Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2013 г. N АКПИ13-411
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АПЛ13-359 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крапчинского A.A. о признании частично недействующим пункта 2 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда", установил:
постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" (далее - Постановление) закреплено, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах (абзац первый): на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - 4, 8, 12 процентов (абзац второй); на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16, 20, 24 процента (абзац третий). Конкретные размеры доплат определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением (абзац четвертый).
Крапчинский А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 2 Постановления недействующим в части, не допускающей повышение оплаты труда на 4 процента тарифной ставки (оклада) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не указанных в отраслевых перечнях работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Как указал заявитель, он работает фельдшером в учреждении здравоохранения и его рабочее место аттестовано с общей оценкой условий труда с классом 3.3, что свидетельствует о вредных условиях труда, характеризующихся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии. Пункт 2 Постановления в оспариваемой части противоречит статьям 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление от 20 ноября 2008 г. N 870) и нарушает право заявителя, занятого на работе с вредными условиями труда, на получение компенсации в виде повышения оплаты труда на 4 процента тарифной ставки (оклада). К заявлению Крапчинского А.А. приложено вступившее в законную силу решение Златоустовского городского суда Челябинской области, из которого следует, что его требование о повышении оплаты труда на 4 процента за работу во вредных условиях оставлено без удовлетворения.
В судебное заседание Крапчинский А.А. не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Горбков И.Е. требование заявителя не признал, ссылаясь на то, что оспариваемая норма подлежит применению в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, так как Постановление следует применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, суд находит заявление Крапчинского А.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (части первая, вторая).
Статья 219 Кодекса также предусматривает, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 20 ноября 2008 г. N 870, которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Кодекса; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1). Правительство Российской Федерации поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления от 20 ноября 2008 г. N 870 установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации. Указанный вывод подтвержден вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. по делу N АКПИ12-1570.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н, устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определяет "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (далее - Руководство), утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2005 г. и применяемое согласно его пункту 1.2 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда.
Руководство, исходя из степени отклонения фактических уровней физических, химических, биологических и иных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, подразделяет условия труда по степени вредности и опасности на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяют на 4 степени вредности (классы 3.1-3.4).
Следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, что выполняемая им работа не предусмотрена отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением от 20 ноября 2008 г. N 870.
С учетом изложенного абзац первый пункта 2 Постановления в части, позволяющей производить работникам доплаты за работы с вредными условиями труда лишь при условии выполнения работ, предусмотренных соответствующим отраслевым перечнем таких работ, подлежит признанию недействующим, как противоречащий положениям Кодекса и Постановления от 20 ноября 2008 г. N 870.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Поскольку решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. по делу N АКПИ12-1570, в котором выражена правовая позиция, применимая и по настоящему делу, вступило в законную силу 28 марта 2013 г., с этой же даты подлежит признанию частично недействующим абзац первый пункта 2 Постановления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Крапчинского A.А. удовлетворить.
Признать недействующим с 28 марта 2013 г. абзац первый пункта 2 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда" в части, устанавливающей производство доплат за выполнение лишь тех работ с вредными условиями труда, которые предусмотрены отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы одного из актов, принятых в период существования Союза ССР.
Этим актом был утвержден в т. ч. порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты за условия труда.
ВС РФ счел, что этот акт незаконен в той части, в которой он касается доплат за условия труда.
Так, подобные доплаты производятся за выполнение лишь тех работ с вредными условиями труда, которые предусмотрены отраслевым перечнем.
Речь идет о перечне работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
Как пояснил ВС РФ, законодательство признает определенное основание для того, чтобы предоставить компенсацию лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Такое основание - конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень.
Эта же позиция уже была выражена ВС РФ в решении, ранее принятом по другому делу (также об оспаривании акта, касающегося компенсаций за условия труда).
Условия труда подразделяются исходя из степени отклонения фактических уровней различных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов.
Так, условия труда подразделяются по степени вредности и опасности на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Вредные условия по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяют на 4 степени вредности (классы 3.1-3.4).
Следовательно, лицо имеет право на компенсации при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности.
При этом не важно, предусмотрена или нет выполняемая работа вышеназванным отраслевым перечнем.
С учетом этого оспариваемые положения противоречат законодательству. Они признаются недействующими с 28 марта 2013 г.
Как пояснил ВС РФ, эта дата выбрана в связи с тем, что с такого дня вступило в силу указанное другое решение, в котором выражена позиция, применимая к данному делу.
Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2013 г. N АКПИ13-411
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2013 г., N 12 (в извлечении)
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АПЛ13-359 настоящее решение оставлено без изменения