Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройПроектСервис" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участков автомобильной дороги М-56 "Лена" - от Невера до Якутска. Реконструкция автомобильной дороги М-56 "Лена" - от Невера до Якутска км 1070 - км 1076, Республика Саха (Якутия) (номер извещения 0322100024513000130) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. В разделах "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II", "Крупнозернистая плотная асфальтобетонная смесь марки II" приложения N 5 "Требования к качеству используемых товаров (строительных материалов, изделий и конструкций)" (далее - Приложение N 5) документации об Аукционе Заказчиком установлены излишние требования к товарам.
2. В разделе "Бетонная смесь. В15, В25" документации об Аукционе установлена ссылка на "Приложение В", при этом такое приложение в составе документации об Аукционе отсутствует.
3. В разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе Заказчиком не установлены минимальные и максимальные значения цветовых областей, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
4. В разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе Заказчиком содержится указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент".
5. В разделе "Гофрированные металлические элементы (структуры) искусственных сооружений" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено требование "Болты должны изготавливаться из сталей марок 35Х или 35ХА по ГОСТ 4543-71", при этом в соответствии с ГОСТ 4543-71 марки стали 35ХА не существует.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 678 051 013 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.07.2013;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 29.07.2013.
1. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Разделами "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II", "Крупнозернистая плотная асфальтобетонная смесь марки II" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены требования к показателям, в том числе, к истинной плотности песка из отсева дробления, истинной плотности минерального порошка, средней плотности уплотненного материала, марке по дробимости, марке по истираемости, что, по мнению Заявителя, является излишними требованиями к товару и ограничивает количество участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены на основании ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ Р 52129-2003, и необходимы для осуществления контроля качества применяемых материалов и конечной продукции.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в разделах "Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б, марки II", "Крупнозернистая плотная асфальтобетонная смесь марки II" Приложения N 5 документации об Аукционе Заказчиком установлены излишние требования к товарам, не нашел своего подтверждения.
2. Разделом "Бетонная смесь. В15, В25" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено, в том числе, требование к воде для бетонов и строительных растворов. В составе указанного раздела содержится Таблица N 3, в которой указан показатель "Грубодисперсные примеси в воде после промывки оборудования по приготовлению и транспортированию бетонных и растворных смесей". При этом указана ссылка "См. приложение В".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в разделе "Бетонная смесь.В15, В25" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено требование о соответствии воды для бетонов и строительных растворов требованиям ГОСТа 23732-2011. При этом указанное в документации об Аукционе "Приложение В" также относится к ГОСТу 23732-2011.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу,о том, что Заказчиком в разделе "Бетонная смесь. В15, В25" Приложения N 5 документации об Аукционе не установлены максимальные и минимальные значения показателя "Грубодисперсные примеси в воде после промывки оборудования по приготовлению и транспортированию бетонных и растворных смесей" для определения соответствия бетонной смеси, используемой при выполнении работ, своим потребностям, значения показателей, которые не могут изменяться, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В приложении N 5 документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качеству и техническим характеристикам товара.
Так, в разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе установлены следующие требования: "Световозвращатели, должны быть изготовлены по ГОСТ Р 50971, размещены в углублении в средней части поперечного профиля балки. Световозвращатели устанавливают по всей длине ограждения с интервалом 4 м (в т.ч. на участках отгона и понижения). Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения .
Для световозвращающих элементов координаты (х, у) угловых точек цветовых областей, определяемых в колориметрической системе МКО 1931 г. [1] для источника типа А по ГОСТ 7721 при условиях измерения, указанных в ниже, должны соответствовать приведенным в таблице.
Координаты цветности угловых точек цветовых областей световозвращающих элементов для условий ночного освещения источником света типа А определяют по ГОСТ Р 41.27 при угле освещения b2 = +5°, b1 = 0° и угле наблюдения .
Координаты цветности и значения коэффициента яркости образцов световозвращателей со световозвращающими элементами пленочного типа для условий дневного освещения источником света типа Д65 при геометрии измерения 45°/0° определяют по ГОСТ Р 52290. Координаты цветности, x, y должны соответствовать области ограниченной координатами цветности угловых точек цветовых областей".
