Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. N 78-КГ13-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Корчашкиной Т.Е., судей Назаровой A.M., Задворнова М.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева А.А. к военному комиссариату Санкт-Петербурга об обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Ковалева А.А. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2012 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2012 года, которыми в удовлетворении исковых требований Ковалева А.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M., выслушав объяснения Ковалева А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей военного комиссара Санкт-Петербурга Кочешкова П.Ю., Силантьева В.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Ковалев А.А. проходил военную службу в должности ...
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года Ковалев А.А. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
С 27 мая 2009 года ему назначена пенсия за выслугу лет. Однако с 1 июня 2012 года выплата пенсии была приостановлена в связи с тем, что Ковалев А.А. с 6 июля 2009 года принят на федеральную государственную службу и назначен на ...
Ковалев А.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Санкт-Петербурга о возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет, ссылаясь на незаконность приостановления выплаты пенсии, поскольку частью 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не предусмотрено такое основание для приостановления выплаты пенсии как поступление на службу в органы прокуратуры.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2012 года указанное решение суда оставлено без изменения.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2013 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе Ковалева А.А., поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2012 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2012 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.
Судом установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 425 Ковалев А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказом военного прокурора Ленинградского военного округа от 18 мая 2009 года N 24 Ковалев А.А. исключён из списков личного состава военной прокуратуры Ленинградского военного округа.
С 27 мая 2009 года военным комиссариатом Санкт-Петербурга истцу назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой была приостановлена с 1 июня 2012 года.
В соответствии с приказом прокурора Санкт-Петербурга от 2 июля 2009 года N 187-л Ковалев А.А. с 6 июля 2009 года принят на федеральную государственную службу и назначен на должность ...
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 августа 2009 года N 62-а истцу присвоен классный чин "старший советник юстиции".
Согласно справке финансового органа прокуратуры Санкт-Петербурга от 20 июля 2012 года ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии Ковалеву А.А. с 6 июля 2009 г. не выплачивалась и не начислялась.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а также Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, пришли к выводу о правомерности приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в связи с поступлением Ковалева А.А. на государственную службу в прокуратуру Калининского района Санкт-Петербурга.
Между тем, Судебная коллегия находит приведенные выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Согласно пункту 1 и 3 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учётом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются названным Федеральным законом. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.
Как следует из части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учётом которой назначается данная пенсия.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счёт средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Между тем, Ковалёв А.А. до 27 мая 2009 года проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а 6 июля 2009 года поступил на правоохранительную службу, отличную от военной службы.
В соответствии со статьёй 18 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет необходимой для выплаты военной пенсии, выплачиваемой военным комиссариатом в соответствии с этим Законом.
Следовательно, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением им вновь статуса военнослужащего.
Судебная коллегия полагает, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров органов военной прокуратуры, поступивших на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в связи с прохождением военной службы в органах военной прокуратуры, не влечёт увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2012 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2012 года незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права и подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2012 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ковалева А.А. к военному комиссариату Санкт-Петербурга об обязании возобновить выплату пенсии удовлетворить.
Обязать военный комиссариат Санкт-Петербурга возобновить Ковалеву А.А. выплату пенсии за выслугу лет с 1 июня 2012 года.
Председательствующий |
Корчашкина Т.Е. |
Судьи |
Назарова A.M. |
|
Задворнов М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданин был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней. Ему назначили пенсию за выслугу лет. Но ее выплата была приостановлена в связи с тем, что гражданин поступил на госслужбу в прокуратуру.
Первая и апелляционная инстанции сочли, что выплату пенсии приостановили правомерно. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение.
Право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Это следует из Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Как указал Конституционный Суд РФ, выплата пенсии приостанавливается в том случае, когда человек, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых проходил службу.
Между тем гражданин ранее проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а затем поступил на правоохранительную службу, отличную от военной.
В соответствии с указанным законом служба в органах прокуратуры не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии.
В данном случае выплата пенсии за выслугу лет могла быть приостановлена, если бы гражданин вернулся на военную службу и вновь приобрел статус военнослужащего.
Пенсионерам органов военной прокуратуры, поступившим на правоохранительную службу на прокурорские должности без возобновления военной службы, выплата пенсии за выслугу лет не приостанавливается. Иначе нарушается принцип равенства. Для этих граждан, в отличие от другой категории пенсионеров, отсутствует механизм компенсации приостановления выплаты пенсии за выслугу лет.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. N 78-КГ13-31
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2014 г., N 10 (в извлечении)