Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 мая 2013 г. N 03-07-08/15765
Вопрос: Управлением ФАС на основании обращения выдано предупреждение от 05.03.2013 г. в адрес ОАО в части устранения нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ "О защите конкуренции", в виде необоснованного начисления НДС на услуги по предоставлению спецавтотранспорта и неприменении льготного режима налогообложения согласно пункту 22 части 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, предусматривающего освобождение от НДС услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
ОАО при оказании услуг авиаперевозчикам руководствуется письмом МНС РФ от 22.05.2001 г. N ВГ-6-03/411, содержащем конкретный, закрытый перечень услуг, оказываемых в аэропортах, не подлежащих обложению НДС, что отражено в утверждённой учётной политике предприятия. Правильность ведения бухгалтерского учёта по начислению и уплате НДС подтверждается Актами выездных и камеральных проверок МИФНС России, а также письмом ИМНС от 07.06.2001 г.
Пунктом 22 части 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ не определён перечень видов деятельности (оказываемых услуг) в аэропортах Российской Федерации (подлежащих/не подлежащих) обложению НДС, в то же время п. 6 ст. 149 предусматривает, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в том числе по пункту 22 ч. 2 ст. 149, при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ОАО не производит обслуживание воздушных судов, так как не имеет в штате предприятия Инженерно-Авиационной Службы и соответствующего сертификата на техническое обслуживание воздушных судов. В то же время предприятие имеет действующие сертификаты соответствия на предоставление спецавтотехники, которая в дальнейшем под руководством подготовленного технического персонала используется в процессе обслуживания воздушного судна. То есть обслуживание воздушного судна является составной услугой (облагаемой/необлагаемой НДС) и деятельность ОАО подпадает под действие п. 7 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении деятельности в интересах других лиц.
Также необходимо отметить, что письмо Федеральной Налоговой службы РФ от 02.11.2007 г. N ШТ-6-03/861 не содержит указаний по порядку применения пункта 22 части 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, так как в результативной части указано: "ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ", "МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ", то есть письмом не установлено прямых указаний и перечня конкретных услуг, которые подлежат освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость. Более того, письмо ФНС имеет отсылочный характер на письмо Минтранса, которое, в свою очередь, также не содержит конкретного, закрытого перечня услуг, а носит отсылочный характер на третий документ (Приказ Минтранса N 110 от 02.10.2000 г., отменён с 01.05.2013 г.), который также не может использоваться при применении и трактовке налогового законодательства. Отсутствие конкретного, закрытого перечня услуг в письме Федеральной Налоговой службы РФ от 02.11.2007 г. N ШТ-6-03/861 по факту означает, что с отменой Приказа Минтранса РФ N 110 от 02.10.2000 г. отменяются также рекомендуемое письмом ФНС применение льготного налогообложения операций, предусмотренных Приказом Минтранса РФ.
На основании вышеизложенного прошу дать официальное разъяснение по порядку применения льготы, согласно пункту 22 части 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ в виде перечня услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание услуг и не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения до 1 мая 2013 года подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом данной нормой Кодекса перечень услуг, относящихся к услугам по обслуживанию воздушных судов в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость, не установлен.
Таким образом, до 1 мая 2013 года при решении вопроса об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по обслуживанию воздушных судов следовало руководствоваться приказом Минтранса России от 2 октября 2000 года N 110 (утратившим силу с 1 мая 2013 года в связи со вступлением в силу приказа Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241), предусматривающим перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов.
В соответствии с письмом Минтранса России от 9 октября 2007 г. N 01-01-02/2675, доведенным ФНС России до налоговых органов письмом от 2 ноября 2007 г. N ШТ-6-03/861, к услугам по обслуживанию воздушных судов относятся услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в пунктах 4.11-4.13 главы "Тарифы за обслуживание воздушного судна" и пунктах 4.14-14.17 главы "Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" разд. 4 Приложения 1 к приказу Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110.
Одновременно сообщается, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.