Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010)
"Топлива судовые. Технические условия"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2010 г. N 1149-ст)
Marine fuels. Specifications
Дата введения - 1 июля 2012 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовые топлива, получаемые из продуктов переработки нефти и газовых конденсатов.
Судовые топлива не должны содержать неорганические кислоты, отработанные смазочные масла, биопроизведенные материалы, отличные от уровня "de minimis"*, и никакие дополнительные компоненты или механические отходы, которые представляют опасность для эксплуатации судов, вредны для персонала или увеличивают загрязнение окружающей среды (см. приложение А).
Судовые топлива предназначены для применения в судовых энергетических установках и для поставки на экспорт.
Для улучшения эксплуатационных свойств топлив разрешается использование присадок, допущенных к применению в установленном порядке.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 50837.6-95 Топлива остаточные. Определение прямогонности. Метод определения общего осадка
ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ Р 53708-2009 Нефтепродукты. Жидкости прозрачные и непрозрачные. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ Р 53716-2009 Топлива жидкие. Определение сероводорода
ГОСТ Р 54273-2010 Нефть и нефтепродукты, руководство по таблицам измерения параметров
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса
ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив
ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра
ГОСТ Р ИСО 10307-1-2009 Нефтепродукты. Определение содержания общего осадка в остаточных жидких топливах. Часть 1. Метод горячей фильтрации
ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества
ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования
ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация
ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости
ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды
ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Марки и коды ОКП
3.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым топливам для судовых энергетических установок (дизелей и котлов) и включает в себя:
- четыре марки дистиллятного топлива, одно из них для дизельных двигателей, используемых для аварийных целей:
DMX, DMA, DMZ, DMB - код ОКП 02 5196;
- 11 марок судовых остаточных топлив:
RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700 - код ОКП 02 5213.
4 Условные обозначения
В условном обозначении дистиллятного судового топлива указывают марку топлива.
Пример - Судовое топливо, DMX, ГОСТ Р 54299-2010
В условном обозначении остаточного судового топлива указывают марку топлива и значение кинематической вязкости при температуре 50°С.
Примеры
1 Судовое топливо, RMA 10, ГОСТ Р 54299-2010
2 Судовое топливо, RMG 380, ГОСТ Р 54299-2010
5 Технические требования
5.1 Судовые топлива должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
Постановку на промышленное производство осуществляют по ГОСТ Р 15.201.
5.2 По физико-химическим показателям судовые дистиллятные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к судовым дистиллятным топливам
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания |
|||
DMX |
DMA |
DMZ |
DMB |
||
1 Кинематическая вязкость при 40°С, (1)) |
1,400-5,500 |
2,000-6,000 |
3,000-6,000 |
2,000-11,000 |
|
2 Плотность при 15°С, , не более |
- |
890,0 |
890,0 |
900,0 |
По ГОСТ Р 51069 или ГОСТ Р ИСО 3675, или [3], или [4] (см. 9.2), или [5], или [6] |
3 Цетановый индекс, не менее |
45 |
40 |
40 |
35 |
По [7] |
4 Массовая доля серы(2), %, не более |
1,00 |
1,50 |
1,50 |
2,00(3) |
По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, или [8], или [9] (см. 9.3) |
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
61 |
61 |
61 |
61 |
|
6 Содержание сероводорода(4), мг/кг, не более |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
|
7 Кислотное число, мг КОН/г, не более |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
8 Общий осадок горячим фильтрованием, % масс., не более |
- |
- |
- |
0,10(5) |
По ГОСТ Р ИСО 10307-1 или ГОСТ Р 50837.6, или [13] (см. 9.5) |
9 Стабильность к окислению, , не более |
25 |
25 |
25 |
25(6) |
|
10 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки (микрометод), % масс., не более |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
- |
|
11 Коксовый остаток, (микрометод), % масс., не более |
- |
- |
- |
0,30 |
|
12 Температура помутнения, °С, не выше |
Минус 16 |
- |
- |
- |
|
13 Температура текучести(7), °С, не выше |
|
|
По ГОСТ 20287 или [18] или [19] |
||
- зимой |
Минус 6 |
0 |
|||
- летом |
0 |
6 |
|||
14 Внешний вид |
Чистое и прозрачное(8) |
По 9.7 |
|||
15 Содержание воды, % (об.), не более |
- |
- |
- |
0,30(5) |
|
16 Зольность, %, не более |
0,010 |
0,010 |
0,010 |
