Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Обзор законов города Москвы, принятых Думой в 2012 году
В законотворческой деятельности Думы в последние годы наблюдается тенденция к росту числа принимаемых законов города Москвы. Так, в 2012 году было принято 77 законов (из них 52 - о внесении изменений в действующие законы города Москвы), в то время как в 2011 году - 69, а в 2010 году - 55 законов.
Количество знаков, принятых в 2010-2012 гг.
При этом следует отметить, что законы города Москвы, принятые в 2012 году, существенно отличаются по содержанию от законов, принятых в предыдущие годы. Обусловлено это, как уже было отмечено во введении к настоящему докладу, изменением границы между Москвой и Московской областью, которое привело к существенному увеличению и территории города, и численности его жителей.
Законодательство города Москвы и законодательство Московской области существенно отличаются друг от друга, и это не могло не отразиться на правовом положении граждан, проживающих на присоединенных территориях. Однако еще 28 июля 2011 года был принят Закон города Москвы N 36 "Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее - Закон N 36), гарантировавший присоединенным муниципальным образованиям сохранение статуса, который "существовал у них до включения в состав внутригородской территории города Москвы, в том числе наименование, границы, вопросы местного значения, ... структуру органов местного самоуправления, муниципальное имущество и источники собственных доходов местных бюджетов". Также дополнительные гарантии были установлены лицам, владеющим земельными участками, предоставленными для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, на территориях присоединенных муниципальных образований.
В связи с этим Думой в 2012 году была проведена значительная работа по синхронизации законодательства города Москвы с законодательством Московской области, в результате чего принято 23 закона города Москвы.
Традиционно значительное внимание уделялось приведению московского законодательства в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством. По этой причине в течение года изменения претерпели 24 закона города Москвы.
В законотворческой деятельности Думы в 2012 году нашли свое отражение и наиболее актуальные изменения социально-экономической ситуации в городе, в том числе требовавшие оперативного реагирования на законодательном уровне. В частности, это касалось вопросов благоустройства города, решить которые можно было, с одной стороны, наладив взаимодействие органов государственной власти и жителей (были расширены полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов), с другой - ужесточив меры административной ответственности. Всего за 2012 год было принято 30 законов города Москвы, обусловленных необходимостью совершенствования законодательного регулирования существующих общественных отношений.
Совершенствование законодательного регулирования
Таким образом, специфика стоявших перед Думой в 2012 году задач повлияла на тот факт, что наибольшее количество законов было принято в области организации государственной власти и местного самоуправления (21), в финансовой сфере (15) и сфере городского хозяйства (12).
Распределение принятых в 2012 году законов города Москвы по предметам регулирования
При этом по инициативе Мэра Москвы было принято 59 законов, комиссий Думы и фракций в Думе - 12 и 3 закона соответственно, Прокурора города Москвы - 1 закон, Московской городской избирательной комиссии - 2 закона.
Распределение количества законов по субъектам права законодательной инициативы
1. Законы города Москвы, принятые в связи с изменением границы города Москвы
Как показал проведенный в начале 2012 года анализ законодательства города Москвы и законодательства Московской области, различия между ними существуют практически во всех сферах, начиная с системы органов власти и самоуправления, специфики разграничения полномочий между ними, а также между различными органами государственной власти и заканчивая такими актуальными для жителей вопросами, как меры социальной поддержки, порядок обеспечения жилыми помещениями и т.п.
Вместе с тем было очевидно, что одномоментное изменение законодательства города Москвы, касающегося различных сфер жизнедеятельности, невозможно. Поэтому было решено использовать системный подход и прежде всего создать законодательные основы для легитимизации расширения территории города, выстраивания системы органов власти.
В этих целях были приняты следующие законы города Москвы:
от 11 апреля 2012 года N 9 "О внесении поправок в статьи 15, 16, 17 и 54 Устава города Москвы" (внес изменения в систему территориального деления города Москвы, в которой наряду с административными округами и районами города Москвы появился новый вид территориальных единиц - поселения города Москвы);
от 11 апреля 2012 года N 10 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 года N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" и от 11 апреля 2012 года N 11 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве" (закрепили изменения в системе территориального деления, установили описания границ новых территориальных единиц города Москвы и новых муниципальных образований в городе Москве);
от 13 июня 2012 года N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 22 октября 2008 года N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" и Закон города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий депутата муниципального Собрания, Руководителя внутригородского муниципального образования в городе Москве" (далее - Закон N 24; унифицировал органы местного самоуправления и обеспечил сохранение социальных и материальных гарантий муниципальных служащих городских округов и поселений, гарантий осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городских округах и поселениях);
от 10 октября 2012 года N 48 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве и статью 1 Закона города Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы" (увеличил количество судебных участков и должностей мировых судей города Москвы до 438).
