Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к заключению об экспертизе приказа
Минсельхозпрода России
от 18 октября 1999 г. N 707
"Об утверждении Порядка реализации
и транспортировки семян
сельскохозяйственных растений"
Используемые сокращения:
Сокращение |
Обозначение |
|
Кировская область |
|
Департамент экономического развития Кировской области |
Пензенская область |
|
Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области |
Республика Коми |
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми |
Оренбургская область |
|
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
Астраханская область |
|
Министерство сельского хозяйства Астраханской области |
Приморский край |
|
Департамент экономики Приморского края |
Московская область |
|
Министерство экономики Московской области |
Красноярский край |
|
Филиал ФГБУ "Россельхозцентр" по Красноярскому краю |
Деловая Россия |
|
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" |
"КВС РУС" |
|
ООО "КВС РУС" |
Сводная таблица
1. Наличие какой проблемы способствовало принятию НПА? Актуальна ли данная проблема сегодня?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Приведение Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707,в соответствие с действующим законодательством и международными требованиями при переходе отечественного семеноводства на рыночные условия работы. |
Для осуществления порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных семян и во исполнение Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-Ф "О семеноводстве" и был утвержден Минсельхозпродом РФ от 18 октября 1999 г. N 707 "Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" (далее по тексту "Порядок").
Данная проблема актуальна и сегодня. |
Принятие нормативно правового акта актуально и сегодня в целях осуществления семенного контроля и не допущения на рынок некондиционного семенного и посадочного материала.
|
Определение основных правил при реализации и транспортировке партий семян сельскохозяйственных растений. |
|
|
|
Принятие данного правового акта вызвано тем, что в результате перехода семеноводства от планово-административного регулирования на рыночные отношения возникли проблемы с контролем качества в семеноводстве, и в частности, на рынке семян. Введение данного Порядка позволило обеспечить контроль качества реализуемой продукции, охрану интересов участников рынка семян, соблюдение прав потребителей. Данная проблема актуальна и сегодня. |
|
Необходимость в унификации упаковки и маркировки, установлении единых правил транспортировки и реализации. |
По-видимому, в тексте таблицы допущена опечатка. Номер Федерального закона от 17 декабря 1997 г. следует читать как "N 149-ФЗ"
2. Какие поведенческие мотивы способствуют возникновению указанной проблемы?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Повышение качества реализуемых партий семян, их сохранность при транспортировке. |
Недобросовестность физических и юридических лиц, осуществляющих производство, реализацию и транспортировку семян сельскохозяйственных растений, включая и розничную торговлю пакетированных семян овощных, пряных и цветочных культур. |
Возникновению данной проблемы способствовало проникновение на рынок контрафактных, фальсифицированных, недоброкачественных партий семян растений. |
Реализация семян без документов, без подтверждения сортности и посевных качеств, контрафактная продукция. |
|
|
|
Возникновению указанной проблемы способствует появление на рынке семян физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, но ранее не занимавшихся данным видом деятельности; невозможность визуальной идентификации партии семян и сопровождающих её документов; отсутствие или недостаток информации о партии, качестве или сроке реализации семян (особенно в розничной торговле); приток семян по импорту. |
|
. |
3. Насколько корректно разработчик НПА определил те факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства? Насколько цель государственного регулирования соответствует сложившейся проблемной ситуации?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Государственное вмешательство необходимо, для того чтобы исключить продажу партий семян, которые не отвечают сортовым и посевным качествам. |
Разработчик данного нормативного акта очень четко определил все факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства при реализации и транспортировке семян. Цель государственного регулирования соответствует сложившейся действительности по реализации и транспортировке семян. |
Необходимость государственного вмешательства нужна. Цель государственного регулирования соответствует сложившейся проблемной ситуации, порядок реализации и транспортировки семян должен быть установлен государством единый для всех субъектов предпринимательства. |
Государственное регулирование в данной области необходимо с целью поддержки сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, реализация и поставка качественных семян сельскохозяйственных растений напрямую влияет на общую ситуацию в сельском хозяйстве, в части воспроизводства и реализации продукции сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Четкое описание требований к упаковке семян, к маркировке, описание ярлыков и необходимой информации на ярлыке. |
|
|
|
Разработчик нормативно-правового акта корректно определил факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства. Цель государственного регулирования позволяет осуществлять меры, направленные на осуществление контроля за соблюдением государственного законодательства РФ в области семеноводства и меры, направленные на повышение эффективности сортового и семенного контроля при реализации и транспортировке семян. |
|
Факторы определены корректно. |
4. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в т.ч. с точки зрения общественных выгод и издержек)? Существуют ли иные варианты достижения целей государственного регулирования, в том числе выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны (оптимальны) для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Выбранный вариант решения проблемы является оптимальным (в т.ч. с точки зрения общественных выгод и издержек). |
Да. "Порядок" является самым оптимальным вариантом решения государственного регулирования по реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений. |
С точки зрения общественных выгод и издержек данный вариант наиболее приемлем.
