Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
от 1 ноября 2013 г. N 6-р
Методические рекомендации
по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт)
Определение величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта
Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт) (далее - рекомендации) предназначены для оценки выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в атмосферный воздух автотранспортными средствами (далее - АТС) на территории населенных пунктов и при движении по автомобильным внегородским дорогам общего пользования.
Для проведения оценки выбросов ЗВ АТС разделены на следующие расчетные типы:
легковые автомобили с бензиновым типом двигателя;
грузовые автомобили и автобусы полной массой менее 3500 кг с бензиновым типом двигателя;
грузовые автомобили и автобусы полной массой менее 3500 кг с дизельным типом двигателя;
грузовые автомобили с полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя;
грузовые автомобили с полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя;
автобусы полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя;
автобусы полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя.
Каждый тип АТС в соответствии с их экологическими характеристиками подразделяют на четыре экологических класса:
0 (Евро 0) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 02, 03, 04 - уровень выбросов А); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов А; Правилам ЕЭК ООН N 49 - поправки серии 01; ОСТ 37.001.070 и более ранним требованиям;
1 (Евро 1) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии В, С); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов В, С; по Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии 02, уровень выбросов А); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов А;
Постановлением Госстандарта от 10 декабря 2003 г. N 362-ст взамен ГОСТ Р 41.49-99 с 1 июля 2004 г. введен в действие ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) "Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ"
2 (Евро 2) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 04 - уровень выбросов В, С, D); ГОСТ Р 41.83-99, уровень выбросов В, С, D; Правилам ЕЭК ООН N 49 (поправки серии - 02, уровень выбросов В); ГОСТ Р 41.49-99, уровень выбросов В;
3 (Евро 3) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов А); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов А; Правилам ЕЭЕ ООН N 49 (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов А);
4 (Евро 4) - АТС, имеющие официальное утверждение (сертификат соответствия) транспортного средства по Правилам ЕЭК ООН N 83 (поправки серии 05 - уровень выбросов А); ГОСТ Р 41.83-2004, уровень выбросов А; Правилам ЕЭЕ ООН N 49 (поправки серии 03, 04 - уровень выбросов А).
Ориентировочно экологические классы АТС можно определить по таблице 1.
Таблица 1
Сведения о структуре парка АТС Российской Федерации по типу двигателя, экологическим классам, распределении среднегодового пробега
Тип АТС |
Вид топлива |
Экологический класс АТС |
||||
0 (Евро 0) |
1 (Евро 1) |
2 (Евро 2) |
3 (Евро 3) |
4 (Евро 4) |
||
доля соответствующего экологического класса | ||||||
Легковые автомобили |
Б |
0,41 |
0,05 |
0,14 |
0,17 |
0,23 |
ДТ |
0,41 |
0,05 |
0,14 |
0,17 |
0,23 |
|
Грузовые автомобили и автобусы полной массой менее 3500 кг |
Б |
0,51 |
0,06 |
0,17 |
0,16 |
0,1 |
ДТ |
0,51 |
0,06 |
0,17 |
0,16 |
0,1 |
|
Грузовые автомобили полной массой более 3500 кг |
Б |
0,73 |
0,023 |
0,086 |
0,1 |
0,061 |
ДТ |
0,73 |
0,023 |
0,086 |
0,1 |
0,061 |
|
Автобусы полной массой более 3500 кг |
Б |
0,46 |
0,057 |
0,15 |
3 |
0,03 |
ДТ |
0,46 |
0,057 |
0,15 |
3 |
0,03 |
|
Примечание. Данные о структуре парка АТС приведены по состоянию на 01.01.2012 |
Расчеты валовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ выполняются для следующих загрязняющих веществ:
- диоксид серы;
- оксиды азота (в пересчете );
ЛОСНМ - неметановые летучие органические соединения;
СО - оксид углерода;
С - твердые частицы в пересчете на углерод (сажа);
- аммиак;
- метан
Приведенные в рекомендациях удельные выбросы загрязняющих веществ АТС различных экологических классов отражают усредненный выброс загрязняющих веществ при движении АТС по городским улицам и автомобильным внегородским дорогам.
