Действуют с 28.03.2013
1. Общие положения
Временные методические рекомендации по проведению экспертизы проектных показателей по поступлениям регулярных земельных платежей в бюджет города Москвы (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом города Москвы от 30.06.2010 N 30 "О Контрольно-счетной палате Москвы", Регламентом Контрольно-счетной палаты Москвы и Стандартом 1.1 "Методологическое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы".
Методические рекомендации носят специализированный характер и разработаны для использования членами Коллегии Контрольно-счетной палатой Москвы (далее - Палата) и соответствующими структурными подразделениями Палаты, к предметам ведения которых относятся доходы бюджета города Москвы.
Методические рекомендации предназначены к использованию на этапах подготовки и проведения экспертизы проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период с целью оценки обоснованности показателей доходов от регулярных земельных платежей, включая оценку:
- обоснованности данных, использованных главными администраторами доходов бюджета города Москвы (далее - ГАДБ) при расчете прогнозируемого объема доходов бюджета города Москвы;
- обоснованности использованных ГАДБ методик прогнозирования объемов поступления по источникам доходов;
- обоснованности оценки ожидаемого исполнения бюджета города Москвы на текущий финансовый год по закрепленным источникам доходов;
- наличия резервов увеличения объемов поступлений доходов.
При разработке Методических рекомендаций учтен практический опыт проведения оценки соответствующих прогнозных показателей по источникам доходов бюджета города Москвы, приобретенный Палатой при проведении экспертиз проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
Методические рекомендации носят временный характер и предусмотрены к использованию до введения на территории города Москвы единого налога на недвижимость.
2. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях
Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:
- регулярные земельные платежи - земельные платежи, осуществляемые равномерно, через определенные промежутки (периоды) времени в городской бюджет владельцами и (или) арендаторами земельных участков за пользование земельными участками. Периодичность выплат зависит от оформленного права пользования земельным участком и определяется: для землепользователей, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), - нормами ст. 3 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон города Москвы от 24.11.2004 N 74); для землепользователей, обладающих земельными участками на праве аренды, - условиями заключенных с ними договоров аренды;
- отчетный (текущий) и прогнозируемый баланс земель - свод данных, ежегодно формируемый Департаментом земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР)*(1), характеризующий состояние (прогнозные показатели) использования городских земель в границах административных округов города Москвы и в целом по городу. Включает в себя информацию (в разрезе целей использования земельных участков в соответствии с классификатором земель города Москвы):
а) по структуре (распределению) земель по видам прав и формам учета;
б) по структуре земель, сданных в аренду;
в) по структуре доходов, полученных в течение отчетного года по договорам аренды земельных участков*(2);
- вид разрешенного использования земель - установленная в публичном порядке совокупность разрешенных параметров использования земель (земельного участка). К таким параметрам относятся:
а) допустимые функциональные назначения зданий, строений и сооружений, расположенных или предполагаемых к строительству на земельном участке, то есть возможные способы эксплуатации объектов недвижимости для осуществления конкретных видов хозяйственной и иной деятельности;
б) потенциальные параметры застройки земельного участка (возможная площадь застройки земельного участка, этажность строительства и другие градостроительные режимы использования участка);
в) кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений*(3).
В настоящее время в городе Москве используются 17 укрупненных видов разрешенного использования земель, определенных Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) для целей проведения кадастровой оценки земельных участков*(4), а также перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП (с привязкой к укрупненным видам разрешенного использования земель);
- кадастровая стоимость земельного участка - стоимость земельного участка в зависимости от его целевого назначения (вида разрешенного использования), определяемая для целей налогообложения и иных целей, установленных действующим законодательством (определение арендной платы; расчет выкупной стоимости земельных участков; расчет единовременных платежей - ставок арендной платы, подлежащей уплате в первый год аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции); расчет платы за снятие запрета на строительство при покупке земельного участка по льготной цене). В случае признания земельного участка объектом налогообложения (аренды) кадастровая стоимость земельного участка является налоговой (арендной) базой для начисления соответствующих платежей (земельного налога, арендной платы за землю).
