Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 29 апреля 2013 г. N 171
Методические рекомендации
по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений
1. Методические рекомендации по оценке потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" с учетом возможного привлечения не менее трети средств за счет реорганизации неэффективных учреждений (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 24 приложения N 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
2. Методические рекомендации определяют возможные подходы к подготовке обоснований при планировании дополнительных финансовых ресурсов в целях обеспечения достижения целевых значений соотношения среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее соответственно - Указы, отдельные категории работников), и среднемесячной заработной платы в субъектах Российской Федерации (далее - целевое значение соотношений) и может быть использована федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере (далее - федеральные органы исполнительной власти). Перечень отдельных категорий работников предусмотрен приложением N 1 к Методическим рекомендациям. Целевые значения соотношений устанавливаются на соответствующие календарные годы в утверждаемых федеральными органами исполнительной власти "дорожных картах" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013-2018 годах (далее - отраслевые "дорожные карты").
Методические рекомендации целесообразно использовать при подготовке обоснований при планировании органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных финансовых ресурсов в целях обеспечения достижения целевых значений соотношений в субъектах Российской Федерации, устанавливаемых на соответствующие календарные годы в утверждаемых на уровне субъектов Российской Федерации "дорожных картах" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013-2018 годах (далее - региональные "дорожные карты").
3. Оценку потребности в дополнительных финансовых ресурсах рекомендуется осуществлять исходя из прогнозных расходов на повышение оплаты труда (прироста фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда) отдельных категорий работников с учетом обеспечения достижения целевых показателей развития отраслей социальной сферы, включая показатели по реорганизации неэффективных организаций, закрепленных в отраслевых "дорожных картах" на основе:
данных о среднесписочной численности и оплате труда отдельных категорий работников в соответствии с приказом Росстата от 30 октября 2012 г. N 574 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (до получения данных статистического наблюдения используются данные учреждений);
прогнозируемой среднемесячной заработной платы в субъектах Российской Федерации, определяемой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. N 492 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период";
устанавливаемых в отраслевых "дорожных картах" ежегодных показателей соотношения среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников и среднемесячной заработной платы в субъектах Российской Федерации на период до 2018 года;
прогнозной среднесписочной численности отдельных категорий работников, определяемой федеральными органами исполнительной власти с учетом необходимости достижения показателей качества и доступности услуг, установленных отраслевыми "дорожными картами", включая данные о среднесписочной численности отдельных категорий работников, обеспечивающих деятельность федеральных государственных учреждений по выполнению государственных услуг (работ), с учетом изменения указанной численности работников в соответствии с показателями отраслевых "дорожных карт" (по категориям работников, для которых установлены нормативы численности - данных о нормативной численности);
данных о сложившейся структуре финансового обеспечения по источникам финансового обеспечения;
планируемых мероприятий по реорганизации неэффективных организаций и других мероприятий по повышению эффективности и оптимизации ресурсов;
прогнозных и фактических показателей развития отраслей, установленных соответствующими "дорожными картами", включающих показатели по реорганизации неэффективных организаций и программ, а также показатели повышения качества оказания услуг (выполнения работ).
4. Оценка потребности в дополнительных финансовых ресурсах проводится по каждой категории работников.
При этом взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных учреждений, осуществляющих полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета, а также главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих подведомственные федеральные государственные учреждения (далее - учреждения), в штате которых состоят работники, относящиеся к отдельным категориям работников, осуществляется в порядке, установленном для планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета.
При необходимости федеральные органы исполнительной власти организуют получение указанной в абзаце 3 пункта 3 Методических рекомендаций информации от указанных в абзаце 2 настоящего пункта Методических рекомендаций главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе в рамках мониторинга реализации отраслевых "дорожных карт".
Минтруд России направляет в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере, а также в Минэкономразвития России и Минфин России полученные по запросу от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о прогнозируемой среднемесячной заработной плате в субъектах Российской Федерации. Указанные сведения могут уточняться субъектами Российской Федерации с учетом изменения базы прогнозирования в связи с получением данных Росстата о фактических численности и заработной плате отдельных категорий работников, а также при корректировке прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
5. Оценку прогнозных расходов на повышение оплаты труда (прироста фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда) по отдельной категории работников рекомендуется определять по формуле:
, [1]
где:
- прирост фонда оплаты труда в i-том году по категории работников j;
- фонд оплаты труда в i-том году по категории работников j;
- фонд оплаты труда в базовом (2012) году по категории работников j.
[2],
где:
- среднемесячная заработная плата в i-том году по категории работников j;
- среднесписочная численность работников категории j в i-том году;
12 - количество месяцев в году;
- размер начислений на фонд оплаты труда (определяется исходя из прогнозируемого размера среднемесячной заработной платы категории работников j в i-том году с учетом дифференциации страховых взносов от размера оплаты труда).
