Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 1 июля 2013 г. N 287
Методические рекомендации
по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р (далее - Программа), и Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 650 (далее - "Дорожная карта"), в целях установления единых методологических подходов к определению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения (далее - учреждения), их руководителей и работников, занятых предоставлением социальных услуг.
2. Основные методологические подходы к оценке эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников заключаются в определении показателей, критериев оценки эффективности указанной деятельности, а также организационных мер, осуществляемых в процессе оценочных процедур.
3. Рекомендуемый минимальный перечень показателей эффективности деятельности учреждений, критериев оценки результативности работы их руководителей и работников должен позволить комплексно и объективно оценивать результаты работы по удовлетворению граждан качеством и количеством предоставленных социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также по стимулированию к повышению профессионального уровня работников учреждения.
4. Показатели эффективности деятельности учреждений и их руководителей должны характеризовать:
а) основную деятельность учреждения, заключающуюся в:
планировании работы и обеспечении реализации "дорожной карты" учреждения;
выполнении государственного (муниципального) задания;
обеспечении комплексной безопасности учреждения и проживающих (пребывающих) в нем граждан;
оснащенности учреждения помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания социальных услуг и соответствующими установленным нормам и нормативам;
отсутствии массовой заболеваемости обслуживаемых граждан инфекционными заболеваниями;
удовлетворенности граждан доступностью и качеством предоставления социальных услуг;
отсутствии обоснованных жалоб на качество предоставления социальных услуг;
осуществлении инновационной деятельности;
обеспечении информационной открытости учреждения;
создании и обеспечении деятельности попечительских (общественных, наблюдательных) советов в учреждении;
проведении информационно-разъяснительной работы среди населения, в том числе среди обслуживаемых граждан;
популяризации деятельности учреждения;
б) финансово-экономическую деятельность и исполнительскую дисциплину учреждения (руководителя), касающиеся:
своевременности представления месячных, квартальных и годовых отчетов об итогах деятельности учреждения;
целевого и эффективного использования бюджетных средств, в том числе в рамках государственного задания;
целевого и эффективного использования внебюджетных средств (средства от приносящей доход деятельности учреждения, благотворительная и спонсорская помощь);
эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг, в частности, в учреждениях психоневрологического профиля;
качества предоставления бухгалтерских отчетных данных по установленным формам;
соблюдения сроков и порядка представления проектов бюджетных смет (планов финансово-хозяйственной деятельности) на очередной финансовый год;
соблюдения сроков представления учреждением статистической отчетности, информации по отдельным запросам;
наличия просроченной дебиторской задолженности;
в) деятельность учреждения (руководителя), направленную на работу с кадрами, в части:
укомплектованности учреждения работниками, непосредственно оказывающими социальные услуги;
соблюдения сроков повышения квалификации работников учреждения, непосредственно оказывающих социальные услуги;
доведения средней заработной платы соответствующих категорий работников до установленных соотношений среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации в соответствии с региональной "дорожной картой";
соблюдения доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждения, установленной региональной "дорожной картой", но не выше 40%;
обеспечения целевого соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждения (с учетом типа учреждения) до 1:0,7-1:0,5;
осуществления мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта в соответствии с рекомендациями Минтруда России.
5. При определении показателей эффективности деятельности работников учреждений из числа основного персонала должны учитываться:
соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей;
соблюдение положений Кодекса профессиональной этики;
участие в методической работе и инновационной деятельности учреждения (участие в разработке учебно-методических, научно-методических публикаций, пособий, рекомендаций, а также в подготовке выступлений на конференциях и семинарах);
участие в конкурсах профессионального мастерства, творческих лабораториях, экспериментальных группах;
освоение программ повышения квалификации или профессиональной подготовки;
использование новых эффективных технологий в процессе социального обслуживания граждан;
удовлетворенность граждан качеством и количеством предоставленных социальных услуг (отсутствие обоснованных жалоб на качество их предоставления).
6. Проведение оценки эффективности работы учреждений, их руководителей и работников рекомендуется осуществлять на основании данных государственной статистики, отчетности, сведений и других документов, образуемых в ходе осуществления учреждениями своей деятельности, а также данных, полученных по результатам опросов, анализа открытых источников информации и иными способами проведения данной оценки.
Оценку эффективности деятельности работников учреждений рекомендуется осуществлять в зависимости от численности обслуживаемых граждан и степени тяжести их зависимости от постороннего постоянного ухода.
7. Оценку выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждений рекомендуется проводить не реже 1 раза в год, их руководителей и работников - ежеквартально в соответствии с установленными критериями оценки их деятельности, путем суммирования баллов за отчетный период и формирования рейтинговых таблиц.
8. Порядок проведения оценки эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников, включая создание и порядок работы оценочной комиссии, критерии оценки, установление балльной системы оценок, рассмотрение отчетов (докладов) руководителей, работников профильными подразделениями, подготовку заключений о степени эффективности и результативности деятельности учреждения, их руководителя и работников, подготовку рекомендаций по результатам полученной оценки, необходимо устанавливать актом уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
9. По результатам оценки эффективности деятельности учреждений рекомендуется формировать систему публичных рейтингов, состоящих из:
рейтинга учреждений с выделением лучшего учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов и для детей;
рейтинга учреждений по типам учреждений с выделением лучшего учреждения рассматриваемого типа (стационарного, полустационарного, на дому).
Высокий рейтинг учреждения должен являться основанием для морального и материального стимулирования руководителя и работников учреждения.
10. Показатели эффективности деятельности учреждений используются при:
анализе деятельности сети учреждений субъекта Российской Федерации;
установлении рейтинга учреждений, в том числе по типам учреждений и категориям граждан, получающих социальные услуги;
разработке и реализации системы материального и морального стимулирования работников учреждений в части поощрения за коллективный результат труда.
