Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
2012/27/ЕС от 25 октября 2012 г.
об энергетической эффективности, об изменении Директив 2009/125/EC и 2010/30/ЕС и отмене Директив 2004/8/EC и 2006/32/EC*(1)
(Действие Директивы распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 194(2) указанного Договора;
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии;
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам;
Руководствуясь заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2);
Руководствуясь заключением Комитета регионов*(3);
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(4),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Союз сталкивается с беспрецедентными проблемами, возникающими из-за увеличения зависимости от импорта энергоносителей и дефицитных энергоресурсов и необходимостью ограничить изменение климата и преодоления экономического кризиса. Энергетическая эффективность является ценным средством для решения этих проблем. Она повышает безопасность поставок Союзу за счет сокращения потребления первичной энергии и уменьшения импорта энергоносителей. Она позволяет снизить выброс парниковых газов экономически эффективным способом и тем самым уменьшить изменение климата. Переход к более энергоэффективной экономике должен также ускорить распространение инновационных технологических решений и повысить конкурентоспособность промышленности Союза, стимулируя экономический рост и создавая рабочие места высокого качества в нескольких секторах, связанных с энергетической эффективностью.
(2) Заключения Европейского Совета от 8 и 9 марта 2007 г. подчеркнули необходимость роста энергетической эффективности в Союзе для достижения цели сохранения 20% потребления первичной энергии к 2020 г. по сравнению с прогнозами.
Заключения Европейского Совета от 4 февраля 2011 г. подчеркнули, что плановая 20% энергетическая эффективность к 2020 г., согласованная в июне 2010 г. Европейским Советом, которая в настоящее время не отслеживается, должна быть достигнута. Прогнозы, сделанные в 2007 г., демонстрировали потребление первичной энергии в 2020 г. в размере 1 842 млн т нефтяного эквивалента. Двадцатипроцентное снижение приводит к результату 1 474 млн т нефтяного эквивалента, то есть к снижению на 368 млн т нефтяного эквивалента по сравнению с прогнозами.
(3) Заключения Европейского Совета от 17 июня 2010 г. утвердили цель энергетической эффективности как одну из первоочередных целей новой стратегии Союза разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста (Стратегия "Европа 2020"). В рамках этого процесса и в целях имплементации этой задачи на национальном уровне государства - члены ЕС должны определить национальные цели в тесном диалоге с Европейской Комиссией и указать в своих национальных программах реформ, как они намерены их достигнуть.
(4) Сообщение Европейской Комиссии от 10 ноября 2010 г. об Энергии 2020 помещает энергетическую эффективность в основу энергетической стратегии Союза на 2020 г. и подчеркивает необходимость новой стратегии энергетической эффективности, которая позволит всем государствам - членам ЕС отделить использование энергии от экономического роста.
(5) В своей Резолюции от 15 декабря 2010 г. о пересмотре Плана действий по энергетической эффективности Европейский парламент призывает Европейскую Комиссию включить в его пересматриваемый План действий по энергетической эффективности меры по ликвидации разрыва для достижения общей цели энергетической эффективности Союза в 2020 г.
(6) Одной из ключевых инициатив Стратегии "Европа 2020", принятой Европейской Комиссией 26 января 2011 г., является энергосберегающая Европа. Она определяет энергетическую эффективность как главный элемент обеспечения устойчивого использования энергетических ресурсов.
(7) Заключения Европейского Совета от 4 февраля 2011 г. подтвердили, что энергетическая эффективность Союза не отслеживается и что необходимы решительные действия, чтобы задействовать значительный потенциал для роста экономии энергии в строительстве, на транспорте, в продукции и процессах. Эти заключения также предусмотрели, что имплементация Союзом цели энергетической эффективности будет пересмотрена в 2013 г. и дальнейшие меры будут рассмотрены в случае необходимости.
(8) Восьмого марта 2011 г. Европейская Комиссия приняла свое Сообщение о плане экономической эффективности на 2011 г. Сообщение подтвердило, что Союз не отслеживает достижение своей цели экономической эффективности. Это противоречит прогрессу национальной политики энергетической эффективности, изложенной в первом Плане действий по национальной энергетической эффективности, утвержденном государствами - членами ЕС во исполнение требований Директивы 2006/32/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 5 апреля 2006 г. об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах*(5). Первоначальный анализ второго Плана действий подтверждает, что Союз не осуществляет отслеживание. Для исправления этого План энергетической эффективности расшифровал цикл политических мер по энергетической эффективности и мер, охватывающих всю энергетическую цепочку, включая производство энергии, передачу и распространение; лидирующую роль публичного сектора в энергетической эффективности; строительство и оборудование, индустрию; необходимость уполномочить конечного потребителя управлять своим потреблением энергии. Энергетическая эффективность в секторе транспорта была рассмотрена параллельно в Белой Книге о транспорте, принятой 28 марта 2011 г. В частности, инициатива 26 Белой Книги призывает к надлежащим стандартам выброса СО2 транспортными средствами всех модификаций, в случае необходимости дополненным требованиями энергетической эффективности в адрес силовых установок всех видов.
(9) Восьмого марта 2011 г. Европейская Комиссия также утвердила план перехода к конкурентной низкоуглеродной экономике в 2050 г., определяя необходимость с этой точки зрения большего сосредоточения на энергетической эффективности.
(10) В этом контексте необходимо обновить законодательную базу Союза по энергетической эффективности Директивой, преследующей цель энергетической эффективности плановой экономии 20% потребления Союзом первичной энергии к 2020 г., а также дальнейшего совершенствования энергетической эффективности после 2020 г. С этой целью настоящая Директива должна создать общие рамки для повышения энергетической эффективности в рамках Союза и установить конкретные действия по имплементации некоторых предложений, включенных в План энергетической эффективности в 2011 г., и достичь значительного нереализованного потенциала энергосбережения, им определяемого.
