Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30 апреля 2013 г. N 3757/101-и
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет для сведения и использования в работе информационно-аналитическую справку о контрольно-ревизионной работе территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2012 году, подготовленную на основании отчетных данных по форме N КР-ТФОМС, утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12 мая 2012 г. N 105 "Об утверждении формы N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда обязательного медицинского страхования".
Приложение: 23 л. в 1 экз.
Председатель |
Н.Н. Стадченко |
Информационно-аналитическая справка
о контрольно-ревизионной работе территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2012 году
В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) осуществляют полномочия страховщика по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводят проверки и ревизии (далее - проверки).
Сведения об указанных проверках отражены в отчетности территориальных фондов по форме N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда обязательного медицинского страхования", утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.05.2012 N 105, согласно которым в 2012 году территориальными фондами проводились проверки использования:
средств обязательного медицинского страхования, направляемых на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования;
средств федерального бюджета, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в случаях, установленных федеральными законами (реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения);
средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) и бюджетов территориальных фондов, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации по внедрению стандартов оказания медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
1. Общие сведения о контрольно-ревизионной работе территориальных фондов обязательного медицинского страхования
В 2012 году контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования осуществлялся территориальными фондами всех субъектов Российской Федерации за исключением территориального фонда г. Байконура (проверки одной страховой медицинской организации и одной медицинской организации, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования г. Байконура, территориальным фондом в 2012 году не планировались и не проводились).
Штатная численность работников территориальных фондов, осуществляющих контрольно-ревизионную работу в целом по Российской Федерации, составляет 2159 единиц (работников контрольно-ревизионных подразделений - 1127 единиц и работников иных подразделений территориальных фондов, в должностные обязанности которых входит осуществление проверок - 1032 единицы), или 16,1% от штатной численности всех работников территориальных фондов.
Фактическая численность работников территориальных фондов, осуществляющих контрольно-ревизионную работу, составила в 2012 году 1871 человек (16,2% от фактической численности всех работников территориальных фондов), в том числе работников контрольно-ревизионных подразделений - 865 человек и работников иных подразделений территориальных фондов, в должностные обязанности которых входит осуществление проверок - 1006 человек (7,5% и 8,7% соответственно от фактической численности всех работников территориальных фондов).
В целом по Российской Федерации подразделения территориальных фондов, осуществляющие контрольно-ревизионную работу, укомплектованы на 86,7%.
В 2012 году в проведении проверок непосредственно принимали участие 2450 работников территориальных фондов (21,3% от фактической численности всех работников территориальных фондов), в том числе 1709 работников территориальных фондов, осуществляющих контрольно-ревизионную работу (14,8% от фактической численности всех работников территориальных фондов), из которых:
49,3% составляют работники контрольно-ревизионных подразделений территориальных фондов (843 человека или 97,5% от фактической численности работников контрольно-ревизионных подразделений);
50,7% составляют работники иных подразделений территориальных фондов, в должностные обязанности которых входит осуществление проверок (866 человек или 86,1% от их фактической численности).
Кроме работников территориальных фондов, в должностные обязанности которых входит осуществление контрольно-ревизионной работы, к проведению проверок в течение 2012 года дополнительно привлекались иные специалисты территориальных фондов, численность которых составила 741 человек (43,4% к общей численности работников, в должностные обязанности которых входит осуществление контрольно-ревизионной работы, принимавших участие в проведении проверок в 2012 году).
В 2012 году в контрольных мероприятиях участвовало 16 специалистов страховых медицинских организаций (в 3-х субъектах Российской Федерации: Краснодарском крае, Челябинской области, Иркутской области) и 70 сотрудников других ведомств (в 12 субъектах Российской Федерации), в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья и в сфере управления финансами, органов государственного финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов прокуратуры, управлений Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации, Центра медицинской инспекции, Государственной инспекции по труду, профсоюзных организаций.
В план проверок на 2012 год включено 5520 организаций, в том числе 281 страховая медицинская организация (88,6% от общего числа страховых медицинских организаций, получающих средства обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования) и 5239 медицинских организаций (63,5% от общего числа медицинских организаций, получающих средства обязательного медицинского страхования по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
В 2012 году территориальными фондами осуществлены проверки в 5789 организациях (104,9%) от плана), в том числе в 279 страховых медицинских организациях (99,3%) от плана) и 5510 медицинских организациях (105,2% от плана).
В указанных организациях проведено 12858 проверок (113,6%) от плана), в том числе 4411 комплексных, 7924 тематических и 523 контрольных по устранению ранее выявленных нарушений.
Из них:
в страховых медицинских организациях проведено 666 проверок (134,0%) от плана), в том числе комплексных - 271 (98,6% от плана), тематических - 383 (173,3%) от плана), контрольных по устранению ранее выявленных нарушений -12 (проведение контрольных проверок в страховых медицинских организациях планировалось в одном субъекте Российской Федерации: Республике Ингушетии, фактически контрольные проверки в страховых медицинских организациях по устранению ранее выявленных нарушений проводились в 9 субъектах Российской Федерации);
в медицинских организациях - 12192 проверок (112,6%) от плана), в том числе комплексных - 4140 (101,6%) от плана), тематических - 7541 (115,6%) от плана), контрольных по устранению ранее выявленных нарушений - 511 (226,1% от плана).
В среднем на одного работника территориального фонда, осуществлявшего контрольно-ревизионную работу (из числа работников контрольно-ревизионных служб территориальных фондов и работников иных подразделений территориальных фондов, в должностные обязанности которых входит осуществление проверок), в 2012 году приходилось 7,5 проверок (в 2011 году - 7,4 проверки), в том числе 2,6 комплексных проверки.
В 2012 году нецелевое использование средств выявлено в 3014 организациях, в том числе в 2962 медицинских организациях (53,8% от проверенных) и в 52 страховых медицинских организациях (18,6% от проверенных).
2. Сведения о результатах проверок использования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования
В 2012 году при проведении территориальными фондами проверок использования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования выявлено нецелевое использование средств страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями на общую сумму 680,8 млн. рублей. Проверками, проведенными территориальными фондами в 2011 году нецелевое использование средств выявлено на сумму 1010,7 млн. рублей, в 2010 году - на сумму 1161,6 млн. рублей. Выявленное в 2012 году использование средств не по целевому назначению при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования сократилось по сравнению с 2010 годом на 41,4%, с 2011 годом - на 32,6%.
В целом выявленное в 2012 году нецелевое использование средств страховыми медицинскими организациями и медицинским организациями составило 0,03% от объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2010-2012 годах (нецелевое использование средств, выявленное в 2011 году и 2010 году относительно объема средств, направленных на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования за отчетные периоды 2009-2011 гг. и 2008-2010 гг., составило 0,06% и 0,08% соответственно).
