В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года N 669 и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом ФСТ России от 04.06.2012 г. N 372-д (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2012 г., регистрационный N 24635), рассмотрев заявление о досудебном рассмотрении спора между ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" (далее - Заявитель) и Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Респондент) (вх. N ФСТ-5258-29 от 12.03.2012 г.), а также представленные сторонами дополнительные материалы, установлено следующее.
На заседании Правления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области 29.12.2011 г. утверждено экспертное заключение по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемые при формировании тарифов на услуги в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и расчетного тарифа на 2011 и 2012 годы ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания".
По мнению Заявителя при установлении тарифа регулирующим органом необоснованно снижены затраты ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания", связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а именно, в части расходов по договорам аренды подвижного состава, и принят противоречащий законодательству в сфере государственного регулирования тарифов правовой акт, нарушающий права и законные интересы Заявителя.
Заявитель просит ФСТ России обязать Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, при подготовке экспертного заключения по расчету экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" на 2013 год, учесть экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы по договорам аренды подвижного состава с ОАО "РЖД" в полном объеме.
В нарушение положений, определенных Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. N 235-т/1, Респондент произвел расчет ставок аренды самостоятельно в соответствии с Методикой определения стоимости услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" N 2174р от 20.10.2010 г., не имеющей статус нормативного правового акта в области регулирования тарифов.
Кроме того, Респондент, при определении экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и расчетного тарифа Заявителя на 2012 год, признал часть затрат Заявителя по договорам аренды экономически необоснованными на основании Приказа Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28.06.2010 г. N 59-п (в редакции приказа от 27.09.2011 г. N 119-п "О внесении изменений в приказ комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28 июля 2010 года N 59-п") "О порядке определения размера арендной платы, включаемого в необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности".
Вышеуказанный приказ был издан Респондентом с нарушением законодательства Российской Федерации - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) не наделены полномочиями по изданию нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы определения размера экономически обоснованных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В связи с тем, что Респондент неверно трактовал положения п. 23.7.2.2. Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также руководствовался неправомерно изданным нормативным правовым актом Федеральная служба по тарифам считает, что часть затрат Заявителя признана Респондентом экономически необоснованной неправомерно и с превышением своих полномочий.
В соответствии с п. 23.7.2.2. и п. 23.7.2.3 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1, в случае превышения темпов роста арендной ставки, учитываемой при планировании на текущий период (год) расходов на аренду, над темпами роста инфляции (индексом цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса) компанией пригородных пассажирских перевозок представляется экономическое обоснование изменения арендных ставок, в том числе калькуляция и обоснование изменения соответствующих расходов арендодателя.
Рост арендных ставок на 2012 год по сравнению с 2011 годом составил 106,0%, что выше темпов роста инфляции 103,0% (Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 21.09.2011 г. (Протокол N 32)).
Из изложенного следует, что при расчете экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в части расходов по договорам аренды подвижного состава необходимо учитывать, исходя из экономического обоснования их установления:
- на 2011 год арендные ставки на основании договоров с ОАО "РЖД";
- на 2012 год арендные ставки, действовавшие в 2011 году с учетом индекса цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса.
Учитывая результаты анализа материалов по существу спора, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 16 мая 2013 г. N ДС-20), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания".
2. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок:
- произвести перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области в 2011 и 2012 годах в части расходов по договорам аренды подвижного состава, с учетом настоящего приказа в целях установления экономически обоснованных затрат, ранее не учтенных при регулировании на 2011 и 2012 годы.
- при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области на 2013 год дополнительно учесть экономически обоснованные затраты ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" за 2011 и 2012 годы, неучтенные при регулировании на 2011 и 2012 годы.
3. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в течение 10 рабочих дней с даты решения об утверждении расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области на 2013 год проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- экспертного заключения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области на 2013 год;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, на котором принималось вышеуказанное решение.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 16 мая 2013 г. N 576/13-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" о досудебном рассмотрении спора с Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 14 июня 2013 г. N 21