При расчетах данные базового года могут быть уточнены с учетом анализа данных статистического наблюдения, осуществляемого в соответствии с приказом Росстата от 30 октября 2012 г. N 574. Например, если сопоставление данных базового года и результатов статистического наблюдения покажет существенное изменение динамики соответствующих показателей (среднесписочной численности работников, среднемесячной заработной платы, структуры фонда оплаты труда), целесообразно провести анализ обоснованности такого изменения и при необходимости уточнить данные базового года.
При этом для расчета среднемесячной заработной платы по отдельной категории работников, в случае, если работники данной категории заняты в учреждениях, расположенных в одном субъекте Российской Федерации:
[3],
где:
- среднемесячная заработная плата в субъекте Российской Федерации в i-том году (для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - среднемесячная заработная плата в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации в i-том году; для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей - среднемесячная заработная плата для учителей в субъекте Российской Федерации в i-том году);
- соотношение среднемесячной заработной платы по категории работников j в i-том году, установленное в отраслевой "дорожной карте".
Для расчета среднемесячной заработной платы по отдельной категории работников, в случае, если работники данной категории заняты в учреждениях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации:
[4],
где:
[5] - приведенная (к уровню среднемесячной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации) среднемесячная заработная плата по категории работников j, определяемая исходя из распределения численности работников j-той категории по регионам, а именно как сумма по субъектам Российской Федерации произведения среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации в i-том году и среднесписочной численности работников j-той категории в соответствующем субъекте Российской Федерации в i-том году, деленная на суммарную среднесписочную численность работников j-той категории в i-том году по всем субъектам Российской Федерации (в части отчетных данных по показателям, используемым в формулах, применяются данные официального статистического наблюдения, в части плановых данных - данные отраслевых "дорожных карт);
- соотношение среднемесячной заработной платы работников категории j к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации в i-том году, установленное в отраслевой "дорожной карте".
6. При обосновании прироста фонда оплаты труда по главным распорядителям средств федерального бюджета могут быть использованы соотношения среднемесячной заработной платы по категории работников j в i-том году и среднемесячной заработной платы по субъекту Российской Федерации, установленные:
главными распорядителями средств федерального бюджета в соответствующих планах мероприятий по реализации отраслевых "дорожных карт";
в заключаемых в установленном порядке соглашениях с федеральными бюджетными и автономными учреждениями о субсидиях на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (работ, услуг);
в решениях главных распорядителей средств федерального бюджета о выделении лимитов бюджетных обязательств на обеспечение выполнения функций казенных учреждений в части оплаты труда работников.
Следует отметить, что использование указанных соотношений должно в целом по отдельной категории работников обеспечивать достижение соотношения, установленного в отраслевой "дорожной карте".
7. Суммарная потребность в дополнительных финансовых ресурсах обеспечивается за счет следующих источников финансового обеспечения:
[6] ,
где:
- покрытие потребности за счет бюджетных средств;
- покрытие потребности за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС, применяется в сфере здравоохранения);
- покрытие потребности за счет средств от приносящей доход деятельности.
Дополнительным источником финансового обеспечения является - экономия финансовых средств в результате реорганизации неэффективных организаций.
Исходя из формулы [6] производится оценка вклада каждого источника в обеспечение дополнительной потребности. Например, удельный вес средств от реорганизации неэффективных организаций в покрытии потребности в дополнительных средствах составляет
. [7]
Определение суммарной дополнительной потребности в финансовых ресурсах целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
1) определение - суммарной дополнительной потребности в финансовых ресурсах.
[8]
В суммарную потребность в дополнительных финансовых ресурсах целесообразно включать оценку прогнозных расходов на повышение оплаты труда по отдельным категориям работников, определяемых по формуле [1], где в качестве прогнозируемой среднесписочной численности работников категории j в i-том году принимается
[9],
где:
- численность отдельных категорий работников, определенная исходя из условий базового года в части соотношения численности отдельных категорий работников и Н - численности получателей услуг (объема работ). При этом численность получателей услуг (объем работ) определяется с учетом необходимости обеспечения предусмотренных отраслевыми "дорожными картами" показателей доступности услуг и демографической динамики.
2) определение - суммарной экономии за счет реорганизации неэффективных организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики предусмотрено с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Мероприятия, в результате которых обеспечивается оптимизация расходов, предусмотрены отраслевыми и региональными "дорожными картами", а также должны предусматриваться в планах мероприятий главных распорядителей бюджетных средств по реализации "дорожных карт", а также в соответствующих планах учреждений.
