Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 мая 2013 г. N 03-03-06/1/17014
Вопрос: На основании договоров строительного подряда ООО осуществляет выполнение строительно-монтажных работ длительностью более одного налогового периода.
В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда", утвержденного приказом Минфина РФ от 24.10.2008 г. N 116н (ПБУ 2/2008), в бухгалтерском учете доход от выполнения данных работ определяется ООО исходя из доли понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору в целом.
При этом расчетная величина общих расходов по договору представляет собой объем предполагаемых (планируемых) расходов на выполнение работ, т.е. является величиной приблизительной (определяемой внутренними планами самого налогоплательщика), а не фактической.
В целях налогового учета абзац второй п. 2 ст. 271 НК РФ предусматривает, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
Согласно ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, просим разъяснить: возможно ли по строительно-монтажным работам длительностью более одного налогового периода определять для целей налогообложения доход исходя из доли фактически понесенных на отчетную дату расходов в расчетной (предполагаемой) величине общих расходов по договору в целом - одному из способов определения дохода, предусмотренного ПБУ 2/2008 для целей бухгалтерского учета?
Если же указанный выше порядок определения дохода для целей налогообложения прибыли соответствует п. 2 ст. 271 НК РФ, то какими документами налогоплательщику следует подтверждать размер расчетной (предполагаемой) величины общих расходов на выполнение строительно-монтажных работ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания для целей налогообложения прибыли организаций доходов от выполнения строительно-монтажных работ длительностью более одного налогового периода и сообщает следующее.
Порядок признания доходов при методе начисления установлен в статье 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Пунктом 2 статьи 271 НК РФ определено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
Порядок налогового учета доходов от реализации установлен статьей 316 НК РФ, согласно которой по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, по мнению Департамента, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию может распределяться налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При выполнении работ (услуг) с производственным циклом более 1 налогового периода, не предусматривающим поэтапной сдачи, доход от их реализации распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по таким работам (услугам), а также равномерного признания дохода на основании данных учета. При этом принципы, по которым распределяется названный доход, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
По мнению Минфина России, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию может распределяться налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 мая 2013 г. N 03-03-06/1/17014
Текст письма официально опубликован не был