При выполнении расчетов численность АТС соответствующего расчетного типа определяется на основании исследований структуры парка транспортных средств.
Количество АТС, относящихся к определенному расчетному типу, можно определить с помощью таблиц 1-3.
Таблица 2
Распределение среднегодового пробега АТС по дорогам различных категорий
Тип АТС |
Распределение пробега, тыс. км |
|
городские |
загородные |
|
Легковые автомобили |
10 |
6 |
Грузовые автомобили полной массой более 3500 кг |
21 |
14 |
Автобусы полной массой более 3500 кг |
40 |
5 |
Грузовые автомобили и автобусы полной массой менее 3500 кг |
30 |
8 |
Таблица 3
Структура парка грузовых автомобилей и автобусов по категориям
Легковые |
Грузовые автомобили полной массой менее 3500 кг |
Грузовые автомобили полной массой более 3500 кг |
Автобусы с полной массой менее 3500 кг |
||||
Б |
ДТ |
Б |
ДТ |
Б |
ДТ |
Б |
ДТ |
0,98 |
0,02 |
0,49 |
0,11 |
0,46 |
0,09 |
0,17 |
0,28 |
Уточнение структуры парка транспортных средств по типу двигателя, экологическим классам, категориям АТС рекомендуется осуществлять один раз в 2 года.
Общий выброс загрязняющих веществ автотранспортными средствами при движении по территории населенных пунктов и по автомобильным внегородским дорогам в течение заданного расчетного периода , рассчитывается по формуле:
, тыс. т (1.1)
где - выброс i-го загрязняющего вещества при движении по городским улицам и дорогам крупнейших и сверхкрупных городов (с численностью населения свыше 1 млн чел.), тыс. т;
- выброс i-го загрязняющего вещества при движении по городским улицам и дорогам малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов (с численностью населения до 1 млн чел.), тыс. т;
- выброс i-го загрязняющего вещества при движении по автомобильным внегородским дорогам, тыс. т.
Выброс i-го загрязняющего вещества при движении по городским улицам и дорогам крупнейших и сверхкрупных городов (с численностью населения свыше 1 млн чел.), определяется по формуле:
, тыс. т (1.2)
где выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами соответствующего j-го расчетного типа при движении по улично-дорожной сети крупнейших и сверхкрупных городов (с численностью населения свыше 1 млн чел.).
рассчитывается по формуле:
, тыс. т (1.3)
где - удельный выброс i-го загрязняющего вещества АТС j-го расчетного типа при движении по городским улицам и дорогам крупнейших и сверхкрупных городов (с численностью населения свыше 1 млн чел.), г/км (табл. 4-9);
- среднегодовой пробег АТС j-го расчетного типа по городским улицам и дорогам, тыс. км (таблица 2)
- количество АТС j-го расчетного типа, зарегистрированных на территории города (с численностью населения свыше 1 млн чел.) по данным ГИБДД, ед.
Выброс i-го загрязняющего вещества при движении по городским улицам и дорогам малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов (с численностью населения до 1 млн чел.) определяется по формуле:
, тыс. т (1.4)
где - выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами соответствующего j-го расчетного типа при движении по городским улицам и дорогам малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов (с численностью населения до 1 млн чел.).
рассчитывается по формуле:
, тыс. т (1.5)
где - удельный выброс i-го загрязняющего вещества АТС j-го расчетного типа при движении по городским улицам и дорогам малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов (с численностью населения до 1 млн чел.), г/км (табл. 10-15);
- среднегодовой пробег АТС j-го расчетного типа по городским улицам и дорогам, тыс. км (таблица 2)
- количество АТС j-го расчетного типа, зарегистрированных на территории города (с численностью населения менее 1 млн чел.) в ГИБДД по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным, ед.
Выброс i-го загрязняющего вещества при движении по автомобильным внегородским дорогам рассчитывается по формуле:
, тыс. т (1.6)
где - выброс i-го загрязняющего вещества автотранспортными средствами соответствующего j-го расчетного типа при движении по автомобильным внегородским дорогам.