(11) Решение 406/2009/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 г. об усилиях государств - членов ЕС по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с обязательством по сокращению Сообществом выбросов парниковых газов к 2020 г.*(6) требует от Европейской Комиссии оценки и отчета к 2012 г. о прогрессе Союза и государств - членов ЕС по отношению к цели снижения потребления энергии на 20% к 2020 г. по сравнению с прогнозами. В нем также говорится, что для того, чтобы помочь государствам - членам ЕС выполнить обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, Европейская Комиссия должна предложить к 31 декабря 2012 г. усиленные или новые меры для ускорения темпов повышения энергетической эффективности. Настоящая Директива отвечает указанному требованию. Она также способствует достижению целей, установленных планом перехода к конкурентной низкоуглеродной экономике в 2050 г., в частности, посредством снижения выброса парниковых газов энергетическим сектором, и достижению нулевых выбросов производства электроэнергии к 2050 г.
(12) Комплексный подход должен быть принят, чтобы задействовать весь существующий потенциал энергосбережения, включающий в себя экономию в энергоснабжении и отраслях конечного потребления. В то же время положения Директивы 2004/8/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 11 февраля 2004 г. о поощрении когенерации на основе полезной тепловой нагрузки на внутреннем энергетическом рынке*(7), и Директива 2006/32/EC должны быть усилены.
(13) Предпочтительно, чтобы плановая 20% энергетическая эффективность была достигнута кумулятивной имплементацией специальных национальных и европейских мер, содействующих энергетической эффективности в разных отраслях. Государства - члены ЕС должны быть обязаны установить ориентировочные цели энергетической эффективности, схемы и программы. Такие цели и индивидуальные усилия каждого государства - члена ЕС должны оцениваться Европейской Комиссией наряду с данными о прогрессе, для того чтобы оценить вероятность достижения общей цели Союза и определить степень, в которой индивидуальные усилия являются достаточными для удовлетворения общих целей. Поэтому Европейской Комиссии следует внимательно следить за имплементацией национальных программ энергетической эффективности с помощью своей пересмотренной законодательной базы и в рамках процесса "Европа 2020". При определении ориентировочных национальных целей энергетической эффективности государства - члены ЕС должны иметь возможность учитывать национальные обстоятельства, влияющие на потребление первичной энергии, такие как остальной экономически эффективный потенциал энергосбережения, изменения в энергетическом импорте и экспорте, разработка всех возобновляемых источников энергии, ядерной энергии, улавливание и хранение углерода и своевременные меры. При проведении модельной подготовки Европейская Комиссия должна консультировать государства - члены ЕС по модельным предположениям и составлению модельных результатов своевременно и понятно. Необходимо улучшенное моделирование влияния мер энергетической эффективности и наличия запасов и эффективности технологий.
(14) Директива 2009/28/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 г. о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников*(8) устанавливает, что Кипр и Мальта в связи с их островным и периферийным характером полагаются на авиацию как вид транспорта, который необходим их гражданам и экономике. В результате Кипр и Мальта получают большое конечное потребление энергии на национальный авиатранспорт, которое непропорционально высоко, то есть более чем в три раза превышает средний показатель Сообщества в 2005 г., и, таким образом, больше других страдают от текущих технологических и нормативных ограничений.
(15) Общий объем государственных расходов эквивалентен 19% от валового внутреннего продукта Союза. По этой причине государственный сектор является важным фактором для стимулирования рыночной трансформации в сторону более эффективных продуктов, строительства и услуг, а также для инициирования изменений в поведении потребления энергии гражданами и предприятиями. Кроме того, снижение энергопотребления за счет мер по повышению энергетической эффективности может высвободить государственные ресурсы для других целей. Государственные органы на национальном, региональном и местном уровнях должны выполнять образцовую роль в отношении энергетической эффективности.
(16) Принимая во внимание, что заключения Совета ЕС от 10 июня 2011 г. по Плану энергетической эффективности 2011 г. подчеркивают, что строительство представляет 40% конечного потребления энергии и в целях сохранения роста и возможности трудоустройства квалифицированных рабочих в отраслях строительства, а также в производстве строительных материалов и профессиональной деятельности, такой как архитектура, консалтинг и инженерное дело, государства - члены ЕС должны установить долгосрочные стратегии после 2020 г. для мобилизации инвестиций в реконструкцию жилья и коммерческой недвижимости с целью повышения энергетической эффективности жилищного фонда. Такая стратегия направлена на экономически эффективную глубокую реконструкцию, приводящую к обновлению зданий, что в процентном отношении значительно снижает поставляемую энергию и энергию конечного потребления зданиями по сравнению с уровнем до реконструкции, обеспечивая высокую энергетическую эффективность. Такая глубокая реконструкция может также осуществляться в несколько этапов.
(17) Темпы реконструкции зданий должны быть увеличены, поскольку существующий жилищный фонд представляет собой сектор с самым большим потенциалом для экономии энергии. Более того, здания имеют решающее значение для достижения цели Союза по сокращению выбросов парниковых газов на 80 - 95% к 2050 г. по сравнению с 1990 г. Здания, находящиеся в собственности публичных органов, составляют значительную часть жилищного фонда и всегда находятся на виду у общественности. Поэтому целесообразно установить ежегодные темпы реконструкции зданий, находящихся в собственности и занимаемых центральным правительством на территории государства - члена ЕС, для повышения их энергетической эффективности. Такая реконструкция должна осуществляться без ущерба обязательствам, касающимся зданий с почти нулевой энергией, установленным Директивой 2010/31/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 19 мая 2010 г. об энергетической эффективности зданий*(9). Обязательства по реконструкции зданий центрального правительства, установленные настоящей Директивой, дополняют указанную Директиву, которая требует от государств - членов ЕС обеспечить, что в том случае, когда существующие здания претерпевают крупные реконструкции, их энергетическая эффективность модернизируется таким образом, чтобы удовлетворять минимальным требованиям энергетической эффективности. Для государств - членов ЕС должно быть возможно применение альтернативных экономически эффективных мер для достижения эквивалентного увеличения энергетической эффективности зданий в рамках имущества их центрального правительства. Обязательство по реконструкции площади зданий центрального правительства должно применяться к административным департаментам, чья компетенция распространяется на всю территорию государства - члена ЕС. В том случае, когда в конкретном государстве - члене ЕС не существует административного департамента указанной компетенции, которая распространялась бы на всю территорию, такое обязательство должно применяться к тем административным департаментам, чья компетенция совместно распространяется на всю территорию.