В целях обеспечения комплексного социально-экономического развития присоединенных территорий был принят Закон города Москвы от 30 мая 2012 года N 21 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", предоставивший соответствующим местным бюджетам субсидии из бюджета города Москвы.
Реализуя гарантии, закрепленные в Законе N 36, согласно которому объем доходов бюджета присоединенного муниципального образования не может быть меньше объема доходов местного бюджета указанного муниципального образования на дату его включения в состав внутригородской территории города Москвы, а размеры ставок земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, установленные законом города Москвы, не могут быть выше размеров указанных ставок, действующих в присоединяемых муниципальных образованиях на дату включения указанных муниципальных образований в состав внутригородской территории города Москвы, Дума приняла следующие законы города Москвы:
от 16 мая 2012 года N 15 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц";
от 16 мая 2012 года N 17 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге";
от 16 мая 2012 года N 16 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 7 октября 2009 года N 41 "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов";
от 26 сентября 2012 года N 45 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Кроме того, присоединение новых муниципальных образований, вопросы местного значения и источники доходов местного бюджета которых отличались от внутригородских муниципальных образований в городе Москве, потребовало корректировки бюджетного процесса, что нашло отражение в Законе города Москвы от 23 мая 2012 года N 20 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве".
Наконец, третьим этапом законотворческой работы стала синхронизация положений различных законов города Москвы, затрагивающих те сферы, в которых присоединенные муниципальные образования в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Закона N 36 обладают собственными полномочиями.
Закон города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" установил, что местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях - муниципальных округах, городских округах, поселениях, а также закрепил вопросы местного значения для каждого типа муниципального образования.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 27 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 8 октября 1997 года N 40-70 "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы" признал за органами местного самоуправления городских округов и поселений полномочия по наименованию улиц на своей территории и установил обязательное условие - предварительное согласование наименований улиц на территории городских округов и поселений в специально уполномоченном органе при Правительстве Москвы.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 30 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы" установил возможность наделения отдельными полномочиями города Москвы не только всех муниципальных образований одновременно, но одного или нескольких муниципальных образований, уточнил терминологию в законах города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы, внес изменения в ряд отраслевых законов с целью учета особенностей территории новых муниципальных образований.
Закон города Москвы от 4 июля 2012 года N 36 "О наделении органов местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка отдельными полномочиями города Москвы в области образования" возложил на органы местного самоуправления данных городских округов государственные полномочия по обеспечению школьников бесплатным питанием, а также по назначению и выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях.
Закон города Москвы от 4 июля 2012 года N 35 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" и Закон города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" распространил действие указанных законов на муниципальные образовательные учреждения, находящиеся на территории муниципальных образований - городских округов Троицк и Щербинка.
Закон города Москвы от 13 июня 2012 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 28 ноября 2001 года N 67 "Об Архивном фонде Москвы и архивах" обеспечил сохранение полномочий органов местного самоуправления городских округов и поселений в области архивного дела.
Закон города Москвы от 20 июня 2012 года N 25 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 сентября 2009 года N 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы" обеспечил сохранение полномочий органов местного самоуправления городских округов и поселений по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 31 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" отнес к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и поселений вопросы управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; изъятия земельных участков для муниципальных нужд; резервирования земель для муниципальных нужд; осуществления муниципального земельного контроля; расчета цены земельных участков, отчуждаемых из муниципальной собственности.
Закон города Москвы от 27 июня 2012 года N 26 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности" установил полномочия городских округов, поселений по участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Закон города Москвы от 17 октября 2012 года N 49 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 36 "О Московской городской народной дружине" создал территориальные подразделения Московского городского штаба народной дружины в Новомосковском и Троицком административных округах и поселениях города Москвы.