рассчитывается по формуле:
, тыс. т (1.7)
где - удельный выброс i-го загрязняющего вещества АТС j-го расчетного типа при движении по автомобильным внегородским дорогам, г/км (табл. 16-21);
- среднегодовой пробег АТС j-го расчетного типа по внегородским дорогам, тыс. км (табл. 2);
- количество АТС j-го расчетного типа, зарегистрированных на территории субъекта РФ по данным ГИБДД по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным, ед.
Удельные выбросы загрязняющих веществ по расчетным типам АТС приведены ниже в таблицах 4-21.
Таблица 4
Удельные выбросы загрязняющих веществ для легковых автомобилей с бензиновым типом двигателя при движении по территории крупнейших и сверхкрупных городов (с численностью населения свыше 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Вид топлива |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
||||||
0 (Евро 0) |
Б |
23,4 |
1,8 |
- |
0,040 |
0,126 |
3,641 |
0,002 |
ДТ |
0,9 |
3,45 |
0,25 |
0,222 |
0,005 |
0,195 |
0,001 |
|
1 (Евро 1) |
Б |
7,9 |
1,00 |
- |
0,036 |
0,040 |
0,350 |
0,070 |
ДТ |
0,5 |
0,74 |
0,07 |
0,199 |
0,005 |
0,085 |
0,001 |
|
2 (Евро 2) |
Б |
5,4 |
0,38 |
- |
0,036 |
0,040 |
0,067 |
0,070 |
ДТ |
0,5 |
0,74 |
0,07 |
0,199 |
0,005 |
0,085 |
0,001 |
|
3 (Евро 3) |
Б |
2,9 |
0,16 |
- |
0,036 |
0,040 |
0,017 |
0,070 |
ДТ |
0,5 |
0,57 |
0,05 |
0,266 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
|
4 (Евро 4) |
Б |
1,0 |
0,08 |
- |
0,036 |
0,040 |
0,017 |
0,070 |
ДТ |
0,5 |
0,25 |
0,05 |
0,266 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
Таблица 5
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей и автобусов полной массой до 3500 кг при движении по территории крупнейших и сверхкрупных городов (с численностью населения свыше 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Вид топлива |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
||||||
0 (Евро 0) |
Б |
37,5 |
3,0 |
- |
0,058 |
0,150 |
4,050 |
0,002 |
ДТ |
1,2 |
3,6 |
0,28 |
0,347 |
0,005 |
0,315 |
0,001 |
|
1 (Евро 1) |
Б |
10,3 |
1,2 |
- |
0,058 |
0,040 |
0,470 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
1,2 |
0,08 |
0,347 |
0,005 |
0,135 |
0,001 |
|
2 (Евро 2) |
Б |
6,2 |
0,5 |
- |
0,058 |
0,040 |
0,100 |
0,070 |
ДТ |
0,5 |
1,2 |
0,08 |
0,347 |
0,005 |
0,105 |
0,001 |
|
3 (Евро 3) |
Б |
3,3 |
0,2 |
- |
0,058 |
0,040 |
0,030 |
0,070 |
ДТ |
0,5 |
1,0 |
0,05 |
0,127 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
|
4 (Евро 4) |
Б |
1,7 |
0,1 |
- |
0,058 |
0,040 |
0,030 |
0,070 |
ДТ |
0,5 |
0,32 |
0,05 |
0,127 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
Таблица 6
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя при движении по территории крупнейших и сверхкрупных городов
(с численностью населения свыше 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
|||||
СО |
ЛОСНМ |
|||||
0-4 (Евро 0-3) |
101,3 |
5,4 |
0,158 |
0,21 |
9,59 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
20,3 |
1,5 |
0,158 |
0,21 |
9,59 |
0,003 |
Таблица 7
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя при движении по территории крупнейших и сверхкрупных городов
(с численностью населения свыше 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
|||||
0 (Евро 0) |
3,8 |
12,5 |
0,88 |
0,936 |
0,130 |
1,870 |
0,003 |
1 (Евро 1) |
2,2 |
7,2 |
0,60 |
0,936 |
0,130 |
1,720 |
0,003 |
2 (Евро 2) |
1,7 |
5,2 |
0,26 |
0,936 |
0,130 |
1,420 |
0,003 |
3 (Евро 3) |
