Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ЗАО "ТрестМонолитСтрой" (далее - Заявитель) на действия Департамента дорожного хозяйства Приморского края (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Приморского края (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство автомобильной дороги Владивосток - Находка - порт Восточный на участке км0 - км18+500 в Приморском крае. II и III пусковые комплексы" (номер извещения 0120200004713000280) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик в Конкурсной документации незаконно предъявил требования к наличию у участника опыта, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов.
2. Содержание показателей 5, 6 критерия "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса", установленных в Конкурсной документации, ограничивает число участников размещения заказа.
3. Заказчик по показателям оценки "наличие у участника конкурса технологического оборудования" и наличие у участника конкурса производственных мощностей" установил оценку однородных требований по подкритериям.
4. Заказчиком по критерию оценки "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса" по показателям оценки 2, 4 установил избыточные требования.
5. Заказчик в Конкурсной документации по критерию оценки "Качество работ и квалификация участника" предложил в качестве приложения к заявке указать технологию выполнения предстоящих работ в соответствии с ведомостью объемов работ, в которой содержится 2059 позиций, что ограничивает количество участников размещения заказа.
6. Заказчик разместил "Ведомость объемов работ по объекту" в соответствии с которой, предложил участникам размещения заказа составить описание 2059 видов работ в формате PDF, который исключает возможность копирования и поиска текста.
7. Заказчиком неправомерно объединены в один лот две группы капитальных строений, а именно строительство автомобильной дороги, и строительство искусственных сооружений, в связи с чем, размещение заказа на строительство участков автомобильной дороги и искусственных сооружений в виде открытого конкурса Заявитель считает неправомерным.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколом, составленным при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 22.08.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 236 739 051,97 рубль;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 02.10.2013.
4) согласно протоколу вскрытия конвертов от 02.10.2013 N 0120200004713000280-П1 на участие в Конкурсе подано 2 заявки.
1. В соответствии с подпунктами 14 и 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: 1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; 1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг; 2) расходы на эксплуатацию товара; 3) расходы на техническое обслуживание товара; 4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; 5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в Конкурсной документации незаконно предъявил требования к наличию у участника опыта, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В подпункте 2.1 пункта 2 Приложения N 1 к информационной карте открытого конкурса (раздел 2) тома 1 части 1 Конкурсной документации, установлены следующие показатели критерия "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса", в том числе: "Показатель 5: "наличие у участника конкурса технологического оборудования". Оценивается документально подтверждённое наличие в собственности у участника конкурса бетоноукладочных комплексов; "Показатель 6: "наличие у участника конкурса производственных мощностей". Оцениваются документально подтверждённое наличие в собственности у участника конкурса заводов по производству цементобетонных смесей.
Таким образом, требования о наличии у участника размещения заказа в собственности бетоноукладочных комплексов, заводов по производству цементобетонных смесей, ограничивают подачу заявок на участие в Конкурсе участникам размещения заказа, имеющим необходимое оборудование во временном пользовании или распоряжении.
Таким образом, содержание показателей 5, 6 по критерию "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса", установленных Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации, ограничивает число участников размещения заказа, что нарушает часть 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, в показателях 5, 6 по критерию "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса" раздельно определены баллы по показателям "наличие у участника технологического оборудования" и наличие у участника производственных мощностей" и эти показатели являются однородными, что нарушает требование пункта 27 Правил.
