Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2: Эффективные дорожные проверки
A. Организация и оборудование
2.1. В целях проведения полных и эффективных проверок контролирующие должностные лица должны пройти надлежащее обучение и иметь в своем распоряжении все необходимое оборудование. В обязательный минимум, предоставляемый должностным лицам, осуществляющим контроль, должны входить контрольные карты и соответствующие инструменты для загрузки информационных файлов с бортового устройства и карточки водителя. Указанным должностным лицам должна обеспечиваться возможность проанализировать данную информацию, сделать распечатку с записывающего оборудования, указанного в Приложении IB, в сочетании с таблицами или диаграммами для видов оборудования, соответствующего Приложению 1. Также должностные лица, осуществляющие контроль, должны иметь необходимое программное обеспечение, с помощью которого в течение минимального периода времени проводится анализ поступающей информации, доставляя минимальные неудобства, так как в целях выявления устройств манипуляции проблематично проводить быстрый анализ распечаток в дорожных условиях, принимая во внимание объем и содержание файла, который необходимо распечатать.
2.2. При наличии возможности осуществляющие контроль должностные лица в ходе проведения проверок в дорожных условиях и в специализированных помещениях, независимо от предмета проверки (время работы водителя, пригодность к эксплуатации на общей сети дорог, а также прочие виды) вправе при наличии времени проверить правильность работы и применения тахографа, а также выявить факты применения устройств манипуляции, искажающих результаты указанных проверок.
2.3. В указанных целях государствам-членам ЕС рекомендовано организовать проверки транспортных средств на предмет наличия устройств манипуляции в сочетании с иными проверками (такими как проверка пригодности к эксплуатации на общей сети дорог, проверка соблюдения режима рабочего времени водителем и т.д.). Подвергать указанным проверкам необходимо не менее 10% проверяемых транспортных средств от общего количества. Выбор соответствующей методологии и обстоятельств, при наличии которых проводятся подобные дополнительные проверки, находится в ведении государств-членов ЕС. Однако содержание принятых решений необходимо изложить в национальной правоприменительной стратегии.
2.4. Обеспечить эффективность проводимых проверок возможно с помощью следующих методов:
- двойные контрольные точки с проведением анализа реальной скорости движения транспортного средства и пройденного им пути (смотри В);
- единичная контрольная точка с подробным анализом данных (смотри С);
- единичная контрольная точка с технической проверкой (смотри D).
2.5. Должностное лицо, осуществляющее контроль, вправе направить транспортное средство в мастерскую для дальнейшего тестирования, если у него имеются достаточные, по его мнению, основания (смотри Е).
2.6. Дополнительные или альтернативные методы проверки транспортных средств могут быть установлены в государствах-членах ЕС.
B. Методы двойных контрольных точек с проведением анализа реальной скорости движения транспортного средства и пройденного им пути
2.7. Контроль скорости в установленном временном интервале: применяя настоящий метод, контролирующие должностные лица при помощи стационарных или мобильных камер или с помощью радара определяют реальную скорость транспортного средства до остановки в целях дорожной проверки в установленном временном промежутке. Затем следует загрузить с бортового устройства (БУ) файл с Детальными данными о скорости за 24 часа и сравнить с зафиксированными в определенном промежутке времени показателями скорости с показателями аналогичного промежутка на нескольких предшествующих километрах. В контрольной точке в данном методе используются два значения, которые необходимо сравнить после того, как будет загружен файл с Детальными данными о скорости за 24 часа.
2.8. Контроль установленного пройденного пути за определенный промежуток времени: применяя настоящий метод, контрольная точка определяется в рамках заданного расстояния в месте расположения, где контролирующие должностные лица располагают ресурсами или способами для фиксации времени, когда установленное транспортное средство совершило остановку или пересекло специальную точку (квитанции об оплате проезда, записи видеокамер, сообщения контролирующих должностных лиц на границе и т.д.). В контрольной точке ответственное должностное лицо загружает файл с Детальными данными о скорости за 24 часа и оперативно проводит сравнение средней зафиксированной скорости на пути между контрольной точкой и заданным местом, с расчетным значением скорости, полученным при помощи показателей пройденного пути и затраченного для достижения контрольной точки времени.
2.9. В обоих методах должностным лицам необходимо лишь сравнить два значения в контрольной точке после загрузки файла с Детальными данными о скорости за 24 часа и измерения или расчета значения реальной средней скорости. Любое значительное различие дает основание контролирующему должностному лицу для возникновения подозрений о применении устройства манипуляции. На этом основании контролирующее должностное лицо направляет водителя и транспортное средство в мастерскую, при этом выполнение каких-либо последующих проверок на месте не является обязательным.