Закон города Москвы от 28 ноября 2012 года N 61 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" установил правовое регулирование порядка деятельности общественных пунктов охраны порядка на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
2. Приведение законов города Москвы в соответствие с федеральным законодательством
В 2012 году значительно уменьшилось количество законов города Москвы, изменения в которые были вызваны решениями судов, инициированы Прокуратурой города Москвы или Минюстом России. Необходимо отметить, что за весь год в Думу не поступило ни одного требования Прокуратуры города Москвы об устранении коррупциогенных факторов в законах города Москвы. В основном соответствующие изменения вносились по инициативе Мэра Москвы или депутатов Думы.
Таким образом, за 2012 год изменения были внесены в 24 закона города Москвы (в 2 закона - с учетом заключения Минюста России, в 2 закона - в порядке исполнения решений суда). Принятие закона города Москвы, обеспечившего исполнение решения суда, которым отдельные положения статьи 16.3 КоАП Москвы были признаны противоречащими федеральному законодательству, было инициировано Прокурором города Москвы*(1). В 2011 году было исполнено одно решение суда, 7 законов города Москвы были приведены в соответствие с федеральным законодательством с учетом заключений Минюста России и 1 - по акту реагирования Прокурора города Москвы.
Кроме того, Законом города Москвы от 4 июля 2012 года N 38 "О внесении изменения в Закон города Москвы от 21 марта 2007 года N 8 "О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" было исполнено решение суда - из Перечня земельных участков исключена Лениногорская улица.
В ходе работы по актуализации законодательства города Москвы также учитывались поступившие в Думу заключения Минюста России, например, при разработке Закона города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве", которым расширены перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также формы такой помощи.
Было учтено заключение Минюста России при подготовке Закона города Москвы от 27 июня 2012 года N 33 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы". При этом необходимо отметить, изменения избирательного законодательства носили довольно объемный и комплексный характер, что было связано с установлением на федеральном уровне нового порядка избрания высшего должностного лица субъектов РФ, а также возможности его отзыва избирателями*(2). На реализацию этих новелл помимо указанного Закона направлены законы города Москвы:
от 27 июня 2012 года N 29 "О внесении поправок в статьи 35, 36, 40 и 42 Устава города Москвы";
от 19 декабря 2012 года N 68 "О внесении изменений в статью 8 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" и в статью 4 Закона города Москвы от 19 ноября 2003 года N 74 "О должностных знаках Мэра Москвы и Председателя Московской городской Думы";
от 26 декабря 2012 года N 76 "О порядке отзыва Мэра Москвы".
Кроме того, Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 70 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" были скорректированы порядок и сроки образования избирательных округов, а также порядок утверждения новой схемы избирательных округов по выборам депутатов Думы, депутатов представительного органа местного самоуправления, уточнен порядок и сроки образования избирательных участков, определен день окончания срока, на который избираются органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов.
На совершенствование законодательства города Москвы в сфере борьбы с коррупцией и приведение его в соответствие с федеральным направлены следующие законы города Москвы:
от 15 февраля 2012 года N 5 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", возложивший на депутатов Думы обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также создавший комиссию Думы по контролю за достоверностью указанных сведений;
от 4 апреля 2012 года N 7 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", внесший изменения в восемь законов города Москвы в целях уточнения обязанностей, ограничений и запретов, а также ужесточение ответственности за их нарушение.
Немаловажным для реализации гражданами права на проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирований является Закон города Москвы от 26 декабря 2012 года N 73 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", которым введено понятие "специально отведенные места" и определен порядок их использования для проведения публичных мероприятий, а также уточнен ряд норм, касающихся порядка проведения публичных мероприятий, уведомления об их проведении и т.д.
С учетом изменений НК РФ в городе Москве был разработан и принят Закон города Москвы от 31 октября 2012 года N 53 "О патентной системе налогообложения" (далее - Закон N 53), распространивший сферу действия патентной системы на 65 видов предпринимательской деятельности с установлением для каждого из них размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Закон города Москвы от 19 декабря 2012 года N 67 "О подведомственности дел об административных правонарушениях в бюджетно-финансовой сфере и о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" разработан в целях обеспечения применения мер административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства при использовании средств бюджета города Москвы, средств бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений.