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) проведение государственной кадастровой оценки земель осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка*(5).
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" утвержденные ДЗР результаты определения кадастровой стоимости должны быть опубликованы в течение 10 рабочих дней с даты их утверждения.
Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ введена еще одна новация, согласно которой к кадастровой стоимости земельного участка относится также его рыночная стоимость, определяемая в случаях осуществление каких-либо сделок с земельным участком (п. 3 ст. 66 ЗК РФ);
- налоговая (арендная) ставка - величина налоговых (арендных) начислений на единицу измерения налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка).
Размер налоговых (арендных) ставок зависит от вида разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ). Необходимо отметить, что в связи с присоединением к городу Москве новых территорий в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2012 N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесшим изменение в п. 2 ст. 394 НК РФ, в отношении земельных участков (объектов налогообложения), расположенных в пределах муниципальных образований, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы, величина налоговых ставок может также зависеть и от их местонахождения.
Размеры налоговых ставок, действующих в городе Москве, установлены ст. 2 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 и в зависимости от разрешенного использования земельного участка*(6) и его местонахождения меняются от 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка (в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования) до 1,5 процента (в отношении прочих земельных участков).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" размеры арендных ставок по заключенным с 01.07.2006 договорам аренды земли также определяются в зависимости от разрешенного использования земельного участка и наличия дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города. К указанной группе договоров относятся также действовавшие до 01.07.2006 договоры, по которым с арендаторами были заключены дополнительные соглашения об исчислении арендной платы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Установленные приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП размер арендных ставок варьируются от 1 рубля за земельный участок (земли государственных кладбищ, земельные участки под благоустройство территорий, прилегающих к вокзальным комплексам и привокзальным площадям) до 5,0 процента от кадастровой стоимости земельного участка (земельные участки, предназначенные под организацию азартных игр);
- базовая ставка арендной платы - ставка арендной платы, установленная для соответствующей категории арендаторов и вида целевого использования земель в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 25.09.98 N 980-РМ "Об арендной плате за землю в городе Москве". Применяется для расчета ежегодной арендной платы по договорам аренды, заключенным до 01.07.2006*(7);
- льготы по налогам - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
В настоящее время налоговым законодательством предусмотрены два вида льгот по земельному налогу: полное освобождение от уплаты земельного налога (установлено преимущественно для юридических лиц*(8)) и уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика*(9) на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий налогоплательщиков (данная льгота действует исключительно в отношении физических лиц*(10)).
В соответствии с приложением 6 к приказу Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения" (далее - приказ ФНС от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@) налоговым льготам, установленным федеральным законодательством в виде полного освобождения от уплаты земельного налога (ст. 395 НК РФ), присвоен код 3021100 (с 3021110 по 3021195), льготам в виде полного освобождения от уплаты земельного налога, предусмотренным п. 2 ст. 387 НК РФ*(11), присвоен код 3022400.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение 6 к Порядку, утвержденному приказом Федеральной налоговой службой от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@"
Льготы по земельному налогу, предоставляемые федеральным законодательством в виде уменьшения налогооблагаемой базы, имеют код 3021200 (с 3021210 по 3021270). Указанные льготы, установленные московским законодательством, объединены в одну группу, которой присвоен код 3022100.
3. Перечень информационных материалов, необходимых для проведения экспертизы проектных показателей по поступлениям регулярных земельных платежей в бюджет города Москвы
Основными источниками данных, необходимых для проведения экспертизы проектных показателей по поступлениям регулярных земельных платежей в бюджет города Москвы, являются информационные материалы, представляемые Управлением ФНС по г. Москве и ДЗР.
Управление ФНС по г. Москве представляет отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу за прошедший год (ф. 5-МН) отдельно по юридическим (раздел I) и физическим (раздел II) лицам.