Общий объем средств, полученных в результате реорганизации неэффективных организаций, может быть определен как сумма экономии средств по всем направлениям оптимизации расходов в соответствующей сфере:
[10]
При этом при оценке снижения расходов от улучшения использования основных средств и материальных ресурсов следует учитывать снижение затрат на предоставление единицы услуг, выполнения работ (выполнение функций казенных учреждений) за счет повышения загрузки основных средств, более эффективного их использования во времени, повышения технической оснащенности учреждений, введения прогрессивных технологических решений, улучшения организации деятельности учреждений, а также динамика объема оказываемых услуг (выполнения работ).
При оценке снижения расходов от оптимизации структуры учреждений, включая реорганизацию неэффективных учреждений, следует учитывать снижение затрат на содержание неэффективных учреждений (подразделений учреждений), в том числе при создании многопрофильных современных организаций.
При оценке экономии от оптимизации численности отдельных категорий работников целесообразно учитывать снижение численности отдельных категорий работников в расчете на численность получателей услуг (выполняемый объем работ) в прогнозном году по сравнению с базовым годом. При этом сопоставляются численность работников, необходимая для обеспечения предусмотренных отраслевыми "дорожными картами" показателей доступности государственных услуг (работ) с учетом демографической динамики, определенная исходя из условий базового года в части соотношения численности работников и получателей государственных услуг (объема работ), и численность работников, определенная с учетом изменения данного соотношения в результате улучшения организации и повышения производительности труда.
При оценке экономии от оптимизации численности прочих категорий работников целесообразно учитывать снижение численности прочих категорий работников, в том числе в связи с предусмотренными "дорожными картами" мероприятиями по оптимизации расходов на административно-управленческий персонал с учетом установления предельной доли этих расходов в фонде оплаты труда не более 40%, выведению непрофильных услуг (работ) и другими мероприятиями.
Объем средств, полученных в результате реорганизации неэффективных организаций, по каждому направлению оптимизации в i-м году определяется по сравнению с условиями базового года. В величину средств, полученных в рамках оптимизации расходов в i-м году, целесообразно включать все средства, полученные от оптимизации расходов в прошлые периоды до 2012 года включительно. При этом, учитывая специфику данного показателя, в целях исключения повторного счета при оценке экономии от оптимизации расходов за период 2013-2015 или 2013-2018 годов берутся данные последнего года в периоде;
3) определение - фактической потребности в дополнительных средствах бюджетной системы и внебюджетных источников.
[11];
4) определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах за счет средств от приносящей доход деятельности:
[12],
где:
- коэффициент, учитывающий долю фонда оплаты труда, формируемую за счет средств приносящей доход деятельности. Целесообразно применять на уровне не ниже предыдущего года (при этом следует использовать для прошедшего периода, а также оценки текущего года данные статистического наблюдения - фактическую долю фонда оплаты труда , полученную делением фонда начисленной заработной платы отдельной категории работников за счет средств от приносящей доход деятельности на общий фонд начисленной заработной платы данной категории работников);
5) при определении - объема средств, поступающих от обязательного медицинского страхования, направляемых на повышение оплаты труда работников, необходимо учитывать специфику финансирования медицинских организаций, в частности то, что оплата медицинских услуг страховыми организациями осуществляется по установленному тарифу на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу. Кроме того, при этом учитывается расширение сферы действия обязательного медицинского страхования.
[13],
где:
- доля средств ОМС в фонде оплаты труда j-той категории работников, принимаемая на уровне не ниже предыдущего года (доля предыдущего года исчисляется по данным статистического наблюдения делением фонда начисленной заработной платы отдельной категории работников за счет средств ОМС на общий фонд начисленной заработной платы данной категории работников);
6) определение - потребности в дополнительных финансовых ресурсах за счет бюджетных средств:
[14],
где:
- коэффициент, учитывающий долю бюджетных средств в фонде оплаты труда j-той категории работников. Целесообразно применять на уровне не выше предыдущего года (доля предыдущего года исчисляется по данным статистического наблюдения делением фонда начисленной заработной платы отдельной категории работников за счет средств бюджетов всех уровней на общий фонд начисленной заработной платы данной категории работников).
8. При изменении значений среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации, а также других показателей по сравнению с прогнозными, осуществляется корректировка ранее проведенных расчетов в сроки, установленные для корректировки соответствующих бюджетов.
9. Примерная схема оценки потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда по отдельной категории работников предусмотрена приложением N 2 к Методическим рекомендациям, примерная схема оценки суммарной потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда в сфере деятельности - приложением N 3 к Методическим рекомендациям.
Приложение N 3 к Методическим рекомендациям заполняется на основании суммирования соответствующих строк форм, заполненных по категориям работников согласно приложению N 2.
Пример оценки потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение заработной платы социальных работников представлен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.