0,010 |
|
17 Смазывающая способность(9), скорректированный диаметр пятна: (WSD 1,4) при 60°С, мкм, не более |
520 |
520 |
520 |
520(10) |
По ГОСТ Р ИСО 12156-1 или [22] (см. 9.15) |
(1) 1 = 1 сСт. (2) Несмотря на приведенные пределы, покупатель должен определить максимальное содержание серы в соответствии с установленными законом ограничениями (см. приложение В). (3) С 1 января 2013 г. содержание серы не должно превышать 1,5%. (4) Согласно приложению С норма на содержание сероводорода установлена с 1 июля 2012 г. До этого времени значение дается для сведения. В настоящее время разрабатываются данные прецизионности для дистиллятных топлив. (5) Если образец нечистый и прозрачный, необходимы испытания на определение общего осадка горячим фильтрованием и содержания воды (см. 9.7). (6) Если образец нечистый и прозрачный, то испытание выполнить нельзя. Следовательно, предел по стабильности к окислению не применяется. (7) Покупатели должны иметь гарантию, что эта температура текучести подходит для оборудования на борту, особенно если судно работает в холодном климате. Требование по показателю "Температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах. (8) Если образец окрашен и непрозрачен, необходимо применять предел по воде и метод испытания, как указано в 9.7. (9) Требование приемлемо для топлив с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050%). (10) Если образец нечистый и прозрачный, то испытание выполнить нельзя. В этом случае смазывающую способность не определяют. |
5.3 По физико-химическим показателям судовые топлива остаточные должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
5.4 Требования на газотурбинные топлива судового назначения приведены в [23], который включает необходимые свойства топлив во время их транспортирования и на месте налива судна.
Таблица 2 - Требования к судовым остаточным топливам
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания |
||||||||||
RMA 10(1) |
RMB 30 |
RMD 80 |
RME 180 |
RMG |
RMK |
|||||||
180 |
380 |
500 |
700 |
380 |
500 |
700 |
||||||
1 Кинематическая вязкость при 50°С, (2), не более |
10,00 |
30,00 |
80,00 |
180,0 |
180,0 |
380,0 |
500,0 |
700,0 |
380,0 |
500,0 |
700,0 |
|
2 Плотность при 15°С, , не более |
920,0 |
960,0 |
975,0 |
991,0 |
991,0 |
1010,0 |
По ГОСТ Р 51069 или ГОСТ Р ИСО 3675, или [3], или [4] (см. 9.2), или [5], или [6] |
|||||
3 Расчетный индекс углеродной ароматизации CCAI, не более |
850 |
860 |
860 |
860 |
870 |
870 |
См. 9.16 |
|||||
По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, или [8], или [9] (см. 9.3) |
||||||||||||
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже |
61,0 |
61,0 |
61,0 |
61,0 |
61,0 |
61,0 |
||||||
6 Содержание сероводорода(7), мг/кг, не более |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
||||||
7 Кислотное число(8), мг КОН/г, не более |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
||||||
8 Общий осадок со старением, % масс., не более |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
||||||
9 Коксовый остаток (микрометод), % масс., не более |
2,50 |
10,00 |
14,00 |
15,00 |
18,00 |
20,00 |
||||||
10 Температура текучести(9), °С , не выше: |
|
|
|
|
|
|
По ГОСТ 20287 или [18], или [19] |
|||||
зимой |
0 |
0 |
30 |
30 |
30 |
30 |
||||||
летом |
6 |
6 |
30 |
30 |
30 |
30 |
||||||
11 Содержание воды, % об., не более |
0,30 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
||||||
12 Зольность, %, не более |
0,040 |
0,070 |
0,070 |
0,070 |
0,100 |
0,150 |
||||||
13 Содержание ванадия, мг/кг, не более |
50 |
150 |
150 |
150 |
350 |
450 |
||||||
14 Содержание натрия, мг/кг, не более |
50 |
100 |
100 |
50 |
100 |
100 |
||||||
15 Содержание алюминия + кремния, мг/кг, не более |
25 |
40 |
40 |
50 |
60 |
60 |
||||||
16 Отработанные смазочные масла (ОСМ)(10): |
Топливо не должно содержать ОСМ. Топливо считают содержащим ОСМ, если удовлетворено одно из следующих условий:
|
|||||||||||
кальций и цинк или кальций и фосфор, мг/кг |
Кальций >30 и цинк >15 или кальций >30 и фосфор >15. |
|||||||||||
(1) Категория основана на прежней категории дистиллята DMC. (2) 1 = 1 сСт. (3) Покупатель должен определить максимальное содержание серы в соответствии с установленными законом ограничениями (см. приложение В). (4) При поставке топлива на экспорт требования по содержанию серы устанавливают в договорах и контрактах. (5) Содержание серы не должно превышать 2,0% (до 31 декабря 2012 г.). (6) Содержание серы не должно превышать 1,5% (с 1 января 2013 г.) (7) Согласно доводам, указанным в приложении С, норма на содержание сероводорода установлена с 1 июля 2012 г. До этого времени значение дается для сведения. (8) См. приложение D. (9) Покупатели должны иметь гарантию, что эта температура текучести приемлема для оборудования на борту, особенно если судно работает в холодном климате. Требование по показателю "Температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах. (10) Показатель "Отработанные смазочные масла (ОСМ)" определяют только при их введении в топливо. |