2.10. При работе с данными, полученными с помощью разновидности тахографов, указанной в Приложении IB, все загружаемые файлы должны быть заверены соответствующей цифровой подписью, которая была первоначально сгенерирована бортовым устройством или карточкой водителя, для подтверждения аутентичности и целостности данных, а также проверки факта загрузки данных контролирующими должностными лицами.
C. Методы единичной контрольной точки, основанные на подробном анализе загруженных данных
2.11. Если на момент проведения дорожной проверки используется устройство манипуляции или если оно было использовано незадолго до проверки, признаки имевшей мест манипуляции могут быть выявлены с помощью ряда простых процедур.
2.12. Для того чтобы контролирующее должностное лицо могло разрешить вопрос о том, есть ли подозрения о наличии устройства манипуляции, служащие основанием для принятия любых мер, которые будут сочтены необходимыми для обнаружения устройства, допускается:
- провести сравнение действий водителя в соответствии с загруженными данными с карты и бортового устройства с любой иной документацией транспортного средства и показаниями водителя. Несоответствие между полученными данными может лежать в основе подозрения. В таком случае должностное лицо проводит дальнейшее расследование;
- исследовать файл События и неисправности бортового устройства, в особенности за последние 10 дней:
- попытки нарушения системы защиты;
- прекращение электропитания (наиболее длительное событие);
- и ошибочные данные о движении (наиболее длительное событие);
- ошибка датчика.
Если водитель не в состоянии предложить рациональное оправдывающее объяснение каждого события или ошибки, контролирующее должностное лицо вправе продолжить расследование:
- исследование файлов с техническими данными, хранящихся на бортовом устройстве, и, в частности:
- данные о корректировке времени;
- данные калибровки (пять последних калибровок, наименование мастерской и номер карточки);
- последние данные позволяют выявить слишком частые действия калибровки, что дает основания полгать о выполнении данных манипуляций при помощи украденной карточки мастерской (или карточек мастерских, заявленных в качестве утерянных). Контролирующим должностным лицам рекомендуется совместно с органами, ответственными за выдачу карточек*(6), проверять статус подобных выявленных карточек мастерских и их действительность на момент проведения калибровки бортового устройства.
2.13. Если после изучения всех данных, указанных в пунктах 2.14 - 2.19, у контролирующего должностного лица остались подозрения, разрешается осуществить загрузку файла с детальными данными о скорости за 24 часа с помощью программного обеспечения и проверить, не имели ли место нереалистичные увеличение или снижение ускорения транспортного средства, а также в необходимых случаях, соответствует ли профайл пути прочей документации транспортного средства и показаниям водителя (число остановок, скорость в гористой местности или черте города ...). На основе данных показаний в совокупности с вышеописанными сведениями складываются подозрения в наличии устройства манипуляции.
2.14. Для применения настоящего метода в контрольной точке необходимо программное обеспечение, способное создать читаемое отображение временного профиля скорости в целях точного определения необычных отклонений в ускорении или уменьшений скорости, а также в целом автоматически сообщать о:
- нереалистичном увеличении/снижении ускорения транспортного средства;
- любых подозрительных калибровках бортового устройства;
- прекращении электропитания.
D. Методы единичной контрольной точки, основанные на технической проверке пломб
2.15. При наличии возможности и при условии безопасности мероприятия контролирующее должностное лицо вправе проверить пломбы. Если пломбы отсутствуют, сломаны или повреждены, следует попросить водителя прояснить указанную ситуацию.
2.16. Если водитель предоставляет письменные объяснения с указанием причин произошедшего события, указанного выше, в соответствии с Главой V раздела 4 Приложения 1 или требованием 253 Приложения IB к Регламенту (ЕЭС) 3821/85, контролирующее должностное лицо вправе направить водителя в мастерскую для проведения повторных опломбирования системы и калибровки оборудования.
2.17. Если водитель не в состоянии предоставить объяснения, возможно имеет место правонарушение. Рекомендовано незамедлительно направить водителя и транспортное средство в авторизованную мастерскую для проверки оборудования в соответствии с положениями Главы 3 в сопровождении контролирующего должностного лица.
E. Направление транспортного средства в мастерскую
2.18. Если после проведения дорожной проверки с использованием вышеописанных методов остаются обоснованные подозрения о применении устройства манипуляции, контролирующее должностное лицо вправе направить транспортное средство в авторизованную мастерскую. Контролирующее должностное лицо или соответствующий орган власти национального уровня могут быть уполномочены давать инструкции авторизованным мастерским по проведению специальных тестов, целью которых является выявление устройств манипуляции.