В 2012 году наибольший процент (выше среднего по Российской Федерации и более, чем в 2 раза) выявленного нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования относительно общего объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2010-2012 годах, сложился в следующих субъектах Российской Федерации:
0,41% - Приморский край (102,2 млн. рублей);
0,34% - Забайкальский край (50,6 млн. рублей);
0,17% - Республика Северная Осетия - Алания (9,6 млн. рублей);
0,14% - Астраханская область (11,5 млн. рублей);
0,12% - Калининградская область (18,9 млн. рублей), Курганская область (10,6 млн. рублей);
0,10% - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (43,7 млн. рублей), Пермский край (32,6 млн. рублей);
0,08% - Республика Карелия (8,8 млн. рублей), Алтайский край (23,1 млн. рублей), Новгородская область (5,2 млн. рублей), Самарская область (29,2 млн. рублей);
0,07% - Иркутская область (23,5 млн. рублей).
Наименьшая сумма выявленного в 2012 году нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования составила 0,015 млн. рублей (нецелевое использование средств, выявленное в медицинских организациях Вологодской области).
Нецелевое использование средств не выявлено при проведении в 2012 году проверок страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Ненецкого автономного округа и Чукотского автономного округа (данными территориальными фондами проведено 16 проверок в 2 страховых медицинских организаций и 4 медицинских организациях.
Наибольшие суммы нецелевого использования средств, выявленных в 2012 году проверками использования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования, приходились на проверяемые периоды 2010 и 2011 годов. Сумма выявленного нецелевого использования средств в указанные проверяемые периоды составила 605,8 млн. рублей (89,0% от общей суммы нецелевого использования средств, выявленного проверками, проведенными в 2012 году), в том числе:
в 2010 году - 322,3 млн. рублей (0,06% от объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов в 2010 году на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования). Указанная сумма средств, использованных не по целевому назначению в 2010 году, отражена в отчетах территориальных фондов 68 субъектов Российской Федерации. Наибольшие суммы выявленного нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2010 году отмечены в Приморском крае 100,3 млн. рублей (1,43%)*, Забайкальском крае 28,1 млн. рублей (0,67%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 27,9 млн. рублей (0,40%), Пермском крае 26,1 млн. рублей (0,28%), Иркутской области 15,5 млн. рублей (0,17%), Самарской области 13,0 млн. рублей (0,12%), Алтайском крае 11,7 млн. рублей (0,15%), Волгоградская область 9,9 млн. рублей (0,15%), Московской области 9,5 млн. рублей (0,03%), Челябинской области 7,2 млн. рублей (0,07%), Курганской области 5,9 млн. рублей (0,23%), Астраханской области 5,4 млн. рублей (0,22%), Республики Карелия 5,2 млн. рублей (0,17%), Кемеровской области 5,0 млн. рублей (0,06%), Республике Северной Осетии - Алании 4,6 млн. рублей (0,27%), Республике Татарстан 4,0 млн. рублей, Республике Коми 3,4 млн. рублей (0,06%), Калининградской области 3,3 млн. рублей (0,08%), Амурской области 2,8 млн. рублей (0,09%), Кировской области 2,6 млн. рублей (0,06%);
в 2011 году - 283,5 млн. рублей (0,04% от объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов в 2011 году на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования). Указанная сумма средств, использованных не по целевому назначению в 2011 году, отражена в отчетах территориальных фондов 80 субъектов Российской Федерации (2011 год являлся основным периодом деятельности страховых медицинских организаций и медицинских организаций, по которым проводились контрольные мероприятия в 2012 году). Наибольшие суммы выявленного нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2011 году отмечены в Забайкальском крае 22,5 млн. рублей (0,49%), Московской области 18,8 млн. рублей (0,05%), Свердловской области 18,5 млн. рублей (0,11%), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 15,6 млн. рублей (0,11%), Самарской области 13,8 млн. рублей (0,11%), г. Москве 12,3 млн. рублей (0,012%), Челябинской области 12,2 млн. рублей (0,1%), Калининградской области 10,5 млн. рублей (0,18%), Алтайском крае 9,3 млн. рублей (0,10%), Тверской области 6,7 млн. рублей (0,14%), Сахалинской области 6,5 млн. рублей (0,23%), Иркутской области 6,5 млн. рублей (0,07%), Пермском крае 6,3 млн. рублей (0,06%), Камчатском крае 4,9 млн. рублей (0,16%), Волгоградской области 4,9 млн. рублей (0,06%), Республике Северной Осетии - Алании 4,6 млн. рублей (0,27%), Курганской области 4,7 млн. рублей (0,15%), Астраханской области 4,4 млн. рублей (0,16%), Республике Карелии 3,5 млн. рублей (0,09%), Республике Коми 4,3 млн. рублей (0,06%), Архангельской области 4,2 млн. рублей (0,06%), Новгородской области 3,3 млн. рублей (0,15%), Амурской области 2,3 млн. рублей (0,06%), Республики Адыгея 1,0 млн. рублей (0,07%), Республики Ингушетии 0,9 млн. рублей (0,08%).
Сумма выявленного нецелевого использования средств при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования в проверяемых отчетных периодах 2012 года составила 65,4 млн. рублей (0,009% объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов в 2012 году на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования). Данный отчетный год не являлся основным периодом деятельности страховых медицинских организаций и медицинских организаций, по которым проводились контрольные мероприятия в 2012 году. Вместе с тем, указанная сумма средств, использованных не по целевому назначению в 2012 году, отражена в отчетах территориальных фондов 58 субъектов Российской Федерации. Наибольшие суммы выявленного нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2012 году отмечены в г. Санкт-Петербурге 9,2 млн. рублей (0,03%), Ростовской области 8,6 млн. рублей (0,06%), Свердловской области 8,4 млн. рублей (0,04%), Московской области 5,9 млн. рублей (0,014%), Калининградской области 5,2 млн. рублей (0,09%), Республики Мордовия 1,4 млн. рублей (0,04%), Еврейской области 0,2 млн. рублей (0,03%).
Согласно отчетным данным о контрольно-ревизионной работе территориальных фондов за 2010-2012 году средства, использованные не по целевому назначению, восстановлены:
в 2012 году - на сумму 699,0 млн. рублей (102,7% к сумме выявленного нецелевого использования средств);
в 2011 году - на сумму 1039,5 млн. рублей (102,9% к сумме выявленного нецелевого использования средств);
в 2010 году - на сумму 1263,5 млн. рублей (108,8% к сумме выявленного нецелевого использования средств).
Указанные суммы возвращенных средств в систему обязательного медицинского страхования составляли 0,08% (2012 г.), 0,15% (2011 г.) и 0,24% (2010 г.) к объему средств на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования соответствующего финансового года.