Указанный отчет содержит общую информацию о налоговой базе, сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, а также сумме налога, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот.
Формы N 5-МН*(12), в которых представлена информация по налоговой базе и структуре начислений за 2011-2012 годы, содержат дифференцированную информацию по суммам налога, подлежащего уплате в бюджет, в разрезе видов разрешенного использования земель, для которых установлены разные предельные величины налоговых ставок в соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ, а также по суммам налога, не поступившего в городской бюджет, по видам налоговых льгот, предоставленных федеральным законодательством (НК РФ).
ДЗР представляет:
1) текущий (отчетный) и прогнозируемый баланс земель в разрезе территориального и функционального их использования, включающий:
- сведения об оформленных (планируемых к оформлению) правах землепользования на территории города Москвы по видам разрешенного использования в разрезе административных округов города Москвы, по видам прав, с указанием площади;
- о начислении арендной платы (прогнозируемых начислениях) (в контингенте) по способам расчета арендной платы (по базовой ставке или в процентах от кадастровой стоимости) в разрезе административных округов;
- о фактическом поступлении арендной платы (в контингенте) по способам расчета арендной платы (по базовой ставке или в процентах от кадастровой стоимости) в разрезе административных округов;
- о площадях земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности на конец отчетного периода, и их прогнозных размерах;
- о количестве и площади сформированных (планируемых к формированию) в течение отчетного года земельных участков, в разрезе видов разрешенного использования земель в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39;
- о количестве и площади земельных участков, поставленных (планируемых к постановке) на кадастровый учет, в разрезе видов разрешенного использования земель, установленных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, из них с оформленными земельно-правовыми отношениями;
2) сведения о доходах городского бюджета от арендной платы за землю по состоянию на последнюю отчетную дату текущего года;
3) сведения о суммарной площади и кадастровой стоимости земельных участков, проданных в прошедшем и текущем году (по состоянию на последнюю отчетную дату) в частную собственность, по видам разрешенного использования, раздельно в собственность юридических и физических лиц (или реестр договоров купли-продажи земельных участков с отражением указанной информации);
4) объем выпадающих доходов от арендных платежей в годовом исчислении за текущий год, связанных с продажей земельных участков в частную собственность;
5) сведения о суммарной площади и кадастровой стоимости земельных участков, перешедших в прошедшем и текущем году (по состоянию на последнюю отчетную дату) в федеральную собственность, по видам разрешенного использования земель, установленным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39*(13);
6) объем выпадающих доходов от арендных платежей в годовом исчислении за текущий год, связанных с передачей земельных участков в федеральную собственность;
7) реестр договоров аренды (с графиком платежей), заключенных на условиях оплаты в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП;
8) сведения о количестве и площади сформированных в текущем году (по состоянию на последнюю отчетную дату) земельных участков в разрезе видов разрешенного использования земель, установленных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39;
9) сведения о количестве и площади земельных участков, поставленных на кадастровый учет в текущем году (по состоянию на последнюю отчетную дату), в разрезе видов разрешенного использования земель, установленных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39;
10) сведения о количестве и площади земельных участков, поставленных на кадастровый учет, в отношении которых были оформлены земельно-правовые отношения в текущем году (по состоянию на последнюю отчетную дату), в разрезе видов разрешенного использования земель в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, отдельно по видам прав (собственность, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное пользование, аренда);
11) реестр действовавших в прошедшем году договоров аренды земельных участков, расчет арендной платы по которым производится исходя из базовой ставки арендной платы (с отражением кадастрового номера земельного участка, суммы начисленной арендной платы, срока окончания договора аренды);
12) реестр договоров аренды земельных участков, расчет арендной платы по которым производился в прошедшем году исходя из базовой ставки арендной платы, по которым в текущем году (по состоянию на последнюю отчетную дату) арендаторы подписали дополнительные соглашения о переходе на расчет арендной платы исходя из кадастровой стоимости;
13) сведения о задолженности по арендным платежам по состоянию на 1 января и 1 июля текущего года, в том числе по начислениям прошедшего года и по долгам, безнадежным к взысканию;
14) правовые акты Правительства Москвы*(14), вносящие изменения в действующий порядок расчетов земельного налога и арендной платы за землю (изменение ставок и ограничений на рост арендной платы, коэффициент индексации арендной платы, рассчитываемой по базовой ставке);
15) решение о проведении государственной кадастровой оценки городских земель и утвержденные результаты указанной оценки;
16) методику, используемую ДЗР при расчете прогнозных показателей по арендным платежам.
