволит внести необходимые изменения в Закон города Москвы "Об отходах производства и потребления в городе Москве" либо разработать новый закон, отвечающий всем современным требованиям, а при необходимости - подготовить соответствующие поправки в федеральное законодательство. В то же время становится очевидным, что российское законодательство, регулирующее отношения в области обращения с отходами производства и потребления, не отвечает потребностям времени и нуждается в системном совершенствовании.
Систематическая работа по правовому мониторингу, оперативное принятие законов города Москвы позволяют обеспечить ситуацию, при которой в наиболее значимых для жизни рядовых москвичей сферах (социальной, жилищной, развития и поддержки общественных объединений и др.) законодательство города Москвы соответствует федеральному законодательству и в основном отвечает требованиям времени.
Показателем интенсивности работы Думы в 2012 году является принятие 77 законов города Москвы, из которых 24 были направлены на приведение законодательства города Москвы в соответствие с федеральным. При этом помимо законов города Москвы, вносящих "точечные" изменения в уже действующие нормативные правовые акты, принимались новые базовые законы города Москвы (например, "Об Общественной палате города Москвы", "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве" и др.).
Проведенный анализ выявил недостатки и пробелы, существующие как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве города Москвы, определил необходимость разработки и принятия законов города Москвы.
Особую актуальность приобрели вопросы, связанные с присоединением новых территорий. Очевидно, что правовой мониторинг состояния ключевых сфер жизнедеятельности присоединенных территорий и анализ необходимости изменения законодательства города Москвы для обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих на этих территориях, предпринимателей, юридических лиц, органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность в границах указанных территорий, являлись одной из приоритетных задач для Думы в 2012 году.
По-прежнему насущной остается проблема оптимальной организации транспортного движения. Несмотря на то, что в 2011 году было принято несколько важных нормативных правовых актов, необходимость дальнейшей проработки данного вопроса, в том числе определение законом города Москвы порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, оставалась актуальной. Это предложение в 2012 году было реализовано путем принятия Закона города Москвы от 11 июля 2012 года N 42 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве".
Вместе с тем в московском законодательстве имеются объективные недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные как внешними причинами (сложившимися федеративными отношениями), так и внутренними, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений, и т.п.
По-прежнему остается актуальной работа по мониторингу состояния законодательства города Москвы, проводимая Думой и ее комиссиями во взаимодействии с органами исполнительной власти, Московским городским судом, Прокуратурой города Москвы, Министерством юстиции Российской Федерации и различными общественными институтами.
------------------------------
*(1) Закон города Москвы от 12 декабря 2012 года N 65 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
*(2) Федеральный закон от 2 октября 2012 года N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
*(3) Закон города Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы".
*(4) Там же.
*(5) Справочно: величина прожиточного минимума на 2010 год была установлена в размере 5790 рублей, на 2011 год - 6273 рубля.
*(6) Городская межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы.
*(7) Закон города Москвы "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы".
*(8) Постановление Совета Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
*(9) Закон города Москвы от 29 октября 2008 года N 52 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента" утрачивает силу, однако максимально сохраняется тот перечень видов предпринимательской деятельности, который в соответствии с ним действовал.
*(10) Постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2011 года N 408-ПП.
*(11) Постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2011 года N 420-ПП.
*(12) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")".
*(13) Постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2012 года N 56-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2012-2014 гг." (документ утратил силу 14.03.2013).
*(14) Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации"; приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года N 670 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (документ утратил силу 26.12.2012).
*(15) Материалы КСП Москвы.
*(16) Постановление Правительства Москвы от 23 сентября 2011 года N 443-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Безопасный город" на 2012-2016 годы".
*(17) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Закон города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
*(18) Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
*(19) Федеральные законы от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(20) Поручение Президента РФ руководителям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ - до 1 октября 2012 года принять меры по реализации Федерального закона N 93-ФЗ, включая определение порядка взаимодействия при осуществлении муниципального жилищного контроля уполномоченных органов местного самоуправления с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.
*(21) Заседание комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике и комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению от 27 сентября 2012 года.
*(22) В настоящее время утверждены 16 из 17 запланированных государственных программ города Москвы. В их реализации задействованы все органы исполнительной власти города Москвы, и для каждой программы назначен ответственный исполнитель, остальные органы исполнительной власти - отраслевые департаменты и территориальные органы исполнительной власти города выступают в качестве соисполнителей.
*(23) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище".
*(24) В 2012 году по результатам рейтингов 25 государственных и 35 частных управляющих организаций были определены как лучшие, а их коллективы и руководители награждены. 18 государственных и 35 частных управляющих организаций были определены как худшие. Руководители худших государственных управляющих организаций были уволены, а по худшим частными управляющим организациям организованы информационные собрания с жителями, которым при необходимости будет оказана помощь в проведении собраний по смене управляющей организации в рамках действующего законодательства.
*(25) Аналитический материал ГКУ "Центр реформы в ЖКХ" от 25 июля 2012 года о практике применения законов города Москвы, регулирующих отношения в ЖКХ.
*(26) Там же.
*(27) Из бюджета города Москвы в 2011 году на ремонт 159 домов выделено 2,8 млрд. рублей, для софинансирования капитального ремонта привлечено за счет средств собственников помещений 0,21 млрд. рублей.
*(28) Порядок предоставления средств в 2012-2016 годах из бюджета города Москвы утвержден постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2011 года N 575-ПП "Об утверждении Порядка предоставления в 2012-2016 годах из бюджета города Москвы субсидий ни капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах".
*(29) Закон города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы".
*(30) Пункт 3 статьи 7 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
*(31) Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы".