Общий остаток невосстановленных средств, использованных не по целевому назначению при выполнении территориальных программ страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, на начало 2013 года составляет 1168,9 млн. рублей, на начало 2012 года - 1345,4 млн. рублей, на начало 2011 года - 1804,6 млн. рублей.
Остаток на начало 2013 года снизился по сравнению с соответствующим показателем на начало 2012 года на 176,5 млн. рублей (на 13,1%), на начало 2011 года - на 635,7 млн. рублей (на 35,2%).
Представленные отчетные данные за 2010-2012 годы отражают положительный опыт контрольно-ревизионной работы, заключающийся в ежегодном выявлении сумм нецелевого использования средств и их восстановлении практически в полном объеме.
За 2010-2012 годы выявлено нецелевое использование средств территориальным фондом Московской области на сумму 148,7 млн. рублей (0,14% относительно объема средств, направленных на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации за 2010-2012 годы), Ростовской области - на сумму 30,1 млн. рублей (0,07%), Ульяновской области - на сумму 18,5 млн. рублей (0,13%), Чувашской Республики - на сумму 8,8 млн. рублей (0,06%), Орловской области - на сумму 3,6 млн. рублей (0,05%), Красноярского края - на сумму 3,1 млн. рублей (0,01%), Псковской области - на сумму 2,4 млн. рублей (0,04%), Еврейской автономной области - на сумму 2,1 млн. рублей (0,09%), которые на начало 2013 года полностью восстановлены.
Территориальным фондом Республики Коми за 2010-2012 годы выявлено нецелевое использование средств на сумму 27,9 млн. рублей (0,13%). С учетом восстановления средств и уменьшения сумм нецелевого использования средств на сумму 0,1 млн. рублей по решениям судебных органов на начало 2013 остаток невосстановленных средств отсутствует.
Территориальным фондом Курганской области за 2010-2012 годы выявлено нецелевое использование средств на сумму 34,3 млн. рублей (0,38%), Тверской области - на сумму 50,7 млн. рублей (0,33%), Саратовской области - на сумму 24,8 млн. рублей (0,1%). Суммы выявленного нецелевого использования восстановлены практически в полном объеме. По состоянию на начало 2013 года остаток невосстановленных средств, использованных не по целевому назначению при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования в данных субъектах Российской Федерации, составляет около 1,0% от суммы выявленного нецелевого использования средств, подлежащего восстановлению в указанном периоде.
2.1. Сведения о результатах проверок использования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями
В 2012 году проведение проверок деятельности страховых медицинских организаций осуществляли 76 территориальных фондов.
Территориальными фондами Республики Марий Эл, Магаданской области и г. Байконура проверки страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не планировались и не осуществлялись. Территориальными фондами Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики, Республики Тыва, Костромской области и Омской области проведение проверок страховых медицинских организаций запланировано, но фактически страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории указанных субъектов Российской Федерации, в 2012 году не проверялись, что не соответствует требованиям Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом ФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", зарегистрированного Минюстом России 26.04.2012 N 23953 (начало действия документа - 29.05.2012). Положением предусмотрено, что проверки страховых медицинских организаций проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки), периодичность проведения плановых проверок устанавливается с учетом возможности полного охвата вопросов и периодов деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, но не реже чем 1 (один) раз в год.
Согласно отчетам территориальных фондов нецелевое использование средств страховыми медицинскими организациями при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования выявлено в 16 субъектах Российской Федерации.
В 2012 году выявленная сумма нецелевого использования средств составила 121,0 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2011 году (для сравнения: в 2011 году нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в страховых медицинских организациях выявлено в 20 субъектах Российской Федерации на общую сумму 58,4 млн. рублей, в 2011 году не осуществляли проверки деятельности страховых медицинских организаций 5 территориальных фондов: Республики Карелия, Республики Дагестан, Магаданской области, Курганской области и Чукотского автономного округа (страховая медицинская организация осуществляет деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Чукотского автономного округа с 2012 года).
Согласно сведениям о проведенных проверках в 2012 году суммы нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования в разрезе проверяемых периодов с 2010 по 2012 годы распределились следующим образом:
в 2010 году - 95,9 млн. рублей (указанная сумма средств, использованных не по целевому назначению в 2010 году, отражена в отчетах территориальных фондов 3 субъектов Российской Федерации, в том числе 90,0 млн. рублей - в отчете территориального фонда Приморского края);
в 2011 году - 10,5 млн. рублей (указанная сумма средств, использованных не по целевому назначению в 2011 году, отражена в отчетах территориальных фондов 15 субъектов Российской Федерации);
в 2012 году - 14,6 млн. рублей (указанная сумма средств, использованных не по целевому назначению в 2012 году, отражена в отчетах территориальных фондов 8 субъектов Российской Федерации).
Нецелевое использования средств обязательного медицинского страхования в страховых медицинских организациях выявлены по следующим направлениям:
1) временное отвлечение средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования - 96,1 млн. рублей (79,4% к общей сумме выявленного нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями), в том числе:
нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, образовавшееся в результате приобретения страховой медицинской организацией ООО СМО "Восточно-страховой альянс", осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Приморского края, векселей на общую сумму 90,0 млн. рублей (данные средства возвращены на счет страховой медицинской организации, предназначенный для учета средств обязательного медицинского страхования, в том числе до проведения проверки на сумму 63,1 млн. рублей);
временное отвлечение средств обязательного медицинского страхования на иные цели, не предусмотренные договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Пермского края - 6,1 млн. рублей, в том числе отвлечение в 2010 году средств обязательного медицинского страхования на сумму 5,8 млн. рублей не на цели обязательного медицинского страхования Филиалом СМК "Астрамед-МС" в г. Перми вследствие отсутствия в данной страховой медицинской организации раздельного учета собственных средств, средств обязательного медицинского страхования и средств добровольного медицинского страхования;
2) необоснованное получение средств обязательного медицинского страхования в результате завышения численности застрахованных лиц - 10,54 млн. рублей (8,7% к общей сумме выявленного нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями), из них страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Ростовской области - 10,4 млн. рублей;
3) суммы нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями, выявленные территориальными фондами при проверке оплаты счетов медицинских организаций - 9,58 млн. рублей (7,9%), в том числе:
суммы нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования г. Санкт-Петербурга: оплата счетов медицинских организаций по случаям оказания медицинской помощи по тарифам на оплату медицинской помощи, не соответствующим утвержденным в тарифном соглашении (5,5 млн. рублей); оплата счетов по случаям оказания амбулаторной помощи в период пребывания застрахованного лица в круглосуточном стационаре, а также одновременная оплата счетов по разным случаям оказания стационарной медицинской помощи конкретным застрахованным лицам с пересечением или совпадением сроков лечения (0,92 млн. рублей); оплата счетов по случаями оказания медицинской помощи лицам, застрахованным в другой страховой медицинской организации (0,36 млн. рублей); оплата счетов по случаям оказания медицинской помощи лицам, умершим на момент оказания медицинской помощи, указанной в счете (0,17 млн. рублей);
необоснованная оплата счетов в результате их повторного выставления и дублирования случаев оказания медицинской помощи в одном реестре (страховыми медицинскими организациями г. Санкт-Петербурга - 0,91 млн. рублей, Астраханской области - 0,74 млн. рублей, Воронежской области - 0,16 млн. рублей);
завышение тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования - 0,64 млн. рублей (г. Санкт-Петербург);
4) необоснованное направление средств на ведение дела сверх нормативов, установленных Федеральным законом N 326-ФЗ, типовым договором на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования - 2,63 млн. рублей (2,2% к общей сумме выявленного нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями), в том числе страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования г. Москвы - 1,4 млн. рублей; Алтайского края - 0,6 млн. рублей, г. Санкт-Петербурга - 0,48 млн. рублей;
5) перечисление в бюджет территориального фонда страховой медицинской организацией ООО "Страховая компания ВСК-Милоседие", осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования Иркутской области, за счет целевых средств на оплату медицинской помощи сумм штрафов в размере 1,97 млн. рублей, подлежащих оплате за счет собственных средств (1,6% в общей сумме выявленного нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями);
6) использование средств обязательного медицинского страхования на иные цели, не соответствующие условиям договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (выплаты средств физическим лицам и др.) - 0,23 млн. рублей (0,2% к общей сумме выявленного нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями).