1,1 |
4,3 |
0,18 |
0,936 |
0,130 |
1,070 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
1,0 |
3,5 |
0,18 |
0,936 |
0,130 |
1,070 |
0,003 |
Таблица 8
Удельные выбросы загрязняющих веществ для автобусов полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя при движении по территории крупнейших и сверхкрупных городов
(с численностью населения свыше 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
|||||
СО |
ЛОСНМ |
|||||
0-4 (Евро 0-3) |
129,1 |
7,8 |
0,176 |
0,22 |
9,75 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
25,8 |
2,2 |
0,76 |
0,22 |
9,75 |
0,003 |
Таблица 9
Удельные выбросы загрязняющих веществ для автобусов полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя при движении по территории крупнейших и сверхкрупных городов
(с численностью населения свыше 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
|||||
0 (Евро 0) |
3,8 |
13,0 |
1,13 |
0,934 |
0,153 |
2,448 |
0,003 |
1 (Евро 1) |
2,3 |
9,5 |
0,68 |
0,934 |
0,153 |
1,498 |
0,003 |
2 (Евро 2) |
1,8 |
7,0 |
0,45 |
0,934 |
0,153 |
1,248 |
0,003 |
3 (Евро 3) |
1,3 |
4,8 |
0,21 |
0,934 |
0,153 |
0,873 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
0,62 |
3,4 |
0,21 |
0,934 |
0,153 |
0,873 |
0,003 |
Таблица 10
Удельные выбросы загрязняющих веществ для легковых автомобилей с бензиновым типом двигателя при движении по территории малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов
(с численностью населения до 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Вид топлива |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
||||||
0 (Евро 0) |
Б |
20,1 |
1,7 |
- |
0,034 |
0,092 |
3,375 |
0,002 |
ДТ |
0,7 |
3,2 |
0,2 |
0,192 |
0,005 |
0,145 |
0,001 |
|
1 (Евро 1) |
Б |
6,5 |
0,96 |
- |
0,030 |
0,040 |
0,307 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
0,68 |
0,06 |
0,173 |
0,005 |
0,075 |
0,001 |
|
2 (Евро 2) |
Б |
4,5 |
0,35 |
- |
0,030 |
0,040 |
0,053 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
0,68 |
0,06 |
0,173 |
0,005 |
0,075 |
0,001 |
|
3 (Евро 3) |
Б |
2,4 |
0,15 |
- |
0,030 |
0,040 |
0,053 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
0,52 |
0,04 |
0,115 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
|
4 (Евро 4) |
Б |
1,0 |
0,08 |
- |
0,030 |
0,040 |
0,013 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
0,25 |
0,04 |
0,115 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
Таблица 11
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей и автобусов полной массой до 3500 кг при движении по территории малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов
(с численностью населения до 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Вид топлива |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
||||||
0 (Евро 0) |
Б |
26,8 |
2,7 |
- |
0,053 |
0,150 |
3,750 |
0,002 |
ДТ |
1,2 |
3,4 |
0,23 |
0,358 |
0,005 |
0,245 |
0,001 |
|
1 (Евро 1) |
Б |
8,5 |
1,2 |
- |
0,053 |
0,040 |
0,420 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
1,1 |
0,07 |
0,358 |
0,005 |
0,125 |
0,001 |
|
2 (Евро 2) |
Б |
5,4 |
0,5 |
- |
0,053 |
0,040 |
0,080 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
1,1 |
0,07 |
0,358 |
0,005 |
0,085 |
0,001 |
|
3 (Евро 3) |
Б |
2,9 |
0,2 |
- |
0,053 |
0,040 |
0,020 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
1,0 |
0,05 |
0,101 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
|
4 (Евро 4) |
Б |
1,7 |
0,1 |
- |
0,053 |