6 Требования безопасности
6.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
6.2 Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 900/300 - согласно ГН 2.2.5.1313 [30].
Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании.
Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляют в соответствии с руководством [31].
Концентрацию углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по [32] или аналогичным метрологически аттестованным методом.
6.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.
При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека.
6.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов.
6.5 Судовое топливо не обладает способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывает повышенной чувствительности организма, усиленного роста тканей.
6.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350°С. Температурные пределы распространения пламени: нижний 62°С - для судового дистиллятного топлива и 91°С - для судового остаточного топлива, верхний - 105°С и 155°С соответственно.
6.7 При загорании судового топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, химическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, перегретый пар, порошок ПСБ-3, составы СЖБ.
6.8 В помещениях для хранения и эксплуатации судового топлива запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.
При работе с судовым топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.
6.9 Емкости, в которых хранят и транспортируют судовое топливо, металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива судового топлива должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
6.10 Помещение, в котором проводят работы с судовым топливом, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021, водопроводной системой и канализацией.
Места интенсивного выделения паров судового топлива в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.
В помещениях для хранения судового топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
Требования к технологическому процессу производства и проведению контроля за соблюдением санитарных правил и мероприятий должны соответствовать СП 2.2.2.1327 [33].
6.11 При разливе судового топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем промыть горячей водой и протереть сухой тканью.
При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322 [34].
6.12 Необходимыми мерами предосторожности при работе с судовым топливом является применение средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 или ГОСТ 12.4.111, или ГОСТ 12.4.112, а также типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров, превышающей ПДК, применяют противогазы марки БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034.
При попадании судового топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой.
Для защиты кожи рук следует применять защитные рукавицы в соответствии с ГОСТ 12.4.010 и средства индивидуальной защиты рук - в соответствии с ГОСТ 12.4.020; мази и пасты - в соответствии с ГОСТ 12.4.068.
6.13 Все работающие с судовым топливом должны проходить предварительные, при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказами Минздрава РФ, утвержденными в установленном порядке, а также инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.
7 Требования охраны окружающей среды
7.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован постоянный контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 согласно ГН 2.1.6.1338 [35].
7.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий судового топлива является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением данного продукта, герметичного оборудования; строгое соблюдение технологического режима.
7.3 При производстве, хранении и применении судового топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.
8 Правила приемки
8.1 Судовые топлива принимают партиями.
Партией считается любое количество судового топлива, изготовленного в ходе непрерывного технологического цикла по утвержденной технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.
Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 и настоящего стандарта.
8.2 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.
Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю партию.
9 Методы испытаний
9.1 Отбор проб судового топлива проводят по ГОСТ 2517 или [36].
Для объединенной пробы берут 3 топлива.
9.2 Плотность
При определении плотности по ГОСТ Р 51069 или [3] показания ареометра, полученные при температуре окружающего воздуха для судовых дистиллятных топлив и при температуре 50°С - 60°С для остаточных, должны быть приведены к результатам при температуре 15°С по таблице 53В [37].