Из общей суммы выявленного в 2012 году нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями восстановлено до проведения проверок - 70,9 млн. рублей (58,6% от объема средств нецелевого использования, выявленного проведенными проверками в 2012 году).
Сумма средств, использованная страховыми медицинскими организациями не по целевому назначению, подлежащая восстановлению в 2012 году, составила 74,3 млн. рублей ("остаток невосстановленных средств на начало 2012 года" 24,2 млн. рублей + "выявлено в 2012 году нецелевое использование средств страховыми медицинскими организациями" 121,05 млн. рублей - "восстановлено до проведения проверок" 70,9 млн. рублей). Данная сумма сложилась по показателям, отраженным в отчетах территориальных фондов 26 субъектов Российской Федерации.
Восстановлено средств по результатам проверок страховых медицинских организаций 50,5 млн. рублей (68,0% от суммы средств, использованной страховыми медицинскими организациями не по целевому назначению, подлежащей восстановлению в 2012 году), в том числе:
в период проведения проверки - 1,4 млн. рублей (1,2% от объема средств нецелевого использования, выявленного проведенными проверками в 2012 году);
после проведения проверок - 49,1 млн. рублей (33,8% от общей суммы средств, подлежащих восстановлению в 2012 году), из них по результатам проверок, проведенных в 2012 году - 46,3 млн. рублей (38,3% от объема средств нецелевого использования, выявленного проведенными проверками в 2012 году), по результатам проверок, проведенных в страховых медицинских организациях в предыдущие отчетные периоды (до 2012 года), - 2,8 млн. рублей (11,5% от объема средств, подлежащих восстановлению на начало 2012 года).
Средства, использованные страховыми медицинскими организациями не по целевому назначению, полностью восстановлены в 12 субъектах Российской Федерации.
В 2012 году суммы нецелевого использования средств, выявленного в страховых медицинских организациях, уменьшены по решениям судебных органов на 11,7 млн. рублей (5 субъектов Российской Федерации: Иркутская область, г. Санкт-Петербург, Оренбургская область, Омская область, Томская область), что составило 15,7% от суммы средств, подлежащих восстановлению.
Остаток невосстановленных средств на конец отчетного периода (на начало 2013 года) составляет 12,1 млн. рублей (на 50,0% меньше, чем на начало 2012 года), что составляет 16,3% от суммы средств, подлежащих восстановлению. Из них:
- остаток невосстановленных средств по результатам проверок, проведенных в 2012 году - 2,4 млн. рублей (19,8% в общей сумме невосстановленных средств; 4,7% от суммы средств нецелевого использования, выявленного при проведении проверок в 2012 году и невосстановленного до и (или) в момент проведения проверки);
- остаток невосстановленных средств по результатам проверок, проведенных в предыдущие отчетные периоды (до 2012 года) - 9,7 млн. рублей (80,2% в общей сумме невосстановленных средств; 40,1% от суммы средств нецелевого использования, выявленного при проведении проверок в период до 2012 года, невосстановленного на начало 2012 года).
Остаток невосстановленных средств на начало 2013 года отражен в отчетах 14 территориальных фондов, из них в 5 субъектах Российской Федерации данные остатки невосстановленных средств, использованных страховыми медицинскими организациями не по целевому назначению, составляют 100% от сумм, подлежащих восстановлению в 2012 году.
Наибольшие остатки сумм невосстановленных средств страховыми медицинскими организациями относительно сумм нецелевого использования средств, выявленных в страховых медицинских организациях данного субъекта Российской Федерации, подлежащей восстановлению в 2012 году, отмечаются в Пермском крае 6,6 млн. рублей (99,9% от сумм, подлежащих восстановлению), Краснодарском крае 2,4 млн. рублей (100,0% от сумм, подлежащих восстановлению), Иркутской области 1,97 млн. рублей (20,7% от сумм, подлежащих восстановлению).
2.2. Сведения о результатах проверок использования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинскими организациями
По результатам проверок, проведенных в 2012 году в медицинских организациях, сумма нецелевого использования средств при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования, составила 559,75 млн. рублей (на 41,2% меньше, чем выявлено в 2011 году), из них нецелевое использование средств при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2010 году составило 226,3 млн. рублей, в 2011 году - 273,0 млн. рублей, в 2012 году - 50,8 млн. рублей.
Структура общей суммы выявленного в медицинских организациях в 2012 году нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования приведена в следующей таблице.