|
Вариант решения проблемы является оптимальным на настоящий момент. |
|
|
|
Данный вариант решения проблемы является оптимальным (в том числе с точки зрения общественных выгод и издержек). |
|
При внесении в акт поправок, с целью приведения в соответствие с нормами действующего законодательства, данный акт вполне достигнет целей государственного регулирования. |
5. Назовите основных участников, на которых распространяется государственное регулирование.
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Все участники селекционно-семеноводческой деятельности, а также сельхозтоваропроизводители, приобретающие партии семян сельскохозяйственных растений. |
Основными участниками являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области семеноводства. |
Государственное регулирование распространяется на физических, а так же юридических лиц, не зависимо от форм собственности и ведомственных принадлежностей, осуществляющих деятельность в области семеноводства. |
Государственное регулирование распространяется на физических и юридических лиц, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области семеноводства. |
|
|
|
Основными участниками, на которых распространяется государственное регулирование, являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по реализации и транспортировке партий семян сельскохозяйственных растений. |
|
Производители, продавцы, перевозчики семян сельскохозяйственных растений. |
6. Влияет ли введение государственного регулирования на конкурентную среду в отрасли? Как изменится конкурентная среда, если НПА будет приведен в соответствие с Вашими предложениями (после внесения изменений)? Как изменится конкуренция, если действие НПА будет отменено?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Активирует конкурентную среду, повышает защиту прав потребителей. Отмена нормативного правого акта приведет к отрицательному результату: 1) Любое зерно (в т.ч. и фуражное) может быть продано по более высокой цене; 2) При транспортировке, при отмене всех видов упаковки и маркировки, произойдет смешивание семян, в итоге покупатель не сможет определить, что он купил; 3) При транспортировке обработанных химическими и биологическими препаратами семян произойдет загрязнение окружающей среды, будет нанесен вред человеку: 4) При отсутствии документа, подтверждающего сортовые и посевные качества семян (Сертификат соответствия) велик риск продажи недобросовестными поставщиками партий несортовых семян как сортовых высоких репродукций. |
Да, введение государственного регулирования влияет на конкурентную среду при реализации и закупе семян. На данный момент покупатель, в том числе и оптовики, предпочитают закупать семена у производителя семян (продавца), зарекомендовавшего себя с положительной стороны, имеющего качественные семена, удостоверенные документами, подтверждающими сортовые и посевные качества, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, (и предусмотрено "Порядком").
