1. Заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе, по причине несоответствия заявки требованиям документации.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия установила, что аукционной комиссией заказчика в заявке заявителя выявлено 5 несоответствий требованиям документации о торгах. Вместе с тем, указанные основания для отказа в допуске не подтвердились при проверке Комиссией ФАС России. Так, например, аукционная комиссия указала, что заявителем в заявке не указан цвет краски дорожной разметки. Однако требованиями документации не было предусмотрено указание участниками закупки цвета дорожной разметки в своих заявках.
Таким образом, Комиссия, всесторонне исследовав обстоятельства дела, решила, что заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе, признала жалобу обоснованной и выдала предписание о необходимости повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 20.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 940 418 710 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 (четыре) заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 (один) участник размещения заказа;
5) в соответствии с частью 10 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 07.02.2014 N 184-ЭА-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе, а именно:
- участник размещения заказа указал класс и коэффициент яркости дорожный разметки В3 - 40%, не указав для какого цвета краски указан данный коэффициент;
- участник размещения заказа представил в своей заявке требования по прочности световозвращателей согласно пункту 5.5. ГОСТ Р 50971-2011 при этом не указал класс и тип планируемых к применению световозвращателей в соответствии с указанным пунктом ГОСТа;
- в текстовой части Приложения 5 к документации об Аукционе в позиции "качественные характеристики применяемых микростеклошариков по фракционному составу (%) - для пластичных (для поверхностной посыпки материалов) - не менее 400 мкм с полным остатком на сите 500 мкм не менее 70%", участник размещения заказа указал: "качественные характеристики применяемых микростеклошариков по фракционному составу (%) - для пластичных (для поверхностной посыпки материалов) - 400-850 мкм и 1000-1450 мкм с полным остатком на сите 500 мкм 75%", не указав при этом фракционный состав в (%). Не указан полный остаток на сите 500 мкм МСШ фракции 1000-1450;
- участником размещения заказа в пункте 11.1 табличной формы заявки представлены сведения 120 Мпа (1200кгс/см2) - данное значение относится к марке породы по прочности со средним пределом прочности. Не указано точное значение предела прочности на сжатие, материала, планируемого к применению. Сведения представленные в Мпа не соответствуют сведения представленным в кгс/см2, согласно системы СИ;
- сведения, указанные в пункте 28.8 табличной части заявки - два диапазона применяемых фракций МСШ, 400-850 мкм и 1000-1450 мкм - не соответствуют сведениям, указанным в пункте 28.9 - 75% - полный остаток на сите для пластичных материалов 500 мкм. Для фракций 1000-1450 мкм остаток должен составлять 100%".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с текстовой частью Технического задания документации об Аукционе участник размещения заказа должен указать "класс и коэффициент яркости вертикальной дорожной разметки в соответствии с таблицей В.2 ГОСТ Р 51256-2011", при этом требование об указании цвета краски в документации об Аукционе не установлено. В заявке на участие в Аукционе Заявителем предложено: "Класс В3 - 40%", что соответствует документации об Аукционе.
В соответствии с текстовой частью Технического задания документации об Аукционе участник размещения заказа должен указать "требования по прочности световозвращателей согласно пункту 5.5. ГОСТ Р 50971-2011", при этом требование об указании класса и типа планируемых к применению световозвращателей в соответствии с указанным пунктом ГОСТа в документации об Аукционе не установлено. В заявке на участие в Аукционе Заявителем предложено: "Световозвращающие элементы после испытаний по 6.4.1 ГОСТ Р 50971-2011 будут механически прочными - не будут иметь трещин и отслоений материала вне области круга диаметром 12 мм с центром в точке падения испытательного груза с высоты 400 мм. Световозвращатели после испытаний по 6.4.2 ГОСТ Р 50971-2011 не будут деформироваться, а световозвращающие элементы не будут отделяться от корпуса и не будут терять световозвращающие свойства при их мойке с использованием дорожных механических щеток. Прочность световозвращателей после испытаний по 6.4.2 ГОСТ Р 50971-2011 будет обеспечивать целостность их конструкции при многократном наезде на них колеса грузового автомобиля. Световозвращатели не будут иметь трещин и отслоений, не будут как ломаться, так и отделяться от покрытия", что соответствует документации об Аукционе.