Наименование показателя |
Суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС, млн. рублей |
в % к общей сумме выявленного нецелевого использования средств |
Суммы нецелевого использования средств, всего |
559,75 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
в результате завышения тарифов на оплату медицинской помощи, по обязательному медицинскому страхованию |
5,8 |
1,0 |
в результате включения в реестр медицинских услуг, оплачиваемых за счет иных источников |
3,0 |
0,5 |
в результате необоснованно запрашиваемых дополнительных сумм финансирования |
2,2 |
0,4 |
оплата видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС |
22,1 |
4,0 |
оплата расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС |
297,6 |
53,2 |
финансирование структурных подразделений (служб) медицинских организаций, финансируемых из иных источников |
84,55 |
15,1 |
расходование средств сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами |
25,7 |
4,6 |
расходование средств при отсутствии подтверждающих документов |
22,4 |
4,0 |
оплата собственных обязательств (долгов), не связанных с деятельностью по обязательному медицинскому страхованию |
25,1 |
4,5 |
суммы нецелевого использования средств на иные цели, не соответствующие условиям их предоставления - всего |
71,3 |
12,7 |
Согласно представленным сведениям по форме N КР-ТФОМС наибольшие суммы нецелевого использования средств приходятся на оплату расходов медицинских организаций, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (53,2% в общей сумме выявленного нецелевого использования средств), и на финансирование структурных подразделений медицинских организаций, финансовое обеспечение которых согласно территориальным программам государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи предусмотрено из иных источников (15,1% к общей сумме выявленного нецелевого использования средств медицинскими организациями). Суммы нецелевого использования средств на иные цели, не соответствующие условиям их предоставления, составили 12,7% к общей сумме выявленного нецелевого использования средств медицинскими организациями (пополнение счета по платным услугам за счет средств обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, не подтвержденные медицинской документацией, установленные по результатам медико-экономических экспертиз и повторных экспертиз в рамках проведения комплексных проверок, оказание медицинских услуг в период пребывания врачей-специалистов в отпусках, расходование средств на медицинскую помощь пациентам, не финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования, получение и использование средств при отсутствии лицензии на некоторые виды медицинской помощи, выплаты работникам при отсутствии трудового договора, не имеющим сертификат специалиста или имеющим сертификат специалиста с истекшим сроком действия, излишне начисленные выплаты по оплате труда (заработная плата, отпускные, надбавки и доплаты к заработной плате), перерасход заработной платы, выплаты работникам из средств обязательного медицинского страхования при оказании ими платных услуг, кредиты работникам, затраты на обеспечение специальным питанием медицинского персонала, работающего с вредными условиями труда, оплата за обучение специалистов, не состоящих в трудовых отношениях с медицинской организацией, приобретение медикаментов, не связанных с оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, приобретение медикаментов для оказания амбулаторной помощи льготным категориям граждан, оплата расходов на приобретение иммунобиологических препаратов и тест-полосок на определение потребления наркотических средств, использование медикаментов и продуктов питания, приобретенных за счет средств обязательного медицинского страхования, для оказания платных медицинских услуг, необоснованное списание продуктов питания, приобретение оборудования, обслуживание и ремонт медицинской техники, оплата коммунальных услуг за арендаторов, оплата услуг банка, госпошлин, лицензионных сборов, прочих налогов, пени по налогам, возмещение по претензиям и прочие расходы, не связанные с деятельностью по обязательному медицинскому страхованию, нецелевое использование средств резерва финансового обеспечения предупредительных мероприятий).
Из общей суммы выявленного в 2012 году нецелевого использования средств медицинскими организациями восстановлено до проведения проверок - 50,5 млн. рублей (9,0% от объема средств нецелевого использования, выявленного проведенными проверками в 2012 году).
Сумма средств, использованная медицинскими организациями не по целевому назначению, подлежащая восстановлению в 2012 году, составила 1830,4 млн. рублей ("остаток невосстановленных средств на начало 2012 года" 1321,2 млн. рублей + "выявлено в 2012 году нецелевое использование средств медицинскими организациями" 559,75 млн. рублей - "восстановлено до проведения проверок" 50,5 млн. рублей).
Восстановлено средств по результатам проверок медицинских организаций 527,0 млн. рублей (28,8% от суммы средств, использованной медицинскими организациями не по целевому назначению, подлежащей восстановлению в 2012 году), в том числе:
в период проведения проверок - 26,4 млн. рублей (4,7% от объема средств нецелевого использования, выявленного проведенными проверками в 2012 году);
после проведения проверок - 500,6 млн. рублей (27,4% от общей суммы средств, подлежащих восстановлению в 2012 году), из них по результатам проверок, проведенных в 2012 году - 261,7 млн. рублей (46,8% от объема средств нецелевого использования, выявленного проведенными проверками в 2012 году), по результатам проверок, проведенных в медицинских организациях в предыдущие отчетные периоды (до 2012 года), - 238,8 млн. рублей (18,1% от объема средств, подлежащих восстановлению на начало 2012 года).
Восстановление средств медицинскими организациями, составляющее от 95% до 100% от средств, подлежащих восстановлению, осуществлено в 15 субъектах Российской Федерации, из них полностью восстановлены средства, использованные медицинскими организациями не по целевому назначению, в 9 субъектах Российской Федерации: Чувашская Республика, Красноярский край, Ульяновская область, Московская область, Ростовская область, Орловская область, Псковская область, Омская область, Еврейская автономная область.
В целом возвращенные средства в систему обязательного медицинского страхования 2012 году, использованные не по целевому назначению медицинскими организациями, составили 0,07% относительно финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации.
Анализ возвращенных средств медицинскими организациями в систему обязательного медицинского страхования в 2012 году, использованных не по целевому назначению, относительно финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования показал, что наибольший процент (составляющий от 0,07% до 0,96%) финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования, т.е. выше среднего, сложившегося в 2012 году по Российской Федерации) возвращенных средств осуществлен в 37 субъектах Российской Федерации, которыми возвращено 407,6 млн. рублей (77% в общем объеме восстановленных средств в 2012 году).
Наибольший размер средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению при выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования, возвращенных в 2012 году отмечены в следующих субъектах Российской Федерации:
Забайкальский край - 51,2 млн. рублей (66,7% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,87% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Московская область - 32,7 млн. рублей (100,0% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,08% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Астраханская область - 31,5 млн. рублей (15,7% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,96% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Челябинская область - 25,8 млн. рублей (41,3% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,2% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 22,7 млн. рублей (41,3% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,1% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Амурская область - 17,6 млн. рублей (74,3% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,4% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Свердловская область - 16,7 млн. рублей (29,3% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,08% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Самарская область - 15,1 млн. рублей (13,3% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,11% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Краснодарский край - 14,4 млн. рублей (3,8% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,06% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Оренбургская область - 13,7 млн. рублей (66,7% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,12% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Иркутская область - 12,5 млн. рублей (99,9% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,10% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Алтайский край - 12,5 млн. рублей (49,5% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,11% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Республика Татарстан - 12,3 млн. рублей (91,2% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,07% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Курганская область - 10,6 млн. рублей (99,2% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,31% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования);
Тверская область - 10,3 млн. рублей (98,8% от суммы, подлежащей восстановлению, 0,16% к финансовому обеспечению территориальной программы обязательного медицинского страхования).