*(32) Жилищный фонд в городе Москве может состоять из:
1) частного жилищного фонда - совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам, предназначенных для передачи гражданам для проживания;
2) государственного жилищного фонда - совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации;
3) муниципального жилищного фонда - совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
*(33) Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП.
*(34) Закон города Москвы от 25 апреля 2012 года N 14 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 июня 2009 года N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве".
*(35) Закон города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
*(36) Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 31 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве".
*(37) Постановление Совета Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
*(38) Стенограмма заседания экспертного совета при комиссии по экологической политике от 17 января 2012 года.
*(39) Статья 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
*(40) Статья 7 Федерального закона N 7-ФЗ:
"4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.".
*(41) Федеральный закон от 25 ноября 1994 года N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" (в отношении ТБО практически не применяется); Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 164-ФЗ "О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях" (особое значение имеет при эксплуатации мусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, а также пожарах на свалках); постановление Совета министров СССР от 12 апреля 1990 года N 363 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны, вытекающих из Протокола об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния" (предусматривает обмен информацией и формирование политики, направленной на борьбу с загрязняющими выбросами); постановление Правительства РФ от 15 октября 1998 года N 1202 "Об одобрении Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года" (регулирует защиту морского бассейна Балтики, в том числе и от бытовых отходов).
*(42) Пресс-конференция "Отходы производства и потребления: возможности получения прибыли".
*(43) Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(44) "Свалка отходов - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом более 10 куб. м на площади более 200 кв. м".
*(45) "Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)" (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ). Письмо Ростехнадзора от 25 июля 2007 года N 04-09/1002 "О размещении отходов"; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (в соответствии с пунктом 2.5 объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации).
*(46) Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы".
*(47) Постановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 года N 164-ПП "О Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы и проекте закона города Москвы "Об обращении с отходами производства и потребления города Москвы".
*(48) Постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 года N 1012-ПП "О Городской целевой программе "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 гг. и на перспективу до 2020 года".
*(49) Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 451-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры".
*(50) Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2011 года N 460-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2016 гг.".
*(51) Стенограмма заседания "круглого стола" на тему "О проблемах утилизации отходов в городе Москве с учетом расширения границ ее территории" (в рамках заседания комиссии по экологической политике) от 23 декабря 2011 года.
*(52) Там же. По данным, имеющимся на 23 декабря 2011 года, в городе образуется порядка 20 млн. тонн отходов (данные на 2009 год - 17,8 млн. тонн).
*(53) А.В. Кочуров. Предложения к плану работы экспертного совета при комиссии по экологической политике на 2012 год.
*(54) При шестидесятипроцентном разделении отходов отрасль по переработке и утилизации отходов может стать соизмеримой с добывающей отраслью: рынок сбыта вторичного материального сырья может быть отрегулирован, например, городскими заказами на различные изделия малых парковых форм, применением такого сырья в дорожном строительстве, что будет способствовать сокращению затрат бюджета, созданию дополнительных рабочих мест, развитию малого и среднего бизнеса (экспертный совет при комиссии по экологической политике).
*(55) Приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами".
*(56) Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
*(57) Специфика социально-демографической структуры населения города Москвы проявляется в высоком удельном весе инвалидов в общей численности жителей. Люди с ограниченными возможностями здоровья составляют почти 1/10 часть москвичей - около 1,2 млн. человек, в том числе инвалиды, применяющие при передвижении различные опоры, - свыше 22 тыс. (среди них инвалиды-колясочники - 7,3 тыс.), дети-инвалиды - более 27 тыс., слабовидящие и слепые - свыше 15 тыс., глухие и слабослышащие - 6,5 тыс.
*(58) Однако положения ТК РФ, связанные с реализацией инвалидами права на труд, содержат целый ряд упущений. В частности, инвалиды не относятся к числу лиц, для которых не устанавливается испытание при приеме на работу (статья 70); их нет в числе работников, которым отдается предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата (статья 179). Не урегулированы вопросы, связанные с проведением профессиональной подготовки, переподготовки инвалидов, повышением их квалификации и др.
*(59) Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
*(60) Федеральный закон от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
*(61) Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года N 288.
*(62) Постановление правительства РФ от 14 июля 2008 года N 521.
*(63) Постановление Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 236-ПП "Об утверждении Порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций" не распространяется на государственные учреждения города Москвы.
*(64) В Москве работает около 100 специализированных предприятий, применяющих труд лиц с ограниченной трудоспособностью, основной задачей которых является сохранение рабочих мест и профессиональная реабилитация этой категории работников.
*(65) Постановление Правительства Москвы от 3 апреля 2012 года N 132-ПП "О признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы".
*(66) При этом "под организациями инвалидов понимаются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, и организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов".
*(67) Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 года N 757-ПП "Об утверждении Порядка предоставления безработным гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства" данное постановление признано утратившим силу.
*(68) Закон города Москвы от 14 декабря 2011 года N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года N 39 "О молодежи".
*(69) Обобщение Прокуратурой города Москвы практики правоприменения московского законодательства и прокурорского реагирования на факты его нарушения за первое полугодие 2012 года.
*(70) Там же.
*(71) Там же.
*(72) Обобщение Прокуратурой города Москвы практики правоприменения московского законодательства и прокурорского реагирования на факты его нарушения за III квартал 2012 года.
*(73) Закон города Москвы от 25 апреля 2012 года N 13 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы".
*(74) Постановление Московской городской Думы от 17 февраля 2010 года N 43 "Об общественном консультативном совете политических партий при Московской городской Думе".
*(75) Закон города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве".
*(76) Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 31 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.