Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N 403-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Аганиной Валентины Прокофьевны, Виноградова Романа Станиславовича и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", а также постановлениями Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" и "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан В.П. Аганиной, Р.С. Виноградова и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.П. Аганина, Р.С. Виноградов, С.И. Виноградов, А.Д. Виноградова, Г.Я. Горбунова, В.М. Денисова, Л.В. Зычкова, Л.А. Карасенко, А.И. Корнеев, В.С. Косовской, А.А. Кравцов, В.В. Лиманский, В.И. Лисеев, Л.Я. Любичева, С.А. Нижельская, Л.Н. Сорокина и В.П. Теряев оспаривают конституционность положения статьи 3 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которому законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований, а также постановлений Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" и от 3 мая 2001 года N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации".
По мнению заявителей, оспариваемые нормативные положения допускают регулирование вопросов газоснабжения не только федеральными законами, но и актами Правительства Российской Федерации и муниципальных образований, чем противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 11 (часть 3) и 76 (часть 1).
Эти нормативные положения были применены в деле А.И. Корнеева и В.П. Теряева судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (статья 11, часть 3); федеральные энергетические системы, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, безопасность находятся в ведении Российской Федерации (пункты "ж", "и", "м" статьи 71); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1).
В соответствии с указанными конституционными положениями принят Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (статья 1). Данным Федеральным законом определены полномочия Правительства Российской Федерации в области газоснабжения, в том числе полномочия по изданию нормативных правовых актов по вопросам поставок газа, пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8). В свою очередь, вопросы организации газоснабжения населения и поселений в границах муниципального района отнесены указанным Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления муниципального района соответственно (статья 7).
Такое законодательное регулирование согласуется с определенными Конституцией Российской Федерации полномочиями Правительства Российской Федерации (статьи 114 и 115) и местного самоуправления (статьи 130 и 132). Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 января 1999 года N 2-П, отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации статьей 71 Конституции Российской Федерации не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция Российской Федерации исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона.
Следовательно, статья 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", определяющая исходя из требований Конституции Российской Федерации нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации, а также принятые в соответствии с указанным Федеральным законом постановления Правительства Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Аганиной Валентины Прокофьевны, Виноградова Романа Станиславовича и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N 403-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Аганиной Валентины Прокофьевны, Виноградова Романа Станиславовича и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", а также постановлениями Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" и "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ..."
Текст Определения официально опубликован не был