Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Гриненко А.В.,
членов Комиссии:
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Нестеренко А.В.,
главного государственного инспектора отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д.,
при участии представителей ООО "Труд" Шулуновой В.В., Карпова К.А., ООО "Стройновация" Дмитриевой Н.Б., Мустафина М.Р., Шарова И.И., ООО "Юников" Морозова И.С., представители Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал", ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ЮНИКОМ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита км 243 + 800 - км 248 + 300, Республика Бурятия (номер извещения 0302100003013000127) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, проектная документация, разработанная Заказчиком не соответствует требованиям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р, в части указания категории дороги - "II" вместо "IБ".
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 26.12.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 1 421 008 510 рублей;
3) окончание срока рассмотрения первых частей заявок 18.03.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, проектная документация, разработанная Заказчиком не соответствует требованиям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р, в части указания категории дороги - "II" вместо "IБ".
Согласно письменным возражениям Заказчика на жалобу Заявителя (исх. от 14.03.2014), представленным на заседание Комиссии, "Проектная документация по объекту "строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита км 243 + 800 - км 248 + 300, Республика Бурятия" разработана на основании задания N 261, утвержденного заместителем руководителя Федерального дорожного агентства 29.03.2011, в соответствии с подпрограммой "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 N 828. При этом заданием N 261 утверждены технические параметры, в том числе, установлена категория автомобильной дороги - "II". Таким образом, по мнению Заказчика, учитывая вышеуказанные нормативно-правовые акты, в документации об Аукционе обоснованно предъявлены требования для автомобильной дороги категории "II". При этом согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р, в утвержденной схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения, размещены сведения о реконструкции автомобильной дороги М-55 "Байкал" - от Иркутска через Улан-Удэ до Читы на участках км 8+000 - км 1105 + 600, протяженностью 1096,63 км, категории "IБ", на период до 2020 года, что свидетельствует лишь о планируемом характере указанной категории автомобильной дороги".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, обосновывающих довод жалобы.
2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании Заказчиком не установлены требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ. В указанном Техническом задании содержатся характеристики товаров, используемых при выполнении работ, но не указаны показатели данных характеристик, в соответствии с которыми участник размещения заказа заполняет первую часть заявки на участие в Аукционе. Так, например: в пунктах 22, 26 Технического задания содержится перечень показателей предписывающих знаков, горячего мелкозернистого высокоплотного асфальтобетона, при этом не указаны значения показателей, соответствующие потребностям Заказчика; в пункте 8 Технического задания установлены требования к товару "доски", при этом установлено требование "непараллельностьпластей", непозволяющее определить потребность Заказчика, в пункте 12 часть требований к столбикам указана в виде символов, значение которых Заказчиком не раскрыто.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом в соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание, размещенное Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 8.18 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "для реализации настоящего Контракта Заказчик принимает на себя обязательства в течение 7 (семи) Рабочих дней со дня, следующего днем получения уведомления Подрядчика о намерении заключить договоры:
- с Субподрядчиками и/или Поставщиками, выполняющими более 5% (пяти процентов) работ или поставляющими 5% (пяти процентов) оборудования,
- с Субподрядчиками, разрабатывающими Рабочую документацию в объеме более 1% (одного процента) от общего объема работ по разработке Рабочей документации,
дать согласие на заключение таких договоров или мотивированный отказ от согласования.
В случае непредставления мотивированного отказа в указанный срок, заключение договоров с Субподрядчиками и/или Поставщиками считается согласованным с Заказчиком".
Указанное требование не предусмотрено частями 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок.
На заседании Комиссии установлено, что начальная (максимальная) цена контракта обоснована на основании сводного сметного расчета. Вместе с тем, согласно сводному сметному расчету резерв средств на непредвиденные работы и затраты - 3%; согласно пункту 10.3 документации об Аукционе резерв средств на непредвиденные работы и затраты - 1,5%.
Таким образом, Заказчиком не установлено надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В ходе размещения заказа Потребительское общество "Вместе" обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика (далее - жалоба от 28.01.2014).
Комиссия, рассмотрев 04.02.2014 жалобу от 28.01.2014, решила признать указанную жалобу обоснованной в части неуказания в документации об Аукционе вида работ по организации строительства, признать нарушения, в том числе в части неустановления Заказчиком требований к товарам, используемым при выполнении работ, размещения Заказчиком на Официальном сайте Технического задания в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов.
На основании решения по делу от 04.02.2013 N К-200/14, принятого по итогам рассмотрения жалобы от 28.01.2014, в том числе Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), в соответствии с которым Заказчику предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 04.02.2014 по делу N К-200/14 в срок до 18.02.2014.
На заседании Комиссии установлено, что Предписание не исполнено Заказчиком в установленный срок.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнивших Предписание в установленный срок, нарушают пункт 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮНИКОМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 7 статьи 16, пункта 1 части 9 статьи 17, части 2 статьи 19.1, пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу 14.03.2013 N К-438/14, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы дела от 14.03.2013 N К-438/14 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
Д.С. Рахмедов |
|
И.А. Вершинина |
|
П.П. Игнатущенко |
|
П.А. Мироненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 марта 2014 г. N К-441/14 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был