(18) Ряд муниципалитетов и других публичных органов в государствах - членах ЕС уже ввел в действие комплексные подходы к экономии энергии и энергоснабжению, например, посредством планов действий по устойчивому развитию энергетики, такие как разработанные в рамках инициативы Пакта мэров, и комплексные городские подходы, которые выходят за рамки отдельных мероприятий в зданиях или на транспорте. Государства - члены ЕС должны поощрять муниципалитеты и другие публичные органы принимать комплексные планы и планы устойчивого развития энергетики с ясными целями, привлекать граждан к их разработке и имплементации и надлежащим образом информировать граждан об их содержании и прогрессе в достижении целей. Такие планы могут привести к значительной экономии энергии, особенно если они имплементированы системами энергетического менеджмента, которые позволяют заинтересованным публичным органам лучше управлять своим потреблением энергии. Обмен опытом между городами и другими публичными органами в отношении более инновационного опыта должен поощряться.
(19) В отношении приобретения определенных товаров и услуг и приобретения или аренды зданий центральные правительства при заключении договоров государственного заказа на выполнение работ, осуществление поставок или оказание услуг должны показывать пример и принимать энергетически эффективные решения о покупке. Настоящее должно применяться к административным департаментам, чья компетенция распространяется на всю территорию государства - члена ЕС. В том случае, когда в конкретном государстве - члене ЕС не существует административного департамента указанной компетенции, которая распространялась бы на всю территорию, такое обязательство должно применяться к тем административным департаментам, чья компетенция совместно распространяется на всю территорию. Положения директив Союза о государственных закупках, тем не менее, не должны быть затронуты. В отношении иных товаров, не подпадающих под действие требований энергетической эффективности для закупок, изложенных в настоящей Директиве, государства - члены ЕС должны поощрять публичные органы учитывать энергетическую эффективность при закупке.
(20) Оценка возможности создания программы "белых сертификатов" на уровне Союза показала, что в нынешней ситуации такая система будет создавать чрезмерные административные расходы и что существует риск того, что экономия энергии будет сосредоточена в ряде государств - членов ЕС, а не введена по всей территории Союза. Цель такой программы на уровне Союза может быть лучше достигнута, по крайней мере на данном этапе, посредством национальных программ обязательств по энергетической эффективности для энергетического сектора и других альтернативных политических мер для достижения того же уровня экономии энергии. Уровню амбиций таких программ соответствует учреждение общих рамок на уровне Союза, что обеспечивает значительную гибкость, позволяющую государствам - членам ЕС в полной мере принимать во внимание национальные организации участников рынка, специфическую ситуацию в энергетическом секторе и привычки конечных потребителей. Общие рамки должны дать энергетическим компаниям возможность предоставления услуг в области энергетики для всех конечных потребителей, а не только для тех, кому они поставляют энергию. Это повышает конкуренцию на энергетическом рынке, поскольку энергетические компании дифференцируют свой продукт посредством предоставления дополнительных услуг в области энергетики. Общие рамки должны позволять государствам - членам ЕС включать в свои национальные программы требования, преследующие социальные цели, в частности, цели обеспечения доступа уязвимых потребителей к преимуществам более высокой энергетической эффективности. Государства - члены ЕС должны определить на основе объективных и недискриминационных критериев, требования, в соответствии с которыми поставщики энергии и розничные энергосбытовые компании должны достичь целей энергосбережения конечного использования, установленных настоящей Директивой.
Государствам - членам ЕС, в частности, должно быть позволено не возлагать указанную обязанность на малых поставщиков энергии, малые розничные энергосбытовые компании и малые энергетические сектора во избежание непропорционального административного бремени. Сообщение Европейской Комиссии от 25 июня 2008 г. установило принципы, которые должны быть приняты во внимание государствами - членами ЕС, которые принимают решение воздержаться от применения указанной возможности. В качестве средства поддержки национальных инициатив по энергетической эффективности обязанные участники в соответствии с национальными программами обязательств по энергетической эффективности могут выполнять свои обязательства путем ежегодного внесения в Национальный фонд энергетической эффективности суммы, которая равна требуемым инвестициям по программе.
(21) Учитывая всеобъемлющую необходимость восстановления устойчивости государственных финансов и бюджетной консолидации, при имплементации конкретных мер, подпадающих под действие настоящей Директивы, должное внимание следует уделять экономической эффективности на уровне государств - членов ЕС при реализации мер по повышению энергетической эффективности на основании соответствующего уровня анализа и оценки.
(22) Требование о достижении экономии годовых объемов энергоснабжения конечных потребителей относительно того, какими должны быть объемы энергоснабжения, не устанавливают препятствий для поставки или потребления энергии. Государства - члены ЕС должны иметь возможность исключить полностью или частично поставку энергии в объемах, используемых в производственной деятельности, перечисленной в Приложении I к Директиве 2003/87/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 13 октября 2003 г., учреждающей схему торговли квотами на выброс парниковых газов в Сообществе*(10), из расчетов поставок энергии конечным потребителям, поскольку признано, что некоторые секторы или подсекторы в рамках указанной деятельности могут быть подвержены значительному риску утечки углерода. Целесообразно, чтобы государства - члены ЕС были уведомлены о стоимости схем для того, чтобы точно оценить стоимость мер.