0,040 |
0,020 |
0,070 |
ДТ |
0,4 |
0,32 |
0,04 |
0,101 |
0,005 |
0,065 |
0,001 |
Таблица 12
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя при движении по территории малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов
(с численностью населения до 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
|||||
CO |
ЛОСНМ |
|||||
0-3 (Евро 0-3) |
90,2 |
4,3 |
0,145 |
0,19 |
8,14 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
18,0 |
1,2 |
0,145 |
0,19 |
8,14 |
0,003 |
Таблица 13
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя при движении по территории малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов
(с численностью населения до 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
|||||
0 (Евро 0) |
3,6 |
10,9 |
0,69 |
0,880 |
0,130 |
1,620 |
0,003 |
1 (Евро 1) |
2,0 |
6,1 |
0,47 |
0,880 |
0,130 |
1,420 |
0,003 |
2 (Евро 2) |
1,5 |
4,4 |
0,19 |
0,880 |
0,130 |
1,270 |
0,003 |
3 (Евро 3) |
1,0 |
3,6 |
0,14 |
0,880 |
0,130 |
0,920 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
1,0 |
2,8 |
0,10 |
0,880 |
0,130 |
0,920 |
0,003 |
Таблица 14
Удельные выбросы загрязняющих веществ для автобусов полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя при движении по территории малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов
(с численностью населения до 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
|||||
СО |
ЛОСНМ |
|||||
0-3 (Евро 0-3) |
114,9 |
6,2 |
0,162 |
0,19 |
8,68 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
23,0 |
1,8 |
0,162 |
0,19 |
8,68 |
0,003 |
Таблица 15
Удельные выбросы загрязняющих веществ для автобусов полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя при движении по территории малых, средних, больших и крупных городов, а также прочих населенных пунктов
(с численностью населения до 1 млн чел.), г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
|||||
0 (Евро 0) |
3,4 |
12,2 |
0,90 |
0,859 |
0,153 |
2,198 |
0,003 |
1 (Евро 1) |
2,0 |
9,0 |
0,61 |
0,859 |
0,153 |
1,198 |
0,003 |
2 (Евро 2) |
1,5 |
6,6 |
0,39 |
0,859 |
0,153 |
1,073 |
0,003 |
3 (Евро 3) |
1,2 |
4,6 |
0,18 |
0,859 |
0,153 |
0,823 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
1,0 |
2,6 |
0,18 |
0,859 |
0,153 |
0,823 |
0,003 |
Таблица 16
Удельные выбросы загрязняющих веществ для легковых автомобилей с бензиновым типом двигателя при движении по автомобильным внегородским дорогам, г/км
Экологический класс АТС |
Вид топлива |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
||||||
0 (Евро 0) |
Б |
11,0 |
3,0 |
- |
0,026 |
0,043 |
2,124 |
0,002 |
ДТ |
0,6 |
2,9 |
0,15 |
0,20 |
0,005 |
0,095 |
0,001 |
|
1 (Евро 1) |
Б |
3,2 |
0,87 |
- |
0,023 |
0,020 |
0,187 |
0,100 |
ДТ |
0,2 |
0,52 |
0,04 |
0,133 |
0,005 |
0,035 |
0,001 |
|
2 (Евро 2) |
Б |
1,9 |
0,32 |
- |
0,023 |
0,020 |
0,023 |
0,100 |
ДТ |
0,2 |
0,52 |
0,04 |
0,133 |
0,005 |
0,035 |
0,001 |
|
3 (Евро 3) |
Б |
1,0 |
0,14 |
- |
0,023 |
0,020 |
0,013 |
0,100 |
ДТ |
0,2 |
0,4 |
0,03 |
0,088 |
0,005 |
0,035 |
0,001 |
|
4 (Евро 4) |
Б |
1,0 |
0,14 |
- |
0,023 |
0,020 |
0,013 |
0,070 |
ДТ |
0,2 |
0,4 |
0,03 |
0,088 |
0,005 |
0,035 |
0,001 |
Таблица 17
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей и автобусов полной массой до 3500 кг при движении по автомобильным внегородским дорогам, г/км
Экологический класс АТС |
Вид топлива |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
||||||
0 (Евро 0) |