Кроме того, в качестве информационных материалов при проведении экспертизы проектных показателей по поступлениям регулярных земельных платежей в бюджет города Москвы используются материалы, представляемые в Московскую городскую Думу и Палату одновременно с проектом закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период, включая пояснительную записку.
Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, но минимально необходимым, позволяющим определить достоверность прогнозных показателей, сформированных на основании предложений ГАДБ и учтенных в составе проекта бюджета на соответствующий год и плановый период.
4. Методы прогнозирования поступлений регулярных земельных платежей в бюджет города Москвы
Особенностью исчисления регулярных земельных платежей является отсутствие их прямой зависимости от среднесрочных прогнозов макроэкономических показателей России и города Москвы и формируемых на основе указанных прогнозов макроэкономических индексов-дефляторов, используемых при прогнозировании налоговых и целого ряда неналоговых доходов бюджета. Отсутствие такой зависимости связано, прежде всего, с действующей методикой расчета земельного налога и арендной платы (по значительной части договоров аренды земли), в основе которой лежит кадастровая стоимость земельного участка, являющаяся постоянной до момента ее централизованного изменения, связанного с переоценкой.
С учетом положения п. 1 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому доходы бюджета прогнозируются в условиях действующего на день внесения проекта закона о бюджете в законодательный орган налогового и бюджетного законодательства, экспертизу прогнозных показателей по земельному налогу и арендной плате за землю необходимо начинать с анализа изменений нормативной правовой базы в части:
- изменения налоговых и (или) арендных ставок;
- отмены/предоставления льгот по налоговым платежам в отношении тех или иных категорий землепользователей;
- установления/снятия ограничений на рост арендной платы.
Необходимо также выявить, проводилась ли переоценка кадастровой стоимости земель города Москвы.
В зависимости от имеющихся данных применяются те или иные методы прогнозирования поступлений по земельному налогу и арендной плате за землю.
4.1. Прогнозирование (экспертиза) поступлений по земельному налогу
Экспертиза прогнозных поступлений по земельному налогу (код бюджетной классификации - КБК 1 06 06000 00 0000.100) сводится к оценке полноты учета произошедших в текущем году изменений в значениях показателей (сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, сумма налога, не поступающая в бюджет в связи с предоставлением землепользователю льгот по налогу) по отношению к базовым показателям прошедшего года, отраженным в форме N 5-МН.
Для расчета поступления земельного налога на следующий (планируемый) год () применяется следующая формула:
где:
- начисления земельного налога на текущий год в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями;
- повышающий/понижающий коэффициент, отражающий изменение кадастровой стоимости земель по результатам проведения государственной кадастровой оценки. Рассчитывается в целом по городу (K) и для каждой группы видов разрешенного использования, объединенных по величине ставки налога (
) путем сравнения средней кадастровой стоимости 1 кв. метра земли по действующей кадастровой оценке со средней кадастровой стоимости 1 кв. метра земли, сложившейся по результатам вновь проведенной кадастровой оценки. Если государственная кадастровая оценка не проводилась, значения K и
принимаются равными единице;
- кадастровая стоимость (налогооблагаемая база) земельных участков, проданных в частную собственность в текущем году, по видам разрешенного использования, сгруппированных по размеру налоговой ставки (i, i+1, i+2), в соответствии с данными ДЗР;
- действующая ставка налога по видам разрешенного использования (i, i+1, i+n) (в процентах). По тем видам разрешенного использования земель, по которым в планируемом году будет действовать порядок освобождения от налогообложения (коды льгот 3021100, 322400), значение
принимается равным нулю;
- начисления земельного налога по группе землепользователей, которым отменены (формула со знаком "+")/предоставлены (формула со знаком "минус") налоговые льготы, в соответствии с данными, полученными из Пояснительных записок, предоставляемых вместе с Законопроектами о введении/отмене налоговых льгот. По федеральным льготам (код льгот 3021100), суммы начислений (суммы налогов, не поступивших в бюджет) можно скорректировать по данным ф. 5-МН за предшествующий год;
- повышающий/понижающий коэффициент, отражающий изменение кадастровой стоимости земель по результатам проведения государственной кадастровой оценки по группе землепользователей, которым отменены (формула со знаком "+")/предоставлены (формула со знаком "минус") налоговые льготы. Значения
соответствуют
, рассчитанному для группы видов разрешенного использования, в которую попадают землепользователи, которым отменены/предоставлены налоговые льготы.