(23) Без ущерба действию Статьи 7 и с целью ограничения административного бремени каждое государство - член ЕС может сгруппировать все отдельные политические меры по имплементации Статьи 7 в комплексную национальную программу по энергетической эффективности.
(24) Чтобы выявить потенциал энергосбережения в определенных сегментах рынка, где энергетический аудит, как правило, не предлагается на коммерческой основе (например, малые и средние предприятия (SMEs)), государства - члены ЕС должны разработать программы по стимулированию SMEs проходить энергетический аудит. Энергетический аудит должен быть обязательным и регулярным для крупных предприятий, поскольку экономия энергии может быть значительной. Энергетический аудит должен принимать во внимание соответствующие европейские или международные стандарты, такие как EN ISO 50001 (Системы энергетического менеджмента), или EN 16247-1 (Энергетический аудит), или, если включает энергетический аудит, EN ISO 14000 (Системы экологического менеджмента), и, таким образом, также соответствовать положениям Приложения VI к настоящей Директиве в той степени, насколько эти положения не выходят за пределы требований указанных соответствующих стандартов. Специальные европейские стандарты по энергетическому аудиту в настоящее время разрабатываются.
(25) В тех случаях, когда энергетический аудит осуществляется внутренними экспертами, для обеспечения необходимой независимости требуется, чтобы эксперт не был непосредственно вовлечен в проверяемую деятельность.
(26) При планировании мер по повышению энергетической эффективности необходимо принимать во внимание эффективность доходов и сбережений, полученных путем широкого применения экономически эффективных технологических инноваций, таких как умные счетчики. В том случае, когда умные счетчики были установлены, они не должны быть использованы компаниями для необоснованного выставления счета за прошедший период.
(27) В отношении электроэнергии и в соответствии с Директивой 2009/72/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об общих правилах для внутреннего рынка электричества*(11), где внедрение умных счетчиков оценивается положительно, по меньшей мере 80% потребителей должны быть оборудованы интеллектуальными системами измерений к 2020 г. В отношении газа и в соответствии с Директивой 2009/73/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об общих правилах для внутреннего рынка природного газа*(12), где внедрение интеллектуальных систем измерений оценивают положительно, государства - члены ЕС или любые компетентные органы власти, ими уполномоченные, должны подготовить график имплементации интеллектуальных систем учета.
(28) Использование индивидуальных счетчиков или распределителей расходов на тепло для измерения индивидуального потребления тепла в многоквартирных зданиях с центральной системой отопления или общим центральным отоплением выгодно, когда конечный потребитель имеет средства контроля своего индивидуального потребления. Таким образом, их использование имеет смысл только в зданиях, где радиаторы оснащены терморегулирующими вентилями.
(29) В некоторых многоквартирных домах, обеспечиваемых центральным теплоснабжением или общим централизованным отоплением, использование точных индивидуальных счетчиков тепла может быть технически сложным и дорогостоящим в связи с тем, что горячая вода, используемая для отопления, входит и выходит из квартиры в нескольких точках. Можно предположить, что индивидуальный учет потребления тепловой энергии в многоквартирных домах, тем не менее, технически возможен, когда установка индивидуальных счетчиков не требует изменения существующего внутреннего трубопровода для горячей воды в здании. В таких зданиях измерение индивидуального потребления тепла может осуществляться с помощью отдельных распределителей расходов на тепло, установленных на каждом радиаторе.
(30) Директива 2006/32/EC требует, чтобы государства - члены ЕС гарантировали, что конечные потребители обеспечены индивидуальными счетчиками по конкурентоспособным ценам, которые точно отражают их действительное потребление энергии и предоставляют информацию о действительном времени использования. В большинстве случаев эти требования подпадают под действие условий, которые должны быть технически возможными, обоснованными с финансовой точки зрения и соразмерными потенциальной экономии энергии. Когда соединение установлено в новом здании или здании после капитального ремонта, как это определено в Директиве 2010/31/ЕС, такие индивидуальные счетчики всегда должны быть предоставлены. Директива 2006/32/ЕС также требует, чтобы ясное выставление счетов, основанное на действительном потреблении, было обеспечено достаточно часто для предоставления потребителю возможности регулировать собственное использование энергии.
(31) Директивы 2009/72/EC и 2009/73/EC требуют, чтобы государства - члены ЕС обеспечили внедрение интеллектуальных систем измерений для поддержки активного участия потребителей на рынке поставок электроэнергии и газа. В отношении электроэнергии, в случае если внедрение умных счетчиков будет признано экономически эффективным, по крайней мере 80% потребителей должны быть оборудованы интеллектуальными системами измерений к 2020 г. В отношении природного газа никаких крайних сроков не установлено, тем не менее требуется подготовка графика. Указанные Директивы также устанавливают, что конечные потребители должен быть надлежащим образом информированы о действительном потреблении электроэнергии/газа и расходах достаточно часто для предоставления им возможности регулировать собственное использование энергии.
(32) Влияние положений об измерении и выставлении счетов в Директивах 2006/32/EC, 2009/72/EC и 2009/73/EC на экономию энергии ограниченно. Во многих частях Союза эти положения не привели к тому, чтобы потребители получали последнюю актуальную информацию о своем потреблении энергии или выставленные счета, основанные на действительном потреблении, с частотой, которая, как показали исследования, необходима для предоставления потребителям возможности регулировать собственное использование энергии. В секторах отопления и горячей воды в многоквартирных домах недостаточная ясность указанных положений также привела к многочисленным жалобам граждан.