В случае отмены "Порядка" может создаться нездоровая конкуренция т.е. качественные семена высокопродуктивных сортов и гибридов, прошедшие испытания на сортовые и посевные качества, не могут стоить дешево, а семена неизвестного происхождения и качества на рынке могут стоить на порядок дешевле. Поэтому семена недобросовестного производителя (продавца) будут более востребованы и со временем заполонят весь рынок. |
Государственное регулирование влияет на конкурентную среду в отрасли. При отмене акта значительно ослабнет конкуренция, и контроль за семенами. |
Государственное регулирование на конкурентную среду оказывает положительное влияние, проверенные практической деятельностью производители и поставщики сельскохозяйственных семян, имеют стабильный спрос. |
|
|
|
Государственное регулирование влияет на конкурентную среду в отрасли. |
|
Да, упорядочивает поведение конкурирующих субъектов. Если нормативный акт будет приведен в соответствие с нашими предложениями, то правила станут прозрачней, что положительно повлияет на развитие конкуренции. Если действие акта будет отменено, то это может привести к ухудшению качества продукции. |
7. Какие издержки несут субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с принятием НПА (укрупненно: виды издержек, их стоимостное выражение, количество таких операций в год)? Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
При реализации семян производители несут издержки: анализ сортовых и посевных качеств (стоимость 1 пробы ориентировочно: яровые зерновые - 4300 руб., многолетние злаковые травы - 5300 руб., многолетние бобовые травы - 5600 руб.). При этом берется одна проба с каждой партии семян, независимо от объема партии. Предлагаем ввести дифференцированные ставки стоимости анализов: 1) от веса партии и 2) от производителя семян (пониженные ставки научным учреждениям). |
Никакие. |
Несут следующие издержки: сертификация семенного и посадочного материала, упаковка, маркировка, каждая из которых оправдана и необходима. Считаем, что избыточных издержек нет. |
Выполнение требований нормативного акта не приводит к дополнительным издержкам. |
|
|
|
С принятием нормативно-правового акта субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности несут издержки по упаковке, затариванию, опечатыванию (зашивке, заклеиванию) тары, изготовлению ярлыков с нанесённой информацией. Количество таких операций проводится 1, реже 2 раза в год. Издержки на изготовление ярлыков избыточны, т.к. на основании Приказа Минсельхозпрода РФ от 18 октября 1999 г N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" организация изготовления необходимых ярлыков на контейнеры с семенами для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений возлагается на Министерства, управления (департаменты) сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. |
|
Несут издержки в связи с необходимостью упаковки и маркировки в соответствии с установленными правилами. Не считаем данные издержки избыточными. |
8. Оцените, насколько полно и точно в НПА отражены обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемыми ответственными органами исполнительной власти?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Нормативный правовой акт в полной мере отражает обязанности и ответственность всех лиц, связанных с реализацией и транспортировкой семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений. |
Полно и точно в нормативном правовом акте "Порядок" отражены обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемыми ответственными органами исполнительной власти. |
В нормативно-правовом акте обязанности отражены, а ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые органами исполнительной власти не определены. |
Данный нормативный правовой акт не устанавливает мер ответственности. Контроль за выполнением Порядке осуществляется государственными семенными инспекциями. |
|
|
|
В данном нормативно-правовом акте не достаточно полно отражены обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемыми ответственными органами исполнительной власти. |
|
Акт адресован больше субъектам хозяйственной деятельности, избыточных требований не содержит. Отсутствие описания административных процедур оцениваем в качестве положительного момента. |
9. Предусмотрен ли механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами и обеспечен ли недискриминационный режим при реализации положений НПА?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
В рамках действующего законодательства. |
Да, предусмотрен механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами и обеспечивает справедливый режим при реализации положений нормативного правового акта. |
Механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами не предусмотрен. Дискриминационный режим не прослеживается. |
Нормы нормативного правового акта не содержат дискриминационных проявлений, не предусматривает механизма защиты прав хозяйствующих субъектов, в данном случае, это не входит в назначение и смысловую форму документа. |
|
|
|
При реализации положений нормативного правового акта не предусмотрен порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемого ими решения при исполнении государственных функций. |
|
Да, предусмотрена судебная защита, защита в административном порядке. |
10. Какие положения нормативного правового акта необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности? Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:
носит ли указанное положение смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования;
имеет ли характер технической ошибки (несет неопределенность или противоречие);
приводит ли к избыточным действиям или наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
создает ли существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, либо допускает возможность избирательного применения норм;
приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом;
способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в какой-либо отрасли;
не соответствует обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо не соответствует существующим международным практикам;
не соответствует нормам законодательства?