Цвет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
x |
y |
x |
y |
x |
y |
x |
y |
x |
y |
Белый |
0,390 |
0,410 |
0,440 |
0,440 |
0,500 |
0,440 |
0,500 |
0,390 |
0,420 |
0,370 |
Желтый |
0,513 |
0,487 |
0,500 |
0,470 |
0,545 |
0,425 |
0,572 |
0,425 |
- |
- |
Красный |
0,652 |
0,348 |
0,622 |
0,348 |
0,714 |
0,256 |
0,735 |
0,265 |
- |
- |
На заседании Комиссии установлено, что в составе документации об Аукционе содержится Приложение N 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме". Вместе с тем, указанная инструкция не регулирует порядок заполнения заявки в части указания координат цветности, соответствующих требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, в Приложении N 5 документации об Аукционе для мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки II установлены следующие требования: "размер зерен, мм, мельче (в процентах по массе): 20 мм 90-100; 15 мм 80-100; 10 мм 70-100; 5 мм 50-60; 2,5 мм 38-48; 1,25 мм 28-37; 0,63 мм 20-28; 0,315 мм 14-22; 0,16 мм 10-16; 0,071 мм 6-12", "содержание зерен крупностью св. 10, 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений для I класса: Повышенной крупности, крупный и средний - св.10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 5; Мелкий - св.10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 5; Менее 0,16 мм - 10. Для II класса Повышенной крупности св.10 мм - 5; Св. 5 мм - 20; Менее 0,16 мм - 10; крупный и средний св.10 мм - 5; Св. 5 мм - 15; Менее 0,16 мм - 15; мелкий и очень мелкий - св.10 мм - 0,5; Св. 5 мм - 10; Менее 0,16 мм - 20; тонкий и очень тонкий не допускается св.10мм, св.5мм, Менее 0,16".
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, какие из перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе в качестве конкретных показателей.
Также, на заседании Комиссии установлено, что Приложением N 5 документации об Аукционе для гравийно-песчаной смеси установлены следующие требования "Зерновой состав гравия, входящего в состав природной песчано-гравийной смеси, Размер контрольных сит, мм Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0-15, Размер контрольных сит, мм 2Dmax - Полный остаток на ситах по массе, % 0, Зерновой состав гравия, входящего в состав обогащенной песчано-гравийной смеси Размер контрольных сит, мм 0,5 (Dmin + Dmax) Полный остаток на ситах по массе, % 40-80; Размер контрольных сит, мм Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0-10; Размер контрольных сит, мм 1,25Dmax- Полный остаток на ситах по массе, % 0; Полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня или гравия должны соответствовать, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.: Диаметр отверстий контрольных сит, мм - d Полные остатки на ситах, % по массе от 90 до 100; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 0,5 (d + D)Полные остатки на ситах, % по массе От 30 до 60;Диаметр отверстий контрольных сит, мм - D Полные остатки на ситах, % по массе до 10; Диаметр отверстий контрольных сит, мм - 1,25D Полные остатки на ситах, % по массе до 0,5".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, в том числе, в части указания значений показателей: координаты цветности; полные остатки на контрольных ситах при рассеве для щебня, песчано-гравийной смеси, для щебня и гравия; размер зерен для асфальтобетонной смеси типа Б, марки II, не позволяет участникам размещения заказов сформировать заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, которая регулирует порядок представления конкретных показателей товара, что нарушает пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе указано: "Комплект металлоконструкций барьерного типа дорожного ограждения должен соответствовать ТУ 5210-001-25432924-2008 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа производство СтройХолдинг".г.Ульяновск (либо аналоги)".
При этом Приложением N 5 документации об Аукционе установлено: "При указании в настоящем Приложении на товарный знак или Производителя, его следует читать со словом "или эквивалент (аналог)".
Таким образом, довод Заявителя о том, что в разделе "Ограждения дорожные металлические барьерного типа" Приложения N 5 документации об Аукционе Заказчиком содержится указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", не нашел своего подтверждения.
5. В разделе "Гофрированные металлические элементы (структуры) искусственных сооружений" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено требование "Болты должны изготавливаться из сталей марок 35Х или 35ХА по ГОСТ 4543-71".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что согласно ГОСТ 4543-71 качественная сталь всех марок может быть изготовлена с массовой долей серы и фосфора в соответствии с требованиями таблицы 2 указанного ГОСТа для высококачественной стали. В этом случае к наименованию марки стали добавляется буква А.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком установлено требование о марке стали 35ХА, которой в соответствии с ГОСТ 4543-71 не существует, не нашел своего подтверждения.
6. Разделом "Бетонная смесь.В15,В25" Приложения N 5 документации об Аукционе установлено, в том числе, требование: "При указании состава бетонной смеси необходимо указать водно-цементное отношение, долю песка в смеси, заполнителей и расход добавки". При этом указанным пунктом документации об Аукционе не установлены максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, и значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в разделе "Бетонная смесь.В15,В25" Приложения N 5 документации об Аукционе максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия бетонной смеси, используемой при выполнении работ, своим потребностям, значения показателей, которые не могут изменяться, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
7. В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Вместе с тем, пунктом 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик вправе произвести авансирование подрядчику части стоимости подрядных работ в размере до 30 процентов от суммы государственного контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, после получения денежных средств из федерального бюджета, а также последующее авансирование выполняемых работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы последующего авансирования не более 70 процентов суммы государственного контракта).
Таким образом, не установив в документации об Аукционе размер авансирования, Заказчик нарушил пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанные в пунктах 2, 3, 7 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройПроектСервис" обоснованной в части неустановления Заказчиком максимальных и минимальных значений показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, значения показателей, которые не могут изменяться.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 24.07.2013 N К-1180/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июля 2013 г. N К-1180/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был