(33) В целях укрепления расширения прав и возможностей конечных потребителей в отношении доступа к информации со счетчиков и выставлению счетов об их индивидуальном потреблении энергии, принимая во внимание возможности, связанные с процессом имплементации интеллектуальных систем измерения и внедрения умных счетчиков в государствах - членах ЕС, необходимо, чтобы требования законодательства Союза в этой области были изложены более четко. Это должно помочь снизить издержки имплементации интеллектуальных систем измерений, оснащенных функциями повышения экономии энергии и поддержки развития ранка энергетических услуг и управления спросом. Имплементация интеллектуальных систем измерений позволяет осуществлять частое выставление счетов, основанное на действительном потреблении. Однако также необходимо разъяснить требования для доступа к информации и справедливому и точному выставлению счетов, основанному на действительном потреблении, в случае если умные счетчики не будут доступны к 2020 г., в том числе в отношении измерения и выставления счета за индивидуальное потребление отопления, охлаждения и горячего водоснабжения в многоквартирных зданиях с центральной системой теплоснабжения/охлаждения или своей общей системой отопления, установленной в таких зданиях.
(34) При разработке мер по повышению энергетической эффективности государства - члены ЕС должны принимать во внимание необходимость обеспечения правильного функционирования внутреннего рынка и последовательную имплементацию законодательства ЕС в соответствии с Договором о функционировании Европейского Союза.
(35) Высокоэффективная когенерация и централизованное теплоснабжение и охлаждение обладают значительным потенциалом экономии первичной энергии, который в значительной степени не использован в Союзе. Государства - члены ЕС должны проводить комплексную оценку потенциала для высокоэффективной когенерации и центрального теплоснабжения и охлаждения. Такие оценки должны обновляться по запросу Европейской Комиссии для обеспечения инвесторов информацией, касающейся планов национального развития и способствующей стабильной и благоприятной инвестиционной среде. Новые установки для производства электроэнергии и установки, которые были существенно отремонтированы или чье разрешение или лицензия были обновлены, должны, с учетом анализа расходов и выгод, показывающего излишки расходов и выгод, быть оборудованы высокоэффективными когенерационными установками для восстановления тепловых отходов при производстве электроэнергии. Это тепло может затем быть направлено, где это необходимо, по сетям центрального теплоснабжения. Событиями, которые вызывают потребность в применения критерия санкционирования, будут, по общему правилу, события, которые также вызывают потребность получения разрешений в соответствии с Директивой 2010/75/EС Европейского парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г. о промышленных выбросах*(13) и санкционирования в соответствии с Директивой 2009/72/EС.
(36) Вышеуказанные положения могут быть приемлемыми для ядерных энергетических установок или установок для производства электроэнергии, которые призваны сделать использование геологического хранения разрешенным, в соответствии с Директивой 2009/31/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 23 апреля 2009 г. о геологическом хранении углекислого газа*(14), которое будет осуществляться в местах, где переработка тепловых отходов посредством высокоэффективной когенерации или путем подачи в сеть отопления или охлаждения не является рентабельной. Государства - члены ЕС должны иметь возможность для освобождения таких установок от обязанности проводить анализ расходов и выгод для обеспечения установки оборудованием, позволяющим перерабатывать тепловые отходы с помощью высокоэффективных когенерационных установок. Также должно быть возможным освобождение пиковой нагрузки и резервирование установок для производства электроэнергии, которые планируют работать более 1500 рабочих часов в год в качестве скользящего среднего показателя в течение периода, равного пяти годам, от требования также производить тепло.
(37) Государствам - членам ЕС необходимо содействовать введению мер и процедур по стимулированию когенерационных установок с общей номинальной тепловой мощностью менее 20 МВт в целях поощрения распределения производства энергии.
(38) Высокоэффективная когенерации должна определяться экономией энергии, полученной при комбинированном производстве вместо раздельного производства тепла и электроэнергии. Определения когенерации и высокоэффективной когенерации, используемые в законодательстве Союза, должны быть даны без ущерба для использования различных определений, содержащихся в национальном законодательстве для иных целей, чем в рассматриваемом законодательстве Союза. Для того чтобы обеспечить максимальную экономию энергии и избежать упущения возможностей энергосбережения, наибольшее внимание должно быть уделено условиям эксплуатации когенерационных установок.
(39) Для повышения прозрачности для конечного потребителя при получении возможности выбирать между электроэнергией из когенерации и электроэнергией, произведенной с помощью других методов, источник высокоэффективной когенерации должен быть гарантирован на основе гармонизированных контрольных значений эффективности. Программы гарантии источника сами по себе не означают права на пользование национальными механизмами поддержки. Важно, чтобы все формы электроэнергии, полученные в результате высокоэффективной когенерации, могли подпадать под действие гарантий источника. Гарантии источника следует отличать от сменных сертификатов.
(40) Конкретная структура когенерации и центрального теплоснабжения и охлаждения секторов, которая включает в себя много мелких и средних производителей, должна быть принята во внимание, особенно при рассмотрении административных процедур для получения разрешения на строительство когенерационных мощностей или связанных с ними сетей, в применении принципа "Сначала подумай о малом".
(41) Большинство предприятий Союза являются SMEs. Они представляют собой огромный потенциал экономии энергии для Союза. Чтобы помочь им принять меры по повышению энергетической эффективности, государства - члены ЕС должны создать благоприятные условия, направленные на обеспечение SMEs технической поддержкой и информацией, в получении которой они заинтересованы.
(42) Директива 2010/75/EС включает энергетическую эффективность в ряд критериев для определения наилучших доступных технологий, которые должны служить ориентиром для установления условий получения разрешения для установок в пределах своей сферы, в том числе установок сжигания с общей номинальной тепловой мощностью 50 МВт и более. Тем не менее Директива дает государствам - членам ЕС возможность установить требования, связанные с энергетической эффективностью установок сгорания или других установок на месте, в отношении видов деятельности, перечисленных в Приложении I к Директиве 2003/87/ЕС. Государства - члены ЕС должны включить информацию об уровне их энергетической эффективности в свои отчеты в соответствии с Директивой 2010/75//ЕС.
