Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав ситуацию с обеспечением и потреблением населением страны молока и молочных продуктов, эффективность федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью этой продукции, отмечаю.
Для поддержания нормального функционирования организма рацион взрослого человека должен включать 25% молока и молочных продуктов, детей и подростков - 50%, детей до года - около 100%.
С учетом этого Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ч. 4, ст. 6950) предусмотрено увеличение объема потребления в среднем на одного человека молока и молочных продуктов в пересчете на молоко для трудоспособного населения - 290 кг, пенсионеров - 257,8 кг, детей - 360,7 кг.
Согласно Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 года N 593н (зарегистрирован в Минюсте России 11.10.2010 N 18680) нормы потребления молока и молочных продуктов должны составлять 320-340 кг на 1 человека в год.
Вместе с тем, потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в 2012 году составило только 246 кг на 1 человека.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 5, ст. 502) в качестве критерия оценки её состояния удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка для молока и молочных продуктов должен составлять не менее 90%.
При этом следует учесть, что в последнее время в зарубежных странах участились случаи возникновения среди населения заболеваний и отравлений от употребления некачественной молочной продукции в условиях недостаточного контроля за её производством и реализацией. Имели место такие факты ввоза на территорию Российской Федерации продукции, создающей потенциальную угрозу здоровья населения или не отвечающей установленным требованиям к её качеству.
В Китайской Народной Республике в сентябре 2008 года зарегистрировано 294 000 случаев мочекаменной болезни у новорожденных в связи с употреблением загрязненных меламином молочных смесей.
В Иркутской области в период с 02.11.2011 по 13.01.2012 зарегистрировано 16 случаев сальмонеллеза среди детей в возрасте до 6 месяцев в результате употребления молочной смеси "Дамил 1" Люкс (Бельгия), содержащей возбудителя Salmonella Oranienburg.
В рисовой каше под торговой маркой "REMEDIA" (Израиль), предназначенной для питания детей старше 4 месяцев, в марте 2012 года обнаружены бактерии Enterobacter Sakazakii, вызывающие кишечные заболевания.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2801; 2010, N 30, ст. 3994) (далее - Закон N 88-ФЗ) Роспотребнадзором в 2009 году приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации молочной продукции, производства Республики Беларусь, в связи с несоблюдением молокоперерабатывающими предприятиями требований к молоку и молочным продуктам.
В марте 2012 года Роспотребнадзором запрещен ввоз сыров украинских производителей в связи с несоответствием её установленным указанным Техническим регламентом требованиям по содержанию растительных жиров и отсутствием информации об их наличии на этикетке продукта. Всего на территории Российской Федерации запрещена реализация 43125 кг сыра, выработанного на предприятиях Украины.
В рамках выполнения Закона N 88-ФЗ Роспотребнадзором проводятся исследования молока и молочной продукции.
За последние 5 лет в стране отмечается стабилизация удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, и микробиологическим показателям (2012 год - 2,77% и 4,75% соответственно).
Наряду с этим доля проб молока и молочных продуктов, не соответствующих нормативам по санитарно-химическим показателям возросла с 2,41% в 2008 году до 3,44% в 2012 году.
В ряде субъектов Российской Федерации доля проб молока и молочной продукции, не отвечающих гигиеническим нормативам, значительно выше среднероссийского уровня.
Так, по микробиологическим показателям удельный вес таких проб составляет 4,75%, тогда как в Ненецком автономном округе - 18,23%, Республике Саха (Якутия) - 11,87%, Новгородской области - 11,15%, Карачаево-Черкесской Республике - 11,0%, г. Москве, Республике Тыва, Магаданской и Архангельской областях - 9,2 - 9,9%;
Удельный вес проб молока и молочных продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в среднем по стране составляет 2,77%, в Новгородской области - 9,83%, Республике Ингушетия - 9,3%, Ярославской области - 8,63%, Свердловской области - 7,34%, Курганской, Владимирской, Вологодской областях - 6,1 - 6,5%.
В последнее время участились случаи нарушения требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ч. 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2004, N 52, ч. 1, ст. 5275; 2006, N 31, ч. 1, ст. 3439; 2006, N 43, ст. 4412; 2006, N 48, ст. 4943; 2007, N 44, ст. 5282; 2008, N 30, ч. 2, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; 2011, N 30, ч. 1, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477), в том числе по фальсификации молочных продуктов.
Так, по информации Национального Союза производителей молока в ходе проверок в 2012 году из 252 образцов молока и молочной продукции выявлено 128 нарушений, выявивших наличие жиров немолочного происхождения и недостаточной доли молочного жира в жировой фазе.
В связи с нарушениями технологии производства, санитарно-эпидемиологических требований на молокоперерабатывающих предприятиях и детских молочных кухнях в стране ежегодно регистрируется среди населения от 2 до 10 вспышек кишечных инфекций.