2.19. Указанные специальные тесты позволяют в большинстве случаев выявить неправильное сопряжение между датчиком движения и бортовым устройством, что может свидетельствовать об использовании устройства манипуляции. К данным тестам относятся (смотри описание в Главе 3):
- инспекция пломб и установочных табличек;
- тест с контрольным проводом;
- анализ файлов с загруженными данными.
2.20. Если обнаружены устройства манипуляции, независимо от того, были ли они использованы водителем, оборудование (в том числе само устройство, бортовое устройство или его компоненты, карточка водителя) могут быть изъяты из транспортного средства и использованы в качестве вещественного доказательства.
2.21. В авторизованные мастерские может быть передано требование о проведении дополнительной проверки в отношении записывающего оборудования на предмет:
(a) надлежащей работы; (b) надлежащих записи и хранения данных; (c) верных параметров калибровки.
2.22. Для транспортных средств, оснащенных видом записывающего оборудования, соответствующим Приложению IB, рекомендуется проводить полную повторную калибровку и инсталляцию установочных табличек лишь после загрузки всех файлов с данными, проведения их анализа (подписанных их цифровыми подписями) и проведения проверки на предмет наличия устройств манипуляции. Также авторизованным мастерским рекомендуется производить повторное опломбирование системы только по направлению контролирующих органов.
2.23. Записывающее оборудование, соответствующее Приложению 1, после удаления любых устройств манипуляции подлежит проверке на предмет надлежащего функционирования и правильности работы, а затем полной повторной калибровке с заменой установочной таблички на новую. Также авторизованным мастерским рекомендуется производить повторное опломбирование системы только по направлению контролирующих органов.
F. Проверка транспортных средств или информации на территории предприятия
2.24. Компетентным органам государств-членов ЕС рекомендуется в полной мере использовать возможности проверки транспортных средств (и бортовых устройств) и водителей (и карточек водителей), находящихся на территории предприятий, в ходе проведения проверок помещений.
2.25. Предприятия обязаны хранить данные не менее одного года и предоставлять их для проверки по запросу контролирующих должностных лиц. Вследствие указанного обстоятельства контролирующие должностные лица в рамках стандартной процедуры проверки вправе проверить любое транспортное средство, находящееся на территории предприятия, провести любые тесты или совершить любые действия, которые они сочтут необходимыми, но при этом минимизировав задержки для водителей и транспортных средств.
2.26. При проведении подобных проверок необходимо принять во внимание, что на территории предприятия могут присутствовать различные виды транспортных средств и записей, относящихся к разновидностям записывающего оборудования, соответствующим Приложению I или Приложению 1B. В силу данного обстоятельства контролирующее должностное лицо должно быть подготовлено соответствующим образом и иметь в наличии необходимое оборудование.
ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ АТАК, НАПРАВЛЕННЫХ ПРОТИВ ПРОВЕРОК ЦИФРОВЫХ ТАХОГРАФОВ, ПРОВОДИМЫХ В ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ И НА ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Необходимо развивать национальные правоприменительные стратегии, в рамках которых обеспечиваются эффективные правоохранительные проверки и инспекции транспортных средств, на которых могут быть установлены устройства манипуляции, в дорожных условиях, и на территории предприятий. Обученные и экипированные контролирующие должностные лица должны иметь возможность быстрого доступа к данным бортовых устройств с последующей загрузкой и анализом и оперативного проведения проверок, а также возможность проведения подобного анализа данных, хранящихся в электронном виде, или в сочетании с документацией, диаграммами и распечатками. Стратегии государств-членов ЕС должны предусматривать проведение проверок транспортных средств на предмет наличия устройств манипуляции с помощью одного из следующих методов к 2010 г.: - двойной контрольной точки с проведением анализа реальной скорости движения транспортного средства и пройденного им пути; - единичной контрольной точки с подробным анализом загруженных данных; - единичной контрольной точки с технической проверкой пломб. 10% транспортных средств, в отношении которых осуществляется контроль (на пригодность к эксплуатации на общей сети дорог, контроль времени управления транспортным средством водителем, а также иные виды проверок), должны также проверяться на наличие устройств манипуляции. Разработка наиболее эффективных способов находится в компетенции государств-членов ЕС в рамках их стратегий. При наличии достаточных оснований, ведущих к возникновению обоснованных подозрений, контролирующее должностное лицо вправе направить транспортное средство для прохождения дальнейших тестов в авторизованную мастерскую. Если устройства манипуляции были обнаружены, независимо от того, использовались ли они водителем, рекомендуется изъять их из транспортного средства и использовать в качестве вещественных доказательств в соответствии с национальными правилами порядка обращения с указанной категорией доказательств. Контролирующие должностные лица вправе применять соответствующие процедуры и меры ответственности, предусмотренные для случаев применения подобного оборудования, так как подобные действия являются наиболее серьезным правонарушением. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.