Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ООО "Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации":
пункта 5 части 2 статьи 20, согласно которому медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;
части 9 статьи 39, в соответствии с которой за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки; средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как следует из представленных материалов, территориальным фондом обязательного медицинского страхования выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, полученных ООО "Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор", и принято решение, в дальнейшем признанное актами арбитражных судов частично незаконным, о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения несоразмерно и необоснованно ограничивают свободу медицинской организации, которая осуществляет деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и при этом не является государственным (муниципальным) учреждением, в распоряжении средствами обязательного медицинского страхования. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые нормы не соответствующими статьям 4 (часть 2), 8 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1); в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения (часть 2).
Конкретизируя приведенные конституционные положения, Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрел, в частности, что объем гарантированного бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования определяется путем принятии территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также установил порядок организации и гарантии финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с указанными программами.
Одной из таких гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций, выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 30 и часть 7 статьи 35).
Согласно Федеральному закону "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" участие в оказании медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования на добровольной основе могут принять организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой (для целей данного Федерального закона - медицинские организации), путем подачи в установленные сроки уведомления о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (части 1 и 2 статьи 15); деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; на основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и несет корреспондирующую этому праву обязанность использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15, пункт 1 части 1 и пункт 5 части 2 статьи 20).
Соответственно, в силу приведенных законоположений медицинская организация вправе получать средства обязательного медицинского страхования исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. При этом согласно части 11 статьи 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, а потому оспариваемые законоположения конституционные права, перечисленные в жалобе заявителя, в указанном им аспекте не нарушают.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, обязывающие медорганизации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медпомощь, в соответствии с программами ОМС.
В противном случае подобная организация уплачивает штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени. Кроме того, есть обязанность также вернуть и данные деньги.
По мнению заявителя, положения неконституционны.
Причина - нормы несоразмерно и необоснованно ограничивают свободу медорганизации, которая действует в сфере ОМС и при этом не является госучреждением.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
По Закону об обязательном медстраховании гарантируется бесплатное оказание застрахованному лицу медпомощи за счет средств ОМС. Ее объем определяется путем принятия территориальной и базовой программ ОМС.
При этом участие в оказании медпомощи в сфере ОМС на добровольной основе могут принять организации любой организационно-правовой формы, а также предприниматели.
Деятельность в сфере ОМС осуществляется медорганизацией на основании договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключенного со страховой медорганизацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС.
На основании такого договора медорганизация вправе получать средства за оказанную медпомощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медпомощи по ОМС.
В этом случае появляется и корреспондирующая такому праву обязанность использовать средства ОМС, полученные за оказанную медпомощь, в соответствии с программами ОМС.
Таким образом, средства ОМС, за счет которых оплачиваются расходы медорганизаций на оказание бесплатной медпомощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение.
Поэтому медорганизации, действующие в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить целевое использование подобных средств.
Соответственно, введение ответственности за нецелевое использование в таком случае не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медорганизаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N 1648-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 20 и частью 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)