В 2007 году в Ставропольском крае в период с августа по октябрь были зарегистрированы три вспышки дизентерии в Благодарненском, Георгиевском районах и городах Кисловодске и Лермонтове, связанные с инфицированной кисломолочной продукцией трех молокоперерабатывающих предприятий края: ОАО "Маслосыродельный завод "Александровский", ООО "Вилия" г. Георгиевска, ОАО "Вита" г. Железноводска.
В 2010 году 2 эпидемических очага, связанные с употреблением молочной продукции, были зарегистрированы в Республике Саха (Якутия). Было зарегистрировано 283 случая дизентерии Флекснера, связанных с употреблением продукции ОАО "Якутский гормолзавод".
В августе 2010 года среди жителей Верхневелюйского района Республики Саха (Якутия) было зарегистрировано 47 случаев дизентерии Зоне, связанных с употреблением продукции (сливки, молоко, сорат, бифилюкс) сельскохозяйственного перерабатывающего пищевого кооператива ООО СППК "Чолбон".
За нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей изъято из оборота 230 тонн молока и молочных продуктов, вынесено более 157 тысяч постановлений о назначении административных наказаний в виде административного штрафа на сумму около 455 млн. рублей.
В связи с вышеизложенным, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591 и ст. 4596; 2011, N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069, 2012, N 26, ст. 3446) постановляю:
1. Считать основными направлениями деятельности по обеспечению качества и безопасности молочной продукции:
1.1. Совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю за качеством и безопасностью молочной продукции, в том числе гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевой продукции на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
1.2. Повышение эффективности системы организации контроля безопасности молочной продукции, включая создание современной технической базы и базы производственных лабораторий молокоперерабатывающих предприятий.
1.3. Развитие базы производственных лабораторий молокоперерабатывающих предприятий и прикладных научных исследований в области качества и безопасности молочной продукции.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается внести коррективы в действующие программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью улучшения снабжения молоком и молочными продуктами, предусмотрев повсеместное внедрение программ "Школьное молоко".
3. Управлению санитарного надзора Роспотребнадзора:
3.1. Усилить взаимодействие с Ассоциациями производителей молочной отрасли в вопросах обеспечения выпуска качественной и безопасной молочной продукции.
3.2. Подготовить письмо в Минпромторг России по разработке методик выявления фальсификации молока и молочных продуктов, в том числе определением в них стабилизаторов, сухого молока, растительных жиров и других немолочных ингредиентов.
4. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию молочной продукции:
4.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологических режимов, санитарно-эпидемиологических требований, установленных нормативными правовыми актами.
4.2. Повысить эффективность производственного контроля за качеством и безопасностью молока и молочных продуктов, оснастить производственные лаборатории современным оборудованием с целью внедрения системы контроля, основанной на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points).
4.3. В случае выявления молочной продукции, не соответствующей установленным требованиям, незамедлительно принимать меры по её изъятию из оборота и информировать органы Роспотребнадзора.
5. Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт питания" Российской академии медицинских наук (по согласованию):
5.1. Проанализировать объем и эффективность проведения лабораторных исследований молочной продукции учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту и по результатам представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации.
5.2. Осуществлять обучение специалистов лабораторных центров федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту по освоению новых методов контроля качества и безопасности молочной продукции.
6. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью молочной продукции:
6.1. Принять дополнительные меры по оснащению современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования молочной продукции, и освоению новых методов контроля её качества и безопасности;
6.2. Обеспечить обучение специалистов лабораторных центров новым методам контроля качества и безопасности молочной продукции.
7. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
|
Г.Г. Онищенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2013 г.
Регистрационный N 29921
Проанализирована ситуация по потреблению населением молока и молочных продуктов. Оценена эффективность санитарно-эпидемиологического надзора за качеством и безопасностью продукции.
Законом о потребительской корзине предусмотрены средние объемы потребления в пересчете на молоко. Для трудоспособного населения - 290 кг, пенсионеров - 257,8 кг, детей - 360,7 кг. Однако в 2012 г. данный показатель составил только 246 кг на 1 человека.
В последнее время в зарубежных странах участились случаи возникновения заболеваний и отравлений от некачественной молочной продукции. Причина - недостаточный контроль за производством и реализацией. Оставляют желать лучшего показатели и в России.
В связи с этим необходимо улучшить качество и безопасность рассматриваемых продуктов. В частности, целесообразно усовершенствовать нормативную базу, повысить эффективность контроля, развивать производственные лаборатории молокоперерабатывающих предприятий.
Юрлицам и ИП, занимающимся изготовлением, хранением и перевозкой продуктов, следует неукоснительно соблюдать установленные требования, следить за качеством, изымать из оборота непригодные товары.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июля 2013 г. N 33 "О надзоре за производством и оборотом молока и молочной продукции"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2013 г.
Регистрационный N 29921
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 18 сентября 2013 г. N 208