Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
членов Комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Куст И.Ю.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Петелько Д.А., Васина Д.В., представители ООО "Норд Сантехмонтаж-62" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Норд Сантехмонтаж-62" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова", строительство здания филиала МХАТ имени А.П. Чехова по адресу: г. Москва, ЮАО, пересечение проспекта Андропова с Нагатинской улицей" (номер извещения 0373100115413000002) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно доводам Заявителя, изложенным в жалобе, права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установленные Заказчиком в Информационной карте Конкурсной документации сроки выполнения работ не соответствуют объему работ, предусмотренному Проектом контракта Конкурсной документации.
2. Пункт 1.2 проекта контракта Конкурсной документации содержит положения, согласно которым "Подрядчик ознакомлен с исходными данными Заказчика, указанными в п. 10 Задания на проектирование, всеми приложениями к контракту и иной действующей документацией по Объекту в части выполнения Работ по Объекту", однако указанные исходные данные Заказчиком не включены в состав Конкурсной документации. Следовательно, поскольку подрядчик не будет ознакомлен к дате подписания контракта с исходными данными, включение пункта 1.2 в проект контракта Конкурсной документации неправомерно.
3. Заказчиком не установлена форма детального Календарного плана выполнения работ, необходимого для представления подрядчиком Заказчику при подписании контракта.
4. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлена возможность изменения и дополнения условий контракта.
5. Размещенная Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Конкурсная документация содержит ограничения для ознакомления.
6. Требования Конкурсной документации к участникам размещения заказа о наличии соответствующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства установлены с нарушением законодательства о размещении заказов.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте -21.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 153 031 327, 39 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников размещения заказа.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно доводам Заявителя, пункт 5 Информационной карты Конкурсной документации содержит указание сроков выполнения работ, а именно: I стадия: минимальный срок - 67 дней с даты подписания контракта, максимальный срок - 90 дней с даты подписания контракта; II стадия: минимальный срок - 202 дня с даты подписания контракта, максимальный срок - 270 дней с даты подписания контракта.
Согласно пункту 7.2 Проекта контракта Конкурсной документации "сроки выполнения Работ указаны с учетом срока проведения государственной экспертизы Проектной документации, который согласно пункту 27 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" не должен превышать 3 (Три) месяца". Таким образом, по мнению Заявителя, с учетом указанного пункта Проекта контракта Конкурсной документации, соблюдение сроков I стадии выполнения работ подрядчиком невозможно.
Представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации не указано требование о необходимости получения заключения государственной экспертизы Проектной документации в I стадию выполнения работ. Кроме того, 1 стадия выполнения работ, согласно пункту 7.1.1. Проекта контракта Конкурсной документации, предполагает разработку проектной документации (ПД) и оканчивается передачей проектной документации Заказчику, а срок получения заключения государственной экспертизы и согласований, необходимых для исполнения контракта, предусмотрен на стадии разработки рабочей документации (РД), что согласно пункту 7.1.2. Проекта контракта Конкурсной документации, является II стадией исполнения контракта.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленные в Информационной карте Конкурсной документации Заказчиком сроки выполнения работ не соответствуют объему работ, предусмотренных Проектом контракта Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1.2. Проекта контракта Конкурсной документации "Подрядчик ознакомлен с исходными данными заказчика, указанными в п. 10 Задания на проектирование, всеми Приложениями к Контракту и иной действующей документацией по Объекту в части выполнения работ по Объекту, и не имеет замечаний, изменяющих объемы, состав, виды, содержание и номенклатуру Работ, увеличивающих Цену Контракта и сроки выполнения Работ по Контракту".
Согласно доводам Заявителя, указанные исходные данные Заказчиком не включены в состав Конкурсной документации, и следовательно, поскольку подрядчик не будет ознакомлен к дате подписания контракта с исходными данными, включение пункта 1.2 в проект контракта Конкурсной документации неправомерно.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что требования к техническим характеристикам работ содержатся в Задании на проектирование и Техническом задании на проектирование Конкурсной документации. При этом в пункте 10 задания на проектирование Конкурсной документации указаны исходные данные для проектирования, в том числе такие как: свидетельство от 25.06.2012 г. N 77-АО 109854 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, распоряжение Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 17.05.2011 г. N 1398-05 ДЗР, градостроительный план земельного участка N RU77-163000-004487.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что положения пункта 1.2 проекта контракта Конкурсной документации предусматривают, что Заказчик до подписания контракта ознакамливает подрядчика с документами, в том числе указанными в пункте 10 задания на проектирование Конкурсной документации. Кроме того, согласно положениям пункта 2.1 проекта контракта Конкурсной документации Заказчик передает вышеуказанные документы исполнителю в течение 5 (пяти) дней с момента подписания Контракта.