При определении плотности по [4] к значению плотности, измеренному при любой температуре, отличающейся от 15°С, следует вводить поправку на коэффициент расширения стекла и использовать таблицу 53В стандарта [37].
9.3 Содержание серы
В настоящем стандарте в качестве арбитражного метода испытаний приведен ГОСТ Р 51947.
В случае разногласий в отношении содержания серы в топливе все стороны должны прийти к соглашению по одному и тому же сертифицированному эталону серы (см. приложение В).
9.4 Температура вспышки
Температуру вспышки в закрытом тигле для топлив, указанных в таблице 1, определяют в соответствии с ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356.
Температуру вспышки для топлив, указанных в таблице 2, определяют в соответствии с ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 (см. приложение Е).
В качестве арбитражного метода применяют ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 (см. приложение ДА).
9.5 Общий осадок горячим фильтрованием
Если внешний вид топлива марки DMB оценивается как нечистый и прозрачный (см. 9.7), то общий осадок следует определять по ГОСТ Р 50837.6 или [13].
9.6 Общий осадок со старением
Допускается использовать любую из стандартных процедур старения, указанных в [24]: определение ускоренного общего осадка или потенциального общего осадка.
В качестве арбитражного метода применяют определение потенциального общего осадка (см. приложение ДА).
9.7 Внешний вид
Внешний вид судового дистиллятного топлива следует оценивать визуальным методом при хорошем неослепляющем освещении без теней при температуре 10°С - 25°С.
Топливо марок DMX, DMA или DMZ должно иметь чистый и прозрачный внешний вид. Если эти марки топлива подкрашены (например, черные) и непрозрачны, то это влияет на соответствие требованию относительно чистого и прозрачного внешнего вида, и в этом случае содержание воды не должно превышать 200 мг/кг, определенное методом кулонометрического титрования по Фишеру в соответствии с [38].
Если внешний вид топлива марки DMB позволяет визуальную оценку и кажется чистым и прозрачным, испытание на общий осадок горячим фильтрованием и содержание воды не требуется.
9.10 Содержание алюминия плюс кремний
Арбитражный метод испытания - согласно [25] (см. приложение G).
9.11 Отработанное смазочное эталонное масло (ОСМ)
Считается, что судовое топливо содержит ОСМ, когда содержание кальция и цинка или кальция и фосфора выше установленных пределов (см. таблицу 2).
Арбитражный метод испытания - согласно [26] (см. приложение Н).
9.12 Содержание сероводорода
Содержание сероводорода () - согласно таблице 1 или таблице 2 (см. приложение С).
Примечание - является в высшей степени токсичным газом. Опасно подвергаться высоким концентрациям паров, в крайних случаях это может быть смертельным. Чрезвычайно важно, что владельцы судов, операторы и другие ответственные группы продолжают поддерживать соответствующие меры техники безопасности, предназначенные для защиты команды и всех, кто подвергается действию (см. приложение С).
9.13 Кислотное число
Кислотное число - согласно таблице 1 или таблице 2.
Примечание - Пределы по кислотному числу включены в настоящий стандарт (см. приложение D).
9.14 Стабильность к окислению
Стабильность к окислению - согласно таблице 1.
Процессы на нефтеперерабатывающих заводах, используемые для производства дистиллятных топлив, могут привести к продуктам с ограниченной стабильностью к окислению. Кроме того, несудовые дистиллятные топлива могут содержать значительный массовый процент (например, в некоторых областях в настоящее время от 5% до 7% ) биополученных продуктов, т.е. сложных метиловых эфиров жирных кислот (FAME), которые могут влиять на стабильность топлива к окислению. Более того, транспортирование чистого дистиллятного топлива и дистиллятного топлива, содержащего FAME, особенно посредством многопродуктовых трубопроводных перекачек, показало, что некоторое количество FAME переносится в чистое дистиллятное топливо (см. приложение I).
9.15 Смазывающая способность
Смазывающая способность - согласно таблице 1.
Примечание - Техническое требование по смазывающей способности было включено в настоящий стандарт и применимо к светлым дистиллятным топливам с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050% масс.).
Предел смазывающей способности основан на существующих требованиях для высокоскоростных двигателей внутреннего сгорания и промышленных дизельных двигателей, работающих в жестком режиме.