Представители Заказчика, на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 N 359 "бетоноукладочные комплексы и заводы по производству цементобетонных смесей относятся к различным группам учета, а именно: в первом случае - раздел "оборудование и машины" - 142947010, во втором случае - "сооружения для строительной индустрии транспорта и связи" - 124526681. Таким образом, они не являются однородными.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в соответствии с пунктами 27 и 28 Правил установлен порядок оценки по критерию "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса", а также максимальные значения в баллах показателей данного критерия.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком по показателям оценки "наличие у участника конкурса технологического оборудования" и наличие у участника конкурса производственных мощностей" установил оценку однородных требований по подкритериям, не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в рамках показателя оценки 2 "наличие у участника конкурса опыта выполнения работ" оценивается документально подтвержденная общая площадь выполненных работ по устройству верхнего слоя искусственных покрытий из монолитного цементобетона", в рамках показателя оценки 4 "наличие у участника конкурса рабочих строительных профессий и их квалификация" оценивается наличие у участника конкурса рабочих строительных профессий (машиниста бетоноукладчика и машинисты нарезчика швов), имеющих опыт работы по профессии не менее 3 лет, что является избыточным.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчик в документации об Аукционе установил избыточные требования к показателям оценки 2, 4 "наличие у участника конкурса опыта выполнения работ", "наличие у участника конкурса рабочих строительных профессий и их квалификация".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком по критерию оценки "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса" по показателям оценки 2, 4 установил избыточные требования, не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1.3.2 "Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" необходимо: "в предложении о качестве работ по каждому виду работы должна быть описана Технология выполнения работ, в соответствии с требованиями и условиями, изложенными в Проектной документации (раздел 1 тома 3 части 2 настоящей документации), Ведомости объёмов и стоимости работ (раздел 2 тома 3 части 2 настоящей документации) и проекта Государственного контракта (том 2 части 1 настоящей документации)".
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчик в документации об Аукционе установил избыточные требования к критерию оценки "Качество работ и квалификация участника".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в Конкурсной документации по критерию оценки "Качество работ и квалификация участника" предложил в качестве приложения к заявке указать технологию выполнения предстоящих работ в соответствии с ведомостью объемов работ, в которой содержится 2059 позиций, что ограничивает количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом в соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Более того, примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями для ее ознакомления приведены в пункте 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470, согласно которому информация в виде текста размещается на Официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами.
На заседании Комиссии установлено, что "Ведомость объемов работ по объекту" Конкурсной документации, размещенной Заказчиком, Уполномоченным органом, на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - фоновый рисунок, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, следует отметить, что указанное нарушение не повлияло на возможность подачи заявок на участие в Конкурсе, так как в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 02.10.2013 N 0120200004713000280-П1 подано 2 заявки.
7. На заседании Комиссии установлено, что "Проектная сметная документация разработана на строительство автомобильной дороги Владивосток - Находка - порт Восточный на участке км0 - км 18+500 в Приморском крае в целом на участок по пусковым комплексам в соответствии с федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 г. N 801 , краевой целевой программой "Дороги, края" утвержденной Законом Приморского края от 28.06.2007 N 95-КЗ в которых строительство искусственных сооружений как отдельных объектов не предусмотрено титулом объекта. Положительное заключение получено на участок дороги, в состав которого входят искусственные сооружения, такие как мосты, путепроводы, водопропускные трубы, транспортные развязки и так далее".
Соответственно, Заказчиком объединены в один лот работы по строительству участков автомобильной дороги и искусственных сооружений в связи с тем, что работы являются единым целостным объектом, технологически и функционально связаны между собой и не могут выполняться отдельно друг от друга.
Согласно части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
В связи с тем, что предметом Конкурса, в том числе является строительство искусственных дорожных сооружений (строительство мостов, путепроводов), входящих в состав автомобильной дороги, и являющихся неотъемлемой частью участка дороги, Заказчик в соответствии с частью 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказа выбрал способ размещения заказа путем проведения Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот две группы капитальных строений, в связи с чем, размещение заказа по строительству участков автомобильной дороги и искусственных сооружений в виде открытого конкурса является нарушением части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "ТрестМонолитСтрой" обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации требований, ограничивающих число участников размещения заказа, размещения Заказчиком, Уполномоченным органом на Официальном сайте "Ведомости объемов работ по объекту" Конкурсной документации, содержащей ограничения для ознакомления.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 7 статьи 16, части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 10.10.2013 N К-1747/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2013 г. N К-1747/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был