Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Т. Кравцева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Т. Кравцев оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно пункта 15 ее части первой, согласно которому инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности;
пункта 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607), согласно которому указанная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
В.Т. Кравцев, с февраля 1996 года имеющий статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, обратился в Свердловский районный суд города Белгорода с иском к муниципальному учреждению "Центр социальных выплат" города Белгорода о перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом индексации заработка, из которого был определен ее размер, в порядке, установленном при исчислении заработка для назначения пенсии, как это было предусмотрено частью третьей статьи 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-I (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ). Решением Свердловского районного суда города Белгорода от 25 января 2010 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 23 марта 2010 года, в удовлетворении заявленных требований В.Т. Кравцеву было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 19 (часть 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации: статья 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает право выбора инвалидом-чернобыльцем способа определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью (в твердой сумме или с исчислением из заработка, проиндексированного в соответствии с пенсионным законодательством), а пункт 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, будучи неопределенным по содержанию, позволяет судам общей юрисдикции выносить разные решения по искам инвалидов-чернобыльцев о перерасчете таких компенсаций с применением указанных коэффициентов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются его конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Между тем представленными документами не подтверждается применение в деле заявителя пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ныне действующей редакции.
Кроме того, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные частью второй статьи 43 названного Федерального конституционного закона, когда Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, отмененного или утратившего силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемый закон отменен или утратил силу до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии обращения к рассмотрению. Пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, ссылки на который имеются в представленных заявителем копиях судебных постановлений по его делу, согласно пункту 3 статьи 1 и статье 5 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ утратил силу с 15 февраля 2001 года, т.е. задолго до обращения В.Т. Кравцева в Конституционный Суд Российской Федерации.
Что касается пункта 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он определяет сроки выплаты и перерасчета названной компенсации и не регулирует отношения, связанные с индексацией заработка, из которого исчислен ее размер для лиц, которым она была назначена до введения в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой, частью второй статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кравцева Владимира Тимофеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 г. N 72-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кравцева Владимира Тимофеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Текст Определения официально опубликован не был