(43) Государства - члены ЕС должны установить на объективной основе объективных, прозрачных и недискриминационных критериев правила, регулирующие несение и распределение расходов по подключению и усилению энергосистемы, а также на технические приспособления, необходимые для интеграции новых производителей электроэнергии, полученной в результате высокоэффективной когенерации, принимая во внимание руководящие указания и коды, разработанные в соответствии с Регламентом (ЕС) 714/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об условиях присоединения к сетям в целях трансграничного обмена электричеством*(15) и Регламентом (ЕС) 715/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об условиях присоединения к газотранспортным сетям*(16). Производителям электроэнергии, генерируемой с помощью высокоэффективной когенерации, должно быть позволено обращаться с призывом к участию в тендере на работы по подключению. Доступ к энергосистеме для электроэнергии, произведенной с помощью высокоэффективной когенерации, особенно от малых и микрокогенерационных установок, должен быть облегчен. В соответствии со Статьей 3(2) Директивы 2009/72/ЕС и Статьей 3(2) Директивы 2009/73/ЕС, государства - члены ЕС могут возложить обязательства по коммунальным услугам, в том числе в отношении энергетической эффективности, на предприятия, работающие в электроэнергетическом и газовом секторах.
(44) Реагирование на спрос является важным инструментом повышения энергетической эффективности, поскольку оно увеличивает возможности для потребителя или третьих лиц, назначенных ими, принять решение по потреблению и информации о выставлении счета и таким образом обеспечивает механизм уменьшения или изменения потребления, что приводит к экономии энергии в конечном потреблении и, за счет более оптимального использования сетей и генерирующих активов, в производстве, передаче и распределении энергии.
(45) Реагирование на спрос может быть основано на реагировании конечных потребителей на ценовые сигналы либо на автоматизации зданий. Условия и доступ к реагированию на спрос должны быть улучшены, в том числе для малых конечных потребителей. Принимая во внимание продолжающееся развертывание интеллектуальных энергосистем, государства - члены ЕС должны обеспечить, чтобы национальные органы власти, регулирующие отношения, связанные с энергией, были в состоянии обеспечить сетевые тарифы и правила стимулирования повышения энергетической эффективности и поддерживать динамическое ценообразование в качестве мер реагирования на спрос конечных потребителей. Интеграция рынка и равные возможности выхода на рынок для спроса ресурсов (предложение и потребительские нагрузки) должны быть продолжены наряду с формированием. Кроме того, государства - члены ЕС должны обеспечить, чтобы национальные органы власти, регулирующие отношения, связанные с энергией, приняли комплексный подход, охватывающий потенциальную экономию в энергоснабжении и секторах конечного потребления.
(46) Для обеспечения эффективной и своевременной имплементации настоящей Директивы должно быть доступно достаточное количество надежных профессионалов, компетентных в области энергетической эффективности, например, это касается соблюдения требований по энергетическому аудиту и реализации программ обязательств по энергетической эффективности. Государства - члены ЕС должны, таким образом, ввести в действие сертификационные программы для поставщиков энергетических услуг, энергетического аудита и другие меры по повышению энергетической эффективности.
(47) Необходимо продолжить развитие рынка энергетических услуг для обеспечения доступности для спроса и для предложения энергетических услуг. Этому может способствовать четкость, например, посредством составления перечней поставщиков энергетических услуг. Модельные контракты, обмен передовым опытом и руководящие указания, в частности, в отношении договорной энергетической эффективности, также могут стимулировать спрос. Как и в других формах сторонних механизмов финансирования, в контракте об энергетической эффективности бенефициару энергетических услуг позволяется избежать капитальных затрат путем использования части денежных сумм от экономии энергии на погашение инвестиций, полностью или частично осуществляемых третьей стороной.
(48) Существует необходимость выявления и устранения нормативных и ненормативных барьеров на пути использования договорной энергетической эффективности и других сторонних механизмов финансирования для экономии энергии. Такие барьеры, включая правила бухгалтерского учета и практики, препятствуют адекватному отражению капитальных инвестиций и годовых финансовых сбережений в результате мер повышения энергетической эффективности в отчетности за весь срок существования инвестиций. Препятствия на пути реконструкции существующего жилищного фонда на основе разделения стимулов между различными заинтересованными сторонами также должны быть устранены на национальном уровне.
(49) Государства - члены ЕС и регионы должны поощряться в полном использовании Структурных фондов и Фонда сплочения, чтобы вызвать инвестиции в меры по повышению энергетической эффективности. Инвестиции в энергетическую эффективность имеют потенциал для способствования экономическому росту, занятости, инноваций и сокращению дефицита топлива в домашних хозяйствах и, следовательно, вносят положительный вклад в экономическое, социальное и территориальное единство. Потенциальные области финансирования включают в себя меры по повышению энергетической эффективности в общественных зданиях и жилом фонде, а также предоставление новых навыков для содействия занятости в секторе энергетической эффективности.
(50) Государства - члены ЕС должны поощрять использование финансовых механизмов для достижения целей настоящей Директивы. Такие финансовые механизмы могут включать в себя финансовые взносы и штрафы за невыполнение некоторых положений настоящей Директивы; ресурсы, выделяемые для повышения энергетической эффективности в соответствии со Статьей 10(3) Директивы 2003/87/EC; ресурсы, выделяемые для повышения энергетической эффективности в рамках многолетней финансовой программы, в частности, фонды единства, структурный фонд и фонд развития сельских районов, а также выделенные европейскими финансовыми инструментами, такими как Европейский фонд энергетической эффективности.
(51) Финансовые механизмы могут быть основаны по мере возможности на ресурсах, выделяемых на энергетическую эффективность в проектах союзных облигаций; ресурсах, выделяемых на энергетическую эффективность Европейским инвестиционным банком и другими европейскими финансовыми институтами, в частности, Европейским банком реконструкции и развития и Банком развития Совета Европы; ресурсах заемных средств финансовых институтов; национальных ресурсах, в том числе путем создания нормативной и финансовой основы поощрения имплементации инициатив и программ энергетической эффективности; доходах от ежегодных отчислений по сокращению выбросов согласно Решению 406/2009/EC.