Согласно текстовой части Технического задания документации об Аукционе "Качественные характеристики применяемых микростеклошариков по фракционному составу (%) - для пластичных (для поверхностной посыпки материалов) - не менее 400 мкм с полным остатком на сите 500 мкм не менее 70%". В заявке на участие в Аукционе Заявителем предложено: "Качественные характеристики применяемых микростеклошариков по фракционному составу (%) - для пластичных (для поверхностной посыпки материалов) - 400-850 мкм и 1000-1450 мкм с полным остатком на сите 500 мкм 75%", что соответствует документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 11.1 Технического задания документации об Аукционе участник размещения заказа должен указать "Предел прочности на сжатие щебня свыше 98,1 Мпа (1000 кгс/см2)".
Заказчиком 24.01.2014 на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе: "Согласно пункту 11.1 Технического задания документации об Аукционе участник размещения заказа должен указать "Предел прочности на сжатие щебня свыше 98,1 Мпа (1000 кгс/см2). В соответствии с каким нормативным документом установлено данное требование? Необходимо ли читать данное требование как "Предел прочности на сжатие МАРКИ щебня свыше 1000?" даны разъяснения, согласно которым "Требование установлено согласно ГОСТ 31436-2011. Данное требование допускается читать как "Предел прочности на сжатие МАРКИ щебня свыше 1000".
В заявке на участие в Аукционе Заявителем в пункте 11.1 предложено: "Предел прочности на сжатие щебня 120 Мпа (1200 кгс/см2)", что соответствует ГОСТ 31436-2011 и не противоречит документации об Аукционе.
Согласно пунктам 28.8, 28.9 Технического задания документации об Аукционе участник размещения заказа должен указать: "Применяемые фракции МСШ, для пластичных материалов, мкм, не менее 400 мкм"; "Полный остаток МСШ на сите для пластичных материалов 500 мкм, %, не менее 70", соответственно. В заявке на участие в Аукционе Заявителем в пунктах 28.8, 28.9 предложено: "Применяемые фракции МСШ, для пластичных материалов - 400-850 мкм"; "Полный остаток МСШ на сите для пластичных материалов 500 мкм - 75 %", что не противоречит документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 25.02.2014 N К-369/14)
2. Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика в форме открытого конкурса.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчик использовал неправомерный способ определения поставщика в форме открытого конкурса. Комиссия установила, что предметом проводимого конкурса являлась поставка абсорбирующего белья и подгузников. Вместе с тем, согласно перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р, размещение заказов на поставку указанной продукции должно осуществляться путем проведения аукциона. Таким образом, жалоба признана обоснованной, выдано предписание об аннулировании закупки.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Организатора, Заказчиков при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Организатора, Заказчиков:
1. Организатором торгов, Заказчиками неправомерно выбран способ размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса.
2. Организатор, Заказчики объединили в один лот поставку в 2014 году технических средств реабилитации (абсорбирующее белье, подгузники) в пять разных субъектов Российской Федерации, что ограничивает число участников размещения заказа.
3. Организатор, Заказчики не установили четких требований по критерию оценки "Функциональные свойства характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" заявок на участие в Конкурсе.
Представители Организатора торгов не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Организатор, Заказчики действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 30.12.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, при размещении заказа применяется Закон о размещении заказов.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р (далее - Перечень) утвержден перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
Согласно части 2 раздела I Конкурсной документации предметом Конкурса является поставка в 2014 году технических средств реабилитации (абсорбирующее белье, подгузники). Согласно Перечню размещение заказов на поставку изделий санитарно - гигиенических прочих (код по ОКДП - 2109369) должно осуществляться путем проведения аукциона.
Таким образом, Организатор, Заказчики при размещении заказа на поставку в 2014 году технических средств реабилитации (абсорбирующее белье, подгузники), путем проведения открытого конкурса, нарушили требования части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.
2. Частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
По мнению Заявителя, поставка в 2014 году технических средств реабилитации (абсорбирующее белье, подгузники) в пять разных субъектов Российской Федерации ограничивает число участников размещения заказа.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что поставка в 2014 году технических средств реабилитации (абсорбирующее белье, подгузники) в пять разных субъектов Российской Федерации ограничивает число участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что поставка в 2014 году технических средств реабилитации (абсорбирующее белье, подгузники) в пять разных субъектов Российской Федерации ограничивает число участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
В связи с тем, что Организатор, Заказчики в нарушение требований части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов неправомерно выбрали способ размещения заказа путем проведения конкурса, довод Заявителя в отношении не установления четких требований по критерию оценки "Функциональные свойства характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" заявок на участие в Конкурсе, Комиссией не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части неправомерного выбора способа размещения заказа путем проведения торгов в форме конкурса, признать в действиях Организатора, Заказчиков нарушение части 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, выдать Организатору, Заказчикам предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем аннулирования закупки.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 18.02.2014 N К-310/14)
3. Заказчиком неправомерно объединены в один предмет торгов работы по строительству и поставка оборудования и мебели.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу на положения документации о торгах. Комиссией установлено, что заказчиком неправомерно объединены в один предмет торгов работы по строительству и поставка оборудования и мебели. Кроме того, установлено, что заказчик неправомерно не включил в документацию об аукционе проектно-сметную документацию, а также неправомерно предусмотрел возможность разрешения споров в третейском суде. Для устранения выявленных нарушений выдано предписание о внесении изменений в документацию о торгах.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один предмет торгов (один лот) неправомерно объединены выполнение строительных работ и поставка технологического оборудования для пищеблока, медицинского оборудования, лабораторного оборудования и т.д., которые по функциональному назначению не связаны между собой, что ограничивает количество участников размещения заказов. Кроме того, в документации об Аукционе не установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Предметом Аукциона является "выполнение работ по строительству объекта "под ключ": "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в рамках Региональной Программы модернизации здравоохранения Смоленской области на 2011 - 2016 годы".
На заседании Комиссии установлено, что в рамках выполнения работ помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении работ по строительству также необходимо поставить следующие товары: оборудование для пищеблока, использующееся для приготовления, хранения и подачи пищи, мебель, медицинское оборудование, лабораторное оборудование и так далее. При этом поставка вышеперечисленного оборудования технологически и функционально не связана между собой.
Таким образом, объединение Уполномоченным органом, Заказчиком в один предмет торгов (один лот) выполнения строительных работ и поставки технологического оборудования для пищеблока, медицинского оборудования, лабораторного оборудования и т.д., которые по функциональному назначению не связаны между собой влечет ограничение количества участников размещения заказа, противоречит части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация не включена в состав документации об Аукционе, не размещена на Официальном сайте. Кроме того, в документации об Аукционе не установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Отсутствие требований к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к количеству товара, связанные с определением соответствия товара потребностям Заказчика, а также отсутствие проектной документации в составе документации об Аукционе на строительство не позволяет участнику размещения заказа обоснованно сформировать свое предложение и является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Действия Уполномоченного органа, Заказчика, утвердивших документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В пункте 8.13 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование к участникам размещения заказа о "соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, а именно: наличие выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 10 "Урегулирование споров" проекта контракта документации об Аукционе "Стороны договорились о том, что любой спор, возникший из данного контракта или в связи с ним, в том числе любой спор в отношении его исполнения, нарушения любого из его условий, его существования, действительности или прекращения подлежит рассмотрению в Третейском суде в соответствии с его регламентом. Разбирательство каждого конкретного спора осуществляется одним или тремя третейскими судьями, назначенными председателем или заместителем председателя Третейского суда из состава судей, действующих на момент рассмотрения спора в Третейском суде. Местом третейского разбирательства является место нахождения Третейского суда: г. Смоленск, ул. Бакунина, д. 10А, если иное не указано в определении Третейского суда о подготовке дела к третейскому разбирательству. Решение Третейского суда является окончательным".
Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации, а, следовательно, не имеют полномочий рассматривать дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, которые подведомственны арбитражному суду.
Таким образом, в связи с тем, что разрешение подобных споров третейским судом не предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов, указанное в проекте контракта документации об Аукционе не соответствует положениям Закона о размещении заказов, что является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, утвердивших документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части неправомерного объединения в предмет торгов (один лот) выполнения строительных работ и поставки технологического оборудования для пищеблока, медицинского оборудования, лабораторного оборудования и т.д., которые по функциональному назначению не связаны между собой, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 8 статьи 9, части 1, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию о торгах.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 19.02.2014 N К-313/14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.