Таким образом, учитывая пояснения представителей Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что пункт 1.2 включен в проект контракта Конкурсной документации неправомерно, является несостоятельным.
3. Пунктом 7.3 Проекта контракта установлено, что одновременно с подписанием Контракта подрядчик предоставляет Заказчику на согласование детальный Календарный план выполнения работ, с указанием видов, разделов, этапов выполнения работ, их стоимости, промежуточных сроков и сроков окончания выполнения работ по государственному контракту. Календарный план после подписания его сторонами становится неотъемлемой частью контракта.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком не установлена форма детального Календарного плана выполнения работ, необходимого для представления подрядчиком Заказчику при подписании контракта.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что форма детального Календарного плана выполнения работ, необходимая для представления исполнителем контракта, аналогична представленной в Конкурсной документации форме 1.4.2.5. "Предложение о сроках выполнения работ", являющейся обязательной для заполнения участниками размещения заказа при подаче заявок на участие в Конкурсе. Таким образом, детальный Календарный план выполнения работ составляется на основе предложения о сроках выполнения работ, содержащегося в составе заявок участников размещения заказа на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 10 статьи 28 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
Следовательно, согласно пояснениям Заказчика, в календарный план проекта контракта, заключаемого по итогам проведения Конкурса, подлежат включению условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке участника Конкурса, с которым заключается контракт, в том числе, сведения из формы 1.4.2.5. "Предложение о сроках выполнения работ".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик, не установив форму календарного плана выполнения работ, нарушил положения законодательства о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлена возможность изменения и дополнения условий контракта. При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что пунктом 3.5 Технического задания на проектирование Конкурсной документации установлено: "В ходе проектирования Театр имеет право вносить изменения и дополнения в данное техническое задание".
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. При этом согласно части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 6-6.7 и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов, частью 26.1 статьи 65 Закона о размещении заказов.
Согласно положениям Конкурсной документации контракт на выполнение работ заключается между Заказчиком в лице ФГБУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" и подрядчиком. При этом "Театр", указанный в пункте 3.5 Технического задания на проектирование Конкурсной документации, не входит в субъектный состав сторон по заключаемому по итогам Конкурса контракту.
Таким образом, положения пункта 3.5 Технического задания на проектирование Конкурсной документации в части изменения условий контракта "Театром" не исполнимы, поскольку "Театр" не является стороной по заключаемому контракту. В связи с чем, довод Заявителя о том, что положениями Конкурсной документации установлено, что Заказчик при исполнении контракта изменяет его условия, является несостоятельным.
5. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом в соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На заседании Комиссии установлено, что "Задание на проектирование", "Техническое задание на проектирование", являющиеся частью Конкурсной документации размещены на Официальном сайте в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов текста, что может повлечь ограничение ознакомления участников размещения заказа с документацией и является нарушением части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470, установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклада, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Вместе с тем, согласно протоколу вскрытия конвертов от 05.04.2013 N 0373100115413000002-П1, на участие в торгах подано 8 (восемь) заявок от участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов не привело к ограничению количества участников размещения заказов при участии в Конкурсе.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно положениям части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям, а также по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Пункт 9 Информационной карты Конкурсной документации содержит требование к участникам размещения заказа о наличии действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в том числе к видам работ по инженерным изысканиям, видам работ по подготовке проектной документации, а также о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. Кроме того, пунктом 9 Информационной карты Конкурсной документации определено, что для видов работ, которые участник размещения заказа будет выполнять с привлечением третьих лиц достаточно допуска саморегулируемой организации к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). При этом пунктом 10 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что участник размещения заказа вправе для выполнения работ по предмету конкурса привлекать субподрядные организации.
Следовательно, в случае если участник размещения заказа будет выполнять работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации самостоятельно, то в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации такой участник должен иметь соответствующий допуск, выданный саморегулируемой организацией, к видам указанных работ и представить его в составе заявки на участие в Конкурсе. Однако положениями Конкурсной документации также предусмотрено, что в случае если участник размещения заказа будет выполнять указанные работы с привлечением третьих лиц, то такой участник должен иметь допуск, выданный саморегулируемой организацией, к работам по организации подготовки проектной документации.
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования Конкурсной документации к участникам размещения заказа о наличии соответствующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства установлены с нарушением законодательства о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Норд Сантехмонтаж-62" обоснованной в части размещения на Официальном сайте Конкурсной документации, содержащей ограничения для ознакомления.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы дела по выявленному нарушению в действиях Заказчика переданы на основании решения Комиссии от 17.04.2013 по делу N К-523/13 соответствующему должностному лицу Московского У ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Д.М. Баширова |
Члены Комиссии: |
И.Ю. Куст |
|
П.П. Игнатущенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2013 г. N К-531/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2013 г. N ГЗ/01013)
Текст решения официально опубликован не был