11. Показатели эффективности работы руководителей и работников учреждений рекомендуется использовать:
при премировании руководителя и работников учреждения;
при аттестации руководителя и работников учреждения на соответствие занимаемой должности;
при включении в кадровый резерв системы социального обслуживания населения;
в качестве морального фактора стимулирования к повышению профессионального уровня и деловой активности.
12. Конкретный размер премирования работников и руководителей учреждений должен быть непосредственно увязан с уровнем удовлетворенности граждан качеством и количеством предоставления социальных услуг.
13. Определение показателя, характеризующего уровень удовлетворенности граждан качеством и количеством предоставленных социальных услуг, должно осуществляться путем проведения социологических исследований методом опроса (в форме анкетирования) граждан в учреждении на основе примерной анкеты по анализу качества и доступности предоставления социальных услуг, разрабатываемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в рамках реализации пункта 1.5. "Дорожной карты".
14. Критерий выполнения государственного задания (объем выполненного государственного задания) позволяет оценить работу учреждения и его руководителя в целом и определяется как отношение количества фактически оказанных услуг учреждением к объему социальных услуг, планируемых к оказанию за отчетный период согласно государственному заданию, и рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- коэффициент полноты выполнения государственного задания учреждением;
- фактическое количество оказанных услуг, ед.;
- плановое количество услуг, ед.
15. Критерий укомплектованности учреждения работниками, непосредственно оказывающими социальные услуги, определяется как отношение количества работников, фактически занятых оказанием социальных услуг в учреждении за отчетный период, к численности указанных работников по штатному расписанию и рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- критерий укомплектованности учреждения работниками, непосредственно оказывающими социальные услуги;
- фактическое количество работников, оказывающих социальные услуги, чел.;
- плановое количество работников, оказывающих социальные услуги, чел.
16. Критерий целевого и эффективного использования бюджетных средств, в том числе в рамках государственного задания, характеризует эффективность расходования бюджетных средств при выполнении государственного задания, определяется отношением фактически израсходованных финансовых средств при выполнении государственного задания к планируемому размеру субсидий на выполнение государственного задания.
При этом значение данного критерия прямо пропорционально объему выполненного государственного задания.
Критерий целевого и эффективного использования бюджетных средств рассчитывается по формуле:
, где:
- критерий расходования бюджетных средств при выполнении государственного задания;
- фактически израсходованные финансовые средства при выполнении государственного задания, тыс. руб.;
- планируемый размер субсидии на выполнение государственного задания, тыс. руб.;
- коэффициент полноты выполнения государственного задания учреждением.
17. Показатель обеспечения комплексной безопасности учреждения и проживающих (пребывающих) в нем граждан должен характеризоваться соблюдением в учреждении мер противопожарной и антитеррористической безопасности, правил по охране труда, санитарно-гигиенических правил, а также наличием и эффективным функционированием пожарной сигнализации и "тревожной кнопки", отсутствием зарегистрированных случаев травматизма граждан и работников учреждения за отчетный период, отсутствием замечаний контрольно-надзорных органов, своевременной подготовкой к отопительному сезону и другими мерами.
18. Показатель оснащенности учреждения помещениями, оборудованием, техническими и иными средствами, необходимыми для качественного оказания социальных услуг, рекомендуется выявлять на основании проведения анкетных опросов, интервьюирования, бесед с гражданами, а также с помощью соответствующих диагностических средств, определяющих соответствие созданных в стационарном учреждении условий проживания, в том числе санитарно-эпидемиологических условий, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным социальным нормам и нормативам, положениям государственных стандартов социального обслуживания, порядкам (регламентам) предоставления социальных услуг.
При определении значения данного показателя рекомендуется устанавливать следующие критерии оценки эффективности деятельности работников учреждения:
положительная динамика в обеспечении безопасности здоровья и жизни граждан (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, травматизм, питание, психологический комфорт);
обеспечение психологического комфорта и безопасных условий труда работников учреждения.
19. Показатели участия работников учреждения в конкурсах профессионального мастерства, творческих лабораториях, экспериментальных группах, в методической работе и инновационной деятельности могут быть представлены в виде зафиксированного участия работников учреждения в мероприятиях профессионального мастерства (семинары, конференции, конкурсы) разного уровня, в работе профессиональных ассоциаций или экспертных групп, подготовке публикаций работников о результатах научно-методической работы, в том числе учебно-методических, научно-методических публикаций, а также подготовке пособий, рекомендаций, выступлений.
Критериями оценки достижения данного показателя являются:
положительная (устойчивая) динамика системного участия работников учреждения в указанных мероприятиях;
положительные отзывы граждан или руководителя учреждения о профессиональном мастерстве работников через систему анкетирования, опроса, рейтинга.
20. Показатель соблюдения сроков и порядка исполнения установленных организационных процедур рекомендуется оценивать фиксированием времени, затраченного на исполнение данных процедур.
21. Показатель доведения средней заработной платы соответствующих категорий работников до установленных соотношений среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации должен быть оценен в соответствии с целевыми значениями, определенными в трудовом договоре руководителя учреждения.
22. Рекомендуемые минимальные наборы показателей оценки эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников из числа основного персонала, а также критерии их оценки, предусмотренные приложениями N 1, 2 к настоящим методическим рекомендациям, с учетом механизма увязки размера оплаты труда работников и руководителей учреждений с конкретными показателями качества и количества оказываемых услуг, при необходимости, могут быть дополнены показателями, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с учетом специфики деятельности учреждений и приоритетов в развитии системы социального обслуживания населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.