4.2. Прогнозирование (экспертиза) поступлений по арендной плате за землю
На выбор порядка проведения экспертизы в части поступлений от арендной платы за землю (КБК 071 111 05011 02 8001.120, 071 111 05022 02 8001.120) существенным образом повлиял выход постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы", отменившего ограничение на рост арендной платы, установленное постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1010-ПП*(15), и установившего норму, в соответствии с которой с 01.10.2012 расчет арендной платы по всем действующим договорам будет исчисляться в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, распоряжением Мэра Москвы от 11.09.2012 N 744-РМ "О признании утратившими силу правовых актов Правительства Москвы" отменено распоряжение Мэра Москвы от 25.09.98 N 980-РМ "Об арендной плате за землю в городе Москве", утвердившее порядок определения размера арендной платы за землю исходя из установленной базовой ставки ежегодной арендной платы.
Вместе с тем, несмотря на принятие указанного решения, исключившего практику расчета арендной платы за землю исходя из базовой ставки арендной платы, в настоящих Методических рекомендациях приводится формула, позволяющая провести экспертизу поступления арендных платежей на планируемый год с учетом группы договоров, в которых предусмотрен указанный порядок расчета арендных платежей.
Это обусловлено тем, что до настоящего времени в городе продолжают действовать договоры аренды земли, расчет арендной платы по которым осуществлялся исходя из базовой ставки арендной платы (порядка 30 тыс. договоров). Представляется, что единовременный односторонний переход (без заключения дополнительных соглашений с арендаторами земельных участков) на исчисление арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка при одновременном увеличении кадастровой стоимости земли может привести к многочисленным судебным разбирательствам о правомерности такого перехода. В связи с этим не исключена вероятность того, что по значительной группе арендаторов будет сохранен прежний порядок расчета арендных платежей исходя из базовой ставки арендной платы.
В связи с указанным для экспертизы прогнозных поступлений по арендной плате за землю предлагается применять две формулы расчета, в зависимости от ситуации, когда:
- все договоры аренды переведены на расчет арендной платы в процентах от кадастровой стоимости (вариант 1);
- продолжает действовать часть договоров аренды земли, арендная плата по которым рассчитывается исходя из базовой ставки арендной платы (вариант 2).
В основе расчета по обоим вариантам лежат данные о начислениях арендных платежей за прошедший год. Кроме того, исходя из того, что кадастровая стоимость земель и, соответственно, начисленные арендные платежи меняются неодинаково в зависимости от местоположения земельных участков, расчеты целесообразно проводить не в целом по городу, а по каждому административному округу города Москвы, городскому округу и поселению в городе Москве.
