Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30, частями 1 и 2 статьи 38, частью 2 статьи 72, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, производится заказчиками без использования планов-графиков.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В этой связи следует отметить, что в настоящее время планы-графики размещения заказов размещаются заказчиками на официальном сайте в сети "Интернет" в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Федеральным казначейством от 27 декабря 2011 г. N 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Приказ N 761/20н).
При этом особенности, указанные в части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, установлены совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. N 544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы" (далее - Приказ N 544/18н).
Таким образом, в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок осуществляется заказчиком на основании планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы.
2. До 1 января 2014 года размещение заказов производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). При этом заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (в случаях указанных в статье 55 Закона N 94-ФЗ) вне зависимости от сроков его исполнения.
В этой связи следует отметить, что информация о размещаемых заказах (проводимых закупках) подлежит включению в план-график на тот год, в котором будет осуществлено размещение данного заказа.
Таким образом, сведения о заказе, размещенном в 2013 году, в план-график на 2014 год не включается и в объеме закупок, проводимых в 2014 году, не учитывается.
3. Согласно части 2 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Таким образом Законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, путем проведения аукциона в электронной форме вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта.
В то же время следует отметить, что 23 декабря 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в третьем чтении приняла проект федерального закона N 368542-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым часть 2 статьи 59 Закона N 44-ФЗ после слов "нужд субъекта Российской Федерации" предусмотрено дополнить словами ", за исключением случаев закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона".
Следовательно, после внесения соответствующих изменений в Закон N 44-ФЗ заказчик будет вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, вошедших в Перечень, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ.
4. Согласно части 5 статьи 39 Закона N 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Таким образом, лиц, не прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок и не обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки можно включать в состав комиссии по осуществлению закупок, но их должно быть меньшинство.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные положения Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
В частности, указано, что в 2014 и 2015 гг. совокупный годовой объем закупок рассчитывается заказчиком на основании планов-графиков размещения заказов на эти же годы.
Информация о заказах (закупках) включается в план-график на тот год, в котором они будут размещены.
Таким образом, сведения о заказе, размещенном в 2013 г., в план-график на 2014 г. не включаются и в объеме закупок, проводимых в 2014 г., не учитываются.
Лиц, не прошедших профпереподготовку или повышение квалификации в сфере закупок и не обладающих спецзнаниями, относящимися к объекту закупки, можно включать в состав комиссии по закупкам, но их должно быть меньшинство.
Также Минэкономразвития России обращает внимание на следующее. Юрсилу имеют разъяснения органа госвласти, если он наделен специальной компетенцией издавать их. Министерство такой компетенцией не обладает.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 декабря 2013 г. N Д28и-2420 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был