1. Как следует из пункта 9 технического задания конкурсной документации по проведению мероприятий по обеспечению надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактике социально опасных заболеваний безнадзорных животных, одним из видов работ является утилизация биологических отходов.
При этом пунктом 14 конкурсной документации установлено требование к участникам размещения заказа: "Наличие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности".
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" одной из видов деятельности, на который требуется лицензия, является деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства), отходы I - IV класса опасности образуются в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Вместе с тем, в статье 1 Закона об отходах производства установлено, что в указанном Законе используется следующее понятие: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона об отходах производства отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природы Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, действие данного Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
Вопросы обращения с биологическими отходами регулируются Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
На основании изложенного следует, что действие норм Закона об отходах производства не распространяется на биологические отходы, указанный вывод также содержится в Письме Министерства природы Российской Федерации от 16.12.2011 N 12-46/18775 "О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами".
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Таким образом, по мнению ФАС России, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности при размещении заказа на проведение мероприятий по обеспечению надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактике социально опасных заболеваний безнадзорных животных в г. Казани в 2013 г., установление такого требования является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Дополнительно ФАС России сообщает, что согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, заказчиком правомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии ветеринарного удостоверения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов обязательным требованием к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пунктом 42 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 1016, определен перечень геодезических и картографических работ, включенных в состав лицензируемого вида деятельности (далее - Перечень).
Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Исследование состояния популяции бурого медведя, волка, копытных животных (лось, дикий северный олень) на территории автономного округа и водоплавающих птиц в Ямальском, Тазовском районах с применением авиаучета численности животных и птиц" (Приложение N 1.1 к конкурсной документации открытого конкурса N 0190200000313001103) предусматривает выполнение ряда работ и предъявляет требования к их результату, в частности:
- Работы по подготовке геоинформационной системы "Авиаучет" состояния популяций копытных животных (лось, дикий северный олень), бурого медведя, волка и водоплавающих птиц по обследованным территориям (пункт 5 раздела 12.5 Технического задания);
- Работы по составлению цифровых слоев в государственной системе координат. По содержанию, достоверности, точности и картографической проекции должны соответствовать картам масштабов 1:100 000 (или 1:50 000), при наличии обновлённых сведений, работа может выполняется методом картосоставления (подпункт д) пункт 5 раздел 12.5 Технического задания);
- Работы по созданию геоинформационной системы "Авиаучет" Ямало-Ненецкого автономного округа в электроном виде в масштабе 1:100 000 (или М1:50 000) в формате программного комплекса MapInfo в системе координат Pulkovo 1942, включающая слои: гидрография, дороги, административное деление (границы округа, муниципального района), границы существующих особоохраняемых природных территорий, маршруты авиаучетов, границы ключевых территорий ЯНАО наиболее ценных и важных для сохранения и восстановления численности популяций лося, дикого северного оленя и медведя в целом по ЯНАО, места концентраций охотничьих ресурсов, места обнаружения учитываемых животных, места обнаружения видов животных и птиц занесенных в Красную книгу Российской федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа на обследованной территории (подпункт б) пункт 5 раздел 12.5 Технического задания);
- Работы по созданию картосхемы распределения плотности лося, дикого северного оленя, бурого медведя, волка и водоплавающих птиц в исследованных административных районах ЯНАО (пункт 2 подраздела "Результаты работ" раздела 12.5 Технического задания);
- Создание картосхемы ключевых территорий ЯНАО наиболее ценных и важных для сохранения и восстановления численности популяций лося, дикого северного оленя, бурого медведя, волка и водоплавающих птиц в целом по ЯНАО (пункт 9 подраздела "Результаты работ" раздела 12.5 Технического задания).
Перечисленные выше работы относятся соответственно к следующим видам работ, указанным в Перечне:
- Создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения (пункт 6 Перечня);
- Создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, топографический мониторинг (пункт 2 Перечня);
- Проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий (пункт 7 Перечня).
Таким образом, для проведения отдельных работ, предусмотренных Техническим заданием на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Исследование состояния популяции бурого медведя, волка, копытных животных (лось, дикий северный олень) на территории автономного округа и водоплавающих птиц в Ямальском, Тазовском районах с применением авиаучета численности животных и птиц" необходима лицензия на право осуществления геодезических и картографических работ. В связи с чем, требование в документации наличия такой лицензии у участника размещения заказа не противоречит пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.
Частью 3, статьи 22, частью 3.1 статьи 34, частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов установлено, что документация о торгах, извещение о проведении запроса котировок не должны содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, в случае если для выполнения части работ (услуг), входящих в предмет торгов, требуется лицензия, объединение таких работ (услуг) в предмет с не лицензируемыми видами деятельности может привести к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Вместе с тем, в случае если в один лот с работами (услугами), для выполнения которых не требуется лицензия, включены иные работы (услуги) для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, то установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии содержит признаки нарушения части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Письмом Федеральной службы геодезии и картографии Российской Федерации от 25.03.1996 N 3-02-670 (далее - Письмо) установлен перечень информации, отнесенной к грифу "секретно", которая является государственной тайной в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Исследование состояния популяции бурого медведя, волка, копытных животных (лось, дикий северный олень) на территории автономного округа и водоплавающих птиц в Ямальском, Тазовском районах с применением авиаучета численности животных и птиц" не содержит указания на виды работ по картам, которые согласно Письму являются отнесенными к грифу "секретно".
Таким образом, ФАС России считает, что лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для проведения работ по исследованию состояния популяции бурого медведя, волка, копытных животных (лось, дикий северный олень) на территории автономного округа и водоплавающих птиц в Ямальском, Тазовском районах с применением авиаучета численности животных и птиц не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор разъяснений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части требований к участникам размещения заказа (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России