В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2007 года N 208, и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, утверждённым приказом ФСТ России от 12 декабря 2011 года N 794-э, на основании заявлений МУП "Салаватводоканал" (регистрационные NN ФСТ-1018-31, 1019-31 от 17.01.2014 г.), рассмотрев разногласия между МУП "Салаватводоканал" (далее - Заявитель) и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) по постановлениям Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 22.11.2013 г. N 533 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Салаватводоканал" потребителям городского округа город Салават Республики Башкортостан" и N 548 "Об установлении тарифов на водоотведение, оказываемое муниципальным унитарным предприятием "Салаватводоканал" потребителям городского округа город Салават Республики Башкортостан", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в настоящий момент регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" предусмотрено утверждение методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В условиях отсутствия методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения необходимо руководствоваться методическими указаниями по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными приказом Минрегиона России от 15 февраля 2011 года N 47 (далее - Методические указания), в части, не противоречащей Федеральному закону и Основам ценообразования.
В величинах необходимой валовой выручки, рассчитанных Комитетом на 2014 год в части оказываемых МУП "Салаватводоканал" услуг водоснабжения и водоотведения, регулирующим органом суммы расходов по статьям "Фонд оплаты труда (основной производственный, цеховой, административно-управленческий персонал)", "Отчисления на социальные нужды (основной производственный, цеховой, административно-управленческий персонал)" в части услуг водоснабжения, и по статьям "Покупная электроэнергия", "Амортизация", "Фонд оплаты труда (основной производственный, цеховой персонал)", "Отчисления на социальные нужды (основной производственный, цеховой персонал)" в части услуг водоотведения учтены в тарифах в размере, превышающем или соответствующем предложению предприятия на момент установления тарифов на 2014 год.
В связи с тем, что Заявитель при установлении тарифов на 2014 год не проинформировал Комитет об увеличении расходов по вышеуказанным статьям, МУП "Салаватводоканал" отказано в удовлетворении требований.
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объёме, определённом исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчёте на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчётных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Разногласия по статье "Покупная электроэнергия" заключаются в плановом тарифе на электроэнергию, учтённом Комитетом при установлении тарифов на услуги водоснабжения на 2014 год.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определённые в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчётов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учёта и статистической отчётности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Величина среднеотпускного тарифа на электроэнергию учтена Комитетом в тарифах на 2014 год на уровне фактически сложившейся величины за 2012 год без индексации и приведения к уровню цен 2014 года, что противоречит пункту 22 Основ ценообразования. Экономически обоснованная плановая величина среднеотпускного тарифа на электрическую энергию рассчитана на основании счетов-фактур МУП "Салаватводоканал" за первое полугодие 2013 года с учётом индекса, рекомендованного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 107,3%.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учётом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли.
Расчёт, представленный Заявителем по статье "Амортизация", скорректирован исходя из документов, подтверждающих нахождение на балансе МУП "Салаватводоканал" объектов непосредственно участвующих в технологическом процессе оказания услуг водоснабжения. Величина экономически обоснованных расходов по данной статье рассчитана как произведение нормы амортизации и первоначальной стоимости объектов основных средств, в соответствии с предусмотренным статьёй 259.1 Налогового кодекса Российской Федерации порядком расчёта амортизации - линейным методом (данный метод предусмотрен учётной политикой МУП "Салаватводоканал").
В соответствии с пунктом 374 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций начисляется с момента введения объекта на баланс в регулируемой организации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 374"
Увеличение плановых расходов Заявителя в тарифах на услуги водоснабжения на 2014 год по статье "Налог на имущество" по сравнению с плановыми расходами, учтёнными Комитетом в тарифах 2013 года, связано с вступлением в силу Закона Республики Башкортостан от 17.07.2012 N 573-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о налогах", а именно о признании пункта 12 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43 "О налоге на имущество организаций" утратившим силу, следовательно, отменяющим льготу в отношении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.
Исключение Комитетом экономически обоснованных расходов по статье "Налог на имущество" неправомерно в связи с тем, что осуществление организациями регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения возможно только при наличии объектов основных средств, которые в соответствии со статьёй 374 Налогового кодекса Российской Федерации являются объектами налогообложения. Расходы по статье "Налог на имущество" рассчитаны с учётом вступления в силу вышеуказанного Закона Республики Башкортостан, признаны экономически обоснованными в размере, заявленном МУП "Салаватводоканал" в Комитет на момент установления тарифов на 2014 год.