Внесены изменения в отдельные законы города Москвы, регулирующие социальную сферу. В частности, Закон города Москвы от 4 апреля 2012 года N 6 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 марта 2008 года N 11 "Об охране труда в городе Москве" устранил несоответствие отдельных норм федеральному законодательству и создал правовую основу для перехода к управлению профессиональными рисками в области охраны труда в городе Москве. Также были внесены изменения в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" (далее - Закон N 27), расширившие перечень получателей государственной поддержки и касающиеся организации физкультурно-спортивной работы (Закон города Москвы от 11 января 2012 года N 1 "О внесении изменений в статью 30 Закона города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве" и Закон города Москвы от 26 декабря 2012 года N 71 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве").
Закон города Москвы от 25 января 2012 года N 4 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" определил формы имущественной, финансовой, информационной, консультационной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Москве, ввел Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.
Реформирование на федеральном уровне системы государственного надзора и муниципального контроля обусловило принятие законов города Москвы от 25 апреля 2012 года N 14 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 июня 2009 года N 17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве" и от 26 декабря 2012 года N 72 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и статьи 7 и 23 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы", которые, в частности, закрепили разграничение контрольных полномочий между органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления городских округов и поселений.
Также в целях приведения законодательства города Москвы в соответствие с федеральным были приняты законы города Москвы:
от 11 апреля 2012 года N 12 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений";
от 16 мая 2012 года N 19 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 декабря 2008 года N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы";
от 11 июля 2012 года N 41 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 марта 2002 года N 17 "О Московской торгово-промышленной палате";
от 21 ноября 2012 года N 58 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
от 26 декабря 2012 года N 74 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О такси в городе Москве".
3. Актуализация законодательства города Москвы с учетом требований правоприменительной практики
В первую очередь следует отметить, что постоянно развивающиеся общественные отношения зачастую требуют оперативного законодательного реагирования и решения возникающих вопросов. Кроме того, мониторинг складывающейся правоприменительной практики реализации законов города Москвы нередко выявляет в них пробелы или недостатки. Именно этими объективными причинами вызвано принятие в 2012 году большинства законов города Москвы.
В июле 2012 года был принят закон*(3), наделивший органы местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сферах, которые в наибольшей степени затрагивают интересы населения по месту жительства (благоустройство, капитальный ремонт и содержание жилищного фонда, размещение объектов капитального строительства и некапитальных сооружений). Кроме того, в целях расширения возможностей органов местного самоуправления в сфере принятия управленческих решений на местный уровень публичной власти делегируются также полномочия по выражению недоверия главе управы района, заслушиванию его ежегодного отчета о результатах деятельности управы района, ежегодному заслушиванию информации руководителя инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, главных врачей поликлиник.
В 2012 году был создан новый для города институт - Общественная палата города Москвы*(4), призванный и дальше совершенствовать институциональные формы, процедуры и механизмы практического партнерского взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Общественная палата города Москвы является постоянно действующим независимым коллегиальным совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории города Москвы. Общественная палата состоит из 64 членов и формируется на три года.
Законом определены порядок формирования и полномочия Общественной палаты города Москвы, полномочия ее членов, порядок организации деятельности, принятия решений, основные формы работы.
Закон города Москвы от 6 июня 2012 года N 22 "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве" направлен на обеспечение развития и эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала для достижения качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики города Москвы.
С учетом возрастающего распространения и доступности информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" был расширен перечень источников официального опубликования законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города. Теперь в указанный перечень включены и электронные версии официальных изданий Мэра и Правительства Москвы, официальные сайты Думы и Правительства Москвы, что установлено законами города Москвы от 28 ноября 2012 года N 62 "О внесении поправок в статьи 9 и 41 Устава города Москвы" и от 28 ноября 2012 года N 63 "О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Законом города Москвы от 12 сентября 2012 года N 43 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 22 сентября 2004 года N 56 "О праздниках города Москвы" к праздникам города отнесен День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) - 5 декабря.
Необходимость четкого нормативно-правового закрепления возможности установления разных систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы обусловила принятие Закона города Москвы от 25 апреля 2012 года N 13 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы", который позволил обеспечить наиболее последовательную реализацию статей 1 и 2 ТК РФ.
Законом города Москвы от 10 октября 2012 года N 47 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2013 год" величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве сохранена на уровне 2012 года и составляет 7137 рублей*(5).