(52) Финансовые механизмы могут, в частности, использовать такие вклады, ресурсы и доходы, чтобы давать возможность и поощрять инвестирование частного капитала, в частности, опираясь на институциональных инвесторов, при использовании критериев, обеспечивающих достижение экологических и социальных целей предоставления средств; могут использовать инновационные механизмы финансирования (например, гарантии по кредитам для частного капитала, кредитные гарантии для содействия договорной энергетической эффективности, гранты, льготные кредиты и выделенные кредитные линии, системы финансирования третьими лицами), которые снижают риски проектов в области энергетической эффективности и позволяют осуществить экономически эффективное обновление даже в странах с низким и средним доходом домохозяйств; могут быть связанными с программами или учреждениями, которые будут агрегировать и оценивать качество проектов экономии энергии, могут оказывать техническую помощь, стимулировать рынок энергетических услуг и помогать формировать потребительский спрос на энергетические услуги.
(53) Финансовые механизмы также должны предоставить соответствующие ресурсы для поддержки обучающих и сертификационных программ, которые улучшают и аккредитуют навыки для энергетической эффективности; должны предоставить ресурсы для исследований и демонстрации и ускорения понимания малых и микротехнологий получения энергии и оптимизации подключения этих генераторов к энергосистеме; должны быть связанными с программами, предпринимающими действия по повышению энергетической эффективности во всем жилом фонде, чтобы предотвратить энергетическую нужду и стимулировать арендодателей, сдающих жилье, сделать свою собственность настолько энергетически эффективной, насколько это возможно; должны предоставить соответствующие ресурсы для поддержки общественного диалога и установления стандартов, направленных на улучшение энергетической эффективности и обеспечение хороших условий труда и охраны здоровья и безопасности на рабочих местах.
(54) Доступные финансовые инструменты Союза и инновационные механизмы финансирования должны быть использованы для практической реализации цели повышения энергетической эффективности зданий органов власти. В этом отношении государства - члены ЕС могут использовать свои доходы от ежегодных отчислений по сокращению выбросов согласно Решению 406/2009/EC в разработке таких механизмов на добровольной основе и с учетом национальных бюджетных правил.
(55) При имплементации 20% намеченной энергетической эффективности Европейская Комиссия должна будет контролировать воздействие новых мер по Директиве 2003/87/EC, учреждающей схему торговли квотами на выбросы Союза (ETS) в целях поддержания заинтересованности в системе торговли квотами на выбросы, поощряющей инвестиции в низкоуглеродные технологии и подготавливающей ETS-сектор к инновациям, необходимым в будущем. Будет необходимо контролировать воздействия в тех отраслях промышленности, которые подвергаются значительному риску утечки углерода, как это определено в Решении 2010/2/ЕС Европейской Комиссии от 24 декабря 2009 г., определяющем, в соответствии с Директивой 2003/87/EC Европейского парламента и Совета ЕС, перечень отраслей и подотраслей, которые считаются подвергнутыми значительному риску утечки углерода*(17), в целях обеспечения того, чтобы настоящая Директива способствовала и не препятствовала развитию указанных отраслей.
(56) Директива 2006/32/ЕС требует, чтобы государства - члены ЕС приняли и стремились достигнуть цели общенациональной желательной экономии энергии до 9% к 2016 г., что должно быть достигнуто путем развертывания энергетических услуг и других мер повышения энергетической эффективности. Указанная Директива устанавливает, что второй план энергетической эффективности, принятый государствами - членами ЕС, должен следовать, где это возможно и необходимо, предложению Европейской Комиссии о дополнительных мерах, включая продление периода применения целей. Если в отчете делается вывод о том, что прогресс в достижении ориентировочных национальных целей, установленных указанной Директивой, недостаточен, такие предложения должны рассмотреть вопрос об уровне и характере этих целей. Оценка воздействия, сопровождающая указанную Директиву, показывает, что государства - члены ЕС находятся на пути к достижению 9% цели, которая является значительно менее амбициозной, чем впоследствии принятая 20% цель экономии энергии к 2020 г., и, таким образом, нет никакой необходимости пересматривать уровень целей.
(57) Программа "Интеллектуальная энергия Европы", установленная Решением 1639/2006/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 24 октября 2006 г. о Рамочной программе конкурентоспособности и инновации (с 2007 по 2013 гг.)*(18) сыграла важную роль в создании благоприятных условий для надлежащей имплементации устойчивой энергетической политики Союза, устранения рыночных барьеров, таких как недостаточная информированность и мощность действующих лиц рынка и институтов, национальных технических или административных барьеров для надлежащего функционирования внутреннего энергетического рынка или слаборазвитого рынка труда в соответствии с проблемой низкоуглеродной экономики. Многие из таких барьеров все еще актуальны.
(58) В целях выявления значительного энергосберегающего потенциала продукции, связанной с энергопотреблением, имплементация Директивы 2009/125/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляемой продукции*(19) и Директивы 2010/30/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 19 мая 2010 г. относительно указания в маркировке продукции, связанной с энергопотреблением, информации о потреблении энергии и других ресурсов*(20) должна быть ускорена и расширена. Приоритет должен быть отдан продукции, предлагающей самый высокий энергосберегающий потенциал, как это определяется в Рабочем плане экодизайна, и пересмотру, при необходимости, существующих мер.
(59) В целях прояснения условий, согласно которым государства - члены ЕС могут устанавливать требования энергетической эффективности, в соответствии с Директивой 2010/31/ЕС, принимая во внимание Директиву 2009/125/ЕС и меры по ее имплементации, в Директиву 2009/125/ЕС должны быть внесены соответствующие изменения.