- Все договоры аренды переведены на расчет арендной платы в процентах от кадастровой стоимости (вариант 1)
Для расчета поступления арендных платежей () на планируемый год по первому варианту применяется следующая формула:
,
где:
- начисленная арендная плата за прошедший год по данным отчетного баланса использования земель города Москвы (при отмене ограничений на рост арендной платы используются данные администратора по начислениям по действующим договорам аренды, рассчитанным с учетом снятия ограничений);
- начисленная годовая арендная плата по земельным участкам, проданным в частную собственность в текущем году, в соответствии с данными, полученными из ДЗР;
- начисленная годовая арендная плата по земельным участкам, переданным в федеральную собственность в текущем году, в соответствии с данными, полученными из ДЗР;
K - повышающий/понижающий коэффициент, отражающий изменение кадастровой стоимости земель по результатам проведения государственной кадастровой оценки (см. расчет по земельному налогу);
- действующий коэффициент ограничения на рост арендной платы. В случае отсутствия ограничений
;
- средняя ставка аренды 1 кв. метра (1 га) земельного участка по начислениям прошедшего года, рассчитываемая по данным отчетного баланса использования земель города Москвы;
S - площадь (в кв. метрах/га) земельных участков, поставленных на кадастровый учет в Росреестре, по которым в текущем году оформлены (будут оформлены до конца года) договоры аренды, в соответствии с данными, полученными из ДЗР;
- платежи, которые должны поступить в планируемом году в соответствии с графиком платежей по договорам, заключенным на условиях оплаты в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП (инвестиционные платежи за разрешение строительства) (в тыс. рублей).
- Сохраняется часть договоров аренды земли, арендная плата по которым рассчитывается исходя из базовой ставки арендной платы (вариант 2)
Расчет арендных платежей по второму варианту осуществляется отдельно и только по группе договоров, в которых расчет арендных платежей осуществляется исходя из базовой ставки арендной платы.
Для расчета поступления арендных платежей () по второму варианту применяется следующая формула:
,
где:
- начисленная арендная плата за прошедший год (по данным ДЗР);
- начисленная годовая арендная плата за текущий год по договорам аренды, срок действия которых закончился (заканчивается) в текущем году;
- начисленная годовая арендная плата по договорам аренды, срок действия которых заканчивается в планируемом году;
- начисленная годовая арендная плата за текущий год, по которым в текущем году (по состоянию на последнюю отчетную дату) арендаторы подписали дополнительные соглашения о переходе на расчет арендной платы, исходя из кадастровой стоимости;
- начисленная годовая арендная плата по земельным участкам, проданным в частную собственность в текущем году, в соответствии с данными ДЗР;
- начисленная годовая арендная плата по земельным участкам, переданным в федеральную собственность в текущем году, в соответствии с данными ДЗР;
- коэффициент индексации (отражающий рост индекса валового регионального продукта), применяемый при расчете арендных платежей на текущий год;
- коэффициент индексации, который планируется к применению при расчете арендных платежей на планируемый год;
- действующий коэффициент ограничения на рост арендной платы (в случае отсутствия ограничений применяется
).
Для определения прогнозного размера поступлений по всему контингенту плательщиков арендной платы за землю данные расчета по второму варианту суммируются с данными расчета по первому варианту.
5. Порядок актуализации Методических рекомендаций
В целях поддержания соответствия методологического обеспечения деятельности Палаты потребностям внешнего государственного финансового контроля, приведения их в соответствие с действующим федеральным законодательством и законодательством города Москвы, а также повышения системности и качества выполнения Палатой своих задач и полномочий актуализация настоящих Методических рекомендаций осуществляется по мере изменения нормативных правовых актов, использованных при их разработке, а также изменения состава и формы отчетности администраторов доходов бюджета.
Обзор изменений законодательства и подходов к прогнозированию (оценке) поступлений регулярных земельных платежей в целях актуализации настоящих Методических рекомендаций проводится один раз в год.
Перечень
использованных нормативных правовых актов и методических документов
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Земельный кодекс Российской Федерации.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
6. Федеральный закон от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
7. Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
9. Закон города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".
10. Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
11. Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
12. Приказ ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@.
13. Приказ ФНС России от 02.03.2012 N ММВ-7-1/131@.