9.16 Расчетный индекс углеродной ароматизации
Таблица 2 дополнена такой характеристикой воспламенения, как расчетный индекс углеродной ароматизации (CCAI), чтобы аннулировать топлива с нехарактерными соотношениями "плотность-вязкость". Определение CCAI - согласно приложению J.
Что касается двигателей и/или условий применения, где известно, что качество воспламенения имеет решающее значение, расчет CCAI по уравнению J.1 (см. приложение J) дает основу для поставщиков и покупателей остаточных топлив для согласования более узких характеристик качества воспламенения.
Что касается марок RME 180 и RMK 380 в случае смешения при максимальной плотности или близкой к ней, предел CCAI может ограничить комбинацию плотности и вязкости.
Содержание натрия должно соответствовать требованиям, установленным в таблице 2.
Примечание - Предел содержания натрия включен из-за влияния металлов, присутствующих в топливах, на отложение золы и высокотемпературную коррозию (см. приложение F).
9.17 Удельная теплота сгорания
Удельная теплота сгорания для судовых топлив не нормируется; в случае необходимости для характеристики эксплуатационных свойств топлива удельную теплоту сгорания рассчитывают по формулам, приведенным в приложении К.
9.18 Прецизионность и интерпретация результатов испытания
Методы испытаний, установленные в таблицах 1 и 2, содержат определение прецизионности: повторяемость и воспроизводимость. Определение воспроизводимости для CCAI приведено в приложении J. В случае возникновения разногласий следует применять [39], который охватывает применение данных прецизионности при интерпретации результатов испытания (см. приложение L).
10 Транспортирование и хранение
10.1 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение судового топлива - по ГОСТ 1510. Маркировка, характеризующая транспортную опасность судового топлива, - в соответствии с [40] и [41].
10.2 Хранение проб судового топлива проводят по ГОСТ 2517.
11 Гарантии изготовителя
11.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества судового топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
11.2 Гарантийный срок хранения судового топлива - один год со дня изготовления.
11.3 По истечении гарантийного срока хранения судовое топливо анализируют перед применением на соответствие требованиям настоящего стандарта.
_____________________________
* "de minimis" - количество, которое не должно превращать топливо в неприемлемое для применения в судовых двигателях.
Библиография
[1] ИСО 3104:1994 |
Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости |
[2] АСТМ Д 445-09 |
Метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей и расчет динамической вязкости |
[3] ИСО 3675-1998 |
Нефть сырая и жидкие нефтепродукты. Лабораторное определение плотности ареометром |
[4] ИСО 12185:1996 |
Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности осцилляционным методом в U-образной трубке |
[5] АСТМ Д 1298-1998 (2005) |
Определение плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в единицах API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром |
[6] АСТМ Д 4052-09 |
Стандартный метод определения плотности и относительной плотности жидкостей с применением цифрового плотномера |
[7] ИСО 4264:2007 |
Нефтепродукты. Дистиллятные топлива. Расчет цетанового индекса |
[8] ИСО 8754:2003 |
Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод энергодисперсионной рентгенофлуоресценции |
[9] ИСО 14596-2007 |
Нефтепродукты. Определение содержания серы. Метод рентгеновской флуоресценции с дисперсией по длине волны |
[10] IP 570/2009 |
Определение сероводорода в жидких топливах. Метод ускоренной экстракции жидкой фазы |
[11] IP 399/94 (2004) |
Определение сероводорода в нефтяных топливах |
[12] АСТМ Д 664-2006 |
Стандартный метод определения кислотного числа нефтепродуктов потенциометрическим титрованием |
[13] ИСО 10307-1:2009 |
Нефтепродукты. Общее содержание осадка в остаточных жидких топливах. Часть 1: Определение методом горячей фильтрации |
[14] ИСО 12205-1995 |
Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив |
[15] ИСО 10370:1993 |
Нефтепродукты. Определение коксового остатка. Микрометод |
[16] АСТМ Д 4530-07 |
Определение коксового остатка в нефтепродуктах микрометодом |
[17] ИСО 3015:1992 |
Нефтепродукты. Определение температуры помутнения |
[18] ИСО 3016:1994 |
Нефтепродукты. Определение температуры текучести |
[19] АСТМ Д 97-09 |
Метод определения температуры потери текучести нефтепродуктов |
[20] ИСО 3733:1999 |
Нефтепродукты и битуминозные материалы. Определение воды. Метод дистилляции |