В 2012 году сумма нецелевого использования средств, выявленного в медицинских организациях, уменьшена по решениям судебных органов на 146,6 млн. рублей (20 субъектов Российской Федерации) или на 8,0% от суммы средств, подлежащих восстановлению в 2012 году.
Остаток невосстановленных средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, на конец отчетного периода (на начало 2013 года) составляет 1156,8 млн. рублей (на 164,4 млн. рублей или на 12,4% меньше, чем на начало 2012 года), что составляет 63,2% от суммы средств, подлежащих восстановлению, из них:
- остаток невосстановленных средств по результатам проверок, проведенных в 2012 году, - 188,1 млн. рублей (16,2% в общей сумме невосстановленных средств);
- остаток невосстановленных средств по результатам проверок, проведенных в предыдущие отчетные периоды (до 2012 года) - 968,7 млн. рублей (83,7%о в общей сумме невосстановленных средств).
Остаток невосстановленных средств на начало 2013 года в разрезе проверяемых периодов распределился следующим образом:
- остаток невосстановленных средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению в 2010-2012 годах - 282,3 млн. рублей (24,4% в общей сумме невосстановленных средств медицинскими организациями на начало 2013 года), в том числе использованных не по целевому назначению в 2010 году - 111,3 млн. рублей (9,6%) в общей сумме невосстановленных средств медицинскими организациями на начало 2013 года), в 2011 году - 124,8 млн. рублей (10,8% в общей сумме невосстановленных средств медицинскими организациями на начало 2013 года), в 2012 - 46,2 млн. рублей (4,0%) в общей сумме невосстановленных средств медицинскими организациями на начало 2013 года);
- остаток невосстановленных средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению до 01.01.2010, - 874,5 млн. рублей или 75,6%) в общем объеме невосстановленных средств медицинскими организациями на начало 2013 года.
3. Сведения о результатах проверок использования средств, полученных страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями на финансовое обеспечение мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения
В соответствии с частями 14, 15 статьи 50 Федерального закона N 326-ФЗ территориальными фондами в 2012 году проводились проверки использования средств страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями в рамках реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения по внедрению стандартов оказания медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (включая мероприятия по проведению углубленной диспансеризации подростков).
Выявленная проверками сумма средств, использованных не по целевому назначению при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, составила 74,81 млн. рублей, из них субсидии ФОМС - 60,8 млн. рублей (0,05% от субсидий ФОМС, направленных на указанные цели из бюджетов территориальных фондов в 2011-2012 годах), в том числе по мероприятиям:
- внедрение стандартов медицинской помощи - 17,7 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 14,7 млн. рублей);
- проведение углубленной диспансеризации подростков - 3,2 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 1,1 млн. рублей);
- повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 53,9 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 45,0 млн. рублей).
Из них:
1) Сумма средств, использованных страховыми медицинскими организациями не по целевому назначению при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, составила 2,08 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 1,0 млн. рублей), в том числе по мероприятиям:
- внедрение стандартов медицинской помощи - 1,31 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 0,7 млн. рублей);
- проведение углубленной диспансеризации подростков - 0,44 млн. рублей;
- повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 0,33 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 0,3 млн. рублей).
Согласно отчетам проверки использования средств страховыми медицинскими организациями, направленных из бюджетов территориальных фондов на финансовое обеспечение мероприятий региональных программ модернизации, проводились в 58 субъектах Российской Федерации, проверено 189 страховых медицинских организациях (63,0% от количества страховых медицинских организаций, получающих средства на указанные цели).
Указанная сумма нецелевого использования средств страховыми медицинскими организациями при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранении выявлена в 10 страховых медицинских организациях (5,0% от проверенных), отражена в отчетах 4 субъектов Российской Федерации: г. Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарской Республики, Алтайского края, Кемеровской области. Основные нарушения: повторная оплата случаев оказания медицинской помощи, ранее оплаченных; оплата случаев оказания медицинской помощи по тарифам, не соответствующим тарифному соглашению; оплата медицинских услуг, не заявленных в лицензии медицинской организации, средства, предназначенные на выполнение региональной программы модернизации здравоохранения, израсходованы на ведение дела СМО.
2) Сумма средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения составила 72,73 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 59,8 млн. рублей или 0,05% от субсидий ФОМС, направленных на указанные цели из бюджетов территориальных фондов в 2011-2012 годах), в том числе по мероприятиям:
- внедрение стандартов медицинской помощи - 16,4 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 14,0 млн. рублей);
- проведение углубленной диспансеризации подростков - 2,76 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 1,1 млн. рублей);
- повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 53,6 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 44,7 млн. рублей).
Проверки использования медицинскими организациями средств, направленных на финансовое обеспечение мероприятий региональных программ модернизации, проводились во всех субъектах Российской Федерации за исключением Ненецкого автономного округа и г. Байконура, проверено 3946 медицинских организациях, что составляет 63,0% от количества медицинских организаций, получающих средства на указанные цели.
Указанная сумма нецелевого использования средств медицинскими организациями при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения выявлена в 985 медицинских организациях (25,0% от проверенных), отражена в отчетах территориальных фондов 68 субъектов Российской Федерации, из них нецелевое использование субсидии ФОМС - в 60 субъектах Российской Федерации.
Наибольшие суммы нецелевого использования субсидий ФОМС, направленных из бюджетов территориальных фондов на финансовое обеспечение мероприятий региональных программ модернизации по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, относительно общего объема субсидий ФОМС, направленных на указанные цели из бюджетов территориальных фондов в 2011-2012 годах, отмечается в Камчатском крае - 1,49 млн. рублей по 14 медицинским организациям (0,5% от субсидии ФОМС, направленных на указанные цели из бюджета территориального фонда в 2011-2012 годах), Воронежской области - 6,56 млн. рублей по 52 медицинским организациям (0,31%), Сахалинской области - 3,99 млн. рублей по 14 медицинским организациям (0,3%), Республике Хакассии - 2,76 млн. рублей по 22 медицинским организациям (0,24%), Хабаровском крае - 5,1 млн. рублей по 63 медицинским организациям (0,23%), Республике Карелии - 2,97 млн. рублей по 20 медицинским организациям (0,22%), Забайкальском крае - 4,44 млн. рублей по 23 медицинским организациям (0,2%), Калининградской области - 2,17 млн. рублей по 39 медицинским организациям (0,17%), Ростовская области - 2,56 млн. рублей по 47 медицинским организациям (0,16%), Ивановской области - 1,91 млн. рублей по 34 медицинским организациям (0,16%), Республике Сахе (Якутии) - 2,38 млн. рублей по 22 медицинским организациям (0,15%), Мурманской области - 1,7 млн. рублей по 19 медицинским организациям (0,11%), Республике Коми - 1,0 млн. рублей по 20 медицинским организациям (0,09%), Архангельской области - 2,11 млн. рублей по 19 медицинским организациям (0,08%), Свердловской области - 3,48 млн. рублей по 28 медицинским организациям (0,07%), Удмуртской Республике - 0,4 млн. рублей по 21 медицинской организации (0,09%), Республике Марий Эл - 0,7 млн. рублей по 10 медицинским организациям (0,08%), Еврейской автономной области - 0,2 млн. рублей по 8 медицинским организациям (0,18% от субсидии ФОМС, направленных на указанные цели из бюджета территориального фонда в 2011-2012 годах).
