Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30 апреля 2013 г. N 14-3/10/2-3122
Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в медицинских организациях просит:
1. Провести проверку соблюдения правил пожарной безопасности в медицинских организациях с круглосуточным пребыванием людей, в первую очередь, психоневрологического профиля, и в срок до 01.06.2013 направить информацию о проведённых мероприятиях и их результатах в Минздрав России (контактная информация: тел. 8 (495)-627-24-00, доб. 1431, факс 8 (495)-623-70-92, электронная почта: BelovaAB@rosminzdrav.ru.);
2. Организовать мониторинг текущей ситуации по осуществлению мер противопожарной безопасности в медицинских организациях и еженедельно докладывать о принимаемых мерах в ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ВЦМК "Защита") (контактная информация: тел. 8 (499)-190-42-34, факс 8 (499)-190-54-61, электронная почта od@vcmk.ru);
3. Во 2-3 кварталах 2013 г. провести совместно с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальными органами МВД России, органами управления здравоохранением и медицинскими организациями тактико-специальные учения по теме: "Ликвидация медико-санитарных последствий условного пожара в медицинской организации" (типовой замысел учения прилагается). Обратить особое внимание на учреждения психоневрологического профиля.
Разработать и в срок до 15 мая 2013 г. направить график проведения учений в ВЦМК "Защита". Справки по результатам проведения учений просим направить в адрес ВЦМК "Защита".
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
|
В.И. Скворцова |
Протокол
Заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минздрава России от 26 апреля 2013 г. N 1
"О пожаре в поселке Раменское Дмитровского района Московской области 26.04.2013 г."
Председательствовал: |
Министр здравоохранения Российской Федерации - В.И. Скворцова |
Присутствовали члены Комиссии: |
С.Ф. Гончаров, А.Н. Гулин, В.В. Уйба, А.Б. Белова, О.И. Гусева, Р.М. Ивакин, З.И. Кекелидзе, А.В. Ковалёв, С.И. Козлов, А.С. Андреев, К.О. Аитов, Е.Н. Байбарина, И.Ю. Кокоткин, И.В. Маев, И.Г. Никитин, И.М. Полозков, С.В. Разумов, Д.Л. Рыжов, О.О. Салагай, М.А. Мурашко |
26 апреля 2013 года в 02:33 мск в Дмитровском районе Московской области в сельском поселении Куликовское, посёлке Раменский, в одном из больничных корпусов государственного казенного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная психиатрическая больница N 14" (далее - больница) погибли 38 человек. После пожара в здании Наркологической клинической больницы N 17 Департамента здравоохранения города Москвы, произошедшем 09.12.2006, когда погибли 46 человек, это самая серьезная чрезвычайная ситуация, произошедшая в медицинских организациях Российской Федерации.
По-прежнему основными причинами пожаров являются: недостаточное оснащение системами автоматического пожаротушения медицинских организаций, преступно-халатное исполнение администрацией и персоналом объектов требований пожарной безопасности и низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников медицинских организациях к действиям при чрезвычайных ситуациях.
На настоящий момент из всех зарегистрированных медицинских организаций с круглосуточным пребыванием людей 2,29% зданий находятся в аварийном состоянии, худшая ситуация - в Центральном федеральном округе (более 6% зданий в аварийном состоянии).
По наличию автоматической пожарной сигнализации в худшем положении по оснащению автоматической пожарной сигнализацией - Северо-Кавказский и Северо-Западный федеральные округа (41,4% и 22,4% соответственно).