Кировская область |
Пензенская область |
Республика Коми |
Оренбургская область |
Астраханская область |
Приморский край |
Московская область |
Красноярский край |
Деловая Россия |
"КВС РУС" |
Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденный приказом Минсельхозпрода России от 18.10.1999 N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" (далее - Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений), принят во исполнение Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ). Так, статья 31 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ предусматривает, что реализация и транспортировка партий семян осуществляется в порядке, который устанавливается специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством, то есть в Порядке реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденным приказом Минсельхоза России от 18.10.1999 N 707. Пункт 2.1 названного Порядка предусматривает, что реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата. В статье 30 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ указывается, что допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Подтверждающим документом, удостоверяющим сортовые и посевные качества партии семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, является сертификат. В то же время статья 28 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ устанавливает, что подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ применение обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов, не допускается. До утверждения технических регламентов Правительством Российской Федерации утверждается и уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (пункт 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ). В едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, "семена сельскохозяйственных растений" отсутствуют. Таким образом, согласно Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ и постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, сертификация семян в Российской Федерации в настоящее время является добровольной. Таким образом, пункт 2.1 Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707 противоречит пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ. |
Ни одно положение нормативного правового акта не затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
Носит ли указанное положение смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования: - Необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности положений нет.
Имеет ли характер технической ошибки (несет неопределенность или противоречие): - Не имеет
Приводит ли к избыточным действиям или наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности: - Нет
Создает ли существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, либо допускает возможность избирательного применения норм: - Не создает дополнительных рисков, а наоборот предоставляет возможность применения норм на равных условиях
Приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом: - Положения нормативного правового акта не могут привести предпринимателей или инвесторов к невозможности совершения законных действий, т. к, напротив, служит соблюдению законности
Способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в какой-либо отрасли: - Нет
Не соответствует обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо не соответствует существующим международным практикам: - Соответствует
Не соответствует нормам законодательства? - Соответствует |
Положения нормативного правового акта не содержат признаков необоснованного затруднения ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. |
п. 2.1. "Реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Реестр), осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качествами фитосанитарного сертификата": добавить - , а так же фитосанитарного сертификата, если семена реализуются за пределами области, в которой они произведены.
Добавить перед п. 10.1: Все импортируемые семена независимо от вида упаковки должны пройти карантинный контроль в питомнике санитарного контроля на наличие вирусных, микроплазменных, грибных и бактериальных болезней в научно - исследовательской специализированной лаборатории и получить "карантинный сертификат на импортные семена". Для анализа используется средняя проба, достаточная для получения сведений о завозимой продукции.
Добавить пункт: "Пакетированные семена, обработанные химическими препаратами, не включенными в "Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ" к реализации в России не допускаются.
Необходимо ввести обязательную сертификацию на все семена отечественного производства.
Во избежание завоза с импортными семенами инфекции, в т.ч. вирусной, необходимо проводить контрольные карантинные посевы ввозимых семян сельскохозяйственных культур, а только потом разрешать их реализовывать на отечественном рынке. |
В разделе II пункт 2.3 "Требования к семенам при реализации": Семена при хранении в осенне-зимний период требуют дополнительных затрат на наблюдение и уход за ними (п. 4.7, п.п. 4.7.2. ГОСТ Р 52325-2005 "Государственная система стандартизации Российской Федерации"). С учетом предложений Государственного научного учреждения Приморского научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакадемии предлагаем внести следующие изменения: "Допускается упаковка подготовленных семян непосредственно перед реализацией. Семена первой репродукции (РС1) зерновых (кроме семян кукурузы) и зернобобовых культур могут быть реализованы без упаковки (насыпью)".
В разделе VI "Информация на ярлыке" пункт 6.2.11: При длительном хранении семенной материал с каждым годом снижает процентную всхожесть (п. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.