В представленных отчетах отражены следующие основные нарушения в использовании средств в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения: необоснованно запрошенные суммы, в том числе по случаям оказания медицинской помощи, оплаченным ранее, необоснованно предъявленные на оплату объемы медицинской помощи, оказанной специалистами, не имеющими соответствующих сертификатов, осуществление стимулирующих выплат специалистам, не имеющим права на их получение (не имеющим сертификат или имеющим сертификат с истекшим сроком действия, не имеющим высшего и среднего медицинского образования, не включенным в перечень должностей специалистов, участвующих в реализации региональных программ модернизации здравоохранения, врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) и т.д.), выплаты стимулирующего характера за неотработанное время и/или невыполненные объемы, сотрудникам, не участвовавшим в мероприятиях региональных программ модернизации здравоохранения, выплата заработной платы с начислениями специалистам, оказывающим платные медицинские услуги, врачам и среднему медицинскому персоналу, получающим выплаты из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, переплата отпускных работникам в связи с их неверным исчислением, оплата расходов на виды медицинской помощи, по которым отсутствует лицензия, оплата расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи в рамках реализации региональных программ модернизации, приобретение медикаментов для оказания медицинской помощи по нозологиям, не включенным в региональную программу модернизации здравоохранения, приобретение медицинского инструментария, продуктов питания, дезинфицирующих средств, медикаментов, расходных материалов, не используемых при амбулаторной или стационарной помощи, или не предназначенных для проведения углубленной диспансеризации подростков, оплата исследований, не входящих в стандарты медицинской помощи, приобретение основных средств, медицинского оборудования, комплектующих к медицинскому оборудованию за счет средств, выделенных на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, передача материальных запасов в отделения медицинских организаций, не участвующие в реализации региональной программы модернизации здравоохранения, расходование средств при отсутствии подтверждающих документов и (или) сверх установленных норм.
С учетом остатка невосстановленных средств на начало 2012 года на сумму 1,9 млн. рублей (в том числе страховыми медицинскими организациями - 1,0 млн. рублей и медицинскими организациями - 0,9 млн. рублей) (из них субсидии ФОМС - 1,6 млн. рублей) и выявленного нецелевого использования средств по результатам проверок, проведенных в 2012 году, общая сумма средств, подлежащих восстановлению в 2012 году, составила 76,7 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 62,4 млн. рублей).
В 2012 году восстановлено средств, использованных не по целевому назначению при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, на сумму 60,1 млн. рублей (из них субсидии ФОМС 48,3 млн. рублей), или 78,4% от суммы средств, подлежащей восстановлению.
Уменьшено сумм нецелевого использования средств, выявленного в медицинских организациях, по решениям судебных органов в размере 2,1 млн. рублей (субсидии ФОМС), что составило 2,7% от суммы средств, подлежащих восстановлению (Архангельская, Кемеровская, Сахалинская области).
На начало 2013 года остаток невосстановленных средств, использованных не по целевому назначению при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, составил 14,46 млн. рублей (из них субсидии ФОМС 12,0 млн. рублей, составляющие 0,01% от субсидий ФОМС, направленных на указанные цели из бюджетов территориальных фондов в 2011-2012 годах) или 18,9% от суммы средств, подлежащей восстановлению, в том числе страховыми медицинскими организациями - 0,3 млн. рублей (Кабардино-Балкарская Республика и Алтайский край) и медицинскими организациями (33 субъекта Российской Федерации) - 14,16 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 0,2 млн. рублей и 11,8 млн. рублей соответственно).
Из них по мероприятиям:
- внедрение стандартов медицинской помощи - 4,63 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 4,4 млн. рублей);
- проведение углубленной диспансеризации подростков - 0,1 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 0,05 млн. рублей);
- повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - 9,73 млн. рублей (из них субсидии ФОМС - 7,5 млн. рублей).
Наибольшие суммы невосстановленных средств, использованных не по целевому назначению при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, отражены в отчетах Свердловской области (2,3 млн. рублей), Сахалинской области (1,7 млн. рублей), Забайкальского края (1,5 млн. рублей).
4. Штрафы, пени по результатам проверок деятельности страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования
По результатам проверок к страховым медицинским организациям и медицинским организациям в 2012 году предъявлено штрафов и начислено пеней на общую сумму 121,2 млн. рублей (в 2011 году - на сумму 44,1 млн. рублей), в том числе в связи с нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования - 97,8 млн. рублей (28,0% к общей сумме выявленного в страховых медицинских организациях и медицинских организациях нецелевого использования средств в проверяемые периоды 2011-2012 годов), в том числе:
к страховым медицинским организациям - на сумму 19,3 млн. рублей (в 2011 году - на сумму 12,8 млн. рублей), в том числе в связи с нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования - 3,0 млн. рублей (12,0% к сумме выявленного в страховых медицинских организациях нецелевого использования средств в проверяемые периоды 2011-2012 годов);
к медицинским организациям - на сумму 101,9 млн. рублей (в 2011 году - на сумму 31,3 млн. рублей), в том числе в связи с нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования - 94,0 млн. рублей (29,0% к сумме выявленного в медицинских организациях нецелевого использования средств в проверяемые периоды 2011-2012 годов).
С учетом остатка задолженности по штрафам и пеням на начало 2012 года на сумму 48,2 млн. рублей (страховых медицинских организаций - 29,4 млн. рублей, медицинских организаций - 18,8 млн. рублей) общая сумма штрафов и пеней, подлежащих уплате в 2012 году, составила 169,4 млн. рублей (страховыми медицинскими организациями - 48,7 млн. рублей, медицинскими организациями - 120,7 млн. рублей).
В 2012 году от применения финансовых санкций по результатам проверок получено 76,5 млн. рублей, что составило 63,1% к сумме предъявленных штрафов и начисленных пеней в 2012 году, 45,2% к сумме штрафов и пеней, подлежащих уплате по результатам проверок с учетом имеющейся задолженности на начало 2012 года (в 2011 году получены средства в объеме, составляющем 36,5% к финансовым санкциям, подлежащим уплате по результатам проверок), в том числе от страховых медицинских организаций - 20,2 млн. рублей, от медицинских организаций - 56,3 млн. рублей.