Б |
15,2 |
4,1 |
- |
0,049 |
0,040 |
1,860 |
0,002 |
ДТ |
1,0 |
3,2 |
0,21 |
0,215 |
0,005 |
0,155 |
0,001 |
|
1 (Евро 1) |
Б |
4,6 |
1,0 |
- |
0,049 |
0,020 |
0,260 |
0,1 |
ДТ |
0,3 |
1,0 |
0,06 |
0,215 |
0,005 |
0,105 |
0,001 |
|
2 (Евро 2) |
Б |
2,7 |
0,4 |
- |
0,049 |
0,020 |
0,060 |
0,1 |
ДТ |
0,3 |
1,0 |
0,06 |
0,215 |
0,005 |
0,075 |
0,001 |
|
3 (Евро 3) |
Б |
2,2 |
0,2 |
- |
0,049 |
0,020 |
0,020 |
0,1 |
ДТ |
0,3 |
0,8 |
0,04 |
0,077 |
0,005 |
0,035 |
0,001 |
|
4 (Евро 4) |
Б |
1,7 |
0,1 |
- |
0,049 |
0,020 |
0,020 |
0,1 |
ДТ |
0,3 |
0,32 |
0,04 |
0,077 |
0,005 |
0,035 |
0,001 |
Таблица 18
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя при движении по автомобильным внегородским дорогам, г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
|||||
СО |
ЛОСНМ |
|||||
0-3 (Евро 0-3) |
53,3 |
4,6 |
0,136 |
0,19 |
5,75 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
38,1 |
1,3 |
0,136 |
0,19 |
5,75 |
0,003 |
Таблица 19
Удельные выбросы загрязняющих веществ для грузовых автомобилей полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя при движении по автомобильным внегородским дорогам, г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
|||||
0 (Евро 0) |
3,2 |
9,2 |
0,47 |
0,828 |
0,052 |
1,474 |
0,003 |
1 (Евро 1) |
1,9 |
5,1 |
0,36 |
0,828 |
0,052 |
1,299 |
0,003 |
2 (Евро 2) |
1,4 |
4,1 |
0,14 |
0,828 |
0,052 |
1,099 |
0,003 |
3 (Евро 3) |
0,9 |
3,0 |
0,10 |
0,828 |
0,052 |
0,899 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
0,6 |
2,1 |
0,10 |
0,828 |
0,052 |
0,899 |
0,003 |
Таблица 20
Удельные выбросы загрязняющих веществ для автобусов полной массой более 3500 кг с бензиновым типом двигателя при движении по автомобильным внегородским дорогам, г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
|||||
СО |
ЛОСНМ |
|||||
0-3 (Евро 0-3) |
72,0 |
6,8 |
0,152 |
0,19 |
6,15 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
14,4 |
1,9 |
0,152 |
0,19 |
6,15 |
0,003 |
Таблица 21
Удельные выбросы загрязняющих веществ для автобусов полной массой более 3500 кг с дизельным типом двигателя при движении по автомобильным внегородским дорогам, г/км
Экологический класс АТС |
Загрязняющие вещества |
||||||
СО |
С |
ЛОСНМ |
|||||
0 (Евро 0) |
3,0 |
10,5 |
0,35 |
0,816 |
0,066 |
1,574 |
0,003 |
1 (Евро 1) |
1,9 |
7,6 |
0,26 |
0,816 |
0,066 |
1,049 |
0,003 |
2 (Евро 2) |
1,5 |
4,0 |
0,25 |
0,816 |
0,066 |
0,949 |
0,003 |
3 (Евро 3) |
1,1 |
3,0 |
0,12 |
0,816 |
0,066 |
0,724 |
0,003 |
4 (Евро 4) |
0,81 |
0,9 |
0,12 |
0,816 |
0,066 |
0,724 |
0,003 |
Определение величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от железнодорожного транспорта
Источниками выделения загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта являются тепловозы на магистралях, снабженные двигателями внутреннего сгорания.
Оценка величин выбросов загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта осуществляется по территориям субъектов Российской Федерации и по России в целом за отчетный период.
Расчеты валовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ от железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях, проходящих по территории субъекта Российской Федерации) выполняются для следующих веществ:
- диоксид серы;
- оксиды азота - в пересчёте на ;
ЛОСНМ - неметановые летучие органические соединения;
СО - оксид углерода;
С - твёрдые частицы в пересчете на углерод (сажа);
- аммиак;
- метан.