14. Распоряжение Мэра Москвы от 25.09.98 N 980-РМ "Об арендной плате за землю в городе Москве".
15. Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".
16. Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
17. Постановление Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
18. Постановление Правительства Москвы от 27.11.2012 N 669-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границы города Москвы".
Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель г. Москвы см. постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 791-ПП
19. Постановление Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1010-ПП "О дальнейшем совершенствовании порядка установления арендной платы за землю в городе Москве и внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП".
20. Постановление Правительства Москвы от 27.01.2009 N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю".
21. Постановление Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) Правительства Москвы".
22. Распоряжение Мэра Москвы от 11.09.2012 N 744-РМ "О признании утратившими силу правовых актов Правительства Москвы".
------------------------------
*(1) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.02.2013 N 49-ПП "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы" ДЗР реорганизован путем присоединения к нему Департамента имущества города Москвы. Наименование ДЗР изменено на Департамент городского имущества города Москвы.
*(2) Кроме того, в отчетном балансе города Москвы за 2010 год, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16.06.2011 N 267-ПП, представлена дополнительная информация: о площадях земельных участков, проданных в течение отчетного года; о земельных участках, находящихся в государственной и частной собственности на конец отчетного периода; о формировании земельных участков за отчетный год в разрезе видов разрешенного использования земель.
*(3) В настоящее время данный классификатор не утвержден.
*(4) Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39).
*(5) Для расчетов регулярных земельных платежей на 2013 год будет использоваться кадастровая стоимость земель, утвержденная постановлениями Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" и N 669-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границы города Москвы".
*(6) Предельные величины налоговых ставок в зависимости от разрешенного использования земель установлены п. 1 ст. 394 НК РФ.
*(7) Расчет арендной платы по указанной группе договоров осуществляется путем перемножения площади земельного участка на базовую ставку, установленную для соответствующей категории арендаторов и вида целевого использования земель, на коэффициент территориальной дифференциации для территориально-экономической зоны или подзоны повышенной ценности и на коэффициент индексации арендной платы за землю, учитывающий уровень инфляции. По состоянию на начало 2012 года действовало более 30,0 тыс. договоров аренды, исчисление арендной платы по которым осуществляется по базовым ставкам арендной платы.
*(8) Категории налогоплательщиков - юридических и физических лиц, на которых распространяется указанная льгота, установлены ст. 395 НК РФ и ч. 1 ст. 3.1 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74.
*(9) В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10,0 тыс. рублей. В соответствии с Законом города Москвы от 24.11.2004 N 74 налоговая база, уменьшенная в соответствии с гл. 31 НК РФ на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика на территории города Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий налогоплательщиков, дополнительно уменьшается на 1000000 рублей.
*(10) Категории налогоплательщиков - физических лиц, на которых распространяется указанная льгота, установлены п. 5 ст. 391 НК РФ, ч. 2 ст. 3.1 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74.
*(11) В отношении города Москвы указанные льготы установлены ч. 1 ст. 3.1 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74.
*(12) За 2011 год утверждена приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@, за 2012 год - приказом ФНС России от 02.03.2012 N ММВ-7-1/131@ (ф. N 5-МН не изменилась).
*(13) Указанная информация может быть предоставлена только при наличии соответствующего соглашения между ДЗР и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
*(14) Утвержденные или планируемые к принятию в текущем году.
*(15) Постановление Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1010-ПП "О дальнейшем совершенствовании порядка установления арендной платы за землю в городе Москве и внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП". Следует отметить, что до 2013 года включительно сохраняется 10-процентное ограничение на рост арендной платы, установленное п. 2 постановления Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП для арендаторов, перешедших до 01.01.2008 на исчисление арендной платы исходя из кадастровой стоимости арендуемого ими земельного участка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временные методические рекомендации по проведению экспертизы проектных показателей по поступлениям регулярных земельных платежей в бюджет города Москвы (утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 28 марта 2013 г. N 15/01-05)
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был