Количество зданий с отсутствием системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или с их неисправностью в среднем по стране составляет около 9%. Лучшая ситуация в Центральном федеральном округе (менее 2% зданий), худшая - в Северо-Кавказском федеральном округе (более 30% зданий). Прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны отсутствует более, чем в 60% зданий в СФО, ПФО, ЦФО, в других округах ситуация лучше, но незначительно.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минздрава России решила:
- провести проверку соблюдения правил пожарной безопасности в медицинских организациях с круглосуточным пребыванием людей, в первую очередь психоневрологического профиля и в срок до 01.06.2013 года доложить результаты в Минздрав России;
- организовать мониторинг текущей ситуации по осуществлению мер противопожарной безопасности в медицинских организациях;
- ФГБУ ВЦМК "Защита" разработать типовые учебно-методические документы по подготовке и проведению специальных учений по пожарной безопасности в медицинских организациях и разослать директорам территориальных центров для обеспечения подготовки и проведения учений;
- во 2-м и 3-м кварталах провести во всех федеральных округах специальные учения с участием МЧС России по мерам пожарной безопасности в медицинских организациях, в первую очередь на базе медицинских организаций психиатрического профиля (пансионатов);
- эксплуатируемые здания привести в соответствие требованиям пожарной безопасности.
Заместитель председателя |
А.Н. Гулин |
Типовой замысел тактико-специального учения с органами управления здравоохранением и медицинскими организациями
(утв. Руководителем учения)
Тема: "Ликвидация медико-санитарных последствий условного пожара в медицинской организации"
Учебные цели:
1. Тренировка руководителей органов управления здравоохранением, службы медицины катастроф, медицинских организаций, аварийно-спасательных подразделений МЧС России в решении аналитических и управленческих задач при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), в организации и оказании медицинской помощи пострадавшим пациентам.
2. Отработка вопросов оповещения и связи при возникновении пожара с аварийно-спасательными подразделениями МЧС России, медицинскими организациями, оказывающими скорую медицинскую помощь, и другими экстренными оперативными службами, а также взаимодействия пожарных подразделений с администрацией медицинской организации и экстренными оперативными службами.
3. Совершенствование практических навыков сотрудников подразделений, принимающих участие в ликвидации пожара, по организации внутрибольничной эвакуации персонала и пациентов, оказанию первой и медицинской помощи пострадавшим пациентам, использованию средств пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения.
4. Практическая отработка приемов и способов эвакуации пациентов, сотрудников и посетителей из здания медицинской организации, а также организации перепрофилизации коек внутри медицинской организации, осуществления медицинской эвакуации пациентов в другие медицинские организации.
Время проведения:
"_____"________________2013 г.
Место проведения:
Наименование и адрес медицинской организации.
На учение привлекаются: специалисты органов управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, Штаба службы медицины катастроф (далее - СМК), Территориального (республиканского, краевого) центра медицины катастроф; медицинских организаций, представители МЧС России, МВД России и других заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В качестве статистов рекомендуется привлекать не менее 30 совершеннолетних студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных органам управления здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Исходная обстановка:
В Российской Федерации каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.
Основными причинами пожара являются неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).
Основными опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее продуктов горения: окиси углерода и других веществ, снижение видимости при задымлении.
Органы управления, силы и средства РСЧС и СМК субъекта Российской Федерации функционируют в режиме повседневной деятельности. Функции штаба службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации возложена на центр медицины катастроф.
Замысел учения:
Учение проводится в один этап с последовательной отработкой вопросов организации обнаружения пожара; оповещения, сбора и анализа медико-санитарной обстановки; организации взаимодействия с органами управления других министерств и ведомств при получении сигнала о пожаре; организации оказания первой и скорой медицинской помощи пострадавшим.
В ходе учения отрабатываются вопросы взаимодействия службы медицины катастроф, органов управления и медицинских организаций, с органами исполнительной власти, органами управления и аварийно-спасательными формированиями МЧС России, МВД России, а также другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.
Особое внимание уделяется отработке вопросов организации взаимодействия с противопожарными подразделениями ГУ МЧС России при тушении пожара, использованию средств пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения, внутрибольничной эвакуации персонала и пациентов, привлечения общественного транспорта для эвакуации пациентов в другие медицинские организации, перепрофилизации коек в медицинской организации, перераспределения пострадавших и пациентов, в случае необходимости, в медицинские организации г. Казани.
