2. Заказчик в документации о торгах должен установить объем оказываемых услуг.
Заказчиком был проведен аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по присоединению ведомственной сети в Московском регионе на абонентском уровне присоединения и предоставлению услуг телефонной связи для нужд Заказчика.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 N 627 оператор связи в соответствии с установленными Федеральным агентством связи предельными ценами на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика имеет право дифференцировать цены на услуги присоединения в зависимости от количества предоставленных точек присоединения.
При изучении материалов дела, должностным лицом установлено, что требование к количеству предоставленных точек присоединения в документации об Аукционе отсутствует, вместе с тем, требование к количеству предоставленных точек присоединения влияет на стоимость оказания таких услуг.
Таким образом, действия Заказчика нарушают положения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, так как в документации отсутствует указание на количество точек присоединения.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2013 г. по делу N К-2321/12/АК1012-13)
3. Требование о согласовании возможности привлечения субподрядчика исполнителем по контракту с заказчиком, является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по сопровождению и развитию официального интернет-сайта Заказчика в 2013 году".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 Закона о размещении заказов установлены обязательные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Должностным лицом было установлено, что проект Государственного контракта, который является приложением к Конкурсной документации, а именно пункт 4.2.2 проекта контракта: "4. Исполнитель имеет право:
4.2.2. Привлекать с письменного согласия Заказчика к исполнению Контракта соисполнителей. При этом Исполнитель несет ответственность за действия привлекаемых им соисполнителей, в том числе за качество и сроки оказания Услуг, как за свои собственные", в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов содержит положения о том, что привлечение третьих лиц (соисполнителей) к изготовлению товара не допускается, либо допускается с письменного разрешения Заказчика.
За утверждение Конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении лицом, ответственным за утверждение Конкурсной документации является Л.
Таким образом, в действиях Л., выразившихся в нарушении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации при утверждении Конкурсной документации, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2013 г. по делу N АК1026-13)
4. Ограничение возможности привлечения исполнителем по контракту субподрядчика для исполнения государственного контракта, установленное заказчиком в документации о торгах, нарушает положения законодательства о размещении заказов.
Заказчиком был проведен открытый аукцион в электронной форме "Изготовление и поставка бланков служебных удостоверений для территориальных органов Заказчика в 2013 году".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлены обязательные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа
Однако при проведении проверки, было установлено, что в нарушение части 4 статьи 11 документация об Аукционе содержит положения о том, что привлечение третьих лиц (соисполнителей) к изготовлению товара не допускается, либо допускается с письменного разрешения Заказчика.
В пункте 2.4 раздела 2 документации об Аукционе говорится о том, что "Привлечение третьих лиц (соисполнителей) к изготовлению Товара не допускается".
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела установило, что согласно документации об Аукционе участники размещения заказа, должны были предоставить: "1) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона о размещении заказов: -копия лицензии Федеральной налоговой службы России на осуществление деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции".
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2013 г. по делу N АК1025-13)
5. В случае, если срок исполнения обязательств по государственному контракту составляет более чем один год, заказчик на заседании Комиссии ФАС России должен представить сведения о решении Правительства Российской Федерации или иных нормативно правовых актах, согласно которым государственный контракт по итогам проведенного Аукциона заключается и оплачивается в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частью 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 26.11.2012 Участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе на основании несоответствия сведений о товаре, предлагаемого для использования при выполнении работ, требованиям документации об Аукционе:
"- участник размещения заказа указывает минимальную температуру ЩМА смеси в бункере асфальтоукладчика - 146°С, что не соответствует требованиям аукционной документации и ТР 103-07 (Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона), где минимальная температура ЩМА смеси в бункере асфальтоукладчика - 150°С;
- участник размещения заказа указывает индекс пенетрации для битума дорожного - (-0,2), что не соответствует требованиям аукционной документации и ГОСТ 22245-90, где индекс пенетрации - (-0,32);
- координаты цветности в разделах "Столбики сигнальные дорожные", "Световозвращатели дорожные", "Материалы для нанесения горизонтальной разметки", "Светофоры дорожные" - не представлены конкретные значения координат цветности применяемых материалов. В заявке участника размещения заказа вместо конкретных показателей указаны диапазоны координат цветности угловых точек".
При этом, согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В приложении 1 к документации об Аукционе установлены "требования к техническим характеристикам материалов (товаров), применяемых при выполнении работ".
Так, в указанном приложении к документации об Аукционе участнику размещения заказа необходимо указать конкретные технические показатели в соответствии с указанными требованиями. При этом, все без исключения требования документации об Аукционе к применяемым материалам установлены в форме соответствия указанных материалов различным ГОСТам (ГОСТ 27307-86, ГОСТ 21903-76, ГОСТ 7721-89 и т.д.) и письмам Федерального дорожного агентства (письма ФДА от 08.09.2008 г. N 01-28/8484).
При этом приложение 1 к документации об Аукционе не содержит максимальные и минимальные значения, по которым необходимо представить конкретные показатели характеристик материалов (товаров), применяемых при выполнении работ (оказание услуг). По таким пунктам есть лишь указание на ГОСТы, при этом не указано, какими конкретно пунктами указанных ГОСТов необходимо руководствоваться для представления конкретных показателей.
Таким образом, данные положения документации об Аукционе нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с часть 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами), на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказами Министерства Финансов Российской Федерации от 23.11.2011 N 159н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)", от 30.09.2008 N 104н (в ред. от 17.08.2010 N 92н) "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" Федеральное дорожное агентство является главным распорядителям бюджетных средств и доводит объемы бюджетных ассигнований, а так же лимиты бюджетных обязательств, в том числе для и до Заказчика.
Согласно телеграмме руководителя Федерального дорожного агентства от 17.08.2012 N 01-753, представленной Заказчиком, объемы финансирования доводятся по годам к 2018 году в соответствии с нормативной потребностью и рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 539.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 539 Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство в III квартале 2007 г. обеспечивает разработку мероприятий по внедрению современных технологий и материалов с целью увеличения межремонтных сроков автомобильных дорог для включения их в проект подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2012 N 848 (в ред. от 27.09.2012) "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" за пределами сроков реализации указанной федеральной целевой программы, т.е. после 2015 года, не предусмотрены объемы финансирования работ согласно предмету Аукциона.
При этом Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014" пределы лимитов бюджетных обязательств и объемы бюджетных ассигнований установлены по 2014 год.
Согласно пункту 4.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе начало выполнения работ: 01.01.2013, окончание работ: 30.06.2018.
Заказчиком не были представлены сведения о решении Правительства Российской Федерации или иных нормативно правовых актах, согласно которым государственный контракт по итогам проведенного Аукциона заключается и оплачивается в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, по утверждению документации об Аукционе, согласно которой государственный контракт заключается вне пределов лимитов бюджетных обязательств, не соответствует пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и являются нарушением части 2 статьи 9 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.10.2013 г. по делу N К-2348/12/АК965-13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.