Полученные в 2012 году средства от применения финансовых санкций составляют 0,01% от суммы средств на финансовое обеспечения территориальных программ обязательного медицинского обеспечения.
По решениям судебных органов уменьшены финансовые санкции на сумму 3,7 млн. рублей, в том числе предъявленные страховым медицинским организациям - 1,3 млн. рублей (5 субъектов Российской Федерации), медицинским организациям - 2,4 млн. рублей (8 субъектов Российской Федерации).
Остаток задолженности по штрафам и пеням на начало 2013 года составляет 89,2 млн. рублей (страховых медицинских организаций по 22 субъектам Российской Федерации - 27,2 млн. рублей, медицинских организаций по 62 субъектам Российской Федерации - 62,0 млн. рублей), в том числе в связи с нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования 84,2 млн. рублей (страховых медицинских организаций - 22,8 млн. рублей, медицинских организаций - 61,4 млн. рублей).
5. Сведения о результатах проверок использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
С целью осуществления контроля использования средств федерального бюджета, направленных учреждениям здравоохранения на финансовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, в том числе на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (далее - диспансеризация работающих граждан), диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - диспансеризация детей), оказание дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) (далее - дополнительная медицинская помощь), в 2012 году территориальными фондами проверено 3052 учреждения здравоохранения (67,2% от количества учреждений здравоохранения, получающих средства федерального бюджета на финансовое обеспечение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения) (за период 2011 года проверками реализации указанных мероприятий было охвачено 66,0% соответствующих учреждений здравоохранения). Нецелевое использование средств федерального бюджета при реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения выявлено на общую сумму 35,5 млн. рублей в 805 учреждениях здравоохранения в 73 субъектах Российской Федерации (26,4% от количества проверенных учреждений здравоохранения по всем субъектам Российской Федерации).
1. Проверками, проведенными территориальными фондами в 2012 году, нецелевое использование средств при проведении диспансеризации работающих граждан выявлено в 71 субъекте Российской Федерации на общую сумму 21,5 млн. рублей (на 35,2% меньше, чем проверками 2011 года), из них по проверяемым периодам 2010-2012 годов - 20,9 млн. рублей, что составило 0,17% от объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов в 2010-2012 годах на финансовое обеспечение диспансеризации работающих граждан.
С учетом остатка невосстановленных средств на начало 2012 года на сумму 22,1 млн. рублей и выявленного нецелевого использования средств по результатам проверок, проведенных в 2012 году, общая сумма средств, подлежащих восстановлению, составила 43,6 млн. рублей.
В 2012 году восстановлено средств, использованных не по целевому назначению при проведении диспансеризации работающих граждан, на сумму 23,5 млн. рублей (53,9% от суммы средств, подлежащих восстановлению).
Уменьшено сумм нецелевого использования средств по решениям судебных органов в размере 1,9 млн. рублей (4,4% от суммы средств, подлежащих восстановлению) (Приморский край, Пермский край, Архангельская, Астраханская, Свердловская, Кемеровская, Сахалинская, Ульяновская области).
На начало 2013 года остаток невосстановленных средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению при проведении диспансеризации работающих граждан, составил 18,2 млн. рублей (41,7% от суммы средств, подлежащей восстановлению), что на 17,6% меньше, чем остаток невосстановленных средств на начало 2012 года (остаток невосстановленных средств на начало 2013 года отражен в отчетах 34 территориальных фондов).
2. Проверками, проведенными территориальными фондами в 2012 году, нецелевое использование средств при проведении диспансеризации детей выявлено в 52 субъектах Российской Федерации на общую сумму 3,8 млн. рублей (на 41,5% меньше, чем проверками 2011 года), что составило 0,14% от объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов в 2010-2012 годах на финансовое обеспечение диспансеризации детей.
С учетом остатка невосстановленных средств на начало 2012 года на сумму 2,21 млн. рублей и выявленного нецелевого использования средств по результатам проверок, проведенных в 2012 году, общая сумма средств, подлежащих восстановлению, составила 6,01 млн. рублей.
В 2012 году восстановлено средств, использованных не по целевому назначению при проведении диспансеризации детей, на сумму 3,26 млн. рублей (54,2% от суммы средств, подлежащих восстановлению).
Уменьшено сумм нецелевого использования средств по решениям судебных органов в размере 0,06 млн. рублей (1,0% от суммы средств, подлежащих восстановлению) (Пермский край, Архангельская область, Астраханская область).
На начало 2013 года остаток невосстановленных средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению при проведении диспансеризации детей, составил 2,69 млн. рублей (44,8% от суммы средств, подлежащей восстановлению), что на 21,7% больше, чем остаток невосстановленных средств на начало 2012 года (остаток невосстановленных средств на начало 2013 года отражен в отчетах 19 территориальных фондов).
3. Проверками, проведенными территориальными фондами в 2012 году, нецелевое использование средств при оказании дополнительной медицинской помощи выявлено на сумму 10,2 млн. рублей (на 8,1% меньше, чем проверками 2011 года), из них по проверяемым периодам 2010-2012 годов 9,2 млн. рублей, что составило 0,02% от объема средств, направленных из бюджетов территориальных фондов в 2010-2012 годах на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи.
С учетом остатка невосстановленных средств на начало 2012 года на сумму 11,1 млн. рублей и выявленного нецелевого использования средств по результатам проверок, проведенных в 2012 году, общая сумма средств, подлежащих восстановлению, составила 21,3 млн. рублей.
В 2012 году восстановлено средств, использованных не по целевому назначению при оказании дополнительной медицинской помощи, на сумму 10,1 млн. рублей (47,4% от суммы средств, подлежащих восстановлению).
Уменьшено сумм нецелевого использования средств по решениям судебных органов в размере 2,0 млн. рублей (9,4% от суммы средств, подлежащих восстановлению) (Республика Калмыкия, Пермский край, Приморский край Архангельская, Астраханская, Кемеровская, Магаданская, Сахалинская области).
На начало 2013 года остаток невосстановленных средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению при оказании дополнительной медицинской помощи, составил 9,2 млн. рублей (43,2% от суммы средств, подлежащей восстановлению), что на 17,1% меньше, чем остаток невосстановленных средств на начало 2012 года (остаток невосстановленных средств на начало 2013 года отражен в отчетах 23 территориальных фондов).
______________________________
* На стр. 5-7 приведены сведения по субъектам Российской Федерации, в которых суммы выявленного нецелевого использования средств являются наибольшими в абсолютном значении и/или в относительной величине, которая указана в скобках (процент выявленной территориальным фондом субъекта Российской Федерации суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, от объема средств, направленных из бюджета территориального фонда в соответствующем году (соответствующих годах) на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30 апреля 2013 г. N 3757/101-и
Текст письма официально опубликован не был