Отрабатываются вопросы проведения судебно-медицинской экспертизы, включая определение медицинских организаций для её проведения, участие в первичных следственных действиях; развертывания коек в психиатрических стационарах для приема лиц с острыми стрессовыми психотическими реакциями, организация амбулаторного приема пострадавших и вторичных жертв; организации работы круглосуточного телефона психологической помощи; взаимодействие с бригадами скорой психиатрической помощи.
В ходе учения также отрабатываются вопросы оказания первой помощи пострадавшим до оказания им медицинской помощи лицами, обязанными ее оказывать по федеральному закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками и работниками Государственной противопожарной службы, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Для отработки указанных практических навыков в медицинской организации доставляются тренажеры - манекены пострадавших (взрослых) с выносными электрическими контролерами для отработки приёмов сердечно-легочной реанимации.
Под руководством сотрудников центра медицины катастроф с сотрудниками полиции, МЧС России, аварийно-спасательных служб проводятся занятия по проверке навыков оказания первой помощи. При необходимости даются рекомендации по организации обучения навыкам оказания первой помощи.
Учебные вопросы отрабатываются на фоне условного пожара, произошедшего в подразделении медицинской организации.
Сотрудниками центра медицины катастроф на каждого пострадавшего предварительно разрабатываются имитационные талоны, в которых указываются симптомы поражения и вносится условный диагноз.
Порядок проведения учения: (время астрономическое)
До начала учения: с ___:______ до ___:_____ "_____" ______________ 2013 г. проведение инструкторско-методического совещания с представителями - участниками тактико-специального учения (далее - ТСУ).
Начало учения ______:_____ "____" ______________ 2013 г.
Продолжительность: с ______:_____ до _____:_____ "___" _____________2013 г.
Разбор результатов учения: с ______:_____ до_____:_____ "___" _____________ 2013 г.
Обстановка:
В с ______:_____ до _____:_____ "___" _____________ 2013 г. на 2 этаже терапевтического корпуса медицинской организации в результате короткого замыкания электропроводки произошло возгорание помещения. Распространение пожара происходит по сгораемым материалам, от высоких температур возможно обрушение конструкций не капитального характера. В результате пожара создалась среда с сильным задымлением, имеется угроза здоровью пациентов и персоналу отделения.
Справочно:
Указать наименование медицинской организации, адрес, основные характеристики зданий и сооружений, коечный фонд, формы и виды оказания медицинской помощи, количество дежурного медицинского персонала в ночное время.
Характеристика кровли. Выход на крышу обеспечивается через запасной выход. Стационарные пожарные лестницы имеются или не имеются.
Численность сотрудников медицинской организации __________________ человек, из них наиболее работающая смена_______ чел.
Пациентов, которым медицинская помощь оказывается в стационарных условиях - до__________чел.
На этажах здания располагаются профили подразделений.
Ночью: дежурный персонал, располагается на каждом этаже.
Телефонная связь осуществляется от________________________.
Электроснабжение объекта осуществляется от электрощитовой, расположенной в__________________. На всех схемах и планах эвакуации людей места отключения электричества указаны.
Освещение - ____________Вольт.
Вентиляция - ________________________,
Отопление - ________________________.
Здание медицинской организации оборудовано (не оборудовано) внутренним противопожарным водопроводом. Общее количество пожарных кранов (далее - ПК) в здании __________штук. ПК оборудованы (не оборудованы) стволами и рукавами. Общее количество огнетушителей _________штук.
Порядок отработки учебных вопросов: (время астрономическое).
В ____:______ "_____"____________ 2013 г. от дежурной медицинской сестры подразделения медицинской организации (2-й этаж терапевтического корпуса) по телефону "01" поступает сообщение о пожаре, которое передаётся оперативному дежурному центра медицины катастроф, медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь с одновременным сообщением в подразделения МВД России и другим заинтересованным ведомствам.
Указанное сообщение дублируется сигналом пожарной сигнализации.
Медицинские работники приступают к ликвидации возгорания с использованием первичных средств пожаротушения и эвакуации пациентов.