(60) Поскольку цель настоящей Директивы, а именно достижение Союзом 20% цели энергетической эффективности к 2020 г. и продолжение пути к дальнейшему повышению энергетической эффективности после 2020 г., не может быть достигнута в достаточной мере государствами - членами ЕС без принятия дополнительных мер по повышению энергетической эффективности и может быть лучше достигнута на уровне Союза, Союз может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, закрепленным в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, как это изложено в указанной Статье, настоящая Директива не выходит за пределы того, что необходимо для достижения этой цели.
(61) В целях обеспечения адаптации к техническому прогрессу и изменению в распределении источников энергии, полномочие принимать акты в соответствии со Статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза должно быть делегировано Европейской Комиссии в отношении пересмотра гармонизированных эталонных значений эффективности, установленных на основе Директивы 2004/8/EC, и в отношении значений, методов расчетов, коэффициента по умолчанию первичной энергии и требований, изложенных в Приложениях к настоящей Директиве. Особое значение имеет проведение Европейской Комиссией консультаций в ходе своей подготовительной работы, в том числе на экспертном уровне. Европейская Комиссия при подготовке и составлении актов делегированного законодательства, должна обеспечивать одновременную, своевременную и надлежащую передачу соответствующих документов в Европейский парламент и Совет ЕС.
(62) В целях обеспечения единообразных условий для имплементации настоящей Директивы, осуществление имплементационных полномочий должно быть возложено на Европейскую Комиссию. Такие полномочия должны осуществляться в соответствии с Регламентом (ЕС) 182/2011 Европейского парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г., устанавливающий правила и общие принципы относительно механизмов контроля государствами - членами ЕС выполнения Европейской Комиссией имплементационных полномочий*(21).
(63) Все основные положения Директив 2004/8/EC и 2006/32/EC должны быть отменены, за исключением Статьи 4(1) - (4), и Приложений I, III и IV к Директиве 2006/32/EC. Указанные последние положения должны применяться до истечения срока достижения 9% цели. Статья 9(1) и (2) Директивы 2010/30/ЕС, которая предусматривает обязательство государств - членов ЕС только приложить усилия для закупки продукции, имеющей наивысший класс энергетической эффективности, должна быть удалена.
(64) Обязанность по преобразованию настоящей Директивы в национальное право должна быть ограничена теми положениями, которые представляют собой существенные изменения по сравнению с Директивами 2004/8/EC и 2006/32/EC. Обязанность по преобразованию положений, которые остаются неизменными, в национальное право возникает в соответствии с указанными Директивами.
(65) Настоящая Директива действует без ущерба для обязательств государств - членов ЕС, касающихся сроков преобразования в национальное право и применения Директив 2004/8/EC и 2006/32/EC.
(66) В соответствии с Общей политической декларацией государств - членов ЕС и Европейской Комиссии в пояснительных документах от 28 сентября 2011 г. государства - члены ЕС обязались в оправданных случаях сопровождать уведомления о своих мерах по преобразованию в национальное право одним или несколькими документами, объясняющими взаимосвязь между деталями Директивы и соответствующими частями актов по преобразованию в национальное право. В отношении настоящей Директивы законодатель считает, что передача таких документов оправдана,
Приняли настоящую Директиву
Совершено в Страсбурге 25 октября 2012 г.
От имени Европейского парламента
Председатель |
M. SCHULZ |
От имени Совета ЕС
Председатель |
A.D. MAVROYIANNIS |
______________________________
*(1) DIRECTIVE 2012/27/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC (Text with EEA relevance). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 315, 14.11.2012, стр. 1.
*(2) ОЖ N C 24, 28.1.2012, стр. 134.
*(3) ОЖ N C 54, 23.2.2012, стр. 49.
*(4) Позиция Европейского парламента от 11 сентября 2012 г. (еще не опубликованная в ОЖ) и решение Совета ЕС от 4 октября 2012 г.
*(5) ОЖ N L 114, 27.4.2006, стр. 64.
*(6) ОЖ N L 140, 5.6.2009, стр. 136.
*(7) ОЖ N L 52, 21.2.2004, стр. 50.
*(8) ОЖ N L 140, 5.6.2009, стр. 16.
*(9) ОЖ N L 153, 18.6.2010, стр. 13.
*(10) ОЖ N L 275, 25.10.2003, стр. 32.
*(11) ОЖ N L 211, 14.8.2009, стр. 55.
*(12) ОЖ N L 211, 14.8.2009, стр. 94.
*(13) ОЖ N L 334, 17.12.2010, стр. 17.
*(14) ОЖ N L 140, 5.6.2009, стр. 114.
*(15) ОЖ N L 211, 14.8.2009, стр. 15.
*(16) ОЖ N L 211, 14.8.2009, стр. 36.
*(17) ОЖ N L 1, 5.1.2010, стр. 10.
*(18) ОЖ N L 310, 9.11.2006, стр. 15.
*(19) ОЖ N L 285, 31.10.2009, стр.10.
*(20) ОЖ N L 153, 18.6.2010, стр. 1.
*(21) ОЖ N L 55, 28.2.2011, стр. 13.
*(22) ОЖ N L 304, 14.11.2008, стр. 1.
*(23) ОЖ N L 134, 30.4.2004, стр. 114.
*(24) ОЖ N L 124, 20.5.2003, стр. 36.
*(25) ОЖ N L 216, 20.8.2009, стр. 76.
*(26) ОЖ N L 197, 21.7.2001, стр. 30.
*(27) ОЖ N L 343, 23.12.2011, стр. 91.
*(28) ОЖ N L 24, 29.1.2008, стр. 8.
*(29) ОЖ N L 191, 23.7.2010, стр. 28.
*(30) ОЖ N L 153, 18.6.2010, стр. 13.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/27/ЕС от 25 октября 2012 г. об энергетической эффективности, об изменении Директив 2009/125/EC и 2010/30/ЕС и отмене Директив 2004/8/EC и 2006/32/EC
Директива адресована государствам - членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Переводчик - А.В. Верещетина
Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день, следующий за ее опубликованием в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 315, 14.11.2012, стр. 1.