В 2012 году фактический уровень прожиточного минимума пенсионера в городе Москве составил 6549 рублей. Это было обусловлено снижением темпа роста инфляции в 2011 году по сравнению с предыдущим годом, а также тем, что тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг повышались медленнее, чем предполагалось, что в свою очередь оказало сдерживающее воздействие на изменение величины прожиточного минимума в городе Москве.
Практика реализации мер государственной поддержки семей с детьми выявила необходимость адресного подхода к их применению, а также более жесткого контроля за соблюдением получателями такой поддержки требований законодательства. В связи с этим были приняты законы города Москвы от 11 января 2012 года N 2 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 5 декабря 2012 года N 64 "О внесении изменений в статьи 8 и 14 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", дополнившие перечень оснований для отказа, приостановления и прекращения выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
По-прежнему стоящая перед городом проблема наиболее оптимальной организации движения транспорта и транспортного обслуживания москвичей потребовала комплексного подхода, в частности, обеспечения соблюдения правил парковки, правил пользования общественным транспортом. В этих целях были разработаны и приняты законы города Москвы:
от 11 июля 2012 года N 42 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве", установивший, что дополнительные требования к специализированным стоянкам, порядок действий специализированной организации при перемещении транспортного средства, его хранении на специализированной стоянке и выдаче транспортного средства собственнику (его представителю) определяются Правительством Москвы, а размер платы за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке - уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
от 24 октября 2012 года N 51 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", установивший штрафы за нарушение правил пользования городскими парковками;
от 31 октября 2012 года N 54 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", повысивший размер штрафа за неправомерное использование льготных персонифицированных карт для проезда в наземном городском транспорте общего пользования, а также для прохода за пределы пропускных пунктов станций метрополитена и Московской монорельсовой транспортной системы.
Кроме того, Законом города Москвы от 17 октября 2012 года N 50 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" ужесточается ответственность организаций, управляющих многоквартирными домами и осуществляющих техническое обслуживание жилых зданий, а также их должностных лиц за правонарушения в области благоустройства, содержания и эксплуатации жилищного фонда.
Необходимость обеспечения наполняемости бюджета города Москвы потребовала увеличения налогов. Так, Закон города Москвы от 14 ноября 2012 года N 55 "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона города Москвы от 9 июля 2008 года N 33 "О транспортном налоге" (далее - Закон N 55) направлен на возрастание поступлений в бюджет города Москвы по транспортному налогу и выравнивание системы ставок транспортного налога в отношении легковых автомобилей.
Закон города Москвы от 14 ноября 2012 года N 56 "О внесении изменения в статью 1 Закона города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" с 1 января 2013 года увеличил ставку налога на имущество в зависимости от его инвентаризационной стоимости (свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - до 0,3% от стоимости вместо ранее установленной ставки в 0,2%). Для имущества стоимостью свыше 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей ставка установлена в размере 0,6%, а для имущества стоимостью свыше 1 млн. рублей - 0,75% (ранее для имущества стоимостью свыше 500 тыс. рублей ставка была установлена в размере 0,5%). Ставка налога на имущество стоимостью до 300 тыс. рублей осталась на прежнем уровне - 0,1%.
В 2012 году были приняты законы города Москвы:
от 18 января 2012 года N 3 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы";
от 16 мая 2012 года N 18 "Об исполнении бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год";
от 27 июня 2012 года N 32 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов";
от 4 июля 2012 года N 37 "О внесении изменений в статьи 3, 4 и 8 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы";
от 11 июля 2012 года N 40 "Об исполнении бюджета города Москвы за 2011 год";
от 19 сентября 2012 года N 44 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 7 декабря 2011 года N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов";
от 3 октября 2012 года N 46 "О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов";
от 24 октября 2012 года N 52 "О внесении изменения в статью 20 Закона города Москвы от 4 июня 1997 года N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве";
от 14 ноября 2012 года N 57 "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения";
от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов";
от 28 ноября 2012 года N 60 "О внесении изменений в статью 7 Закона города Москвы от 26 декабря 2007 года N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа" и статью 6 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве";
от 19 декабря 2012 года N 69 "О внесении поправки в статью 21 Устава города Москвы";
от 26 декабря 2012 года N 75 "Об изменении цены государственного контракта на выполнение работ для нужд города Москвы, заключенного на срок более трех лет";
от 26 декабря 2012 года N 77 "О внесении изменений в статьи 4, 8 и 10 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.