По предварительным данным, подразделении находилось__________пациентов и _________ человек медицинского персонала, всего в корпусе находилось ___________ пациентов и _________ человек медицинского персонала. Количество пострадавших -__________ человек, из них____________- погибли, __________ человек - тяжело пострадавшие (_______ - в состоянии крайней тяжести), __________ человек - средней степени тяжести,_________ - легко пострадавшие. Детей среди пострадавших нет.
Органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, центр медицины катастроф и медицинские организации, переведены в режим чрезвычайной ситуации.
Организуется сбор комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и Оперативного штаба по ликвидации ЧС. Штаб приступает к организации медицинского обеспечения пострадавших в результате ЧС.
Оказание первой помощи пострадавшим осуществляется специалистами аварийно-спасательных подразделений МЧС России.
Медицинская помощь и эвакуация пострадавших с места чрезвычайной ситуации в медицинские организации проводится силами скорой медицинской помощи и центра медицины катастроф.
С ______:_____ до _____:_____ "___" _____________ 2013 г. - перевод органов управления здравоохранением, центра медицины катастроф и медицинских организаций в режим чрезвычайной ситуации (оповещение и сбор сотрудников, уточнение обстановки и постановка задач должностным лицам).
С_____:_____отслеживается прохождение информации о пожаре и порядок реагирования на него СМК, скорой медицинской помощи (далее - СМП) и медицинских организаций.
В _____:_____ создается оперативный штаб из состава ГУ МЧС России, органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, специалистов службы медицины катастроф. Осуществляется выработка предложений в решение на организацию оказания медицинской помощи пациентам.
С_____:________ центр медицины катастроф проводит регистрацию прибывающих к месту ЧС бригад СМП и СМК, организуется практическая отработка вопросов оказания скорой медицинской помощи пострадавшим, их медицинской сортировки и распределения по медицинским организациям, в количестве не 30 условных пациентов, в том числе с привлечением общественного транспорта.
С ____:_____ до _____:_______ практически отрабатываются вопросы организации тушения пожара, использования средств пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших из здания с помощью спецтехники ГУ МЧС России, расстановки на территории медицинской организации транспортных средств СМП, СМК и МЧС России; внутрибольничной эвакуации персонала и пациентов, а также материальных ценностей; перераспределения пациентов в другие отделения медицинской организации (перепрофилизация коечного фонда); организации медицинской сортировки и оказания скорой медицинской помощи пострадавшим, порядка их медицинской эвакуации и распределения по медицинским организациям.
С ____:____ до ____:_____ со специалистами аварийно-спасательных подразделений МЧС России, сотрудниками МВД России, в здании медицинской организации проводится мастер-класс по правилам оказания первой помощи пострадавшим при ЧС.
С ____:____ до ____:______ "_____" _________ 2013 г. проводится разбор учения по организации скорой медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию, при условном пожаре в медицинской организации.
Рекомендуемые для изучения документы при подготовке к проведению учений:
I. Организация оказания первой помощи
1. Приказ Минздравсоцразвития России от 4.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи";
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 5.03.2011 N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам";
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 10.08.2011 N 905н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения укладки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации";
4. Приказ Минздрава России от 10.10.2012 N 408н "Об утверждении требования к комплектации медицинскими изделиями набора для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей";
5. Приказ МЧС России от 20.07.2011 N 525 "Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа МЧС России следует читать как "от 20.09.2011 г."
II. Организация оказания медицинской помощи
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 195 "Вопросы всероссийской службы медицины катастроф";
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации";
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи";
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 11.06.2010 N 445н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения укладки выездной бригады скорой медицинской помощи";
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.12.2005 N 752 "Об оснащении санитарного автотранспорта";
6. Приказ Минздрава РСФСР от 3.04.1991 N 54 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию медицинской помощи пострадавшим от ожогов в РСФСР";
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.12.2009 N 991н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком";
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2010 N 201н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 N 437-13 "О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации".
11. Приказ МЧС России от 16.02.2012 N 70 "Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)".
12. Приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".
13. Приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".
III. Иные нормативные правые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
2. Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране";
3. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 30 апреля 2013 г. N 14-3/10/2-3122
Текст письма официально опубликован не был