[21] ИСО 6245:2001 |
Нефтепродукты. Определение зольности |
[22] ИСО 12156-1:2006 |
Дизельное топливо. Оценка смазывающей способности с помощью высокочастотного возвратно-поступательного устройства. Часть 1. Метод испытания |
[23] ИСО 4261:1993 |
Нефтепродукты. Топлива (класс F). Технические условия на топлива для газовых турбин промышленного и судового назначения |
[24] ИСО 10307-2:2009 |
Нефтепродукты. Общее содержание осадка в остаточных жидких топливах. Часть 2. Определение с использованием стандартных процедур старения |
[25] IP 501:2005 |
Определение алюминия, кремния, ванадия, никеля, железа, натрия, кальция, цинка и фосфора в остаточном жидком топливе путем озоления, плавления и эмиссионной спектроскопии с индуктивно связанной плазмой |
[26] IP 470:2005 |
Определение алюминия, кремния, ванадия, никеля, железа, натрия, кальция, цинка и фосфора в остаточном жидком топливе путем озоления, плавления и атомной абсорбционной спектрометрии |
[27] ИСО 14597:1999 |
Нефтепродукты. Определение ванадия и никеля в жидких топливах. Метод рентгенофлуоресценции с дисперсией по длине волны |
[28] ИСО 10478:1994 |
Нефтепродукты. Определение алюминия и кремния в жидких топливах. Методы эмиссионной спектроскопии с индуктивно связанной плазмой и атомно-абсорбционной спектроскопии |
[29] IP 500:2003 |
Определение содержания фосфора остаточных топлив ультрафиолетовой спектрометрией |
[30] ГН 2.2.5.1313-03 |
Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны |
[31] Р 2.2.2006-05 |
Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда |
[32] МУ N 5293-01 |
Методические указания по газохроматографическому измерению концентраций углеводородов (раздельно) в воздухе рабочей зоны |
[33] СП 2.2.2.1327-03 |
Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту |
[34] СанПиН 2.1.7.1322-03 |
Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Порядок накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов |
[35] ГН 2.1.6.1338-03 |
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест |
[36] ИСО 13739-2010 |
Нефтепродукты. Процедуры перемещения бункеров к судам |
[37] АСТМ Д 1250-08 |
Руководство к таблицам измерения параметров нефти |
[38] ИСО 12937:2000 |
Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру |
[39] ИСО 4259:2008 |
Нефтепродукты. Определение и применение данных прецизионности методов испытания |
[40] Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными протоколами заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 23.11.2007, 30.05.2008, 22.05.2009) | |
[41] Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 22 мая 2009 г. N 50) | |
[42] ИСО/ТО 29662:2009 |
Нефтепродукты и другие жидкости. Руководство по определению температуры вспышки |
[43] СЕН/ТО 15138:2005 |
Нефтепродукты и другие жидкости. Руководство по определению температуры вспышки |
[44] Опасность воспламенения, связанная с обработкой, перекачкой, хранением и перевозкой остаточного жидкого топлива. Опубликовано Международным морским форумом нефтяных компаний (OSIMF), декабрь 1989 г. | |
[45] Международное руководство по безопасности для нефтетанкеров и терминалов (ISGOTT), 5-ое издание, ISBN 978-1-85609-291-3 | |
[46] ЕН 14214 |
Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Сложные метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Технические характеристики и методы испытания |
[47] АСТМ Д 6751 |
Стандартная спецификация компонента смеси биодизельного топлива (В 100) для средних дистиллятных топлив |
[48] ЕН 14078:2009 |
Определение содержания сложных метиловых эфиров жирных кислот (FAME) в средних дистиллятах. Метод инфракрасной спектрометрии |
[49] IP 541:2006 |
Определение характеристик воспламенения и горения жидких остаточных топлив. Метод сгорания в камере постоянного объема |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010) "Топлива судовые. Технические условия" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2010 г. N 1149-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2012 г.
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2010 г. N 1149-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 8217:2010 "Нефтепродукты. Топлива (класс F). Спецификация на судовые топлива" (ISO/FDIS 8217:2010 "Petroleum products - Fuels (class F) - Specifications of marine fuels"). При этом потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации учтены в дополнительных разделах 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий (в тексте не приводится)
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДВ
5 Введен впервые