Пунктом 2 статьи 266 Налогового Кодекса Российской Федерации безнадёжными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истёк установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. С учётом, непредставления МУП "Салаватводоканал" в Комитет на момент установления тарифов на 2014 год информации о списании безнадёжной к взысканию задолженности, а также решений суда о невозможности взыскания задолженности, Заявителю отказано в удовлетворении требований по подстатьям "Резерв на погашение просроченной дебиторской задолженности", "Безнадёжная дебиторская задолженность" статьи "Внереализационные расходы".
В соответствии с пунктом 32 Методических указаний для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключённых по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчётный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) данные, полученные по результатам экспертиз экспертных организаций, привлечённых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
По результатам анализа материалов, представленных Заявителем в Комитет на момент установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год в обоснование плановых расходов по статье "Ремонт и техническое обслуживание", установлено, что Заявителем на тарифное регулирование представлен неполный пакет материалов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов на приобретение материалов для проведения ремонтных работ.
В связи с тем, что расходы по статье "Ремонт и техническое обслуживание" учтены Комитетом в тарифах на услуги водоснабжения на 2014 год на уровне плановых расходов 2013 года, увеличенных на индекс в размере 104,9%, который превышает индекс цен производителей промышленной продукции, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 104,8% (2014/2013), требования предприятия по данной статье признаны экономически необоснованными.
С учётом замечаний к документам, представленным Заявителем на тарифное регулирование, а также анализа динамики плановых и фактических расходов за предыдущие периоды регулирования, расходы по статье "Капитальный ремонт" в части услуг водоотведения надлежит рассчитывать на основании величины фактических затрат 2012 года, увеличенной на индексы цен производителей промышленной продукции, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 102,4% (2013/2012) и 104,8% (2014/2013).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учётом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключённых регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчётный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с пунктом 34 Методических указаний для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями.
Разногласия по статье "Фонд оплаты труда (административно-управленческого персонала)" заключаются в размере средней заработной платы, учтённой Комитетом в тарифах на услуги водоотведения для Заявителя на 2014 год, разногласия по численности данного вида персонала, учтённой регулирующим органом в тарифах МУП "Салаватводоканал" 2014 год между сторонами отсутствуют.
При расчёте средней заработной платы административно-управленческого персонала МУП "Салаватводоканал" Комитетом не соблюдены требования, предусмотренные отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2014-2016 годы в части минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда.
В результате расчёта, выполненного с учётом минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, предусмотренной отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, величина средней заработной платы административно-управленческого персонала превысила величину, учтённую Комитетом в тарифах на услуги водоотведения для Заявителя на 2014 год, а также величину, заявленную предприятием в Комитет на момент установления тарифов на 2014 год, в связи с чем требования Заявителя по статье "Фонд оплаты труда (административно-управленческий персонал)" подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на согласительном совещании (протокол от 14 февраля 2014 года N ЕП-80), приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год для потребителей МУП "Салаватводоканал" по следующим статьям:
в части услуг водоснабжения:
- "Покупная электроэнергия" - 36 448,02 тыс. руб.;
- "Амортизация" - 13 740,63 тыс. руб.;
- "Налог на имущество" - 3 416,60 тыс. руб.
в части услуг водоотведения:
- "Ремонт и техническое обслуживание" - 4 658,12 тыс. руб.;
- "Фонд оплаты труда (административно-управленческий персонал)" - 8 504,35 тыс. руб.;
- "Отчисления на социальные нужды (административно-управленческий персонал)" - 2 568,31 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований МУП "Салаватводоканал".
2. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:
- установить тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП "Салаватводоканал" на 2014 год с учётом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учёту подлежат экономически обоснованные расходы, не учтённые Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, в общей сумме 8 108,28 тыс. руб., в том числе по следующим статьям затрат: "Покупная электроэнергия" - 2 121,97 тыс. руб., "Амортизация" - 673,28 тыс. руб., "Налог на имущество" - 2 765,50 тыс. руб. в части услуг водоснабжения; "Ремонт и техническое обслуживание" - 1 862,58 тыс. руб., "Фонд оплаты труда (административно-управленческий персонал)" - 526,08 тыс. руб., "Отчисления на социальные нужды (административно-управленческий персонал)" - 158,87 тыс. руб. в части услуг водоотведения);
- в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Салаватводоканал" на 2014 год проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа, представив информацию и документы согласно приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 февраля 2014 г. N 262-э "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МУП "Салаватводоканал" и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 14 марта 2014 г. N 10