Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июля 2013 г. N 03-02-07/1/25500
Вопрос: С начала 2013 года ОАО столкнулось с резким снижением спроса на выпускаемую предприятием продукцию, обусловленным общим ухудшением ситуации на внутреннем рынке и, как следствие, пропорциональным снижением денежных поступлений за произведенную и реализованную продукцию. При этом с целью недопущения остановки предприятия и массового сокращения работников руководством завода принято решение о наращивании складских остатков готовой продукции за счёт привлечения кредитных средств банков и реализации продукции основным потребителям со значительной отсрочкой платежа. В результате у ОАО по состоянию на 1 мая текущего года образовалась следующая задолженность по уплате за 4 квартал 2012 года: НДС в сумме 10 121 290,00 рублей, по налогу на имущество - 631 864,00 рублей, земельному налогу - 513 314,00 рублей, платежам за загрязнение окружающей среды - 308 293,00 рублей и НДФЛ - 19 035 521,00 рублей. Кроме того, у предприятия имеется значительный объём просроченной дебиторской задолженности, что существенно уменьшает размер оборотных средств предприятия.
В связи с изложенным и на основании ст. 63 и гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации в целях недопущения остановки производства и массового сокращения персонала, прошу рассмотреть возможность оказания ОАО поддержки в части предоставления отсрочки по уплате указанных выше сумм налогов на срок до 1 января 2014 года.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о предоставлении отсрочки по уплате налогов ОАО и сообщает следующее.
Минфин России не является органом, уполномоченным по принятию решения о предоставлении отсрочки по уплате налога.
Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлен главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом действие указанной главы не распространяется на налоговых агентов (пункт 9 статьи 61 Кодекса).
Органы, уполномоченные на принятие решений о предоставлении отсрочки по уплате налогов на срок, не превышающий один год, указаны в статье 63 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 64 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований предоставления отсрочки по уплате налогов.
Одним из оснований предоставления отсрочки по уплате налога заинтересованному лицу является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога (подпункт 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса).
Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175.
Согласно пункту 2 статьи 62 Кодекса решение об отсрочке уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 названной статьи. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 64 Кодекса при наличии основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 данной статьи, отсрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.
Согласно пункту 5 статьи 64 Кодекса заявление о предоставлении отсрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки по уплате налога прилагаются документы, указанные в пунктах 5 и 5.1 статьи 64 Кодекса.
На основании пункта 8 статьи 61 Кодекса изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом ФНС России.
Пунктами 19-21 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ (зарегистрирован в Минюсте России 27.10.10 N 18836), установлено, что изменение срока уплаты налога может быть обеспечено залогом имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо поручительством в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом. Договор залога либо договор поручительства со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица. Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в приложениях 8 и 9 к указанному порядку).
Таким образом, при наличии документов, подтверждающих основание предоставления отсрочки, и других документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 64 Кодекса, ОАО для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки по уплате налогов вправе обратиться в следующие органы:
в части отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость - в ФНС России;
по налогу на имущество организаций и земельному налогу - в налоговые органы по месту нахождения ОАО.
Вопросы о предоставлении отсрочки по уплате неналоговых платежей, в т.ч. платы за негативное воздействие на окружающую среду, не регулируются Кодексом.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о предоставлении отсрочки по уплате налогов ОАО.
Порядок предоставления отсрочки или рассрочки установлен НК РФ. При этом он не распространяется на налоговых агентов.
Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки по уплате налогов на срок, не превышающий 1 года, указаны в НК РФ.
Также НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований предоставления отсрочки. Одно из них - угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.
Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России.
Заявление о предоставлении отсрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в уполномоченный орган. Копия в пятидневный срок направляется в налоговый орган. К заявлению прилагаются определенные документы.
Изменение срока уплаты налога может быть обеспечено залогом имущества либо поручительством, если иное не предусмотрено НК РФ. Соответствующий договор со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Федерации по месту нахождения заинтересованного лица. Для оформления этого документа заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган.
Таким образом, при наличии документов, подтверждающих основание предоставления отсрочки, и некоторых других ОАО для рассмотрения вопроса об отсрочке по уплате налогов вправе обратиться в следующие органы. В части НДС - в ФНС России; по налогу на имущество организаций и земельному налогу - в налоговые органы по месту нахождения ОАО.
Вопросы о предоставлении отсрочки по неналоговым платежам, в т. ч. по плате за негативное воздействие на окружающую среду, не регулируются НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июля 2013 г. N 03-02-07/1/25500
Текст письма официально опубликован не был