Решение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N АКПИ14-76 Об отказе в признании недействующим абзаца четвертого пункта 4.5.5 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования", утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 декабря 1999 г. N 490-ст

Решение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N АКПИ14-76

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 мая 2014 г. N АПЛ14-192 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Березиной А.В., с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Палымовой Е.Н. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 4.5.5 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 декабря 1999 г. N 490-ст, установил:

постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 декабря 1999 г. N 490-ст утвержден Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 51391-99). Постановление опубликовано в издании "Новая аптека", 2001, N 1. Документ утрачивает силу с 1 июля 2014 г. в связи с изданием приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 5 июня 2013 г. N 146-ст, вводящего в действие новый национальный стандарт.

Абзацем четвертым пункта 4.5.5 ГОСТ Р 51391-99 установлено, что перечень ингредиентов допускается по усмотрению изготовителя указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.

Палымова Е.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного нормативного положения по тем основаниям, что использование букв латинского алфавита при написании ингредиентов, входящих в состав парфюмерных изделий, не соответствует пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), который обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, пункту 53 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, согласно которому информация о парфюмерно-косметических товарах, помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 Правил, должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения, способах и условиях применения.

Заявитель полагает, что использование букв латинского алфавита при написании ингредиентов нарушает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.

В судебное заседание заявитель не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Росстандарта Бединова Е.О., Костылева О.Ф., Жуков А.И. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемое положение соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (TP ТС 009/2011), утвержденного Решением Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799, вступившего в силу с 1 июля 2012 г., и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

ГОСТ Р 51391-99 утвержден Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации" (утратил силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

Согласно пункту 4 статьи 10 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации", пункту 2 Положения о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100, ГОСТ Р 51391-99 опубликован в официальном издании, выполненном типографским способом издательско-полиграфическими комплексами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

ГОСТ Р 51391-99 признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", применение данного документа осуществляется в обязательном порядке в части требований статьи 46 данного закона.

Довод заявителя о том, что оспариваемое нормативное положение противоречит Закону о защите прав потребителя, суд считает необоснованным.

В силу статьи 8 Закона о защите прав потребителя потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

При этом ингредиенты, входящие в состав изделия, не отнесены пунктом 2 статьи 8 этого закона к информации о товарах, которая в обязательном порядке должна доводиться до сведения потребителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, регулирующими особенности продажи парфюмерно-косметических товаров, установлено, что информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о его назначении, входящих в состав изделия ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения (пункт 53), однако способ доведения этой информации ими не определен.

С 1 июля 2012 г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (TP ТС 009/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 799 (далее - Технический регламент), согласно которому список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита (пункт 9.3 статьи 5).

Технический регламент, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза, устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, имеет прямое действие на таможенной территории Таможенного союза; действует на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге, 18 ноября 2010 г.). Указанное международное Соглашение имеет статус международного договора, ратифицировано Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 152-ФЗ, в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 данный документ вступил в силу с 1 января 2012 г.

Таким образом, Технический регламент предоставляет изготовителю право выбора способа доведения до потребителей информации о содержащихся ингредиентах.

Статьей 2 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены указанным законом, то применяются правила международного договора.

Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 51391-99 текст на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше наносят на русском языке; возможно по усмотрению изготовителя дополнительное нанесение текста информации на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.

Пункт 4.5.5 ГОСТ Р 51391-99, предоставляющий производителю право указывать перечень ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита, в нормативном единстве с его пунктом 4.3 полностью соответствует приведенным положениям Технического регламента.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных Росстандарту полномочий, абзац четвертый пункта 4.5.5 ГОСТ Р 51391-99 не противоречит федеральному законодательству и нормам международного права, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Палымовой Е.Н. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 4.5.5 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 9 декабря 1999 года N 490-ст, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

В.А. Емышева

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалось одно из положений ГОСТ Р 51391-99 "Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования". Согласно ему перечень ингредиентов допускается по усмотрению изготовителя указывать в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита. Данный ГОСТ отменяется с 1 июля 2014 г. С указанной даты вводится в действие новый национальный стандарт - ГОСТ 32117-2013 "Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования". В нем содержится аналогичное положение.

По мнению заявителя, использование латинских букв при написании ингредиентов нарушает права потребителя на получение информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.

Но Верховный Суд РФ отклонил эти доводы.

Закон о защите прав потребителей не относит ингредиенты, входящие в состав изделия, к информации о товарах, которая в обязательном порядке должна доводиться до сведения потребителей.

Правила продажи отдельных видов товаров устанавливают, что информация о парфюмерно-косметических товарах должна содержать с учетом особенностей конкретного изделия сведения о его назначении, входящих в его состав ингредиентах, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения. Однако способ доведения этой информации правилами не определен.

С 1 июля 2012 г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции". Согласно ему список ингредиентов может быть представлен либо на государственном(ых) или официальном языке(ах) государств - членов ТС, в которых реализуется продукция, либо в соответствии с INCI с использованием букв латинского алфавита. Т. е. техрегламент предоставляет изготовителю право выбрать способ доведения до потребителей информации об ингредиентах.

В силу ГОСТ Р 51391-99 текст на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше наносят на русском языке. Возможно по усмотрению изготовителя дополнительное нанесение текста на государственных языках регионов, родных языках народов России, а также на иностранных языках. Оспариваемое положение в нормативном единстве с приведенным пунктом ГОСТа полностью соответствует техрегламенту.


Решение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N АКПИ14-76


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 мая 2014 г. N АПЛ14-192 настоящее решение оставлено без изменения