Валовый выброс диоксида серы () тепловозами на магистралях, проходящих по территории k-го субъекта Российской Федерации рассчитывается по формуле (2.1):
, т (2.1)
где - количество израсходованного за отчетный год дизельного топлива тепловозами, т;
- безразмерный коэффициент выброса диоксида серы () тепловозами на магистралях, проходящих по территории k-го субъекта Российской Федерации.
Коэффициент выбросов диоксида серы является безразмерной величиной и рассчитывается путем деления сернистости (массового содержания серы в топливе в %) на 50.
Валовый выброс оксидов азота () - в пересчёте на , неметановых летучих органических соединений (ЛОСНМ), оксида углерода (CO), твердых частиц (С) в пересчете на углерод (сажа), аммиака () и метана () от тепловозов на магистралях, проходящих по территории k-го субъекта Российской Федерации рассчитывается по формуле:
, т (2.2)
где:
- количество израсходованного за отчетный год дизельного топлива при движении тепловозов по территории k-го субъекта Российской Федерации, т;
- удельный выброс i-го загрязняющего вещества от тепловозов на магистралях, проходящих по территории k-го субъекта Российской Федерации, кг/т;
- коэффициент перевода кг в т.
Данные о расходе дизельного топлива тепловозами на магистралях, проходящих по территории k-го субъекта Российской Федерации, за отчетный год запрашиваются у территориального управления ОАО "Российские железные дороги".
Для расчета выбросов загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта за рассматриваемый период (год) по всем субъектам Российской Федерации целесообразно использовать значения удельных показателей выбросов для дизельных железнодорожных двигателей независимо от их мощности (таблица 22).
Таблица 22
Обобщенные показатели выбросов загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта (тепловозы на магистралях), кг/т топлива
Дизельные двигатели |
Загрязняющие вещества |
|||||
ЛОСНМ |
СО |
С |
||||
железнодорожный транспорт |
39,6 |
4,65 |
0,18 |
10,7 |
0,0067 |
4,58 |
Общий объем выбросов загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта на территории k-го субъекта Российской Федерации определяется как сумма выбросов i-x загрязняющих веществ по формуле:
(2.3)
где:
Мждk - суммарные объемы выбросов загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта на территории k-го субъекта Российской Федерации, т;
Мждki - выбросы i-гo загрязняющего вещества от железнодорожного транспорта на территории k-го субъекта Российской Федерации, т.
Пример расчета выбросов загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях) на территории Ленинградской области за 2009 год
Исходные данные:
1. Потребление дизельного топлива тепловозами на магистралях, проходящих по территории региона за отчетный год (по данным территориального управления ОАО "Российские железные дороги") составило 21230 т.
2. Сернистость (массовое содержание серы в топливе в %) топлива (дизельное топливо средне- и малооборотное) равна 0,3%.
3. Коэффициент выбросов для рассчитывается путем деления сернистости топлива на 50 и составляет в данном примере 0,006.
Выбросы диоксида серы () для условий примера рассчитывались по формуле (2.1) и составили:
0,006 * 21230 т = 127,4 т
Выбросы оксидов азота () для условий данного примера рассчитывались по формуле (2.2) и составили:
т
Аналогично рассчитываются выбросы всех загрязняющих веществ по формуле (2.2). Результаты расчетов для условий данного примера приведены в таблице 23.
Таблица 23
Выбросы загрязняющих веществ от железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях) на территории региона, тонн/год
Расход топлива, т |
Содержание серы в топливе, % |
Коэффициенты выбросов загрязняющих веществ для железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях), кг/т |
|||||||
NOx |
ЛОСНМ |
СО |
С |
Всего |
|||||
21230 |
0,3 |
0,006 |
39,6 |
4,65 |
10,7 |
4,58 |
0,0067 |
0,18 |
|
Выбросы, т |
127,4 |
840,7 |
98,7 |
227,2 |
97,2 |
0,1 |
3,8 |
1395,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.